Тема: «Весенний вечер» По Ю. Ковалю
Задачи:
Обучающие:
Отработать навыки работы с текстом.
Развивающие:
Развивать навык осознанного выразительного чтения.
Развивать навыки связной речи и расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природе.
Воспитывать устойчивый интерес к мыслительной деятельности.
Воспитывать внимание к ответам товарищей и аргументированное оценивание их ответов.
Коррекционные:
Развивать слуховое восприятие учащихся.
Автоматизировать и корректировать произносительные навыки.
Вид урока: первоначальное знакомство с текстом и анализ содержания прочитанного.
Ход урока
I. Орг. Момент.
1) Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
- Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте улыбкой меня.
- Настроимся на урок. Слушайте внимательно.
Психологический настрой.
-Ребята, сегодня хорошая погода, светит ласковое солнышко. Солнце светит всем и каждому из нас. Пусть лучики солнца попадут к нам в класс, согреют всех своим теплом, придадут нам силы и уверенности в знаниях.
2) Упражнение для губ и языка.
Чтобы нам правильно и чётко читать, урок мы начнём с артикуляционной гимнастики. Я называю упражнения, вы выполняете. Все упражнения вы знаете.
«Улыбка», «дудочка», «гармошка», «лопатка», «часики», «лошадка».
- Молодцы!
. Чистоговорка. На-на-на-наконец пришла весна.
(чтение хором;- чтение медленно; - чтение по одному).
- Молодцы! Вот вы и готовы к работе.
4) Вступительное слово учителя.
Ребята, посмотрите в окно. Что привлекает ваше внимание?
-- Конечно, удивительный весенний денёк и доброе, тёплое, весеннее солнышко, которое заглянуло к нам в класс и будет с нами весь урок. (Вывешиваю солнышко). Оно будет создавать нам тёплую, дружескую атмосферу на уроке. Будьте сегодня спокойными, внимательными и активными.
И так, у нас урок чтения.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Юрия Коваля.
Будем учиться правильно читать его, произносить трудные слова, познакомимся с новыми словами и тем самым, пополним свой словарный запас.
Ю́рий Ио́сифович Кова́ль (9 февраля 1938, Москва — 2 августа 1995, Москва) — советский и российский детский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник и скульптор, автор и исполнитель песен.
Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы.
Юрий Коваль родился в Москве 9 февраля 1938 года. Его отец был начальником уголовного розыска. Мать работала главным врачом психиатрической больницы под Москвой.
Первые рассказы Коваля «Зайцы» и «Дождь» были опубликованы в институтской газете, причём за них автору даже была присуждена премия.
В институте Коваль получил диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Юрий Коваль впоследствии не раз выступал в качестве иллюстратора к своим (и не только своим) книгам.
Юрий Коваль любил путешествовать,а свои впечатления от путешествий он отражал в своих произведениях.
II. Проверка домашнего задания.
- Кто мне скажет, с каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке»? («Полюбуйся, весна наступает»).
- Что было задано на дом? (научиться читать стихотворение выразительно).
- А что значит выразительно, напомните мне? (плавно, красиво, соблюдая все знаки препинания).
- Откройте учебники на с. 50 и повторите стихотворение. Сейчас будем читать стихотворение
- Оценивание учителем
- Солнышку тоже понравилось, как вы справились с домашним заданием.
- Закройте учебники, положите на край парты.
III. Новый материал.
1) Сообщение темы и цели урока.
В начале урока я вам говорила, что мы познакомимся с новым рассказом. У нас на доске карточки с буквами, сложив которые у вас получится название рассказа. Посмотрите внимательно на эти слоги, которые на доске. Давайте попробуем сложить из них название рассказа, который будем сегодня читать.
- Так как же называется наш рассказ? (Открываю доску).
- Давайте хором прочитаем название
2) Словарная работа.
-Но прежде чем приступим к чтению, давайте познакомимся с трудными и новыми словами, которые встретятся в тексте.
- Давайте порассуждаем, что такое закат (на доске).
- А теперь обратите внимание на монитор, и прочитаем хором значение слова.
- Теперь подумайте и ответьте, что такое просека? (на доске)
- Обратите внимание на экран, как она выглядит и прочитаем значение этого слова. – А ещё в рассказе будет говориться о птице Вальдшнеп, о которой вы наверняка ничего не знаете и не слышали. (на доске). Я хочу вам рассказать о ней более подробно.
- Посмотрите, как выглядит эта птица.
- Вальдшнеп – это крупная лесная птица с длинным прямым клювом и короткими ножками, которые частично покрыты оперением. Оперение ржаво-буроватое с чёрными, серыми или рыжими пятнышками. Такой окрас делает её незаметной среди зарослей кустов и деревьев. Вальдшнеп ведёт скрытный ночной образ жизни, а днём отдыхает. Длинный клюв птицы помогает добывать пищу. Погружая его в грязь, она находит добычу, быстро достаёт и глотает её. Излюбленная пища птицы – дождевые черви.
