СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии для 6-го класса на тему «Папоротникообразные»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии для 6-го класса на тему «Папоротникообразные»»

г.Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №80

имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша











Открытый урок по биологии для 6-го класса на тему

«Папоротникообразные»













Подготовила учитель биологии

1-й категории

Королёва Татьяна Николаевна









Сочи,2016

Пояснительная записка

Урок в 6 классе на тему «Папоротникообразные» является заключительным в теме по изучению высших споровых растений. Особенностью данного урока является то, что этот урок должен стать не только заключительным, но и уроком, который закрепит знания учащихся. Урок направлен на максимальное усвоение материала путем комбинирования различных видов деятельности, цель урока максимально закрепить пройденный материал, так как эта тема в последующих классах практически не затрагивается, а в ЕГЭ материал по данной теме весьма часто имеет место быть. Урок сориентирован не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Главная цель урока биологии в 6-ом классе - развивать у школьников в процессе изучения темы понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия высших споровых растений. Вместе с тем задачи урока максимально направлены на развитие экологического образования.

Задачи: Углубить знания об отличительных чертах организации высших споровых растений , показать их разнообразие, познакомить с основными отделами, на которые подразделяют высшие споровые растения в зависимости от особенностей их строения, рассмотреть приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение высших споровых растений в природе и народном хозяйстве; продолжить формирование умений узнавать изученных представителей, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу в процессе изучения заключительной темы.

Во время урока используется компьютер, благодаря тому, что презентация не является объемной и теоретически загруженной на уроке дети положенное время ,т.е. не более 15 минут смотрят на монитор что соответствует здоровье сберегающим нормативам.

На уроке у учащихся используются различные формы обучения, которые позволят учителю распределить учеников таким образом ,что каждый ребенок не смотря на особенности своего темперамента и характера сможет активно принимать участие в уроке. Индивидуальные особенности коллектива учитель изучает заранее.

Тема урока: « Папоротникообразные.»

Задачи:

  • ознакомить учащихся с усложнением в строении папоротников, хвощей и плаунов, их общими признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубить представления о высших споровых растениях;

  • продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;

  • воспитать интерес к предмету и процессу обучения через различные приемы технологии и анимации.

Оборудование:

  • изображение папоротников, хвощей (весенних и летних побегов) и плаунов,

  • живой мох,

  • компьютер,

  • презентация

ХОД УРОКА

1 Организационный момент

Вступление под музыку Моцарта

Проверка знаний(фронтальный опрос)

За каждый верный ответ ученик получает звездочку, за урок необходимо набрать 5 звезд ,чтобы получить оценку «5»

Вызов:В ночь на Ивана Купалу отправлялись люди в дремучие леса искать цветущий Орляк. Верили, что он цветет 1 раз в жизни, и тот, кто увидит этот цветок, обретет знания о вселенной, будет всемогущим и счастливым. Что это за растение? Ответ: папоротники.

2 Актуализация и мотивация :

Тема урока: Папоротникообразные.

Ключевые слова (на доске):

  • Корневище

  • Вайя

  • Сорусы

  • Спорофит

  • Гаметофит

Попробуйте рассказать что-нибудь об этих понятиях. Какие предложения можно составить с этими словами? Какое отношение к теме сегодняшнего урока могут иметь данные понятия? С какими терминами встретились впервые? (подчеркиваются слова, к которым необходимо вернуться в конце урока).

Итог (конкретизация целей): таким образом, по окончании урока необходимо

  • знать термины: корневище, сорусы, вайя;

  • понимать, что папоротникообразные имеют более сложное строение, чем все ранее изученные растения;

  • применять полученные сегодня знания при решении творческих заданий, при составлении схем, в повседневной жизни.

