Открытый урок по физической культуре в 7 классе по теме:
«Взаимодействие двух-трех игроков в нападении».
Учитель физической культуры: Торопова О.А.
Дата проведения « 27» апреля 2017 года
Открытый урок по физической культуре в 7 классе по теме:
«Взаимодействие двух-трех игроков в нападении».
Методическая цель урока:показать использование приемов по совершенствованию техники и тактики игры в баскетбол с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
Учебные задачи: разучить взаимодействие игроков в нападении «тройка», совершенствовать бросок одной рукой от плеча в прыжке, сочетание приемов: передач, ведения и бросков, усвоение учащимися знаний о тактических взаимодействиях при игре в баскетбол.
Развивающие задачи: развитие творческого преобразования знаний, способствовать развитию физических качеств.
Воспитательные задачи: воспитывать инициативность и самостоятельность, психологическую устойчивость (противостояние утомлению и напряжению).
Тип урока: комплексный.
Форма урока:практическое занятие.
Межпредметные связи: биология, информатика и ИКТ.
Материальное обеспечение: баскетбольные мячи, стойки, секундомер, судейский свисток, перекладина, презентация, выполненная в «MicrosoftPowerPoint».
Учебные вопросы: бросок одной рукой от плеча в прыжке с сопротивлением, взаимодействие двух-трех игроков в нападении.
Время проведения: 40мин.
Место проведения: спортивный зал.
Методы обучения: словесные (вопросы, диалог, объяснение), наглядные (показ упражнений, жестов судей, презентация), практические (выполнение упражнений), методы стимулирования учебной активности (создание ситуации успеха через разноуровневые задания), метод предупреждения и исправления ошибок (замедление выполнения упражнения), соревновательные, игровые.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Этапы урока | Содержание этапов | Дози-ровка | Организационно-методические указания |
I.Организационно-подготовительный этап. 8 мин. Цель для обучающихся: подготовиться к продуктивной работе на занятии. Цель для учителя: обеспечить начальную организацию, подготовку обучающихся к выполнению конкретной работы в основной части. Достигнуть от выше среднего до высокого уровня нагрузки, подготовить организм к основной части урока. Задачи: 1. Совершенствовать технику передвижений, ведения мяча на месте и в движении. 2. Развивать координационные способности, гибкость, специальную выносливость 3. Воспитывать дисциплинированность, подвести обучающихся к цели и задачам урока Цель: концентрация внимания, правильного выполнения движений. Цель: подготовка мышечно-связочного аппарата к нагрузкам, развитие гибкости умение сохранять осанку. Рассказ, показ. Метод выполнения фронтальный | 1. Построение, приветствие. Актуализация знаний. Учитель: - Какие физические качества развиваются при игре в баскетбол? В каких жизненных ситуациях они могут пригодиться? Баскетбол – командная игра. Достаточно ли для победы хорошего владения техническими приемами игры в баскетбол (ответы обучающихся). Давайте сформулируем цель нашего урока. Определение цели и задач урока совместно с обучающимися.Постановка проблемы: Влияет ли на результат игры взаимодействие игроков? Слайд 2.3 2. Какой бывает ЧСС у людей в покое (ответы обучающихся). А каким должно быть значение частоты пульса после нагрузки? (ответы обучающихся). Сейчас проверим на практике. Подсчет пульса. Приложите большой палец левой руки, на внутреннюю часть запястья правой руки, найдите пульс и посчитайте за 6 сек. количество ЧСС, затем умножьте на 10. Каждый свой результат запомните и в конце беговой разминки повторим измерение, чтобы сравнить показатели. 3.Ходьба на носках, руки в стороны, хлопок сверху. Ходьба на пятках, хлопок спереди, сзади. Ходьба с перекатом с пятки на носок, сжимать и разжимать пальцы рук. Ходьба в полуприседе. Ходьба в седе прямо, прыжком правым, левым боком. 