СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по чтению В. И. Белов "Малька провинилась"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен в 3 классе для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению В. И. Белов "Малька провинилась"»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2 класс

Учитель: Падерина Е. В.


Тема урока: В.И. Белов «Малька провинилась»


Цель: познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась»; развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы; воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.


УУД:


Личностные:

умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

развитие готовности к сотрудничеству;

интерес к общему делу;

самоконтроль, самооценка.


Регулятивные:

определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

 умение прогнозировать текст;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные:

слушание и понимание речи других;

умение работать в паре, умение договориться.


Познавательные:

ориентирование в учебнике;

анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;

определение основной и второстепенной информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

установление причинно-следственных связей;

постановка и решение проблемы.

Ход урока.

Организационный момент. (Слайд 1)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка. (Слайд 2)

Скороговорка

У ежа – ежата,

У ужа - ужата,

У чижа – чижата

.- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»). (Слайд 3)

- Что означает слово любовь? (Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. ... Чаще всего любовь характеризуется как чувство сильного влечения и эмоциональной привязанности.)

- Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная: (Слайд 4)

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

Проверка домашнего задания.

- С каким произведением из этого раздела вы познакомились? (И. Соколов- Микитов “Листопадничек”).(Слайд 5)

Тест

И. Соколов – Микитов “Листопадничек”

1.В какое время года родились зайчата:

а) весной б) осенью в) зимой г) летом


2. Сколько зайчат родилось у зайчихи:

а) 6 б) 3 в) 4 г) 5


3. Кто называет осенних зайчат «листопадничками»:

а) рыбаки в) охотники

б) лесники г) браконьеры


4. О чем мечтал зайчонок:

а) подружиться с журавлятами

б) научиться летать в) отправиться в поход


5. За кем и куда побежал маленький зайчонок:

а) за журавлями в теплые страны

б) за зайчихой в норку


6. Кого встретил Листопадничек около глухой лесной речки:

а) зайчат б) бобров в) журавлей


7. Что такое «хатка»:

а) глубокая норка в) теплое дупло

б) небольшой домик


8. Корм для бобрят – это:

а) мягкие ивовые ветки в) мягкие березовые ветки

б) сладкая репка г) осиновая кора


9. Что попросил зайчонок у бобров покушать:

а) морковку в) репку

б) капусту г) картошку


10. Какого зверя встретил в кладовой Листопадничек:

а) лисицу б) выдру в) бобра


11. Какая беда случилась ранней весной:

а) пожар б) наводнение в) землетрясение

(Слайд 6)

- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

Мотивация учебной деятельности.

Работа со стихотворением.

- Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о какой любви идёт речь.

Нам живётся легко и просто

Оттого, что своим теплом

Наши бабушки, наши мамы

Согревают наш милый дом.

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

- О какой любви идёт речь в этом стихотворение? (о любви матери к своему ребёнку)

- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

Ассоциативный куст.

- Давайте все вместе назовём качества материнского сердца (дети называют, учитель вывешивает слова на доску)

Любовь, доброта, тревога, уважение, забота, ласка, нежность, внимание, сочувствие. (Слайд 7)

- Каждая мама хочет видеть своего ребёнка добрым, внимательным, заботливым, чутких, счастливым.

- Как вы считаете, способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять.

- Что мы будем делать на уроке? (мы будем читать новое произведение, при этом мы будем думать, размышлять над смыслом произведения).

Сообщение темы и цели урока.

- Чтобы определить тему урока и название произведения вам нужно прочитать, что зашифровано на доске, и объяснить, как вы прочитали.

«М про Ави Л ни Ь ла К сь А»

(на экране название произведения «Малька провинилась») (Слайд 8)

- Верно, найдите в учебнике автора нового произведения, которое мы начнем изучать. (Василий Иванович Белов)

- Назовите тему урока полностью.

(В. И. Белов. «Малька провинилась») (Слайд 9)

- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

(Слайд 10) Цель:

* расширить знания о …; о жизни и творчестве Василия Белова;

* познакомиться с …; с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;

* учиться … . анализировать произведение «Малька провинилась». (Слайд 11)

Восприятие и осознание нового материала.

Рассказ о жизни и творчестве В.И. Белова(Слайд 12- 13)

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в ВОВ. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства ему запомнились постоянный голод – и любовь к чтению. Ещё до школы он научился читать. Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе. Российский писатель Василий Белов скончался в 2012 году на 81-м году жизни.

- Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

- Чем писатель любил заниматься в детстве?

- О чем писал?

2. Подготовка к чтению

- Как вы думайте, кто такая Малька? (Собака).

- Почему ей дали такую кличку? (Она была маленькая).

- В чём она провинилась?

3. Работа с толковым словарем.

Словарная работа (Слайд 14)

- Перед тем, как мы начнём читать, давайте разберём некоторые устаревшие слова.

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник - жулик.

Физкультминутка. (Слайд 15)

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

4.Чтение рассказа хорошо читающими учащимися. (Слайд 16)

Проверка первичного восприятия

- Ребята, так кто такая Малька?

- В чем она провинилась?

- Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька?

- Ребята, как Лидия обозвала щенят?

- Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками? (Щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить.С ними будет много хлопот.)

- Кому хозяйка отдала щенков?

- Ребята, как вы относитесь к поступку Лидии?

2. Чтение хором.

Выборочное чтение.

- Перечитайте эпизод, где рассказывается, что произошло в доме Лидии.

- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

- Какими словами она называла Мальку?

- Почему Малька чуть не вцепилась в нос автору, когда он хотел посмотреть на щенят?

- Как это характеризует Мальку?

- Перечитайте эпизод, где описывается, как Лидия поступила со щенятами.

– Как вы относитесь к поступку Лидии? Почему она так поступила?

- Опишите встречу автора с Малькой на тропе.

- Зачем Малька бегала в соседнюю деревню?

- Почему Лидия ругала её за это, запирала в избе?

- Зачитайте отрывок, где автор выражает своё отношение к Мальке?

– В каких словах автора дается оценка поступка Мальки?

- Какими бы ещё словами вы охарактеризовали Мальку?

Физкультминутка.

Вот студеною зимой                   Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.               Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах.            Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса                         несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит.                Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.              Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса.                     Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся        Ходьба.
И домой к себе вернемся.             Дети садятся за столы.

Гимнастика для глаз.

Все легли глаза закрыли, мысли разные ушли,

Голос мой не беспокоит, сны волшебные пришли,

Напряженье улетело и расслабилось всё тело:

Хорошо нам отдыхать, но пора б уже вставать.

Все проснулись, встрепенулись и друг другу улыбнулись.

Обобщение и систематизация знаний.

синквейн

Работа с пословицами. (Слайд 17)

- Вам необходимо собрать рассыпанные пословицы.

Всякой матери своё дитя мило.

Материнское сердце не знает покоя.

При солнышке тепло, при матери добро. (Слайд 18)

- Что общего у всех пословиц?

- Какие пословицы подойдут к рассказу? Почему?

Рефлексия (Слайд 19)

Самооценка. «Дерево успехов»

- Кто доволен своей работой на уроке, у кого на всё получалось – прикрепить яблоки.

- Если вы считаете, что вы хорошо работали, но не всё получилось – цветы.

- Кто не доволен своей работой, у кого плохо получалось – листики.

Домашнее задание. (Слайд 20)

Итог урока. Оценивание.

- Назовите имя автора, с которым познакомились сегодня на уроке.

- Какой рассказ прочитали?

- О ком он?

- Какова главная мысль этого рассказа?

- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока: Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- Чему люди могут научиться у Мальки?

Вот и кончился урок. (Слайд 21)
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!