СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по физике в 8 классе на тему "Закон Ома для участка цепи"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Архив содержит необходимый учебный материал для открытого урока по физике в 8 классе: технологическую карту, план-конспект урока, презентацию, кроссворд с вопросами, видеофизкультминутку, самоанализ урока. 

Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока»


Самоанализ открытого урока физики


Класс дружный сплоченный, активный! Есть ярко выраженные лидеры класса, которые хорошо учатся и быстро усваивают материал, но также есть и отстающие! Сильные учащиеся помогают более слабым.

Тема урока: Закон Ома для участка цепи


Цель урока: Обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении и установить на опыте зависимость силы тока от напряжения на однородном участке электрической цепи и от сопротивления этого участка, вывести закон Ома для участка цепи.

Задачи урока:

- обучающие: закрепление понятия сила тока, напряжение, сопротивление; вывести зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи. Закон Ома для участка цепи. Примеры на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления проводника.


-развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;

продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

-воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, развитие аккуратности, умения организовывать свою работу в определённом промежутке времени.

Тип и структура урока: урок изучения нового материала с применением ЭОР.

Тема урока «Закон Ома для участка цепи» и на её изучение отводится 1 час учебного. Данный урок неразрывно связан с предыдущими и последующими уроками в изучении темы «Электрические явления».

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Постановка задач урока.

  2. Проверка д/з.

  3. Актуализация знаний.

  4. Изучение нового материала с помощью лабораторного исследования.

  5. Закрепление изученного материала с использованием презентации, решения задач

  6. Постановка дз и инструктаж.

  7. Итоги урока.

  8. Рефлексия.

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.


Содержание урока: соответствует программе и задачам урока. Я заранее подготовила мультимедийную презентацию «Закон Ома для участка цепи», демонстрационные опыты по изучению закона Ома, которые позволили в доступной и наглядной форме изучить новый материал. Проверка д/з проведена в виде фронтального опроса и решения кроссворда, который помог назвать тему урока. Последовательно и логически построена схема урока. Для закрепления изученного материала было подготовлено практическое задание в виде задач на слайдах, где требовалось применить закон Ома для нахождения трех величин. Урок способствовал формированию знаний об электрическом напряжении, умения применять знания для измерения напряжения в цепи. У учащихся закрепились умения решать задачи, находить по формуле закона Ома. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. В изложении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания по математике: умение переводить физические величины в СИ, выражать из формул одну величину через другую; Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.


Реализация принципов обучения: соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН. Исследовательские опыты способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой.


Методы обучения: на уроке были использованы следующие методы обучения: беседа, объяснение, практические задания, демонстрационные опыты. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Исследовательские опыты способствовали активизации учения учащихся и были самыми эффективными из всех использованных методов. Словесный, частично-поисковый, Практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядный, методы контроля и самоконтроля.

Организация учебной работы на уроке:

Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.

Система работы учителя:

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Система работы учащихся:

Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.

Общие результаты урока:

План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие, развивающие цели урока. Домашнее задание было зафиксировано на слайде презентации.

Просмотр содержимого документа
«закон ома для участка цепи»

Закон Ома для участка цепи.


Технологическая карта

ФИО автора работы

Бобурко Елена Васильевна

Место работы

МБОУ СОШ с. Синодское

Должность

Учитель физики

Класс

8

Предмет, количество часов в неделю

Физика, 2 часа

Тема и номер урока в теме

Электрические явления. Урок № 11. Тема: «Закон Ома для участка цепи».

Базовый учебник

Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2012 год.

Цель

Обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении и установить на опыте зависимость силы тока от напряжения на однородном участке электрической цепи и от сопротивления этого участка, вывести закон Ома для участка цепи.

Задачи урока

- обучающие: закрепление понятия сила тока, напряжение, сопротивление; вывести зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи. Закон Ома для участка цепи. Примеры на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления проводника.

-развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;

продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

-воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, развитие аккуратности, умения организовывать свою работу в определённом промежутке времени.

Тип урока

Урок формирования новых знаний с использованием ЭОР.

