Открытый урок по физические культуре
по теме «Путешествие на баскетбольную площадку» в 4 классе
Раздел: Подвижные игры
Тема урока: Эстафеты. «Путешествие на баскетбольную площадку»
Форма урока: Урок-соревнование
Тип урока: Комбинированный
Технологии: коррекционно - развивающего обучения, игровые технологии, мультимедийные технологии.
Методы организации урока: Фронтальный, поточный, индивидуальный
Цель урока: Познакомить учащихся с элементами баскетбола, правилами игры в баскетбол.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Познакомить детей с некоторыми терминами баскетбола.
Совершенствовать технику изученных элементов баскетбола: обучать приемам владения мячом,
ведения мяча между модулями, попадание мяча в цель (корзину).
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - КОРРЕКЦИОННЫЕ
Корригировать и совершенствовать координационные способности, согласованность движений.
Формировать культуру двигательной активности.
Развивать ловкость, координацию движений, выносливость, скоростно-силовые качества
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Формировать коммуникативные умения и навыки. (БУД - коммуникативные учебные действия).
2. Развивать умение планировать, контролировать двигательные действия. (БУД - регулятивные учебные действия).
3. Развивать умение осознанно использовать терминологию физической культуры. (БУД - познавательные учебные действия).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать волевые качества: выдержку, выносливость, смелость, ловкость, внимание, волю и стремление к победе, чувство товарищества и взаимовыручки.
Место проведения: спортивный зал ГБОУ «СКОШИ№2»
Время проведения: 40 мин
Оборудование: процессор, экран для просмотра слайдов, свисток, конусы, мячи баскетбольные, футболки, гимнастические палки.
Частные задачи | Содержание | Дозирование нагрузки | Организационно - методические указания |
I. Подготовительная часть (11 мин) |
1.Организовать детей к уроку. Психологический настрой. | Построение, приветствие. | 20 сек 30 сек | Информация на стендах: 1.Обратить внимание на форму, причёски девочек! 2. Соблюдать технику безопасности на уроке. |
2. Отгадывание загадки для постановки и сообщения задач урока. 3. Разминка Подготовить запястные, коленные и голеностопные суставы к работе в основной части урока Подготовить организм детей к работе в основной части урока. Развивать внимание, укреплять мышцы рук, ног, брюшного пресса и спины. Развивать координацию движений Развивать общую и тонкую моторику рук 4. Словарная работа. Баскетбол, корзина | В этом спорте игроки Все ловки и высоки. Любят в мяч они играть И в кольцо его кидать. Мячик звонко бьёт об пол, Значит, это…(Баскетбол) Командную игру с мячом. Цель игры — забросить в корзину соперника мяч большее количество раз, чем команда соперника за установленное время. В каждой баскетбольной команде 5 полевых игроков. В программу Специальной Олимпиады эта командная игра вошла в 1994 г. Отправляемся на площадку, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ В ЭТУ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ ИГРУ. Класс, направо. «На месте шагом марш». «В обход по залу шагом марш». Ходьба 1) на носках руки на пояс; 2) на пятках, руки за голову; 3) на внешней стороне стопы; 4) на внутренней стороне стопы; 5) перекатом с пятки на носок, вращения прямыми руками. По команде «легким бегом марш!» дети переходят на бег. ОРУ для баскетболистов. Упражнения в беге. Бег змейкой, обегая стойки или различные предметы. Бег с произвольным ускорением 3—5 м. Бег, «выбрасывая» прямые ноги вперед. Бег, «отбрасывая» прямые ноги назад. Бег с высоким подниманием бедра. Бег с захлестывающим движением голени назад. Бег спиной вперед. Передвижение приставными шагами боком (правым, левым). Передвижение приставными шагами в стойке теннисиста попеременно правым и левым боком (через два шага, через один шаг). Передвижение боком (правым, левым) скрестными шагами («лезгинка»): например, при передвижении правым боком левую ногу ставьте попеременно скрестно то спереди, то сзади правой. Правая нога только переставляется вправо. Ходьба с выполнением дыхательных упражнений Перестроение в две колонны: - производим перестроение в движении направо в колонну по два - направляющий на месте стой раз, два! - налево! Упражнения для разминки. ОРУ: И.п. ноги вместе руки на пояс, наклоны головой на 1-2 вправо-влево - на 3-4 вперед-назад. (повтор 4-6 раз) И.п. ноги на ш.п., руки опущены вниз, круговые вращения прямыми руками на 1-4 вперед - на 1-4 назад, (повтор 4 раза) И.п. ног тоже, руки перед грудью согнуты в локтях, рывки руками, на 1-2 перед собой, на 3-4 разводим в стороны (повтор 4-6 раз) И.п. ноги на ширине плеч, наклоны туловищем вперед-назад, руки прямые над головой в замке, на 1-2 вперед, 3-4 назад (повтор 4-6 раз) И.п. тоже, наклоны влево-вправо, руки прямые над головой в замке, на 1-2 влево, 3-4 вправо (повтор 4-6 раз) Выпад вперед, с левой ноги, на 1-3 выпад, на 4 разворот назад и повторяем упражнение (повтор 6-8 раз) И.