СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Одиссея Робинзона Крузо"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство с жизнью и творчеством Д. Дэфо, выявление проблематики художественного произведения; формирование у обучающихся  деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Одиссея Робинзона Крузо"»

Гаспарян Н.К.

Класс: 5

Предмет: Литература

Цели: знакомство с жизнью и творчеством Д. Дэфо, выявление проблематики художественного произведения; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.

Средства обучения: тексты или учебники, проектор, экран, презентация о писателе и романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», диафильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», аудиозапись «шум моря».

Межпредметные связи: литература, скульптура, кино, музыка.

Урок комбинированный.


Ход урока


Эпиграф «Бороться и искать, найти и не сдаваться»

Приветствие. Настрой на урок:

  1. Какое у вас настроение?

  2. Готовы узнать что-то новое?

  3. Готовы начать урок и отправиться в занимательное путешествие на необитаемый остров?

Сегодня мы продолжим наш цикл уроков «Одиссея Робинзона Крузо». Давайте вспомним, почему мы выбрали именно такое название нашим урокам, посвященным Робинзону Крузо? Кто вспомнит, каково лексическое значение слова одиссея и откуда это слово произошло? (5 мин)

Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука мелодии. (Включить шум моря)

- Что это были за звуки? Да, действительно это шум моря. Какие ассоциации у вас возникают. Какую роль сыграло море в жизни героя? Сегодня мы продолжим говорить о том, как выжить в экстремальных условиях и остаться человеком несмотря ни на что. (3 мин)

В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: Какие человеческие качества помогли Робинзону выжить на острове? (СЛАЙД)

Вам было дано домашнее задание, подробнее изучить некоторые главы из произведения.

Как вы думаете, я случайно выбрала именно эти главы? (Нет, в этих главах наиболее ярко показаны те вопросы, которые автор затрагивает в произведении. В них показывается, какой это был труд был выживать на острове, как он не унывал и старался не терять надежду). Правильно, молодец. Как одним словом мы называем те вопросы, которые каждый автор затрагивает в произведении? (проблема произведения?) Да, молодец. (5 мин)


V – Сегодня мы с вами и поговорим над проблематикой романа. Какие цели мы поставим перед собой? понять, о чем хотел рассказать нам автор, что хотел до нас донести.

Какие проблемы поднимает в романе Д.Дефо? (Дети отвечают, предлагают).

  1. Проблема одиночества.

- Действительно, ребята. Основная проблема этого произведения- одиночество главного героя. Человек выброшен на необитаемый остров, он одинок, ему не с кем поговорить, не с кем поделиться радостью или горем, он грустит в одиночестве. От тоски он может погибнуть на чужой земле. Давайте найдем отрывки, в которых затрагивается тема одиночества и прочитаем. Кто нашел? Дети читают отрывок об одиночестве.

Что помогло Робинзону преодолеть чувство одиночества? Какая тема присутствует еще в этих главах?

2. Тема труда. Именно труд помог Робинзону выжить и остаться человеком.

- Робинзон Крузо не падает духом. Он себя всегда чем-то занимает, трудится, облагораживает свою жизнь. Осознав свое одиночество, герой начинает что-то искать, к чему-то стремиться, что-то делать. Не сидит сложа руки.

Нашли отрывок? Читаем.


VI – По роману Д.Дефо было снято много кинофильмов в разных странах мира. Сейчас я предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой диафильм. Остановиться на кадре с Пятницей и задать вопрос:

VII - Ребята, а еще какая тема присутствует в романе «Робинзон Крузо»?

4. Тема дружбы.

В жизни главного героя на острове появляется помощник и друг Пятница.

- С появлением Пятницы его жизнь обретает новый смысл. Какой? (Дети отвечают). Робинзон Крузо становится другом и наставником Пятницы. Он учит Пятницу общаться на английском языке, правильно готовить еду, кушать, работать, облагораживать жилище, землю, обучает разным навыкам: чтению, письму, стрельбе из ружья. Это помогает Робинзону отвлечься, ему некогда скучать. С появлением Пятницы у главного героя увеличивается шанс на спасение. Они вместе строят лодку.

(15 мин.)

VIII - Ребята, кроме кинофильмов, созданы скульптуры и памятники, посвященные главному герою романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Вы знаете, что означает слово «скульптура»? Какие вы знаете скульптуры и памятники? Где они чаще всего находятся? (Дети отвечают, если знают, приводят примеры скульптур или памятников)

- Русский поэт Алексей Козырев посвятил этому виду искусства (скульптуре) стихотворение «Сонет скульптуре». Предлагаю вам послушать это стихотворение. (Читает учитель или заранее подготовленный ученик)

Явись мне, смерть, как мрачная скала,

в которой проступают чьи-то лики;

в ней слито все, что мир назвал великим,

от подвигов до низости и зла.


Но мне природа мудрая дала

надежный молот, – и ударом диким

я изваяю из скалы безликой

подобье Жизни, полное тепла.


Удар. Еще удар. Летят каменья,

бью молотом по камню целый день я,

рука – в крови, в крови моей скала.


Но я свершу. И перестанут тени

скалы пугать земные поколенья,

и будет жизнь чиста, любовь – светла.


Давайте проанализируем это стихотворение. Это сонет, написанный современным русским поэтом А.Козыревым. Автор рассказывает о тяжелом труде скульптора, его орудие труда- «надежный молот», лирический герой высекает из камня фигуру , труд его тяжелый и результативный, получаются скульптуры, которые веками радуют глаз человека. Из камня он делает подобие живого существа. Смерть он сравнивает с «мрачной скалой», а скульптуру с «подобием жизни». Когда лирический герой высекает из камня фигуру, он вливает в нее жизнь, наделяет ее теплом, и вокруг становится все уютным, жизнерадостным, чистым и светлым. Строки из этого стихотворения я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку. Я думаю, что вы теперь лучше представляете, что значить «творить скульптуру». Это труд, который требует много времени, силы воли, мастерства, умения, точности.

(СЛАЙД)

(10 мин.)

Комментарий: Данное стихотворение я взяла для урока, потому что, по моему мнению, оно подходит к изучению темы урока, тематика близка теме труда, свершения чего-то нового, ожидания чего-то хорошего, светлого.

X. Зарядка для глаз (2 мин)

Физкультминутка

(Фонограмма – шум моря ).

Учитель:

Начинается шторм. Встали все.

Было тихо, тихо ( разводят руки в стороны )

Вдруг подул ветер ( руки вверх, имитируют ветер )

Волны поднялись высоко – высоко ( на носочки, руки вверх)

Загремел гром ( топают )

Засверкала молния ( хлопают в ладоши )

И пошел дождь ( пальчиками перебирая, стучат по столу )

Стало тихо, тихо ( разводят руки в стороны )


– Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться в сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.

– Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?

Ученики:

– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.

Давайте схематично покажем черты характера главного героя, которые проявились у него во время проживания на острове. (Дети записывают в карточки)

Цель: сделать характеристику образа главного героя.


Робинзон

Крузо




Смелый, умный, находчивый


Человечный, великодушный





Общительный, отважный,

Трудолюбивый,

предприимчивый









(раздаточный материал)

(5 мин)

Учитель:

– Подытожим нашу беседу и сделаем выводы:

Каким был герой в начале романа?

Изменился ли взгляд на жизнь героя книги в конце произведения?

Что повлияло на это? Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове в течение 28 лет? (СЛАЙД)

(Ученики высказывают свои суждения)

Вот теперь вернемся к эпиграфу нашего урока. Подходит ли он к уроку? Можно ли использовать его по отношению к главному герою? (СЛАЙД)


Восстановим текст и получим вывод: (СЛАЙД)

Роман Воспитания.

Он оказался подлинным гимном человеку, гимном неутомимой работе свободного, всепобеждающего человеческого разума, гимном неустанному поиску самого себя, своего предназначения в жизни, поиску истины. Рассказав о «бедном Робине», Дефо как бы сказал каждому человеку на Земле: «Друг мой, как это сложно и как это почётно быть человеком, человеком – творцом своей судьбы». (раздаточный материал и слайд)

(5 мин)

Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Все ли было понятно?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Давайте попробуем оценить наш урок и вашу работу! Если все понравилось и все было понятно, ставим лайки, если остались какие-то недопонимания, изображаем грустные смайлики 

- Хорошо работали на уроке, молодцы. Спасибо за участие. (Выставление оценок). Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Моя одиссея», главным героем которой будет каждый из вас. Подумайте, как бы вы повели себя, оказавшись на необитаемом острове. (5 мин)



Анфисе

Явись мне, смерть, как мрачная скала,

в которой проступают чьи-то лики;

в ней слито все, что мир назвал великим,

от подвигов до низости и зла.


Но мне природа мудрая дала

надежный молот, – и ударом диким

я изваяю из скалы безликой

подобье Жизни, полное тепла.


Удар. Еще удар. Летят каменья,

бью молотом по камню целый день я,

рука – в крови, в крови моей скала.


Но я свершу. И перестанут тени

скалы пугать земные поколенья,

и будет жизнь чиста, любовь – светла.





«Одиссея Робинзона Крузо». Урок 2.


Эпиграф: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»


Проблемный вопрос: Какие человеческие качества помогли Робинзону выжить на острове?



Робинзон

Крузо























Вывод:

Он оказался подлинным гимном ___________, гимном неутомимой работе _____________, всепобеждающего человеческого разума, гимном неустанному поиску _____________, своего предназначения в жизни, поиску _______________. Рассказав о «бедном Робине», Дефо как бы сказал каждому _________________ на Земле: «Друг мой, как это сложно и как это почётно быть человеком, человеком – _________________________________».





Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Моя одиссея», главным героем которой будет каждый из вас. Подумайте, как бы вы повели себя, оказавшись на необитаемом острове.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!