МКОУ «СОШ №28» г.о.Нальчик
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ в 6-А КЛАССЕ
на тему: «ЭПОХА ОТВАЖНЫХ РЫЦАРЕЙ »
19.10.2017г.
провели: учитель истории и обществознания
Бичекуева М.Ш.,
учитель русского языка и литературы
Раджабова С.Б
Нальчик, 2017г
Тема: «Эпоха отважных рыцарей».
Цель: сформировать у учащихся, яркое, образное представление о средневековых рыцарях и правилах рыцарского поведения, вооружении рыцарей, рыцарских турниров.
Тип урока: интегрированный урок по истории и литературе.
Оборудование: презентация на диске, наглядный материал учебника
Ход урока:
План урока:
1. Рыцарь – кто он?
2.Воспитание рыцаря
3. Снаряжение рыцаря
4. Развлечение рыцарей
5. Кодекс чести
6. Заключение
7. Вывод
Время реализации- 40 мин
Демонстрируется слайд 1.: изображена шарада.
Учитель предлагает учащимся разгадать. (Рыцарь)
Учитель истории: Рыцарь - кто это?: Демонстрируется слайд «Рыцарь XI-XIIIвв.»
(выслушав ответы учащихся, учитель истории добавляет)
Слово «рыцарь» в переводе с немецкого первоначально означало «всадник». В Средние века в Западной и Центральной Европе рыцарями называли феодалов, тяжеловооруженных конных воинов. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Главной обязанностью вассала- рыцаря было несение за свой счет военной службы в войске своего сеньора.
Учитель литературы. В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже - горожане. В отличие от жонглеров трубадуры были людьми образованными и не остались безымянными. Известны сотни поэтов, которые жили во второй половине XII-XIII веке; до нас дошло и около 30 имен женщин-поэтесс.
Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря - смелого, великодушного и справедливого. В стихах воспевались теперь не только верность сеньору, щедрость, благородство - рыцарь должен быть изящным, вежливым, привлекательным. В его воспитание входило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, играть на музыкальных инструментах, ухаживать за женщинами. Быть рыцарем - значит быть влюбленным. Таков непреложный закон. И обойти его рыцарь не мог.
Баллада В.А. Жуковского «Адельстан»(отрывок).
Рыцарь в замок Аллен входит:
Все в нем прелесть - взор и стан;
В изумленье всех приводит
Красотою Адельстан.
Меж красавицами Лора
В замке Аллене была
Видом ангельским для взора,
Для души душой мила.
Графы, герцоги толпою
К ней стеклись из дальних стран -
Но умом и красотою
Всех был краше Адельстан.
Он у всех залог победы
На турнирах похищал;
Он вечерние беседы
Всех милее оживлял…
Учитель истории: Рыцарь получал особое рыцарское воспитание.
Опережающее задание учащемуся «Воспитание рыцаря»( Бекбоев К.)
Обычно с семи лет мальчик покидал отцовский замок ислужил пажом при дворе знатного феодала. Он выполнялразличные поручения сеньора и членов его семьи. В 15лет юноша становился оруженосцем рыцаря. В замке присматривал за лошадьми и охотничьими собаками,встречал гостей, в походе вез доспехи рыцаря, а во времясражения находился позади него, чтобы в любой моментподать запасное оружие.
ПОСВЯЩЕНИЕ в РЫЦАРИ.( Романов М.)
Во время праздника воин становился наколени перед самым знатным из гостей, и тот наносилудар ладонью по затылку или клинком меча плашмя поспине либо по плечу- единственный в жизни удар,который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потомрыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня,он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем. Но нередко посвящение в рыцари происходило и на полебоя, за проявленную воинскую доблесть и верность.
Учитель литературы: В балладе В.А. Жуковского «Роланд оруженосец» - сын отважного рыцаря Милона, выступает в роли оруженосца.