п. ноги на ширине плеч, руки вперед в стороны, разноименные махи ногами, правая нога к левой руке, левая нога к правой руке, на 1 мах левой ногой к правой руке, на 2 и.п., на 3 мах правой ногой к левой руке, на 4 и.п (повтор 6-8 раз) И.п. основная стойка, руки за голову, приседания, при выполнении упражнения локтями касаться колен, выполнение на каждый счет. (15раз) Прыжковые упражнения: Руки на поясе, подскоки на одной ноге со сменой ног. Руки на поясе, прыжки на обеих ногах по треугольнику или квадрату. Прыжки в сторону с одной ноги на другую на месте через начерченные на полу линии. Выпрыгивание из приседа (полуприседа) вверх. Руки на поясе, прыжки на обеих ногах с поворотом на 180° (360°). Прыжки на одной ноге вправо-влево. Найти листы: (в спортивном зале разложены листы двух цветов: на одном изображена (корзина), на другом, рисунок (мяч). | 10 сек 2 мин 2 мин 2 мин. 2 мин 2 мин | Показ презентации Слайд №2,3 Слайд №4,5, 6 Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, объясняя положение рук и показывая упражнения. Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении. Следить за интервалом детей в колонне. Индивидуальная работа: Олег выполняет упражнения меньшей дозировки. Руки на пояс спина прямая Руки за голову, покачиваемся из стороны в сторону. Вращение прямых рук. Поочерёдно вперёд, назад. Сигнал к смене бега подаётся голосом и свистком. Следить за интервалом детей в колонне. Приставной шаг, руки на пояс Высоко поднимаем колено, руки перед собой. Дыхательные упражнения выполняются в движении по кругу. Руки через стороны вверх – вдох через нос, руки вдоль туловища вниз – выдох через нос. Дети доходят до середины зала, и перестраиваются в две колонны. Руки в локтях не сгибать. Спина прямая. Следить за правильным выполнением упражнений Следить за правильным выполнением упражнений Разделить детей на две команды. Выбрать капитанов. Назвать команды по изображениям на листках. |
II. Основная часть (29 мин) |
Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручку; Эстафета способствует развитию быстроты, силы, ловкости, реакции. Воспитывать умение работать в команде, чувство товарищества. Умение быстро ориентироваться и чётко выполнять задание. Развивает координацию движений. Развивает координацию движений, упорство, умение побеждать в честной борьбе. Развивает координацию движений, меткость. Совершенствует двигательный и зрительный анализаторы. | - Сегодня мы будем с вами настоящими баскетболистами – поиграем 2 тайма. Чтобы игра получилась, проведём четыре эстафеты. Повторить правила техники безопасности во время игр и эстафет. 1 эстафета «Баскетболист с мячом» Эстафета с мячом По команде – первые номера с мячами в руках начинают бег с ведением между конусами. Добегают до последнего конуса, оббегают его, и возвращаются обратно, передают мяч вторым номерам. И так все участники, пока последний игрок не пересечет линию финиша. 2 эстафета «Реакция баскетболиста» стоя в колонне по одному, передача мяча над головой из рук в руки. Последний бежит с мячом до поворотной стойки, обегает ее, бежит назад и передает мяч первому, сам встает впереди первого игрока, первый игрок передает мяч второму, тот третьему и т. д. 3 эстафета Конкурс капитанов «Лучший нападающий» - забросить как можно больше мячей в корзину из 7 бросков. (Музыка) 4 эстафета «Прыгуны». «Прыжки через лежащую на полу лестницу» Перед каждой командой кладутся на пол гимнастические палки на расстоянии 30см друг от друга, семенящим бегом нужно добежать до конуса и обратно. Участник передает эстафету следующему игроку, и так далее. Игра «Переноска трех мячей»: один мяч зажат ногами, два мяча под мышками | 30 сек 2 мин 20 сек 2 мин 20 сек 2 мин 20 сек 2 мин 30 сек 16 мин | За каждую победу капитану команды вручается медаль. Чья команда быстрее закончит эстафету, та и побеждает. Соблюдаем технику безопасности. При передаче эстафеты коснуться игрока рукой. Чья команда быстрее закончит эстафету, та и побеждает. Конкурс капитанов. Под музыку. Кто больше забросит мяч в корзину Побеждает команда, закончившая первая эстафету. Чья команда больше и быстрее перенесет, та и побеждает. Подведение итогов по количеству медалей. Вручение медалей за I и II место. |
III. Заключительная часть (3 мин) |
1.Организованное завершение урока. | 1) Построение в шеренгу. 2) Релаксация – закроем глаза, глубоко вздохнем и вернёмся в спортивный зал. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось на уроке? 3) Подведение итогов урока (словарная работа). Оценивание (смайлики) Вручение грамот. 4) Домашнее задание Спасибо за урок. 3) Организованный уход из зала. | 30 сек 30 сек 1 мин 1 мин | Оценить работу учащихся на уроке, их активность, самостоятельность; отметить организацию работы по отделениям, зачитать выставленные отметки. Слайд 9 |
Самоанализ урока физической культуры
по теме «Путешествие на баскетбольную площадку» в 4 классе
Раздел: Подвижные игры
Тема урока: Эстафеты. «Путешествие на баскетбольную площадку»
Форма урока: Урок-соревнование
Тип урока: Комбинированный
Технологии: коррекционно - развивающего обучения, игровые технологии, мультимедийные технологии.