- Давайте, хором прочитаем это слово (индивидуально). Помимо этих новых слов в рассказе вам встретится длинное, трудное для чтения слово – по-чувст- во-вал. Давайте хором прочитаем его (индивидуально).
3. Первичное чтение рассказа учителем с. 51-52
- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушаете меня, затеммне ответят на вопрос:
1 ряд- «Каких птиц в лесу увидел автор?»
2 ряд – «Какие звуки издавали дрозды».
- Ребята, кто помнит, на какой вопрос нужно ответить?
- Кто готов ответить на вопрос?
- Ребята, а как вы думаете, почему рассказ называется «Весенний вечер»?
- Какие ещё признаки весны вы знаете?
- А кто мне назовёт весенние месяцы?
- Молодцы! Вы хорошо отвечали на вопросы, и мы с солнышком вами очень довольны.
4. Чтение рассказа по цепочке.
- От какого лица ведётся рассказ? Кто рассказывает историю?
- Историю рассказывает автор.
- Сейчас прочитаем рассказ по цепочке.
- Чтобы вам потренироваться в правильном чтении рассказа, прочитаем его по цепочке, а затем вы ответите на вопрос: «Как называются цветы, которые автор увидел в лесу»?
- Все внимательно следим по тексту. Кто готов ответить на вопрос?
- А знаете ли вы, как выглядят эти цветы? (картинка). Давайте посмотрим.
- Найдите и прочитайте строки, где говорится о том, как выглядят эти цветы. Легко ли их сорвать? Почему?
- Молодцы!
Физминутка.
- Сейчас, ребята, покажем солнышку, что происходит, когда оно греет весной. Встаньте около своих парт и повторяйте за мной движения.
Солнце засветило, (Руки через середину поднять вверх)
Сугробы растопило. (Руки через середину опустить)
Теплую погоду принесла весна. (Руки в сторону - покружиться)
Грачи к нам прилетают (Махи руками)
И еж с медведем знают: (Руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу)
Пора им просыпаться, (Потянуться, посмотреть по сторонам)
Весною любоваться!
- Молодцы, ребята. Порадовали солнышко. Присаживайтесь.
6. Работа в парах.
- Следующее задание будете выполнять по карточкам. Каждому я раздам по вопросу. Ваша задача – прочитать вопрос найти ответ в тексте и прочитать его. А остальные ребята проверяют правильность вашего ответа.
1 п. – Почему автор оставил цветы на пеньке?
2 п. – Где и как пролетал ястреб?
3 п. – Где стоял автор?
4 п. – Где и как издавали голос дрозды?
– Какая была погода, когда автор возвращался домой?
- Молодцы! Вы все внимательны и правильно отвечали на вопросы.
7. Чтение рассказа по эстафете.
- А для того, чтобы вам закрепить чтение рассказа, предлагаю немного поиграть.
Игра называется «найди слова».
- Я буду говорить слова. Вы это слова находите в тексте и читаете целое предложение. Солнце
Сугробы
Стебли
Ласковый голос
Волчье лыко
(находят слова и читают)
- Молодцы! Солнышко порадовало ваша внимательность.
- Понравился вам рассказ?
- Сегодня мы познакомились лишь с одним рассказом Юрия Коваля, который писал о природе. А кто захочет почитать другие его произведения, в нашей библиотеке есть рассказы этого автора. И в свободное время вы можете взять и почитать книгу.
VI. Рефлексия. Итог урока. Оценивание.
- С каким рассказом мы сегодня познакомились? Что нового вы узнали на уроке?
- Трудно ли было находить в тексте нужные ответы?
- Тогда я предлагаю вам закончить фразу:
Из урока мне больше всего запомнилось….
- Ребята, мне хотелось бы узнать, какое впечатление на вас произвёл урок.
- Перед вами лежат лучики жёлтого и синего цвета. Сейчас каждый из вас выйдет к доске. И если урок понравился и было интересно, прикрепит к солнышку жёлтый лучик, а если было неинтересно – синий лучик.
- Посмотрите, какое у нас лучистое, яркое солнышко. Видите, как оно довольно вашей работой.
- Ребята, в начале урока я говорила про критерии, по которым вы должны оценить свою работу. Поднимите руки те, кто читал сегодня без ошибок, отвечал полными, правильными ответами на вопросы.
- Оценивание учителем.
- Поднимите руки те, кто допускал незначительные ошибки при чтении, не всегда отвечал полными правильными ответами.
- Оценивание учителем.
- Поднимите руки те, кто допускал много ошибок при чтении, не всегда правильно отвечал на вопросы. Таких у нас нет.
- Оценивание учителем по критериям.
Мне было интересно сегодня с вами работать. А на следующем уроке мы познакомимся с новым рассказом, который называется «Опасная красавица».
Всем спасибо за работу, урок окончен.