Отважный Оливьер, Гварин,
Силач Гемон, Наим Баварский,
Агландский граф Милон, Мерлин,
Такой услыша вызов царский,
Из-за стола тотчас встают,
Мечи тяжелые берут;
Сверкают их стальные брони;
Их боевые пляшут кони.
Тут сын Милонов молодой
Роланд сказал: «Возьми, родитель,
Меня с собой; я буду твой
Оруженосец и служитель.
Ваш подвиг не по летам мне;
Но ты позволь, чтоб на коне
Я вез, простым твоим слугою,
Копье и щит твой за тобою».
Учитель истории.
Рыцарский замок учитель описывает, используя слайды «Замок», «Внутри башни замка» иллюстрации в учебнике, учебные картины.
Снаряжение рыцаря
Оружием рыцарей были меч, тяжелое копье (лэнс), иногда топор на длинной рукоятке, булава (палица). Защитное вооружение включало в себя доспехи рыцаря и конскую броню. Лэнс (англ. lаnсе), холодное оружие, рыцарское копье или пика. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетенная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица».
Учитель литературы.
А.С.Пушкин «Скупой рыцарь» (отрывок)
Альбер
Во что бы то ни стало на турнире
Явлюсь я. Покажи мне шлем, Иван.
Иван подает ему шлем.
Пробит насквозь, испорчен. Невозможно
Его надеть. Достать мне надо новый.
Какой удар! проклятый граф Делорж!
Иван
И вы ему порядком отплатили:
Как из стремян вы вышибли его,
Он сутки замертво лежал - и вряд ли
Оправился.
Альбер
А все ж он не в убытке;
Егo нагрудник цел венецианский,
А грудь своя: гроша ему не стоит;
Другой себе не станет покупать.
Зачем с него не снял я шлема тут же!...
Учитель истории.
Боевой конь, рыцарское снаряжение и снаряжение спутников стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым зависимые крестьяне.
Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приемам и тактике боя. «Рыцарь не может блистать на войне. Если он не приготовится к этому на турнирах».
Развлечения рыцарей
демонстрация слайда (« Рыцарский турнир. Средневековая миниатюра» )
В средневековой Европе проводились рыцарские турниры. Турнир мог быть нескольких видов. Различались турнир-бои между двумя группами равной численности, поединок - одиночный бой на копьях и бугурт - один из вариантов турнира, имитирующий штурм крепости. Существовали пешие поединки на копьях через барьер, бои на топорах и другие. В качестве награды победитель получал доспехи и коня побежденного. А иногда и денежный приз.
Учитель литературы
А.С.Пушкин «Сцены из рыцарских времен»
«…Однако что это сказал монах? Турнир в * и туда едет барон - ах, боже мой! там будет и Клотильда. Дамы обсядут кругом, трепеща за своих рыцарей – трубы затрубят - выступят герольды - рыцари объедут поле, преклоняя копья перед балконом своих красавиц…- трубы опять затрубят - рыцари разъедутся - помчатся друг на друга ... дамы ахнут ... боже мой!...»
Учитель истории.
Один из современников писал об отношении рыцарей к турнирам:
Рыцарь не может блистать на войне. Если он не приготовится к этому на турнирах. Ему надо видеть, как течет его кровь, слышать, как хрустят его зубы под ударами кулаков. Ему необходимо быть сброшенным на землю, чтобы чувствовать тяжесть тела своего неприятеля. Необходимо, чтобы, выбитый двадцать раз из седла, он двадцать раз поднимался вновь, еще более ожесточенный для боя. Только таким образом он может вступить в серьезную войну с надеждой быть победителем.
Рыцарские турниры стали приобретать все более кровавый характер, поскольку поражать противника разрешалось не только тупым концом копья, как в былые времена, но и острым. Например, во время одного из турниров погибло 60 рыцарей. Самым известным из пострадавших на турнире рыцарей можно считать французского короля ГенрихаII, погибшего во время поединка. Вскоре после этого турниры в Европе прекратились.