Методы организации урока: Фронтальный, поточный, индивидуальный
Цель урока: Познакомить учащихся с техникой элементов баскетбола и правилами игры.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Познакомить детей с некоторыми терминами баскетбола.
Совершенствовать технику изученных элементов баскетбола: обучать приемам владения мяча, ведения мяча между конусами, попадание мяча в цель (корзину).
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - КОРРЕКЦИОННЫЕ
Корригировать и совершенствовать координационные способности, согласованность движений.
Формировать культуру двигательной активности.
Развивать ловкость, координацию движений, выносливость, скоростно-силовые качества
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ:
Формировать коммуникативные умения и навыки. (БУД- коммуникативные учебные действия).
Развивать умение планировать, контролировать двигательные действия. (БУД - регулятивные учебные действия).
Развивать умение осознанно использовать терминологию физической культуры. (БУД - познавательные учебные действия).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать волевые качества: выдержку, выносливость, смелость, ловкость, внимание, волю и стремление к победе, чувство товарищества и взаимовыручки.
Место проведения: спортивный зал ГБОУ «С(К)ОШИ№2»
Время проведения: 40 мин
Оборудование: процессор, экран для просмотра слайдов, свисток, конусы, мячи, футболки, гимнастические палки.
Урок физической культуры был проведен 8.02.2023 года в 4 классе, в котором обучается 15 человек: 1 мальчик с синдром ДАУНа с, 2 ребенка имеют расстройство аутистического спектра (РАС), и 10 мальчиков, все 15 детей имеют статус инвалид. Физическое развитие детей соответствует возрасту. Класс демонстрирует средний уровень физических показателей. Отношения между учащимися можно назвать дружелюбными и доверительными, т.к. они всегда могут положиться друг на друга. К урокам относятся ответственно, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность.
Урок в форме путешествия проходил в проветренном чистом спортивном зале. Инвентарь был приготовлен заранее и расположен в специально отведенном месте.
Цели, задачи урока были поставлены с учетом особенностей программных требований школ для обучающихся с ОВЗ. Содержание урока имеет коррекционно-развивающую направленность, что соответствует возможностям обучающихся с ОВЗ.
Структура урока: Все этапы урока были последовательными и логически связанны. Структура урока соответствует данному типу и месту урока в календарном плане. Урок отличался целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Дозировка времени для каждого этапа деятельности детей продумана и соответствовала психологическим особенностям процесса внимания данного класса. В ходе урока соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков. Мною были использованы методы организации урока:
- фронтальный - упражнения выполняются одновременно всеми учащимися (упражнения на осанку, построения перестроения) – использую при проведении строевых, общеразвивающих упражнений в водной части урока.
- поточный - учащиеся при проведении эстафет выполняют одно и то же упражнение по очереди, один за другим (ведение мяча, поочерёдное вращение рук).
- индивидуальный – учёт индивидуальных особенностей ребёнка с синдромами Дауна и РАС.
В процессе выстраивания работы по этой теме формировались Базовые Учебные Действия:
1. Коммуникативные умения - (договариваться со сверстниками в соревновательной деятельности) (Коммуникативные БУД).
2. Регулятивные (умение планировать, контролировать двигательные действия) (Регулятивные БУД).
3 Познавательные (умение осознанно использовать терминологию физической культуры, упражнения для правильной осанки) (Познавательные БУД).
