ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
2 класс
Учитель: Падерина Е. В.
Тема урока: В.И. Белов «Малька провинилась»
Цель: познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась»; развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы; воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.
УУД:
Личностные:
умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
развитие готовности к сотрудничеству;
интерес к общему делу;
самоконтроль, самооценка.
Регулятивные:
определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
умение прогнозировать текст;
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
слушание и понимание речи других;
умение работать в паре, умение договориться.
Познавательные:
ориентирование в учебнике;
анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
определение основной и второстепенной информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
установление причинно-следственных связей;
постановка и решение проблемы.
Ход урока.
Организационный момент. (Слайд 1)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка. (Слайд 2)
Скороговорка
У ежа – ежата,
У ужа - ужата,
У чижа – чижата
.- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»). (Слайд 3)
- Что означает слово любовь? (Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. ... Чаще всего любовь характеризуется как чувство сильного влечения и эмоциональной привязанности.)
- Между кем может возникнуть любовь?
- Любовь бывает разная: (Слайд 4)
любовь между мужчиной и женщиной;
любовь родителей к детям;
любовь детей к родителям;
любовь к своим родственникам и друзьям;
любовь к животным.
Проверка домашнего задания.
- С каким произведением из этого раздела вы познакомились? (И. Соколов- Микитов “Листопадничек”).(Слайд 5)
Тест
И. Соколов – Микитов “Листопадничек”
1.В какое время года родились зайчата:
а) весной б) осенью в) зимой г) летом
2. Сколько зайчат родилось у зайчихи:
а) 6 б) 3 в) 4 г) 5
3. Кто называет осенних зайчат «листопадничками»:
а) рыбаки в) охотники
б) лесники г) браконьеры
4. О чем мечтал зайчонок:
а) подружиться с журавлятами
б) научиться летать в) отправиться в поход
5. За кем и куда побежал маленький зайчонок:
а) за журавлями в теплые страны
б) за зайчихой в норку
6. Кого встретил Листопадничек около глухой лесной речки:
а) зайчат б) бобров в) журавлей
7. Что такое «хатка»:
а) глубокая норка в) теплое дупло
б) небольшой домик
8. Корм для бобрят – это:
а) мягкие ивовые ветки в) мягкие березовые ветки
б) сладкая репка г) осиновая кора
9. Что попросил зайчонок у бобров покушать:
а) морковку в) репку
б) капусту г) картошку
10. Какого зверя встретил в кладовой Листопадничек:
а) лисицу б) выдру в) бобра
11. Какая беда случилась ранней весной:
а) пожар б) наводнение в) землетрясение
(Слайд 6)
- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).
- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).
Мотивация учебной деятельности.
Работа со стихотворением.
- Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о какой любви идёт речь.
Нам живётся легко и просто
Оттого, что своим теплом
Наши бабушки, наши мамы
Согревают наш милый дом.
Мир для нас защитить готова
Добрым сердцем любая мать!
- О какой любви идёт речь в этом стихотворение? (о любви матери к своему ребёнку)
- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.
Ассоциативный куст.
- Давайте все вместе назовём качества материнского сердца (дети называют, учитель вывешивает слова на доску)
Любовь, доброта, тревога, уважение, забота, ласка, нежность, внимание, сочувствие. (Слайд 7)
- Каждая мама хочет видеть своего ребёнка добрым, внимательным, заботливым, чутких, счастливым.
- Как вы считаете, способны ли животные любить своих детей так, как люди?
- На этот вопрос мы ответим в конце урока.
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять.
- Что мы будем делать на уроке? (мы будем читать новое произведение, при этом мы будем думать, размышлять над смыслом произведения).
Сообщение темы и цели урока.
- Чтобы определить тему урока и название произведения вам нужно прочитать, что зашифровано на доске, и объяснить, как вы прочитали.
«М про Ави Л ни Ь ла К сь А»
(на экране название произведения «Малька провинилась») (Слайд 8)
- Верно, найдите в учебнике автора нового произведения, которое мы начнем изучать. (Василий Иванович Белов)
- Назовите тему урока полностью.