4.Бег. По лицевой и боковой линиям медленный бег, по диагонали зала определенный вид бега по указанию учителя (бег с высоким подниманием бедра, 5 прыжков через препятствие (набивные мячи), затем ускорение, многоскоки (прыжки с одной ноги на другую), прыжки на одной ноге). | 1 мин. 1мин 1 мин. 2 мин. | Проверка внешнего вида обучающихся. Освобожденные получают задание (тесты по баскетболу). Приложение 1. Познавательная активность. После бега ученики замеряют пульс и сравнивают с предыдущими показателями. Находят ответ на вопрос: влияет ли физическая нагрузка на ЧСС? По ходу взять баскетбольные мячи. |
Этапы урока | Содержание этапов | Дози-ровка | Организационно-методические указания |
| 5.Правила баскетбола с ведением мяча на месте без зрительного контроля. Учитель показывает жесты судей. 6.Ведение мяча бегом. Ребята бегут по залу с ведением, меняя направление и руку по свистку. При движении под кольцом – ведение с низким отскоком, по свистку поворот кругом и ведение другой рукой (по 3 круга), остановки по свистку. | 1 мин. 2 мин. | Обучающиеся выполняют ведение мяча на месте без зрительного контроля и хором отвечают правила баскетбола. |
II. Основной этап. 25 мин. Цель для обучающихся; научиться согласовывать свои передвижения с партерами в зависимости от перемещений; Цель для учителя: пробудить у обучающихся желание активно приступить к изучению взаимодействия между игроками в тройках в нападении; активизировать их в процессе совершенствования ранее изученного материала. Задачи: 1.Организовать работу и учить умению выполнять технику передач в движении, бросков одной рукой от плеча в прыжке. 2.Формировать умения выполнять подводящие упражнения самостоятельно, по заданию учителя. | 1. Совершенствование броска одной рукой от плеча в прыжке в парах 2. Взаимодействие двух нападающих против одного защитника.Слайд 4.Нападающие располагаются в колоннах. Защитник находится на линии штрафного броска. Ученики, выполняя передачи, продвигаются к кольцу. При приближении к защитнику, нападающий начинает ведение мяча. Если защитник атакует, то он выполняет передачу партнеру. Если атаки не последовало, то продолжает ведение и выполняет бросок после двух шагов. В случае неточной передачи или промаха, нападающий меняет защитника. 3.Передачи мяча в «тройках» через центр. Слайд 5. | 2 мин. 2 мин. 2 мин. | 1.Защитник стремится не дать забросить мяч из-под щита и отступает спиной к своему кольцу так, чтобы видеть обоих нападающих. 2.Передачи выполнять двумя руками от груди. Соблюдать дистанцию и интервал. Назад |
Этапы урока | Содержание этапов | Дози-ровка | Организационно-методические указания |
3. Совершенствовать скоростно-силовые качества, координацию движений, отработку техники передач и бросков. 4. Поддерживать интерес к освоению нового материала, воспитывать трудолюбие. Основные положения нового учебного материала: - создание представления о взаимодействии игроков в нападении «тройка». - выполнение упражненияобучающимися; - выполнение упражнения в различных вариантах в игре. Формы и методы изложения и закрепления нового материала: -словесные (объяснение), наглядные (показ приёма), Формы и методы достижения поставленных целей: -практические Формы и методы организации деятельности обучающихся: - фронтальная, поточный метод, групповой. | 4. Обучение взаимодействию игроков в нападении «тройка».Текст слайдов 6, 7.Обычная комбинация «тройка» в баскетболе проходит успешно только в том случае, когда нападающие ни на секунду не прекращают движения.Иначе защитники успеют проскользнуть между баскетболистами или переключиться, обменяться подопечными. 5.Упражнение «тройка». Построение в колонну по три. 6. Творческое преобразование знаний. Учебная игра. | 5 мин. 5 мин 8 мин. | возвращаться по боковым линиям. 3. Объяснение и показ упражнения с помощью трех обучающихся. |
