ГККП Высший аграрно-технический колледж УОА ЗКО
Открытый урок
на тему: «Теодолитная съемка»
Преподаватель: Федосеева Л.Н.
2021 год
ГККП Высший аграрно-технический колледж УОА ЗКО
План учебного занятия
Тема: Теодолитная съемка
Наименование модуля/ дисциплины: Геодезия
Подготовил педагог: Федосеева Любовь Николаевна
1. Общие сведения
Курс, группа:
Тип занятия: изучение новых знаний;
2. Цели, задачи
2. Цели обучения:
- научить самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию по основным видам геодезических работ при проектировании и строительстве
-использовать полученные профессиональные знания
-выполнять наиболее рациональные способы и средства осуществления деятельности.
Цели занятия: ознакомить с видами теодолитных ходов и способами съемки ситуации, изучить правила ведения, оформления и составления абриса. Усвоить основные правила выполнения теодолитной съемки.
3. Перечень ожидаемых результатов и (или)профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия
Критерии обучения:
- основное внимание уделяет изучению теодолитного хода, его элементов.
- имеет четкое представление о различных формах схем теодолитных ходов, целях привязки теодолитных ходов к опорным пунктам геодезической сети с известными координатами.
- умеет оформлять и составлять абрис теодолитной съемки
- знает геодезические приборы и инструменты для выполнения теодолитной съемки
4.Необходимые ресурсы:
1. Игильманов А.А., Игильманов Т.А. Прикладная геодезия», Астана: Фолиант, 2011.
2. Фельдман В.Д., Михелев Д.Ш. «Основы инженерной геодезии» М. Высшая школа 2001 г., стр 120 - 121
3. Федосеева Л.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прикладная геодезия» – Уральск, Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий, 2018 г. – с. 137 4. видеоролик на тему: " Теодолитная тахеометрическая съёмки "
https://www.youtube.com/watch?v=Ii0DD5yt2TY&feature=emb_logo
5. тесты по теме: ссылка https://forms.gle/GowxYsyP4qTzhVne6
6. слайды, видеоролик по теме занятия
5. Ход занятия
Начало занятия (время) - 16.30
Организационный момент
Тема нашего занятия «Теодолитная съемка ».
Цели сегодняшнего занятия: : ознакомиться с видами теодолитных ходов и способами съемки ситуации, изучить правила ведения, оформления и составления абриса. Усвоить основные правила выполнения теодолитной съемки.
На предыдущих занятиях мы с вами изучили условные знаки на планах и картах, выполнение линейных измерений, изучили теодолит и как им работать . Рассмотрели правила измерения горизонтальных и вертикальных углов
Я хочу проверить на сколько глубоко вы усвоили материал этого раздела. Поэтому мы с вами выполним задания
- Актуализация знаний.
Задание 1. Топографический диктант.
В отрывке произведения И.С. Тургенева «Записки охотника» некоторые слова заменены топографическими знаками. Восстановите первоначальный текст, заменив знаки словами
а) визуальный материал: топографический диктант.
б)Задание 2. Ответить на тестовые вопросы по ссылке
ссылка на тесты: https://forms.gle/GowxYsyP4qTzhVne6
1.Геодезические знаки, закладываемые в стены зданий и сооружений
грунтовые
сигналом
стенные
превышениями
окраской
2.Отношение длины линии на плане к горизонтальному проложению соответствующей линии на местности
превышение
расхождение
масштаб
невязка
неувязка
3.Что означает масштаб 1:1000
1 см плана соответствует 100 м на местности
1 см плана соответствует 10 м на местности
1 см плана соответствует 1000 м на местности
1 см плана соответствует 1 м на местности
1 см плана соответствует 20 м на местности
4.Условные знаки, которыми предметы местности изображают с соблюдением масштаба карты или плана
контурные
контурные
внемасштабные
линейные
масштабные
5.Величина, определяемая по формуле i = h / d
заложение
отметка
высота сечения
уклон
масштаб
6.Процесс откладывания расстояний по 100 метров
разбивка осей
разбивка перпендикуляров
разбивка пикетажа
разбивка точек
разбивка углов
7.Формула определения допустимой угловой невязки
180° (n + 2)
± 1'5√n
180° (n – 2)
2'√n
± 10'√n
8.Прибор для измерения магнитных азимутов
эккер
теодолит
буссоль
эклиметр
буссоль
9.Назначение кремальеры у теодолита
для измерения превышений
для приведения в рабочее положение
для фокусировки
для вычисления углов
для установки по уровню
10. Угол, составленный горизонтальной плоскостью и линией визирования
угол поворота
угол наклона
азимут
алидада
угол уклона
Середина занятия (время) -
Ребята прежде чем начать изучение новой темы, я хочу задать вам еще вопросы: Давайте сейчас вместе вспомним, как работают теодолиты и для чего они нужны при строительстве газопроводов? (ответы студентов)
1.Назначение теодолита.