3 Изучение нового материала:

Задание 1: Работа в листочках – проводниках.(Приложение 1) Я читаю предложения, если вы согласны с высказыванием, ставите напротив соответствующего предложения +, если не согласны, ставим –

  1. Тело папоротника состоит из вайи и корневища.+

  2. У этих растений хорошо развиты проводящие и механические и запасающие ткани.+

  3. Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.-

  4. Половое размножение папоротников зависит от воды.+

  5. Древовидные папоротники – вымершие растения.-

Осмысление: (соприкосновение учащихся с новой информацией – работа с текстом учебника; ученик под руководством учителя и с помощью своих одноклассников отвечает на вопросы, которые возникли на этапе вызова).

Открыли учебники стр.____, работаем с текстом: читая параграф ___, находим ответы на вопросы, касающиеся неизвестных вам терминов и тех 5-ти суждений, что вы прослушали, верно ли вы поставили знаки +, -

По ходу работы карандашом делаем следующие пометки:

  • Известно V

  • Интересно и неожиданно +

  • Хочу узнать подробнее ? -

В процессе чтения текста, работая в парах, составляем схему размножения папоротника по схеме в учебнике.

Возврат к верным – неверным суждениям : какие предложения были правильными, в каких была неточность?

По желанию ученик выходит к доске, и составляет схему размножения папоротников, если справляется с поставленной задачей, то получает звездочку.

По окончании работы с текстом учебника смотрим на диске дополнительный материал. Мультимедиа: «размножение плауна» , «размножение хвоща», «размножение папоротника» сравниваем размножение этих организмов в листке-проводнике.

Размышление (осмысление и закрепление полученной информации).

  • Что такое гаметофит?(половое поколение)

  • Что такое спорофит? (бесполое поколение)

  • Почему папоротникообразные называют споровыми? (размножение с помощью спор)

  • Какое необходимое условие для оплодотворения?(вода)

  • Чем отличается спора от половой клетки?(спора- однообразная, гамета- бывает мужской и женской)

  • Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?(разведение папоротника как декоративное растение, уход за комнатными растениями)

  • О чем хотели бы узнать?

Возврат к ключевым словам: что такое корневище, вайя, сорусы, спорофит, гаметофит?

4 Закрепление

Задание 4

Выявление соответствий в таблице, и решение кроссворда.

Оценивание: отметки получают все обучающиеся ,кто собрал необходимое количество звезд (“4” – “5”).

5 Домашнее задание: параграф ____, написать эссе на тему урока (по желанию),решить кроссворд.














Приложение 1

План урока

1 Приветствие

2 Знакомство

3 Организационный этап: звездочки

4 Вопросы: ЧТО ? ГДЕ ? Когда ? Угадай!

Тест

________________________________________________________________________(7мин)

6 Легенда:

7 Вопрос? Правдива ли легенда, и можем ли мы найти цветок папоротника ?

8 Постановка цели. Что необходимо сделать чтобы доказать или опровергнуть легенду?

9 Заполняем лист-проводник и знакомимся с заданиями. Изучение внешнего строения.

Даём определения глядя на изображения. Проверяем правильность с помощью терминологического словаря. И записываем кратко в лист проводник.

10 Проверяем по словарю!

________________________________________________________________________(7мин)

11 Чтобы понять насколько хорошо вы знакомы с папоротниками давайте рассмотрим утверждения и рассудим насколько они верны.

12 Используя учебник проверьте насколько хороши вы осведомлены .

13 Зачитываем правильность на звездочку.

________________________________________________________________________(9мин)

14 Как показало задание, далеко не все нам известно. Мы изучили внешнее строение, а какой процесс необходимо изучить, чтобы наш вопрос ,цветет ли папоротник, получил ответ?

15 Видеоряд: размножение папоротника. Последовательность изучаем в учебнике, составляем схему на звездочку.

16 Проверяем!

________________________________________________________________________(6мин)

17 Итак, у папоротника никаких признаков цветения мы не обнаружили, может это явление характерно для других папоротникообразных ?

18 Переходим к 3-му заданию посмотрите таблицу, прочитайте что мы должны сделать? А помочь нам снова может видеоряд.