4. Личностные – установка на здоровый образ жизни
1. Цель Подготовительной части урока состояла в подготовке учащихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Я познакомила детей с некоторыми терминами баскетбола: «корзина», «мяч баскетбольный», «баскетболист», «площадка» (объяснение происходило в действиях - я использовала деятельностный подход)
Задачи данного этапа
- психологический настрой на занятие;
- активирование внимания и повышение эмоционального состояния;
- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности.
Мной был проведен инструктаж по технике безопасности во время занятия. Содержание подготовительной части включало упражнения умеренной интенсивности, различные виды ходьбы, бега, упражнения на месте, прыжковые упражнения;
- комплекс ОРУ на месте, как важное средство развития и совершенствования координационных способностей и игровой ловкости у младших школьников.
Разминка была проведена с учётом работы всех групп мышц, чтобы исключить возможность травм на занятии. Для развития выносливости у обучающихся использовался продолжительный бег и беговые упражнения по диагонали, змейкой.
2. В основной части урока - решались наиболее значимые образовательные, оздоровительно-коррекционные и воспитательные задачи, предусмотренные учебной программой и планом данного урока: Закрепление техники изученных ранее элементов баскетбола.
Задачи:
1.корригирование и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;
2. формирование правильной осанки, культуры двигательной активности;
3. развитие ловкости, координации движений, выносливости, меткости, скоростно-силовых качеств;
4. формирование умения договариваться со сверстниками в соревновательной деятельности (БУД);
5. развитие умения планировать, контролировать двигательные действия (БУД);
6. развитие умения осознанно использовать терминологию физической культуры (БУД);
7. воспитание волевых качеств.
Для привития интереса к уроку мной был использован соревновательный приём, который повысил интерес детей, способствовал лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. С детьми был достигнут контакт, они получили большой эмоциональный подъём, заряд бодрости и энергии. При этом основное внимание я старалась сосредоточить на достижениях команды, а не на личных результатах.
Были успешно проведены такие эстафеты: «Переноска трех мячей», «Реакция баскетболиста», «Баскетболист с мячом», «Прыгуны», «Лучший нападающий», «Во время проведения игры «Переноска трех мячей», с Дашей велась индивидуальная работа (собирала пазлы), в силу ее физического состояния (РАС). Ей давалась нагрузка меньшей дозировки.
Перед каждой эстафетой был дан инструктаж, по окончанию - подведение итогов. В каждой эстафете наблюдалась смена деятельности, что характерно для данного возраста и совершенствования не только физических качеств и двигательных действий, но и психологические процессы: память, внимание, воображение. Во время эстафет учащиеся проявляли организованность, самостоятельность, взаимовыручку, что подтверждает выполнение воспитательной задачи. Учащиеся награждались медалями для повышения мотивации и спортивного интереса.
3. В заключительную части урока включила упражнения на релаксацию – расслабление организма через дыхательные упражнения и рефлексию в форме словарной работы способствовала закреплению полученных знаний – дети называли оборудование, используемое для хоккея, с которыми они познакомились на уроке.
На данном этапе происходило регулирование эмоционального состояния, снижение функциональной активности организма, физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц, приведение организма в относительно спокойное состояние. Подведение итогов урока с оценкой результатов деятельности и домашнее задание.
Общие результаты урока:
Структура урока соответствовала игровой технологии. Учащиеся с удовольствием включались во все виды деятельности на уроке: они были жизнерадостны, оптимистичны, изображая хоккеистов, открыты в общении со сверстниками. В течение всего урока я уделяла внимание формированию у них навыков самоконтроля. Для более высокой плотности на уроке использовала фронтальный, поточный, индивидуальный методы и их комбинации.
Эстафеты дали возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на формирование и развитие физических способностей.
Применение на уроке игровой технологии, приема имитации движений хоккеиста, просмотр фрагментов презентации позволила оптимизировать двигательную активность обучающихся.
На протяжении всего учебного занятия я учитывала индивидуальные физические способности и особенности учеников.
Поставленные мною цели и задачи урока достигнуты, план урока выполнен полностью, подведение итогов показало, что дети усвоили материал.
Считаю, что все дети смогли реализовать свои образовательные потребности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2
«Согласованно» Руководитель МО. Решетникова И.М. /_____________/ ________________2022г | «Согласованно» Заместитель директора по УВР ГБОУ СКОШИ № 2 ОсколковаЛ.А/___________/ _________________2022г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШИ № 2 АюшеевА.Н/_______________/ ______________2022г. |
Открытый урок по физической культуре
«Путешествие на баскетбольную площадку» в 4 классе
Учитель: Эрдынеевой Д.Д.
г. Улан- Удэ
2022-2023