2.Как измерить горизонтальный угол?
3.Для чего берут отсчеты теодолитом при КП и КЛ?
4. Как можно определить высоту здания?
Хорошо, вот ребята подумайте и скажите мне если мы знаем как и можем измерить горизонтальные и вертикальные углы, можем измерить расстояния, знаем как читать карту, то можем мы это все как-то систематизировать? И как вы думаете как это можно назвать? (СЬЕМКОЙ)
А если мы выполняем эту сьемку теодолитом, то? (ТЕОДОЛИТНОЙ СЬЕМКОЙ)
И тема нашего сегодняшнего урока Теодолитная сьемка
просмотр видеоролика на тему: " Теодолитная тахеометрическая съёмки "
https://www.youtube.com/watch?v=Ii0DD5yt2TY&feature=emb_logo
Работа с презентацией.
Проложение теодолитных ходов.
Теодолитным ходом называют систему закрепленных в натуре точек, например, 1, 4, 5, координаты которых определены из измерения углов β и расстояний D.
Теодолитный ход начинают создавать с осмотра местности – рекогносцировки, цель которой – определить наиболее благоприятные места для закрепления вершин теодолитного хода и створов для промеров углов и линий между ними. Как правило, теодолитные ходы прокладывают между точками государственной геодезической сети, например, II, III. Связь теодолитных ходов с пунктами более высокого класса называют привязкой.
Если теодолитные ходы не привязаны к государственным геодезическим сетям, 20% точек закрепляют железобетонными знаками. Эти знаки, в свою очередь, привязывают к предметам местности: зарисовывают глазомерно план и измеряют расстояния не менее чем до трех постоянных предметов местности – углов капитальных зданий, колодцев, деревьев.
Длины сторон между точками теодолитных ходов колеблются в пределах 20…350 м, а длины ходов зависят от многих факторов. Из них главные: масштабы топографической съемки и застроенность территории, по которой прокладывают ход. Например, уменьшение масштаба съемки с 1:500 до 1:1000 позволяет увеличить длину хода с 0,8 до 1,2 км.
Если производят съемку в масштабе 1:2000, то на застроенной территории длина хода допускается до 2 км, а на незастроенный – до 3 км.
Рис. Схема теодолитного хода.
После того как выбраны и закреплены вершины сторон теодолитного хода, производят измерения сторон и горизонтальных углов.
Общепринятая погрешность измерения сторон в теодолитных ходах от 1:1000 до 1:2000. Это означает, что если, например, измерена линия длиной 154 м, то при заданной предельной относительной погрешности измерения 1:1000 результат измерения «прямо» может отличаться от результата измерения «обратно» не более чем на 154 м / 1000 = 15 см. Результаты измерений записывают в графу 9 «Журнала измерения горизонтальных углов».
Измерение горизонтальных углов между точками теодолитного хода (либо левые, либо правые по ходу продвижения) выполняют теодолитами.
В зависимости от применяемых теодолитов правильность измерений контролируют по разности углов между полуприемами П и Л
В журнале измерения горизонтальных углов часть места отводят для схематической зарисовки (абриса) положения точек теодолитного хода и пояснительных записей
Абрис служит основным документом, по которому находят на местности точки теодолитного хода.
Для передачи координат на точки теодолитных ходов производят привязку их к геодезическим пунктам более высокого класса. Привязка состоит в том, что определяют положение хотя бы одной точки хода относительно точек более высокого класса: измеряют между ними расстояние и примычный угол. Плановую привязку называют передачей координат и дирекционных углов с пунктов привязки на точки ходов.
В зависимости от количества пунктов государственной геодезической сети, удаленности их от точек теодолитного хода привязку производят разными способами. Например, пункты государственной геодезической сети II, III включает в теодолитный ход, измеряют примычные углы β1 и β2 и линии DII-1, DIII-4.
Конец занятия
Рефлексия по занятию
Задание 1. Творческая работа
- подумать и написать ключевые слова по новой теме
- задать к ключевым словам вопросы
Задание 2. Ответить на вопросы:
1. Что называется теодолитным ходом?
2. Что значит снять ситуацию?
3. Что понимается под рекогносцировкой?
4. Какова цель привязки теодолитного хода к опорным пунктам?
5. Назовите методы измерения длин линий теодолитного хода?
6. Что такое абрис и правила его ведения?
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание
1. Фельдман В.Д., Михелев Д.Ш. «Основы инженерной геодезии» М. Высшая школа 2001 г., стр 120 - 121
2. Федосеева Л.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прикладная геодезия» – Уральск, Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий, 2018 г. – с. 137