19 Проверка на звездочку.

______________________________________________________________________ (5 мин)

20 И здесь мы не обнаружили необходимого качества. Может мы что –то пропустили?(возврат к терминам)Даём определения!

21 Итак ,оказались правы те кто все таки не поверил в легенду, это мы уже доказали .А для чего тогда нужны эти растения , раз богатство и великое знание с их помощью не приобрести? Давайте познакомимся с ними поближе с помощью моего рассказа.

22 Заполнение соответствий (используем текст приложения)

23 Проверка соответствий. На звездочку, таблица на монитор.

_______________________________________________________________________(4 мин)

24 Итак сегодня мы выполнили наше задание? Ответили на вопрос? Какой можно сделать вывод?

Можно начать словами : «Папоротник не цветет, потому что он………….»

25 Д/З Пар 41 решить кроссворд или написать эссе на тему «Правдива ли легенда»

_______________________________________________________________________(2 мин)







Приложение 2

Терминологический словарь

Лист-в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез.

Корень- осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений.

Стебель- удлинённый побег высших растений, служащий механической осью, также выполняет функцию проводящей и опорной базы для листьев, почек, цветков

Побег-один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками.

Корневище- видоизменённый побег, обычно подземный, с чешуевидными, недоразвитыми или рано отмирающими листьями, верхушечными или пазушными почками, придаточными корнями.

Ризоиды- нитевидные образования из одной или нескольких однорядных клеток; служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ.

Таллом-вегетативное тело водорослей, грибов, лишайников, некоторых моховидных, не дифференцированное на органы (стебель, корень, лист) и не имеющее настоящих тканей

Спорангий-Орган растений, в котором развиваются споры, служащие для бесполого размножения.

Спора- микроскопические зачатки низших и высших растений, имеющие разное происхождение и служащие для их размножения и (или) сохранения при неблагоприятных условиях.

Гамета-половые клетки животных или растений.

Антеридий-мужской орган полового размножения; гаметангий, в котором образуются мужские половые клетки (гаметы) – сперматозоиды.

Архегоний- женский орган полового размножения у высших споровых (мохообразные, папоротниковидные и пр.) и голосеменных растений...

Спорофит-бесполое поколение растений, производящее споры, в результате развития которых образуется гаметофит, или половое поколение.

Гаметофит-половое поколение у растений, имеющих чередование поколений. Г. чередуется в цикле развития с бесполым поколением или спорофитом.

Ваяй- крупный, сильно расчленённый, похожий на ветку лист папоротника (иногда листья пальм).

Сорусы-это органы бесполого размножения папоротников, хвощей, плаунов и других риниофитов.

Приложение 3

Лист-проводник для работы учеников 6-д класса_________________________________________(Ф. И.)

Главные термины урока

  • Корневище

  • Вайя

  • Сорусы

  • Спорофит

  • Гаметофит


Задание 1

Я читаю предложения, если считаешь высказывание верным, ставишь напротив соответствующего предложения +, если считаешь его неверным, ставим –.


Утверждение

«+» Согласен/ « - » Не согласен

  1. Тело папоротника состоит из вайи и корневища.


  1. У этих растений хорошо развиты проводящие и механические и запасающие ткани.


  1. Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни


  1. Половое размножение папоротников зависит от воды.


  1. Древовидные папоротники – вымершие растения.



Задание 2

После просмотра видеоматериала, составьте схему из фрагментов, (работа в паре).

























Задание 3

Просмотри видео ряд и сравни особенности в размножении плауна и хвоща.

Сравнение

Сходство

Различие

Гаметофит (Есть или нет)



Спорофит (Есть или нет)



Заросток(однолетние или многолетний)



Какое необходимое условие для оплодотворения?



Споры созревают (в спороносном колоске или спорангии)



Вывод: Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?

О чем хотели бы узнать?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4

ВСЕ перепуталось, посмотри! Сопоставь цифры в первой колонке с буквами во второй колонке. Ответ впиши в таблицу, которая располагается ниже.


