СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по экономике на тему "Деньги, их сущность и функции"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотреть историю происхождения денег, их сущность, основные виды и функции. -способствовать формированию и развитию экономической культуры обучающихся, повышению уровня познавательного интереса к дисциплине. -развивать логическое мышление и творческий потенциал обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по экономике на тему "Деньги, их сущность и функции"»

План открытого урока по дисциплине «Экономика» Тема урока: Деньги, их сущность и функции. Цель урока: -ознакомить обучающихся с сущностью и назначением денег, а также с их классификацией и функциями. Задачи урока: - рассмотреть историю происхождения денег, их сущность, основные виды и функции. -способствовать формированию и развитию экономической культуры обучающихся, повышению уровня познавательного интереса к дисциплине. -развивать логическое мышление и творческий потенциал обучающихся. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Структура урока: формирование новых знаний и способов действий. Учебно - методическое оснащение: 1 учебник Л.Н.Череданова «Основы экономики и пр 4) Разность между поступлениями и расходами, рассчитываемая за определённый период времени (сальдо) 5) Имущество, ценности, предаваемые должником в собственность кредитора на срок до возвращения долга (залог) 6) обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Ответы: 1) Доллар 2) Цена 3) Банкомат 4) Сальдо 5) Залог 6) Налоги (Получается тема «Деньги») - Первая часть лекции – беседы с применением презентации Определение денег – преподаватель читает определение и выводит его на экран, студенты записывают. Отвечают на вопрос:Что такое эквивалент? (всеобщих измеритель) Через историю происхождения денег преподаватель доказывает, что деньги это товар. Деньги возникли в результате развития обмена. Изначально люди обменивали товар, на товар. С развитием товарного производства (когда продукт стали производить не для себя, а для обмена), выделяется самый ходовой товар, на который можно было обменять все другие товары. Эти товары выступают в качестве посредников, т.к. обладают всеобщей полезностью (нужны всем). Они становятся всеобщим эквивалентом Сначала роль всеобщего эквивалента выполняли: в Европе - зерно, скот; В странах севера - меха, соль; В странах Океании – ракушки. На примере неудобства (мешок зерна промок и испортился) переходим к понятию выделения удобного товара Меновые→ Чёрные→ Цветные→ Благородные металлы товары (камни, металлы (серебро и золото) черные (медь) металлы) Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги. Причины этого: (вопрос к учащимся) 1. Не портятся 2. Мягкий метал, т.е. хорошо делится 3. При малом количестве высокая цена 4. Востребовано всегда и везде. Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки». В 7 веке до н.э. возникли монеты – золотые лепёшечки, на которых указывали вес и герб того, кто их чеканил. Во времена монголо – татарского ига (1243 – 1480) отдельные русские княжества чеканили свои монеты, а также имела хождение татарская серебряная теньга. Основными «денежными материалами» были золото и серебро. Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей. В начале 17 века на Руси установились стабильная единая монета – копейка,названная так, потому что на ней был отчеканен всадник с копьём. Кроме неё в ходу была полукопеечная деньга и четвертькопеечная полушка. Затем появились серебряные алтын, полтина и золотой червонец. Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине II, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом. После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось. - Вторая часть лекции - Деньги, их сущность и функции Функция денег – это определенное действие или «работа» денег. Преподаватель дает характеристику функциям денег: Функции денег: 1.Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары. Пока не появились деньги, ценность каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Причем человеку, желающему купить чужой товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в топорах, овцах, стульях и т.д. при денежном обмене такая необходимость исчезает. Достаточно лишь знать, на какое количество денег может быть обменен каждый товар Но если люди теряют доверие к деньгам возрождается древний обмен товара на товар -- бартер. При этом сразу обнаруживается, что одни товары нужны более широкому кругу покупателей, чем другие. И такие наиболее желаемые товары становятся заменителями денег -- денежными товарами. Ценность товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Таким образом, в качестве единицы счета деньги используются людьми для установления цен на товары и услуги. 2.Второй функцией денег является функция «средство обращения». Вопрос: Чем, по-вашему, отличается функция средства обращения» от функции «средство платежа»? Функция «средство обращения» проявляется в непосредственном участии денег в процессе обмена «средство платежа» - движение только одних денег (уплата налогов, выплата заработной платы, взятка и т.д.) или движение денег не совпадающее с движением товара (покупка товара в кредит). 3. Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. 4.Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны). 5.Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами. Вопрос: Валюта каких государств выполняет функцию «мировые деньги»? (Ответы учащихся). В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты. Мы с вами рассмотрели пять функций денег, давайте повторим их. Можно ли сказать, что деньги выполняют одинаковые функции для всех людей, несмотря на их возраст, пол, положение в обществе? (Ответы учащихся) - Краткое конспектирование функций денег по учебнику. (После конспектирования студенты, сверяясь с презентацией, меняются работами и проверяют их друг у друга) Лекция - Виды денег 1.Наличные деньги – это денежные средства, используемые в наличном обращении. • Монеты – это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег. • Банкноты – это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ. • Казначейские билеты – это те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством – Министерством финансов. 2.Безналичные деньги К ним относятся: • Вклады в банках • Дорожные чеки (American Express) • Электронные деньги – это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат). • Пластиковая карта – пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP клиентов»). Конкурс муха-цокотуха. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар И купила самовар И ещё купила дом и отель открыла в нём Чашек, плошек накупила, После вывеску прибила, Что клиентов, мол, зовут Посетить отель “Уют”. Тут клиенты приходили, Жили-были не тужили. Удивлялися цене: Мол, приемлема вполне. За еду, за угощенье, За конфеты, за печенья Муха денежки берётТак идёт за годом год. А ещё продлятся годы- Возрастут её доходы. Ты запомни, наш читатель, Муха та - предприниматель. • Успешна ли деятельность мухи? • Почему в её кафе много клиентов? • Как узнали клиенты об открытии кафе? • С какоё целью муха открыла кафе? • Смогла бы муха открыть отель без денег? 3.Закрепление • - Что такое деньги? Дать определение. • - Какие функции денег вы запомнили? • - Перечислить основные виды денег. • - Что такое полноценные деньги? Итог урока подводит учитель: – Мир денег – удивительный и необычный мир. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории Итог урока подводит учитель: – Мир денег – удивительный и необычный мир. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории Дополнительный материал: Конкурс “Разминка” Всем к предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Здесь учащиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию. Уч 1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке? Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими. 2. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в Северном округе Москвы? Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки 3. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот? Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен. 4. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы? Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу) 5. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек? Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых. 6. Лицевая сторона монеты. (аверс) 7. Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика) 8. Оборотная сторона монеты. (Реверс) 9. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги) 10.Денежное вознаграждение за труд. (зарплата) 11.Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет) Конкурс “Русские пословицы” Задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”. В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь. (За каждую пословицу или поговорку – 1 умник). Эталон ответа: Деньги делают деньги. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Копейка рубль бережет. С копейки начинается миллион. Время - деньги. Разменяться на мелкие монеты. Подбивать бабки. Отплатить той же монетой.. Пропадать ни за грош. Принимать за чистую монету. Посмотрел, как рублем одарил.. Отец накопил, а сын раструсил. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.. Легче прожить деньги, чем нажить. Хлебу мера, а деньгам счет..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!