СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по физике на тему: "Физика - волшебная наука!"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физике на тему: "Физика - волшебная наука!"»



Тем, кто учит физику,

Тем, кто учит физике,

Тем, кто любит физику,

Тем, кто еще не знает,

Что может полюбить физику,

Урок физики посвящается!


Вы находитесь в кабинете физики. И я вас понимаю… Как вам кажется, что физика это самый сложный и непонятный предмет в школе. Но физика - это не только научные книги и сложные приборы, не только скучные формулы и задачки. «Экспекто патронум» - помните чьи это слова (заклинанье Гарри Поттера). Физика – это еще и фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки. И когда ты начнешь изучать физику в школе, эта чудесная наука уже не покажется тебе такой загадочной и мудрой.
- А вы знаете, что такое инерция? На самом деле, вы знакомы с ней очень давно! - Вы никогда не задумывались, что с инерцией встречаетесь каждый день. - Вспомни, ты бежишь, а ноги за что-то запнулись. Ноги остановились, а ты сам летишь вперед, пока не упадешь на землю.

Коль мы споткнулись – не беда,

Ведь знаем наперед,

Что будем падать мы всегда

Запомните: вперед!


- А бывает и наоборот! Стоит автобус на месте, а потом резко трогается. Автобус уже поехал, а пассажиры еще сидят неподвижно. От этого все откидываются назад. Сейчас мы покажем вам два опыта, которые демонстрируют явление инерции.

Опыт 1. Если медленно двигать лист, то стакан будет двигаться за листом, если выдернуть лист быстро, то стакан останется стоять на своем месте благодаря инерции, так как движение резкое, оно не успевает передаться и стакан сохранит свое состояние покоя. - Ребята, кто хочет попробовать провести опыт? Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.

Опыт 2. Поместим картонку на стакан. Положим монетку на картон по центру. Щелкнем по картонке пальцем.

Картонка быстро движется вперед, а монетка падает в стакан. У вас возникает вопрос: «Почему монета не двигается вместе с открыткой?» Монета и картонка находились без движения благодаря инерции. Инерция – это свойство предмета не менять свое состояние покоя или движения. При резком выбивании картонки из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшое трение не может сообщить монете скорость в горизонтальном направлении. Когда мы щелкнули по картонке пальцем, она соскользнула под неподвижно лежащей монетой, и монета упала под влиянием силы тяжести в стакан. Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.

Земля – третья планета от Солнца. Родители и учителя в школе, наверное, рассказывали, что нам очень повезло! Земля – пока единственная планета в солнечной системе, обладающая атмосферой, содержащей кислород, жидкие океаны на поверхности и жизнь. Ребята, а вы знаете, что такое атмосфера? Это воздух, который окружает Землю. Слой воздуха, превышает 100 км. Основная масса атмосферы сосредоточено в нижнем слое высотой около 15 км от поверхности Земли. Воздух удерживается вблизи земной поверхности благодаря притяжению Земли. Если бы Земля не притягивала воздух, то он рассеялся бы в окружающем Землю пространстве. Этот воздух давит на нас и на все, тела, находящиеся вокруг нас.

Опыт 3. И сейчас я покажу опыты со стаканом. Как вы считаете, может ли обыкновенный лист бумаги выдержать стакан воды? Я докажу сейчас, что это возможно. Я наливаю воду до половины, кладу сверху листок бумаги. Придерживая бумаге ладонью, опрокидываю стакан. И вот: отнимаю ладонь, а бумажка по-прежнему будет надежно закрывать стакан, и ни одна капля воды не выльется! Вы спросите: «Почему такое возможно?» Это возможно благодаря атмосферному давлению. Именно атмосфера давит на листок снизу и удерживает его. Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее изнутри.

Кто поможет мне продемонстрировать этот опыт? Можно пригласить 1-2 учащихся.

Опыт 4. - а почему вода не вытекает из бутылки, ведь там же дырочки? - а это всё проделки атмосферного давления. Это происходит потому, что на дырочки снаружи действует атмосферное давление. И оно больше, чем давление столба воды в бутылке. Когда мы откручиваем пробку, то на дырочки и внутри бутылки кроме жидкости действует атмосферное давление.
«Проявление действия атмосферного давления». Оно нам помогает пить, набирать лекарство в шприц, ставить банки, когда мы простудились. Оно помогает держать мыльницу с помощью присоски. - а у тебя ещё есть опыты с атмосферным давлением?

Опыт 5. Как вы думаете, ребята, может ли вот такой шарик пролезть в банку? Как это сделать? Для этого нам понадобятся чайник с кипятком, трехлитровая банка, воздушный шарик, наполненный водой так, чтобы он немного перекрывал горлышко банки. Необходимо обдать банку кипятком. ВНИМАНИЕ! Ребята, когда вы будете повторять этот опыт дома, обратитесь за помощью к старшим. Вы можете обжечься. Поэтому лучше, если вам помогут родители. После того, как вы нагрели банку, её нужно закрыть воздушным шариком, заполненным водой. Что будет происходить? Воздух в банке нагревается и расширяется, часть его выходит из банки. В этот момент мы закрываем горло шариком. Затем воздух в банке охлаждается. Давление там падает. Возникает разница в давлениях снаружи и внутри банки. Под действием атмосферного давления шарик втягивается в банку.

А теперь поговорим с вами….

Где живее электричество? Вы, конечно, знаете, где оно живет: в проводах, подвешенных на высоких мачтах, в комнатной электропроводке и ещё в батарейке от карманного фонаря. Но все это электричество домашнее, ручное. Человек его изловил и заставил работать. Оно накаляет электроплитку и утюг. Сияет в лампочке. Гудит в электродвигателях. Да мало ли что ещё может делать электричество! Ну а есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? – спросите вы. Да есть. Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи. Но оно есть не только в облаках и не только под тропиками. Тихое, незаметное, оно живет всюду. Ты часто держишь его в руках и сам не знаешь об этом. Но его можно обнаружить.

