СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Общая характеристика Класса земноводные".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 7 классе по теме "Общая характеристика Класса Земноводные". 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Общая характеристика Класса земноводные".»

Открытый урок в 7 классе «Общая характеристика Класса Земноводные»

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Меня зовут Галина Анатольевна. Я учитель биологии Большечерниговской школы №2.

И сегодня науку о живых организмах у вас буду преподавать я.

Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением. Актуализация знаний.

Сегодня мы приступаем, к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого?

Я умышленно не назвала тему урока. Вы сами, с помощью моей подсказки сможете угадать, о ком пойдет речь.

Какая радостная мысль:
воспеть зеленую Колдунью,
её загадочную жизнь

подводную или земную

Волшебный мир тягучих вод
застывшего пруда и тины.
И в нем - причудливый народ,
такой доверчивый, наивный.

(учащиеся дают ответы –лягушки) слайд 2

Совершенно верно! И я вам предлагаю совершить путешествие в мир лягушек, а научное название этого класса животных – амфибии. слайд 3

Они обитают на нашей планете уже 350 млн лет. Их предки появились в девонском периоде во время глобальных изменений на Земле. Слайд 4

Эти удивительные существа смогли первыми освоить неведомый для них мир – наземно-воздушный, с совершенно иными условиями обитания. Правда, связь с водой они так до конца и не потеряли. Поэтому и называют их земноводными.


Все вы знаете сказку «Царевна-лягушка»? Так может это не сказочные превращения, когда лягушка сбрасывает кожу? Ведь в каждой сказке – молодцу урок.

И не зря, наверное, стоят памятники лягушкам, складывают о них сказки, даже на монетах изображают.

Хотите разобраться, что в земноводных сказка, а что правда?

Для этого нам необходимо иметь определенную цель, для дальнейшего исследования. Какими будут ваши предложения? (высказываются и формулируют цель) слайд 5

Цель урока: изучить внешнее строение земноводных в связи с выходом на сушу. Выяснить значение лягушек для жизни человека.

Итак, земноводные при переходе из жизни в водной наземно-воздушной среде столкнулись со многими проблемами

(предположите с какими? Высказываются, затем появляется слайд 6)

- как дышать кислородом в воздухе?

- как не высохнуть на суше?

- действие силы тяжести на суше больше, чем в воде. Как с этим справиться позвоночнику?

- как двигаться на суше?

- как ориентироваться на суше?

- как переносить перепады температуры и смену времен года?

- как размножаться на суше?

Используя материал учебника, энциклопедий, рассуждая, размышляя, мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

Работать будем в группах. Я прошу вас посмотреть на карточки которые я раздала вам при входе и на таблички на столах, сядьте в ту группу к которой относится ваше животное. Итак, в 1 группу объединились представители класса моллюсков, во 2 - тип членистоногие, группа 3- это тип иглокожие и 4 группа это класс рыбы. Попрошу вас в группах определить одного учащегося – хранителя времени, который будет активно работая в группе следить за временем.

Итак, задания и возможные ресурсы у вас на столах,

время на выполнение 7 минут.

(звучит музыка)

Задания для первой группы. (интернет, учебник) Ответьте на вопросы.

1. Каково латинское название земноводных, что оно означает?

2. На какие отряды делится класс земноводные?

3. Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы.

4. Где обитают земноводные? Возможно. ли встретить их в пустыне?

Задания для второй группы. (учебник) Вставьте нужные слова и дайте характеристику внешнего строения лягушки.

У лягушки тело делится на отделы: … , … ,

Живут земноводные в основном вблизи…, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают …Она не только увлажняет кожу, но и …Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот, что бородавки бывают, если взять в руки лягушку или жабу, это …Хотя некоторых в руки брать действительно не надо. Слизь их желез бывает … Индейцы использовали ее для своих стрел. А еще говорят, что если раздавить лягушку – это к дождю. Давить,конечно, …Но если лягушки появляются, значит влажность воздуха …, и, возможно, и правда нужно ждать дождь. Снашивается кожа очень быстро. 4 раза в год царевны-лягушки ее …, этот процесс у животных называется …Кстати, старую кожу лягушка …


Задания для третьей группы.(учебник) Ответьте на вопросы.

1. Что находится на голове лягушки?

2. Вес глаза лягушки в 2,3 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка - сидящей крупной или пролетающей маленькой?

3. От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому?

4. Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове?

5. В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб?


Задания для четвертой группы. Опишите строение скелета лягушки. Найдите особенности связанные с движением в наземной среде обитания.

Строение скелета лягушки

Отдел скелета

Строение отдела

Череп


Позвоночник


Скелет свободных конечностей:

а) передних

б) задних


Пояса конечностей

а) плечевой пояс

б) пояс задних конечностей



Время вышло, все убираем. Но прежде чем я выслушаю ваши ответы, давайте проведем небольшой социологический опрос:

  1. В некоторых странах люди лягушек используют в пищу. Встаньте те, кто не пробовал их есть.

  2. Сядьте те, кто хотел бы попробовать.

  3. Поднимите руки те кто видел лягушек в живую.

  4. А теперь все встаньте и потопайте ногами те кто считает. Что земноводные приносят пользу окружающей среде и человеку.

Хорошо, присаживайтесь.

Ну а теперь давайте выслушаем представителей от каждой группы.

Слайды 7-13

Молодцы, вы со всем справились. А давайте проверим насколько вы внимательно друг друга слушали.


Ответе какие утверждения верны, возьмите на столах цветные круги. Красный поднимаем когда утверждение неверное, желтый верно. Слайд 14

Вы все прекрасно поработали, теперь поднимите руку те кто узнал что-то новое о земноводных? А теперь те у кого остались еще вопросы? Да есть что изучать в мире этих удивительных и загадочных животных.

Но до сих пор отношение к ним человека не всегда достойно. К сожалению, многие не считают ничего плохого в том, чтобы поиздеваться над ними. Считают их даже вредными. И это можно услышать не только от мальчишек, но и порой от взрослых.

Изобразите реакцию человека, когда на его пути встречается большая жаба.

Да, у некоторых их вид вызывает отвращение. К счастью, во все времена людям хватало мудрости и понимания, что в природе у каждого существа есть право на жизнь. А земноводные отдают свою жизнь на благо человечества. Что значит отдают жизнь? (на них ставят опыты в лабораториях) И поэтому во многих городах им поставлены памятники. Слайд 15

А еще я хотела бы поведать вам одну притчу:

Один любопытный биолог решил проверить, как будут вести себя лягушки, если их поместить в горячую воду. Он налил в сосуд кипятка и посадил туда лягушку. Та ошпарилась, от неожиданности дёрнулась и — выпрыгнула.

Вторую лягушку он помести в сосуд с прохладной водой и начал повышать в нём температуру. Лягушка крутилась, вертелась, пыталась приспособиться к изменяющейся среде и в конце концов сварилась.

Так и человек войдя в помещение с резким и ядовитым запахом, что сделает? (убегает от туда, спасая себе жизнь), но нанося казалось бы незначительный вред окружающей среде: загрязняя водную, воздушную, почвенную среду, медленно отравляет свое существование.


Земля, ребята – наш дом огромный,

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том.

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

И рыб, и земноводных

Об этом наша речь!

На этой фразе я заканчиваю наше путешествие в мир амфибий и давайте вернемся к цели нашего исследования, посмотрим, достигнута ли она?

И на память о нашем уроке, я хочу подарить вам вот такую замечательную лягушку.

Спасибо за сотрудничество!













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!