СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                 Открытый урок

Тема:  К. Паустовский «Кот – ворюга».

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с произведениями К. Паустовского.
  2. Развивать навык правильного, сознательного беглого, выразительного чтения.
  3. Способствовать развитию внимания, образного мышления ,связной речи.
  4. Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, понимать боль других людей, любить природу, животных.

Оборудование :  Портрет  К. Г. Паустовского; картинки – образы кота ; схемы системы образов; дидактический материал ; текст.

 

                                  Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие гостей
  2. Динамическая пауза «Человек к человеку»
  • Прикоснуться: (сближает людей)

Ладошка к ладошке              лоб ко лбу

Локоть к локтю                     колено к колену

Плечо к плечу                       пальчик к пальчику

Спина к спине                      

Щека к щеке

3.Эмоциональный настрой.

  • Дыхательная гимнастика

Надуем цветные шарики и украсим класс к празднику (вдох – выдох, выдох-ртом)

  1. Речевая разминка

«Кто много читает, тот много знает»

- прочитать про себя

-\-\-\-\-\  тихо

-\-\-\-\-\  громко

-\-\-\-\-\  с восклицательной интонацией

-\-\-\-\-\  с вопросительной интонацией

- выделить голосом  1е слово

-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\  2е слово

-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\  3е слово

 

 

 

  1. Изучение нового материала.
  1. Актуализация знаний
  • Как вы понимаете пословицу «Кто много читает, тот много знает»?
  • Какие вы знаете пословицы о чтении, о книгах?
  1. Сообщение темы и цели урока
  • Сегодня мы будем беседовать друг с другом и с главным героем урока – книгой.
  • А что нужно делать, чтобы вести с книгой разговор?- (придумывать ответы, искать их в книге, задавать вопросы, представлять, что будет дальше, проверять себя.)
  • Какую книгу прочитали последней? Какую книгу читаете сейчас?
  • Установите соответствие

                           И.Крылов                     Детство

                           Н.Носов                       Кот-ворюга

                           К.Паустовский            Ворона и лисица

                           И. Суриков                  Живая шляпа

  •  Исключите уже изученные произведения и определите тему урока (краткая биография К. Паустовского).
  • Зная тему урока, поставьте цель урока.

Определить  (гл. мысль произведения)

 Учиться  (выразительно, грамотно читать)

Развивать (красивую, правильную речь)

  • Мы побываем на Бульваре « Важных мелочей; на Улице радости; в переулке Творчества и фантазии;»
  1. Решение учебной задачи
  • Прочитайте эпиграф «Добро всегда добром возвращается».
  • Как понимаете эти слова?
  • К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
  • Чтобы определить гл. мысль произведения, надо хорошо знать произведение. Дома вы были в роли читателей. Проверим, кто был самым внимательным.

 

 

  1. Работа в парах.

( Дома подготавливаются вопросы соседу по парте(оценки за д/з)

  • Почему , по вашему мнению, так интересно было читать этот рассказ?(автор хорошо пишет, происходит очеловеченье)
  • Где встречались с очеловеченьем? (в сказках)
  • Дайте характеристику животным:

Волк - злой, коварный, жадный.

Лиса – хитрая, мудрая.

Заяц – труслив.

Медведь – неуклюжий, но добрый.

А коты? Рисунки котов.

  1. Физкультминутка

Жили - были два кота                      

Восемь лапок, два хвоста

Подрались между собой

Серые коты

Поднялись у них трубой

Серые хвосты

 

Бились днём и ночью

Прочь летели клочья

И остались от котов

Только кончики хвостов

Видите ли, братцы

Как опасно драться.

                            Только ли котам опасно драться?

 

  1. Выборочное чтение.
  • Прочитать первое предложение

(как вы понимаете слово отчаяние? ( безвыходность)

  • Отправляемся на бульвар важных мелочей.

(дома вы находили в тексте сами трудные слова и давали им пояснение)

 

 

 

 

От чего люди пришли в отчаяние ? (зачитать)

     Как звали кота?   (сердито зачитать)

  • От какова слова образовалось слово «ворюга»?
  • Кто такой вор?(тот кто крадёт, берёт без разрешения)
  • Придумайте ещё родственное слово (воришка)

Что он воровал?  (сердито зачитать)

Схема  кот злой – пословица «Откуда вред, туда и нелюбовь»

  • Подходит  наш кот?
  • Подходит ли пословица к главному герою? Объяснить!

 

                       Кот ------------ воровал -  плохая черта «Воровство» Почему?

 

     4В.  Кто помогал выслеживать кота? (мальчики) (волнуясь)

     5В. Что произошло дальше? (кот попался) (волнуясь)

     6В. Прочитайте описание дома ( жужж. чтение) (пересказать)

     7В. Найдите ответ: кто был вызван на поимку кота? Почему? (чтение – разведка)

     8В. Как он это сделал? (чтение с отрывом взгляда от текста)

     9В. Каким оказался кот? (чтение - финиш)

  • Беспризорник  - не имеющий семьи, живущий на улице.

10В. Какой диалог произошёл между рассказчиками? (чтение по ролям , без слов автора)- по рядам.

 

                           Схема ---------------------- поймали.

Какое последовало наказание  (ДОБРОТОЙ)

 

11В. Что предприняли рассказчики? (накормить) (чтение за учителем напевно)

 

                 Накормили-------------------- наказали добром

 

12В. Какой поступок совершил после этого кот? (пересказ)

  • Упражнения для глаз
  • Давайте тоже будем добрыми и не будем подшучивать над людьми, которые носят очки.
  • Упражнение «Горизонтальная восьмёрка»
  1. Составление портрета главного героя (работа в группах)

1 ряд- внешний вид

2 ряд- действия, поступки

3 ряд- авторская оценка

 

 

13В. Как вёл себя кот в конце рассказа?( зачитать концовку напевно)

 

                 Изменился   ----  крас. кот пословица.

  • Какова главная мысль?
  • Какова связь между пословицей и рассказом?

          Доброта и милосердие

  • Для чего К. Паустовский написал этот рассказ?
  • Каким человеком был автор?

 

  1. Улица радости--- какой эпизод показался наиболее радостным?

Переулок творчества и фантазии--- представьте будущее этого кота

 

Д/З.

  1. Написать письмо от имени кота автору.
  2. Мини- сочинение о своём домашнем животом.

 

 

  1. Рефлексия :  выберите пословицу, подходящую  к вашему настроению.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!