Кодекс чести
Для рыцаря считались обязательными моральные нормы, составлявшие так называемый рыцарский кодекс: храбрость, честность, великодушие, щедрость, гостеприимство, учтивость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
Учитель литературы.
«Песнь о Роланде»(XI-XIIвв)
Не дай Господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родной.
Позор и срам мне страшны - не кончина.
Отвагою – вот чем мы Карлу милы.
Вопрос учащимся
Бертран де Борн
А рыцарю стареть бы не давали
Отважный риск и вкус к делам большим,
Пиры в его гостеприимном зале
И щедрость, чей порыв неудержим:
Пусть на турнир иль боевой отряд
Свое добро он тратит все подряд ...
Вопрос учащимся
Какая норма поведения принималась рыцарями за образец?
Как рыцари добывали свое богатство?
На что рыцарь тратил свое богатство?
Учитель истории.
Рыцари должны были относиться друг к дpyгy, как равный к равному, с почтением. Рыцарь обязан был вступиться за слабого.
Нельзя было убивать противника сзади. Иногда, таким образом, нечестный рыцарь пытался свести счеты с личным врагом. Горе было такому нечестивцу! Его имя покрывалось вечным позором. Еще большим позором считалось убийство безоружного. Ланселот, рыцарь без страха и упрека, не мог простить себе одной «оплошности»: как-то в пылу сражения он убил двух безоружных рыцарей и заметил это, когда, увы, поправить что-либо было поздно. Он почувствовал, что не простит этого тяжкого греха, и дал обещание совершить пешее паломничество, чтобы замолить свой грех.Стремление к славе, желание быть первым вовсе не нарушало солидарности рыцарского братства. И еще рыцарь был верен своему слову и умел хранить чужие тайны. Человеку, искушённому в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно какому-нибудь монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги.
Учитель литературы.
Замечательное представление о рыцарском поведении дает прославленный роман В.Скотта «Айвенго»
“Ведь бой - наш хлеб насущный, дым сражения - тот воздух, которым мы дышим! Мы не живём и не хотим жить иначе как окружённые ореолом победы и славы! Таковы законы рыцарства, мы поклялись их выполнять, и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни”.
Награда рыцаря - слава, она увековечит имя героя.
Кого из героев романа, кроме Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Разумеется, это Ричард Львиное Сердце. Какие подвиги он совершает? Романического Ричарда Плантагенета больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоёвывает в одиночку своей твёрдой рукой и мечом, нежели победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нём Ревекка, наблюдающая из башни за сражением, говорит: “Он бросается в битву, точно на весёлый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами - кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей”.
Учитель литературы.
В русском языке существуют устойчивые выражения, связанные с рыцарями. Давайте же выясним, что они означают?
Учитель читает выражение, учащиеся объясняют, что это значит.
«Рыцарь без страха и упрека». (Так называют человека большого мужества, безупречного во всех отношениях.)
• «Рыцарь печального образа». (Наивный, романтичный мечтатель.)
• «Рыцарь на час». (Человек, который способен лишь на кратковременные благородные порывы.)
«Скупой рыцарь». (Человек, тщательно оберегающий свое богатство, наслаждающийся им)
«Железный рыцарь». (Человек сильной воли.)
Закрепление темы.Тест.
Вывод: (учитель истории)
Сколько веков минуло с тех пор, как жили на свете рыцари, а до сих пор они волнуют наше воображение. Рыцари - знатные феодалы старались быть щедрыми, таким образом, они заслуживали уважение у других феодалов;
-были верны в служении королю и сеньору;
- были отважны и презирали смерть;
Феодалы выработали правила рыцарской чести:
- искать подвиги,
-бороться с врагами христианской веры,
- защищать слабых и (сирот и вдов).
Запишите новые слова в тетради.
Рефлексия:
1) Оцените свою работу на уроке. Какую бы вы сами себе поставили оценку за урок?
2) Что нового вы узнали на уроке?
Подведение итогов. Домашнее задание- п.10, ответить на вопросы в конце параграфа. Спасибо за урок!