Открытый урок
Тема: К. Паустовский «Кот – ворюга».
Цели урока:
- Продолжить знакомство с произведениями К. Паустовского.
- Развивать навык правильного, сознательного беглого, выразительного чтения.
- Способствовать развитию внимания, образного мышления ,связной речи.
- Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, понимать боль других людей, любить природу, животных.
Оборудование : Портрет К. Г. Паустовского; картинки – образы кота ; схемы системы образов; дидактический материал ; текст.
Ход урока
- Организационный момент.
- Приветствие гостей
- Динамическая пауза «Человек к человеку»
- Прикоснуться: (сближает людей)
Ладошка к ладошке лоб ко лбу
Локоть к локтю колено к колену
Плечо к плечу пальчик к пальчику
Спина к спине
Щека к щеке
3.Эмоциональный настрой.
Надуем цветные шарики и украсим класс к празднику (вдох – выдох, выдох-ртом)
- Речевая разминка
«Кто много читает, тот много знает»
- прочитать про себя
-\-\-\-\-\ тихо
-\-\-\-\-\ громко
-\-\-\-\-\ с восклицательной интонацией
-\-\-\-\-\ с вопросительной интонацией
- выделить голосом 1е слово
-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\ 2е слово
-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\ 3е слово
- Изучение нового материала.
- Актуализация знаний
- Как вы понимаете пословицу «Кто много читает, тот много знает»?
- Какие вы знаете пословицы о чтении, о книгах?
- Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем беседовать друг с другом и с главным героем урока – книгой.
- А что нужно делать, чтобы вести с книгой разговор?- (придумывать ответы, искать их в книге, задавать вопросы, представлять, что будет дальше, проверять себя.)
- Какую книгу прочитали последней? Какую книгу читаете сейчас?
- Установите соответствие
И.Крылов Детство
Н.Носов Кот-ворюга
К.Паустовский Ворона и лисица
И. Суриков Живая шляпа
- Исключите уже изученные произведения и определите тему урока (краткая биография К. Паустовского).
- Зная тему урока, поставьте цель урока.
Определить (гл. мысль произведения)
Учиться (выразительно, грамотно читать)
Развивать (красивую, правильную речь)
- Мы побываем на Бульваре « Важных мелочей; на Улице радости; в переулке Творчества и фантазии;»
- Решение учебной задачи
- Прочитайте эпиграф «Добро всегда добром возвращается».
- Как понимаете эти слова?
- К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
- Чтобы определить гл. мысль произведения, надо хорошо знать произведение. Дома вы были в роли читателей. Проверим, кто был самым внимательным.
- Работа в парах.
( Дома подготавливаются вопросы соседу по парте(оценки за д/з)
- Почему , по вашему мнению, так интересно было читать этот рассказ?(автор хорошо пишет, происходит очеловеченье)
- Где встречались с очеловеченьем? (в сказках)
- Дайте характеристику животным:
Волк - злой, коварный, жадный.
Лиса – хитрая, мудрая.
Заяц – труслив.
Медведь – неуклюжий, но добрый.
А коты? Рисунки котов.
- Физкультминутка
Жили - были два кота
Восемь лапок, два хвоста
Подрались между собой
Серые коты
Поднялись у них трубой
Серые хвосты
Бились днём и ночью
Прочь летели клочья
И остались от котов
Только кончики хвостов
Видите ли, братцы
Как опасно драться.
Только ли котам опасно драться?
- Выборочное чтение.
- Прочитать первое предложение
(как вы понимаете слово отчаяние? ( безвыходность)
- Отправляемся на бульвар важных мелочей.
(дома вы находили в тексте сами трудные слова и давали им пояснение)
1В. От чего люди пришли в отчаяние ? (зачитать)
2В. Как звали кота? (сердито зачитать)
- От какова слова образовалось слово «ворюга»?
- Кто такой вор?(тот кто крадёт, берёт без разрешения)
- Придумайте ещё родственное слово (воришка)
3В. Что он воровал? (сердито зачитать)
Схема кот злой – пословица «Откуда вред, туда и нелюбовь»
- Подходит наш кот?
- Подходит ли пословица к главному герою? Объяснить!
Кот ------------ воровал - плохая черта «Воровство» Почему?
4В. Кто помогал выслеживать кота? (мальчики) (волнуясь)
5В. Что произошло дальше? (кот попался) (волнуясь)
6В. Прочитайте описание дома ( жужж. чтение) (пересказать)
7В. Найдите ответ: кто был вызван на поимку кота? Почему? (чтение – разведка)
8В. Как он это сделал? (чтение с отрывом взгляда от текста)
9В. Каким оказался кот? (чтение - финиш)
- Беспризорник - не имеющий семьи, живущий на улице.
10В. Какой диалог произошёл между рассказчиками? (чтение по ролям , без слов автора)- по рядам.
Схема ---------------------- поймали.
Какое последовало наказание (ДОБРОТОЙ)
11В. Что предприняли рассказчики? (накормить) (чтение за учителем напевно)
Накормили-------------------- наказали добром
12В. Какой поступок совершил после этого кот? (пересказ)
- Давайте тоже будем добрыми и не будем подшучивать над людьми, которые носят очки.
- Упражнение «Горизонтальная восьмёрка»
- Составление портрета главного героя (работа в группах)
1 ряд- внешний вид
2 ряд- действия, поступки
3 ряд- авторская оценка
13В. Как вёл себя кот в конце рассказа?( зачитать концовку напевно)
Изменился ---- крас. кот пословица.
- Какова главная мысль?
- Какова связь между пословицей и рассказом?
Доброта и милосердие
- Для чего К. Паустовский написал этот рассказ?
- Каким человеком был автор?
- Улица радости--- какой эпизод показался наиболее радостным?
Переулок творчества и фантазии--- представьте будущее этого кота
Д/З.
- Написать письмо от имени кота автору.
- Мини- сочинение о своём домашнем животом.
- Рефлексия : выберите пословицу, подходящую к вашему настроению.