СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по башкирскому языку "Части тела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по башкирскому языку "Части тела"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стерлитамакская коррекционная школа- интернат для глухих и

слабослышащих обучающихся











Конспект урока на тему: “ Тән өлөштәре. Части тела”









Подготовила:

учитель башкирского языка Вагапова Г. А.















2017 г.





Урок башкирского языка в 5 классе

Тема: “ Тән өлөштәре. Части тела. “

Цели урока:

Обучаюшая: систематизировать усвоение новых слов, понятий, названий частей тела;

Воспитательная:воспитывать у учащихся интерес к изучению башкирского языка;

Коррекционно- развивающая: развивать логическое мышление , внимание, речевой слух, слухозрительное восприятие, расширять словарный запас, контролировать и корригировать произносительные навыки обучающихся.

Демонстационный материал: слайды с пословицами, предложениями, рисунками с изображениями частей тела; карточки с правилами, таблица окончаний множественного числа, башкирский алфавит.

Активный словарь: баш, күҙ, танау,ауыҙ, ирен, ҡолаҡ, теш, тел, ҡул, аяҡ.

Грамматические понятия: минең, һинең, уның.

Типичные предложения: Был минең башым. Был минең ҡашым. Был минең күҙем.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  • Һаумыһығыҙ! Башҡорт теле дәресен башлайбыҙ.

Здравствуйте, начинаем урок башкирского языка. Приготовьте к уроку учебники, карточки с таблицами,тетради.

  1. Фразы на слухо- зрительное восприятие.

Ответьте на вопросы:

  • Бөгөн нисәнсе число?

  • Аҙнаның ниндәй көнө?

  • Әле ниндәй миҙгел?

  • Бөгөн кем дежур?

  • Дәрестә кем юҡ?

  1. Ознакомление учащихся с планом урока.



Сегодня на уроке:

Будем читать.( Уҡыйбыҙ)

Будем писать( Яҙабыҙ)

Будем отгадывать загадки( Йомаҡтар сисәбеҙ)

Узнаем новые слова( Яңы һүҙҙәр өйрәнәбеҙ.)

Будем составлять предложения( Һөйләмдәр өйрәнәбеҙ)

4.Фонетическая гимнастика.

За- зә, ҙа- ҙә, ҡа- кә

Ҡаза, кәзә

Ҡаза килтерә кәзә.

4.Повторение пройденного материала.

-Сколько букв в башкирском алфавите?(42 )

- Сколько специфических башкирских букв? ( 9)

Назовите их: ( Ғғ, Ҡҡ. Ҙҙ, ң, Өө, ҫ, Һһ. Әә)

  • Сколько гласныхһ( 9)

Твердые гласные: а, о, у, ы

Мягкие гласные: ә, ө, ү, э( е), и

6. Дыхательная гимнастика “ Раздуй снежинки”

7. Определение темы урока.

А сейчас, слушайте меня внимательно, говорите, что слышите: (работа с экраном )

Голова, нога, рука, глаз, рот, ухо...

  • Что вы называли?Как мы можем назвать все одним словом?( Части тела)

Тема сегодняшнего нашего урока: Тән өлөштәре. Части тела.

Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока.

8. Объяснение новой темы. Усвоение и активизация новых слов в лексике.

Внимательно посмотрите на рисунок , назовите основные части тела. ( Называют). Некоторые части тела человека единичные, некоторые парные. О парных частях тела мы говорим во множественом числе. Для следующей работы приготовьте тетрадь № 3, таблицу с окончаниями мн. числа.

-Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки. ( Все загадки демонстрируются на экране. Учащиеся отгадывают, добавляют окончания мн. числа,записывают слова в тетради).

1. Горшочек умен, семь дырочек в нем. ( Голова- баш)

2. Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. ( Глаза- күҙҙәр)

3. Темная полоска,

Протянулась плоско,

Через поле,,косогоры,

Сквозь холмы и горы.(Брови- ҡаштар )

  1. На лице он выдается,

Не в свои дела суется,

но сопеть и нюхать тоже,

с удовольствием он может. ( Нос- танау)

  1. Никуда не торопись ты,

И не кушай очень быстро,

Ты его не набивай,

И, конечно, не зевай!( Рот- ауыҙ)

  1. На красной перекладине белые куры сидят. ( Зубы- тештәр)

  2. Если б не было его,

Не сказал бы ничего. ( Язык- тел )

  1. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. ( Ноги- аяҡтар)

  1. Двое белых лебедей-

У каждого по пять детей. ( Руки- ҡулдар)

9.Физминутка.

Бер, ике- беҙ баҫтыҡ, ( Руки вверх, руки вниз),

Сәп- сәп итеп ҡул саптыҡ. ( Хлопают в ладоши)

Аяҡтарҙы бер урында(Топают ногами ),

Тып- тып итеп беҙ баҫтыҡ.( Присесть, встать, повторить два раза) ,

Инде бер аҙ хәл алдыҡ,

Тыныс ҡына ултырҙыҡ. ( Присаживаются)

10.Закрепление новых слов.

А сейчас проверим, как вы запомнили новые слова. ( Показываю слайды, учащиеся называют части тела) .

Запишите их тетради № 3( Записывают все слова с переводами и в ед. числе.

Мы узнали, как по башкирски называются некоторые части тела. Как же мы скажем, чья это голова, чей рот, нос и т.д.? ( мой/ моя, твой/ твоя, его/ ее)

В русском языке принадлежность ( эйәлек төшөнсәһе) обозначается при помощи притяжательных местоимений: мой/ моя, твой/ твоя, его/ ее.

Аналогические местоимения имеются в башкирском языке: мин- мой, һинең- твой, уның- его. Однако, в башкирском языке, помимо этих местоимений для обозначения принадлежности употребляются особые притяжательные окончания. Сегодня мы познакомимся с окончаниями 1- го лица, ед. числа- м, - ым/ ем, ом/ өм.

11.Выполнение заданий.

Задание 1. Переведите предложения на башкирский язык, допишите окончания принадлежности. ( Выполняют в парах).

  1. Это моя голова. Был мин... баш...

  2. Это мой глаз. Был мин... күҙ...

  3. Это мой нос. Был мин... танау...

Задание 2. Переведите предложения на русский язык. ( Выполняют индивидуально).

  1. Был минең ауыҙым.

  2. Был минең телем.

  3. Был минең тешем.

12. Объяснение домашней работы.

Стр. 58, стихотворение “ Был мин” .( 1. Читает учитель. 2. Читают хором.)

Дома: научиться читать выразительно , уметь показывать части тела.

13. Завершение урока.

Рефлексия.

-Что мы делали сегодня на уроке?

1. Читали. ( Уҡыныҡ)

2. Писали. ( Яҙҙыҡ)

3. Отгадывали загадки. ( Йомаҡтар систек)

4. Узнали новые слова. ( Яңы һүҙҙәр өйрәндек)

5. Составляли предложения. (Һөйләмдәр төҙөнөк)

- Какие новые слова вы узнали?

- Тебе понравился урок?

- Что тебе больше всего понравилось?

- Как ты работал на уроке?

- Тебе было трудно/ легко?

- Какую оценку ты себе поставишь?

Выставление оценок.

Дәрес тамам. Һау булығыҙ!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя