СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по дисциплине "Основы предпринимательства"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по дисциплине "Основы предпринимательства".

Тема открытого урока: "Организация в условиях рыночной экономики. Характеристика, цели (миссия), функции, организационные формы, классификация, жизненный цикл".

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по дисциплине "Основы предпринимательства"»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Уренский индустриально-энергетический техникум»






Методическая разработка открытого урока


по специальности 38.02.04 «Коммерция»


дисциплина: Основы предпринимательства


«Организация в условиях рыночной экономики. Характеристика, цели (миссия), функции, организационные формы, классификация, жизненный цикл».










Выполнил: преподаватель спец. дисциплин

Кострова Галина Владимировна
















г. Урень

2015 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Дисциплина: Основы предпринимательства.

Урок № 7.

Тема урока: «Организация в условиях рыночной экономики. Характеристика, цели (миссия), функции, организационные формы, классификация, жизненный цикл».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели: 

  1. Сформулировать понятие «организация», ее основные цели (миссия).

  2. Рассмотреть общую характеристику организации.

  3. Классифицировать организации по различным признакам.

  4. Познакомиться с организационными формами предприятий.

Задачи:

  1. Развивать умение воспринимать и присваивать новую информацию.

  2. Уметь анализировать текст, делать выводы.

  3. Развивать умение отвечать на поставленные вопросы и работать со схемами.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация и видеоролик к теме урока, пакет заданий и упражнений для студентов.


План занятий

Меры

Средство

Социальная форма

Время/

мин.

1

Введение

На первом этапе урока учащиеся работают с видео материалом и отвечают по нему на вопросы с помощью подсказок, содержащихся в презентации.


видеоролик, презентация (задание 1)



Учитель, группа (обсуждение).


15

2

Информационная часть

При помощи презентации учитель сообщает об общей характеристике организации, основных целях (миссии), о классификации организаций.

Также учитель докладывает об организационных формах предприятия и его жизненном цикле. Все рассматриваемые вопросы темы сопровождаются демонстрацией информации на слайдах.

Студенты выполняют упражнения и задания.



презентация,

задания и упражнения (2-8)



Учитель

(доклад),

группа (выполнение заданий и упражнений, обсуждение).


20

40

3

Заключение

При помощи задания учащиеся отвечают на вопросы теста. В закреплении обсуждаются выполненные задания.




задание 9 (тест)




Индивидуальная работа.

Группа (обсуждение).

5

4

Рефлексия


Учитель.

Группа.

5

5

Домашнее задание

презентация

Индивидуальная работа.

5


ИТОГО:



90



Комментарии к уроку

1. На первом этапе студентам необходимо самостоятельно сформулировать тему урока. Учитель предлагает студентам просмотреть видеоролик, в котором отображена организация действий различных групп. После чего им необходимо ответить на вопрос: «Какими являются действия данных групп?» (Подсказка 1). Варианты ответов учащихся записываются учителем на доске.

Например: коллективными, собранными, дружными, организованными и т.д.

Из всех перечисленных вариантов выбирается один (на этом этапе учитель может подсказать студентам правильный ответ). Этот вариант ответа студентам необходимо из прилагательного перевести в существительное (слайд 3). Далее по средствам Подсказки 2 студентам необходимо вставить в предложение пропущенное слово. Слово записывается учителем на доске.

Ответ: условия.

После чего студентам на слайде 5 предлагается Подсказка 3, с помощью которой им необходимо определить, что изображено на представленных картинках. На этом этапе учащиеся должны самостоятельно сформулировать первую часть темы урока – «Организация в условиях рыночной экономики…»

Далее с помощью картинок-подсказок студентам необходимо сформулировать, какие составляющие необходимо рассмотреть в теме для полного ее раскрытия? Формулируется вторая часть темы - «…Характеристика, цели (миссия), функции, организационные формы, классификация, жизненный цикл».

2. В начале второго этапа учащиеся выполняют задание 2, где им необходимо дать определение понятию «организация», используя слова: люди, цель, принципы и правила. После чего учитель демонстрирует слайд 13 с определением термина. Определение записывается студентами в тетрадь. При этом учащиеся вырабатывают умение формулировать и понимать термины, используемые в теме.

При помощи слайда 14 учитель сообщает об общей характеристике организации и для закрепления полученных знаний, учащимся предлагается выполнить задание 3, где студенты рассматривают примеры и отвечают на вопрос: «К каким из составляющих характеристики организации они относятся?»

Далее при помощи слайда 17 учитель предлагает студентам выполнить задание 4, которое предполагает самостоятельную работу студентов по формулировке целей организации. Студенты выполняют данное им задание и записывают цели и миссию организации в тетрадь.

При помощи слайда 19 учитель демонстрирует основные цели (миссию) организации и дает задания 5.

Далее учитель предлагает студентам познакомиться студентам с классификацией организаций, представленной в табличной форме. После чего студенты работают с заданием 6, анализируют его, делают выводы.

При помощи слайда 25 учащиеся рассматривают признаки самостоятельности организации, в чем она заключается. В закрепление полученных на этом этапе знаний студенты выполняют задание 7.

Далее учитель раздает студентам задание 8, где им необходимо написать этапы жизненного цикла организации по аналогии с жизненным циклом живых существ. После выполнения данного задания учитель демонстрирует слайд 29, идет обсуждение и поэтапный разбор жизненного цикла организации.

Этап 3.

На последнем этапе урока учитель раздает задание 9, где студенты на основании полученных на уроке знаний решают тест. Далее на слайде 31 приводятся варианты правильных ответов, идет анализ ошибок.

На слайде 32 учитель задает студентам домашнее задание, которое заключается в самостоятельном изучении и анализе функций организации.

Подводятся итоги полученных знаний на уроке.









Информационный материал Общая характеристика организации

Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и процедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики:

Ресурсы. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и ин­формация. Цели всякой организации (производственной или обслу­живающей) включают преобразование ресурсов.

Горизонтальное разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Горизонтальное разделение направлено на диффе­ренциацию функций. Классический пример горизонтального разделения труда на предприятии: производство, маркетинг, финансы, контроль.

Вертикальное разделение труда.  Вер­тикальное разделение отделяет координацию как самостоятельную функцию. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления организацией.

Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых ха­рактеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть закрытой системой. Организация зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и по­требителей, пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностей в обществе, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает стабиль­на, поэтому мало знать свою «среду обитания» и природу ее измене­ний, надо уметь реагировать на эти изменения. Внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.

Необходимость управления. Цель организации рассматривается как ориентир для направлений потоков связей, полномочий и ответ­ственности. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вер­тикального разделения, иерархии полномочий и ответственности. По­этому управление является существенно, важной деятельностью для любой организации.

Подразделения. Любая сложная организация состоит из подраз­делений, которые выполняют конкретные задания и добиваются конкретных специфических целей. Такие подразделения часто назы­ваются отделами или службами. Как и целая организация, частью ко­торой они являются, подразделения представляют собой группы лю­дей, деятельность которых сознательно координируется для достиже­ния общей цели.







Задания

Задания 1-2 – видеоролик и презентация.

Задание 3 Рассмотрите примеры и ответьте на вопрос: «К каким из составляющих характеристики организации они относятся?»

  1. Сильнее всего финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. зацепил четыре сектора экономики — обрабатывающие производства (сектор с наиболее быстрым и глубоким (20 %) спадом); строительство (также 20 % падения); торговля и транспорт (падение по 10 %).

  2. Хороший директор организации умеет правильно организовать работу сотрудников, при этом сохраняя дружескую атмосферу в коллективе.

  3. Отдел маркетинга организации занимается определением сбытовой политики предприятия с учетом имеющихся ресурсов и существующей динамики рынка, в то время как финансовый отдел – управлением финансами предприятия.

  4. При расширении организации встает вопрос о дроблении больших отделов на более мелкие.

  5. Появление высококвалифицированных сотрудников и инновационных технологий играют важную роль в совершенствовании производственного процесса.

Задание 4 Сформулируйте основные цели организации и ее миссию

Основные цели организации





















Миссия организации











Задание 5 При помощи слайда закончите предложения

1.Инновационные подходы к видению всего производственного процесса и

используемого сырья, а также торговые марки, продукты которых отличаются от уже имеющихся своими свойствами и характеристиками ведут к успеху в …

2. Положительная разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг называется …

3. Способность товара или услуги максимально соответствовать требованиям потребителя по различным критериям называется …

Задание 6 Классификация организаций

По формам собственности

частные

Организации, основанные на частной собственности индивидуального лица, имеющие одного хозяина-владельца и распорядителя капитала предприятия.

государственные

Организации, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству.

смешанные

Государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.

По отраслевой принадлежности

промышленные (добывающая и перерабатывающая промышленность)

Организации, производящие промышленную продукцию.

сельскохозяйственные

Организации, производящие сельскохозяйственную продукцию.

торговые

Имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.

транспортные

Организации, занимающиеся перевозками с использованием различных транспортных средств.

банковские

Финансовые учреждения, аккумулирующие свободные денежные средства в виде вкладов (депозитов); предоставляющие денежные средства во временное использование в виде займов (кредитов); обеспечивающие осуществление расчетов между субъектами хозяйственной деятельности.

страховые

Обособленная структура любой общественно – правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, осуществляющая на ее территории страховую деятельность.

По признаку доминирующего фактора производства

трудоемкие

Организации, использующие в основном трудовые ресурсы.

капиталоемкие (фондоемкие)

Организации, интенсивно использующие средства производства.

материалоемкие

Организации, интенсивно использующие материалы.

наукоемкие

Современные организации, выпускающие продукцию на основе последних достижений науки и техники.

По характеру деятельности

некоммерческие

Организации, не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность).

коммерческие

Организации, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом.

По правовому статусу (организационно-правовые формы)

индивидуальные предприниматели

Отдельный гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица).

хозяйственные товарищества и общества

Коммерческие организации, формирование уставного капитала которых производится за счет взносов участников или учредителей, каждый из которых имеет определенную долю.

производственные кооперативы (артели)

Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

государственные и муниципальные унитарные организации

Организации, которые управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом.

По сфере деятельности

организации производственной среды

Обособленные хозяйствующие единицы, основой которых служит профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения и профиля.

организации непроизводственной среды

Отрасль народного хозяйства, удовлетворяющая разнообразные, кроме производства материальных благ, потребности людей и общества в целом.

По масштабам предпринимательской деятельности

индивидуальное предприятие

Любая созидательная деятельность одного человека и его семьи.

коллективное предприятие

Это форма объединения предпринимательского капитала. Объединение капитала осуществляется на основе долевой или акционерной собственности.

По времени работы в течение года

организации круглогодичного действия

Предприятия, действующие непрерывно, в течение всего года.

организации сезонного действия

Организации, которые в силу природно-климатических условий действуют не круглый год, но в течение определенного периода (сезона), как правило, не превышающего шести месяцев.

По уровню специализации

специализированные

Предприятия, выпускающие определенную номенклатуру продукции.

универсальные

Предприятия, изготавливающие широкий спектр продукции.

смешанные

Предприятия, занимающие промежуточное место между специализированными и универсальными предприятиями.

По степени автоматизации производства

автоматизированные

Автоматизированное производство — это система машин, оборудования, транспортных средств, обеспечивающая строго согласованное во времени выполнение всех стадий изготовления изделий, начиная от получения исходных заготовок и кончая контролем (испытанием) готового изделия и выпуска продукции через равные промежутки времени.

частично автоматизированные

Автоматизация отдельных производственных операций. Осуществляется в тех случаях, когда управление процессами вследствие их сложности или скоротечности практически недоступно человеку и когда простые автоматические устройства эффективно заменяют его.

механизированные

Замена ручных средств труда машинами и механизмами с применением для их действия различных видов энергии, тяги в отраслях материального производства или процессах трудовой деятельности.

частично механизированные

Использование машин на тяжелых видах работ в основном производстве при сохранении существенной доли ручного труда па вспомогательных работах.

машинно-ручные

Вид работ, при котором непосредственное воздействие на предмет труда оказывает машина или механизм, однако все действия по управлению механизмом, перемещению его и предмета труда осуществляются работником.

ручные

Выполняются работником вручную, или с использованием простейшего инструмента, без применения внешних источников энергии.

По характеру деятельности

некоммерческие

Организации, не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность).

коммерческие

Организации, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом.


Прочитайте текст. Каким является рассмотренное предприятие по классификации?

Независимая фирма «Авента +», занимающаяся производством канцелярских товаров, славится на рынке большим количеством высококвалифицированных работников, которые трудятся на предприятии в две смены. Фирма ежегодно проводит переподготовку и повышение квалификации своих рабочих кадров. «Авента +» с течением времени не стоит на месте, а постоянно развивается с помощью внедрения в производство новейшего оборудования и технологий, что позволяет ему с каждым годом разнообразить ассортимент и увеличить выпуск продукции. За последние 3 года предприятие приобрело и заменило более 60 % всего оборудования, что значительно облегчило труд рабочих и качество продукции. Предприятие существует на рынке труда более 10 лет и за это время зарекомендовало себя, как стабильное и высокоэффективное.



Задание 7 К какому виду самостоятельной деятельности можно отнести следующие выражения?

1.Предприятие в связи с перевыполнением плана в этом месяце приняло решение оставить внутри предприятия на 15 % денежных средств больше, чем обычно для поощрения сотрудников.

2.Фирма с нового года будет реализовать свою продукцию по двум вновь открывшимся магазинам.

3.Фирма увеличила объем производства своей продукции в связи с введением в производство новых технологий.


Задание 8 Подпишите над стрелкой этапы жизненного цикла организации в аналогии с жизненным циклом живых существ

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ

Состояние организации














Время

















РЛ 9 Выберите правильный вариант ответа

1. Коммерческое предприятие – это:

Начало формы

предприятие торговли;
предприятие, занимающееся посреднической деятельностью;
предприятия, целью которых является получение прибыли.

Конец формы

2. Производственная функция организации – это…

Начало формы

наполнение местного, регионального и федерального бюджета;
производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики;
создание, закрепление и развитие корпоративной культур.

Конец формы

3. В момент регистрации основным видом деятельности предприятия было производство пищевых продуктов. Впоследствии добавились торговля и производство сельскохозяйственной продукции. Предприятие относится

Начало формы

к пищевой промышленности;
к сельскому хозяйству;
к пищевой промышленности, торговле, сельскому хозяйству одновременно.

Конец формы

4. При классификации предприятий по размерам в качестве основного признака обычно используют?

Начало формы

численность его персонала;
объем производства;
стоимость имущества.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!