(В. И. Белов. «Малька провинилась») (Слайд 9)
- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.
(Слайд 10) Цель:
* расширить знания о …; о жизни и творчестве Василия Белова;
* познакомиться с …; с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;
* учиться … . анализировать произведение «Малька провинилась». (Слайд 11)
Восприятие и осознание нового материала.
Рассказ о жизни и творчестве В.И. Белова(Слайд 12- 13)
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в ВОВ. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства ему запомнились постоянный голод – и любовь к чтению. Ещё до школы он научился читать. Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе. Российский писатель Василий Белов скончался в 2012 году на 81-м году жизни.
- Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?
- Чем писатель любил заниматься в детстве?
- О чем писал?
2. Подготовка к чтению
- Как вы думайте, кто такая Малька? (Собака).
- Почему ей дали такую кличку? (Она была маленькая).
- В чём она провинилась?
3. Работа с толковым словарем.
Словарная работа (Слайд 14)
- Перед тем, как мы начнём читать, давайте разберём некоторые устаревшие слова.
Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.
Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.
Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».
Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.
Кутенок - щенок, собачонка.
Шаромыжник - жулик.
Физкультминутка. (Слайд 15)
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
4.Чтение рассказа хорошо читающими учащимися. (Слайд 16)
Проверка первичного восприятия
- Ребята, так кто такая Малька?
- В чем она провинилась?
- Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька?
- Ребята, как Лидия обозвала щенят?
- Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками? (Щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить.С ними будет много хлопот.)
- Кому хозяйка отдала щенков?
- Ребята, как вы относитесь к поступку Лидии?
2. Чтение хором.
Выборочное чтение.
- Перечитайте эпизод, где рассказывается, что произошло в доме Лидии.
- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?
- Какими словами она называла Мальку?
- Почему Малька чуть не вцепилась в нос автору, когда он хотел посмотреть на щенят?
- Как это характеризует Мальку?
- Перечитайте эпизод, где описывается, как Лидия поступила со щенятами.
– Как вы относитесь к поступку Лидии? Почему она так поступила?
- Опишите встречу автора с Малькой на тропе.
- Зачем Малька бегала в соседнюю деревню?
- Почему Лидия ругала её за это, запирала в избе?
- Зачитайте отрывок, где автор выражает своё отношение к Мальке?
– В каких словах автора дается оценка поступка Мальки?
- Какими бы ещё словами вы охарактеризовали Мальку?
Физкультминутка.
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
Гимнастика для глаз.
Все легли глаза закрыли, мысли разные ушли,
Голос мой не беспокоит, сны волшебные пришли,
Напряженье улетело и расслабилось всё тело:
Хорошо нам отдыхать, но пора б уже вставать.
Все проснулись, встрепенулись и друг другу улыбнулись.
Обобщение и систематизация знаний.
синквейн
Работа с пословицами. (Слайд 17)
- Вам необходимо собрать рассыпанные пословицы.
Всякой матери своё дитя мило.
Материнское сердце не знает покоя.
При солнышке тепло, при матери добро. (Слайд 18)
- Что общего у всех пословиц?
- Какие пословицы подойдут к рассказу? Почему?
Рефлексия (Слайд 19)
Самооценка. «Дерево успехов»
- Кто доволен своей работой на уроке, у кого на всё получалось – прикрепить яблоки.
- Если вы считаете, что вы хорошо работали, но не всё получилось – цветы.
- Кто не доволен своей работой, у кого плохо получалось – листики.
Домашнее задание. (Слайд 20)
Итог урока. Оценивание.
- Назовите имя автора, с которым познакомились сегодня на уроке.
- Какой рассказ прочитали?
- О ком он?
- Какова главная мысль этого рассказа?
- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока: Способны ли животные любить своих детей так, как люди?
- Чему люди могут научиться у Мальки?
Вот и кончился урок. (Слайд 21)
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.