Свойство

Представитель

1 Противогельминтное, декоративное, ядовитое растение.

А Хвощ

Каменный уголь

Б Плаун

2 Молодые листовые побеги, используют в пищу и называют улитками в Китае и Японии.

В Древовидные папоротники

3 Присыпка при прении, и добавка к бенгальским огням, средство при облысении.

Г Орляк

4 И кровоостанавливающие средство, и средство для чистки котелков.

Д Щитовник мужской











Приложение 4

ТЕСТ.

1. У мхов-печоночников тело представлено

1) стеблем и ризоидами 2) слоевищем 3) побегом 4) стеблем и листьями


2. Представителями листостебельных мхов являются

1) риччия водная 2) кукушкин лен 3) маршанция 4) сфагнум


3. При размножении мхов из спор развиваются

1) половые клетки 2) гаметофит 3) побег 4) спорофит


4. Мхи, как и другие, растения

1) содержат хлорофилл 3) имеют ризоиды

2) способны к фотосинтезу 4) имеют слоевище


5. Вода мхам необходима для

1) распространения спор 2) полового размножения 3) питания 4) дыхания


6. У листостебельных мхов тело представлено

1) слоевищем 2) побегом и ризоидами 3) побегом 4) стеблем и листьями

Критерии оценивания:

Если все верно «+», если верно больше половины «v»,две галочки равны 1-му плюсу.

6-5 «+» –оценка «5»

4- 3 «+» – оценка «4»

3-2-«+» - оценка «3»

Менее 2-«+» оценка«2»

ТЕСТ.

1. У мхов-печоночников тело представлено

1) стеблем и ризоидами 2) слоевищем 3) побегом 4) стеблем и листьями


2. Представителями листостебельных мхов являются

1) риччия водная 2) кукушкин лен 3) маршанция 4) сфагнум


3. При размножении мхов из спор развиваются

1) половые клетки 2) гаметофит 3) побег 4) спорофит


4. Мхи, как и другие, растения

1) содержат хлорофилл 3) имеют ризоиды

2) способны к фотосинтезу 4) имеют слоевище


5. Вода мхам необходима для

1) распространения спор 2) полового размножения 3) питания 4) дыхания


6. У листостебельных мхов тело представлено

1) слоевищем 2) побегом и ризоидами 3) побегом 4) стеблем и листьями

Критерии оценивания:

Если все верно «+», если верно больше половины «v»,две галочки равны 1-му плюсу.

6-5 «+» –оценка «5»

4- 3 «+» – оценка «4»

3-2-«+» - оценка «3»

Менее 2-«+» оценка«2»

Ответы на тест: 1- 1, 2- 2,4 3- 2, 4- 1,2 5- 2,3 6- 2

Приложение 5

Жизненный цикл папоротника.









Приложение 6 к таблице

Знаете ли вы?

Некоторые виды ядовиты. Наиболее токсичными из произрастающих в России папоротников являются представители рода Щитовник . Экстракты из щитовника обладают антигельминтным действием и используются в медицине.

Вайи некоторых щитовников широко используются как зелёный компонент флористических композиций. 

Молодые листовые побеги используют в пищу называют улитками в Китае и Японии.

В медицине используются препараты хвоща полевого, которые обладают разносторонним и разнообразным действием. Их применяют как кровоостанавливающее, общеукрепляющее, ранозаживляющее и вяжущее средство.

Высушенные стебли хвощей, содержащие большое количество солей кремния, применяются для шлифования поверхностей, в частности, столярами и живописцами. Прежде стеблем хвоща чистили горшки и кастрюли.

В научной медицине применяют споры (обычно плауна булавовидного) — прежде в России их называли ликоподий, или плаунное семя — для приготовления детских присыпок, пересыпания пилюль. В косметологии плауны применяют при фурункулёзе и против облысения. В пиротехнике споры иногда добавляют в составы бенгальских огней.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!