Автор продукта Попова Любовь Васильевна, учитель истории и обществознания МОУ Керчомская СОШ
Конспект разработки с использование этнокультурного компонента по ВОВ
Вид продукта: конспект открытого урока по истории с мультимедийной презентацией для Ветеранов ВОВ и тыла.
Дата 7 мая № урока открытый урок Класс 11
Тема урока:
Цель мероприятия:
Цель:
1.вызвать у обучающихся чувство личной сопричастности к истории своей большой и «малой» Родины на личном примере преподавателя,
2.обучение навыкам исследовательской действительности,
3.обучение навыкам анализа исторических событий и проведения презентации их итогов.
Использованные ресурсы: фронтовой дневник деда - Катаева Ивана Васильевича, фотографии из семейного архива.
Оборудование: учебник, дидактический материал, интерактивная доска, компьютер, слайды к уроку с текстами документов, мел
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Планируемые общеобразовательные результаты:
1. Личностные. Становление личности как патриота, развитие гражданской идентичности на основе формирования внутренней позиции учащегося; развитие мотивации учебной деятельности; развитие ценностной ориентации учащихся отраженной в морально-этической ориентации и личностной позиции, социальных чувств и социальных качеств.
2. Метапредметные результаты: универсальные – познавательные, коммуникативные, регулятивные (планирование, контроль, коррекция) способы деятельности осваиваются учащимися на базе двух учебных предметов (история, обществознание)и применяются в ходе образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
3. Предметные. Получение системной картины нового знания: репрессивной системы карательных органов ССССР и его преобразование в современную картину демократических перемен.
Ход урока.
1.Оргмомент. Приветствие.
2. Блиц - опрос по предварительному заданию:
Какие периоды ВОВ вы помните
Назовите главные участки фронтов ВОВ
В вашей семье помнят воинов – ветеранов?
Проблемное задание: Можно ли теперь, когда мы многое знаем о войне, дополнять материалы новыми исследованиями и знанием новых фактов?
План урока:
Начало войны. Мобилизация.
Боевой путь Катаева И.В.
Ранение и излечение.
После войны
Ход урока
1.Вступительное слово учителя обобщает ранее полученные понятия «война», «мобилизация» на более конкретном примере – биографии нашего земляка Катаева И.В.. Это необходимо сделать для правильной ассоциации термина в сознании современных учащихся. После этого перед учащимися демонстрируется факт из военой истории села:
На Великую Отечественную войну ушло – 786 человек
Вернулись обратно – 242 человека
Погибли на фронтах 544 человека.
Рассказывается, как был найден дневник фронтовика. О функциональном значении дневника на фронте. Демонстрируется сам документ и фотография фронтовика.
Организуется работа с историческим источником - дневником участника боевых событий Катаева И.В. Для этого класс делиться на 3 исследовательские группы. Каждая группа оснащена компьютером, который имеет Интернет.
Группа работает с самим источником: работа идет по «Памятке для работы с историческим источником».
Задача: определить боевой путь Катаева И.В.
Группа работает в сети Интернет.
Задача: поиск необходимых сведений из архивов на сайте «Мемориал».
Группа исследует фрагменты из дневника на ксерокопии: это тексты популярных песен.
Задача: определить самые популярные мелодии военных лет на участке Карельского фронта.
Подведение итогов урока
1 группа:
Определен участок Карельского фронта. Начало боевого пути: станция Масельская.
Конец боевого пути: Норвегия.
2 группа: работа на сайте «Мемориал»
3 группа по материалам первоисточника – дневника фронтовика подбирает материал в Интернет: аудиозаписи песен военных лет, истории создания песен.
Все группы выступают перед ветеранами – докладывая о проведенной исследовательской работе в группе.
Учитель завершает доклады учащихся. Передает слово ветерану. Ветераны вспоминаю своего товарища, и рассказывают учащимся о его жизни после отгремевшей войны.
В конце выступлений опять идет обращение к источнику – к оцифрованному историческому источнику в виде мультимедийной презентации. https://www.youtube.com/watch?v=Cr74HLTj9LE
6.Рефлексия по этапам урока
Обращаясь к прошлому, кто из вас почтил бы репрессированных вставанием? (учащиеся встают в знак уважения к павшим и живым репрессированным и их потомкам)
Выяснение достигнутых целей:
- Итак, о чем вы узнали на этом уроке?
Учащиеся говорят о том, о чем узнали в процессе урока.
Фронтальная проверка изученного материала с помощью тестирования.
Само – взаимо – оценка
Оцените себя по 5-балльной шкале на листке самооценки: Как я усвоил материал?
Получил прочные знания – 5
Частично усвоил новый материал – 4
Мало что понял, необходимо еще поработать - 3
Не справился - 2
Домашнее задание:
Выяснить у родственников, какие наиболее яркие воспоминания хранятся в семейных воспоминаниях о прошедшем периоде времени, когда имели место изученные события?
Прочитать учебный параграф 22-23
Написать эссе «Как я себе представляю войну»