III. Заключительная часть. 7мин. Цель для обучающихся: восстановить первоначальное состояние организма. Задачи: Совершенствовать упражнения правильного дыхания для восстановления организма, для развития вестибулярной устойчивости. Цель для учителя: оценить деятельность | 1. Упражнения для развития гибкости 2.Тестовое заданиепо тактике игры в баскетбол. Слайды 8, 9, 10, 11. Решение проблемы. Слайд 12. | 2 мин. 2 мин. | Методы стимулирования учебной активности обучающихся в ходе подведения итогов занятия: похвала, настрой на дальнейшую работу. |
Этапы урока | Содержание этапов | Дози-ровка | Организационно-методические указания |
обучающихся по конечному результату. Задачи: восстановить первоначальное состояние организма обучающихся. Методы организации: фронтальный: словестный (диалог) Методы оценивания: словестные Рефлексия: Цель этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для обучающихся: оценивание своей деятельности на уроке (саморефлексия). Цель для учителя: определить степень заинтересованности обучающихся предметом. Методы оценивания: - оценка учителя степени старания обучающихся, оценивание учащихся за правильное выполнение технических приемов; Цель для учителя: обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания; Задачи:1. Составление комплекса упражнений для развития недостающих физических качеств. 2. Прививать интерес к предмету. | 3. Подведение итогов урока. Провести разбор игровых моментов. Указать на ошибки. Выделить ребят, которые хорошо справлялись с заданиями. Выставить оценки. Похвалить всех за работу. 4. Рефлексия. Учитель: - Оцените результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства. Соотнесите собственную цель урока с полученным результатом (проведите самоконтроль). 5. Задание на дом: самостоятельно разработать комплекс упражнений для развития недостающих физических качеств. Урок окончен. До свидания. Организованный уход. | 1 мин. 1 мин. 1мин | |
Приложение 1
Ответы к тестам по баскетболу.
Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы Джеймсом Найсмитом и состояли из 13 пунктов. Первые международные правила игры (правила ФИБА) были приняты в 1932году на первом конгрессе ФИБА, последние изменения были внесены в 2004 году.
В баскетбол играют две команды, по двенадцать человек в каждой, на площадке одновременно по пять игроков от каждой команды. Цель каждой команды — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом, и забросить его в корзину своей команды.Игра продолжается четыре четверти по 10 минут чистого времени каждая (в НБА играют четверти по 12 минут).
1.Аут -мяч покинул пределы игровой площадки.
2.Пробежка— игрок, контролирующий мяч сделал более 2-х шагов с мячом в руках или сделал шаг «опорной» ногой.
3. Три секунды: игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд , когда его команда владеет мячом в зоне нападения.
4. Восемь секунд имеет команда для вывода мяча из зоны защиты в зону нападения.
24 секунды имеет команда для броска по кольцу, если за это время мяч не коснется корзины он переходит к команде соперника.
5. Игрок не может держать мяч в руках более пяти секунд.
6.Правило зоны - команда владеющая мячом в зоне нападения не может переводить его в зону защиты.
7.Фол - это несоблюдение правил, вызванное физическим контактом или неспортивным поведением игроков.
8. Виды фолов:- персональный; технический; неспортивный; дисквалифицирующий.
9.Когда вступает в действие правило командных фолов:
а) после 5; б) после 7; в) после 8; г) после 6; д) после 4.
10. Какое количество фолов игрок может совершить в течение игры:
а) 5; б) 7; в) 8; г) 6; д) 4.
11. Замена игрока разрешается:
а) команде, вбрасывающей мяч из-за боковой линии;
б) назначен фол любой из команд;
в) по ходу игры;
д) затребован минутный перерыв любой из команд;
12. Финт – прием, с помощью которого игрок старается скрыть свои основные действия от противника