Опыт 6. Натрем шарик пакетом и «повесим» на стену. Вы видите, шарик спокойно висит на стене. Наэлектризованный шарик будет долго висеть в таком положении. Притяжение шарика к стене вызвано электричеством.


Кто пожертвует ради науки своими прическами? Приглашаются ребята. Натирают о волосы воздушные шарики и «подвешивают» их на стенку.

Если потереть два предмета, сделанные из разных материалов, то они наэлектризуются. Возьмем второй шарик, так же наэлектризуем его. Поднесем его к муке. Мука облепит шарик, и он окажется покрытый инеем. Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.
Если мы подуем между шарами, то на первый взгляд шары должны отлететь друг от друга. Но такого не происходит. Наоборот, шары притянутся друг к другу. Это происходит из-за того, что давление в струе меньше, чем атмосферное. Кто умеет хорошо дуть? Приглашаются несколько учащихся. Трудно придумать игрушку проще воздушного шарика. Еще труднее найти нехитрой резиновой оболочке какое-нибудь практическое применение. Надутый шарик можно использовать в различных летающих моделях. Энергия сжатого воздуха, который выходит из шарика, создает реактивную силу. Равная ей сила противодействия толкает резиновую оболочку вперед. Из этого нетрудно сделать вывод: воздушный шарик — это простейший реактивный двигатель.

По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например, кальмары и осьминоги. Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они способны развивать скорость 60-70 км/ч. (Слайд 11) Основоположником теории космических полетов является выдающийся русский Ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он разработал теорию реактивного движения. Благодаря ему сейчас космонавты летают на многоступенчатых ракетах. 

Скоро 12 апреля – День Космонавтики. И это выступление мы посвящаем тем замечательным людям, благодаря которым полеты в космос стали не мечтой, а реальностью! Сегодня мы запустим свою ракету. Для этого нам необходим шарик, трубочка для коктейля, липкая лента и шелковая нить. Давайте превратим шарик в модель простейшей ракеты.

Сегодня мы подготовили для вас занимательные опыты, которые вы можете повторить дома. Для их проведения не потребуется дорогостоящего оборудования. Все необходимое вы сможете найти у себя дома. Проводя опыты, вы совершите увлекательное путешествие в мир науки – физики. Может быть, это станет первым шагом по дороге научного познания.

Итак, ребята, сегодня мы с вами повторили все, о чем узнали на уроках физики. А вы, уважаемые родители увидели своими глазами, как ваши дети относятся к предмету. Я вам желаю полюбить физику, ведь она совмещает в себе все предметы об окружающем нас мире, о нас самих.

Исаак Ньютон открыл закон Всемирного тяготения в возрасте 25 лет, наблюдая в саду, как спелые яблоки срываются с ветвей и падают на землю. Его посетила гениальная мысль. И я попрошу вас написать о своих ощущениях, свои пожелания на этих яблоках и прикрепить их к нарисованному стволу… У нас получилась замечательная яблоня, как символ вечности науки, незыблемости закона, красоты природы. Я благодарю всех за работу и желаю удачи.

Помните!!! Физика не кончается за порогом кабинета физики, а только начинается!


Вопросы:

1) Слово ФИЗИКА в переводе с греческого означает… «природа»

2) Впервые это слово ввел в обиход древне-греческий философ … «Аристотель»

3) В России это слово появилось благодаря переводу учебника Физика с немецкого языка. Осуществил перевод русский ученый, сын помора… «М.В. Ломоносов»

4) Физика изучает … «явления, происходящие с физическими телами, законы, по которым эти явления происходят»

5) Все предметы, которые нас окружают в физике называются… «телами»

6) все тела состоят из… вещества«

7) Всё, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания, называется… «материей»

8) Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире называются … «явлениями»

9) Явления бывают… «механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые»

10) Основными методами познания, источниками физических знаний являются… «наблюдения и опыты»

11) Прежде, чем проводить опыт, выдвигают некую … «гипотезу»

12) Во время опытов проводят … «измерения»

13) Измерения проводят с помощью… «измерительных приборов»

14) Все измерительные прибор имеют… «шкалу измерений»














Вопросы:

1) Слово ФИЗИКА в переводе с греческого означает…

2) Впервые это слово ввел в обиход древне-греческий философ …

3) В России это слово появилось благодаря переводу учебника Физика с немецкого языка. Осуществил перевод русский ученый, сын помора…

4) Физика изучает …

5) Все предметы, которые нас окружают в физике называются…

6) все тела состоят из…

7) Всё, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания, называется…

8) Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире называются …

9) Явления бывают…

10) Основными методами познания, источниками физических знаний являются…

11) Прежде, чем проводить опыт, выдвигают некую …

12) Во время опытов проводят …

13) Измерения проводят с помощью…

14) Все измерительные прибор имеют…























Памятка родителям:

Правило «5» - П

1. Присоединиться

2. Помочь

3. Поддержать

4. Похвалить

5. Просто побыть рядом





Памятка для учащихся:

Физика вовсе непростой предмет.

И как его выучить дам я совет.

Надо все формулы знать на зубок

И не пропускать без причины урок.

Правильно нужно задачи решать.

Чётко, как учат, их оформлять.

Теорию нужно всю знать, да чтоб так,

Что рассказать её будет пустяк.

Контрольные надо писать лишь на пять.

В общем одно я хочу лишь сказать.

Физику надо учить всем и знать!!!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!