Формы работы учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Виды деятельности

Работа с текстом, решение количественных и качественных задач.

Используемые приемы обучения

Эвристический; исследовательский.

Методы

Словесный, частично-поисковый, Практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядный, методы контроля и самоконтроля.

Средства обучения

 компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, запись на доске, учебник, презентация, лабораторные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, проводники, соединительные провода, тетради учащихся.

Демонстрации


1.Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении;

2.Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.

Формируемые УУД

регулятивные: самостоятельность, целеполагание, контроль;

познавательные: практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности, интерес к новому учебному материалу;

коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, общительность, умение договариваться, работать в группе, аргументировать, отвечать на поставленные вопросы;

личностные: справедливость, формирование адекватной позитивной самооценки, оценивание успехов, установка на ЗОЖ.

Ожидаемые результаты

Учащиеся научатся:

  1. Объяснять зависимость силы тока от напряжения и сопротивления на участке цепи;

  2. Строить графики зависимости силы тока от напряжения и сопротивления;

  3. Собирать простейшие электрические схемы;

  4. Применять закон Ома для решения количественных задач.





















Ход урока:

    1. Организационный этап. (Самоопределение к деятельности)

Цель: Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, пошлите друг другу положительные эмоции! Выберите ту мордашку, которая соответствует вашему настроению в данный момент времени. У вас на столе лежат оценочные листки (приложение 1), куда вы будете вносить оценки за все ваши действия, а в конце выставите итоговую оценку за урок.

- Итак, на предыдущем уроке мы с вами изучили основные характеристики электрического тока, какие?

- Сила тока, напряжение, и сопротивление

-Также установили зависимость между силой тока и напряжением. Какая это зависимость?

- Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока.

-Правильно! А как называется такая зависимость?

- Прямая зависимость!

-Верно! И графиком этой зависимости будет прямая! Но ведь у нас еще есть третья величина - сопротивление. И мы не знаем, как связаны эти величины. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

- Выяснить зависимость между тремя величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением.

- Все верно! Цель урока мы с вами поставили. И эту зависимость мы будем искать опытным путем.














2. Актуализация опорных знаний. «Вызов» (Фронтальная работа с классом)

Цель: подвести учащихся к формулировке темы урока.

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте решим кроссворд (приложение 2) и отгадаем выделенное слово по вертикали. Каждый выполняет эту работу самостоятельно, а потом мы проверим.

Вопросы к кроссворду:

  1. Бывает положительным, бывает отрицательным. (Заряд)

  2. Как включают вольтметр в цепь? (Параллельно)

  3. Единица измерения электрического заряда (количества электричества) в Международной системе единиц (СИ). (Кулон)

  4. Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)

  5. Физическая величина, характеризующая электрическое поле, которое создаёт ток. (Напряжение)

  6. Единица напряжения. (Вольт)

  7. Прибор для измерения напряжения. (Вольтметр)

  8. Прибор для измерения силы тока. (Амперметр)

- Какое выражение мы получили?

- Закон Ома.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Закон Ома. А почему он так называется, мы узнаем, открыв учебник на стр.101.(Один из учащихся читает про Георга Ома, остальные следят)
- Откройте тетради и запишите тему урока: «Закон Ома для участка цепи».

3.Изучение нового материала. «Экспериментально – исследовательская работа» (Работа в группах)

Цель: Выяснить экспериментальным путем зависимость силы тока на участке цепи от сопротивления проводника.

– Для того чтобы найти зависимость между тремя величинами. Мы разделимся на 2 группы. Первая группа выяснит, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка, вторая - как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах. А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.

На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы, инструкции по выполнению эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить. (приложение 3). Не забываем про технику безопасности при работе с электроприборами.

Итак:

На рабочем месте провода располагайте аккуратно, плотно соединяйте клеммы с приборами.

После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.

Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.

По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

1 группа

Инструкция по выполнению исследования

  1. Собрать схему, представленную на рисунке

  2. Изменяя напряжение в цепи (сначала подключить в цепь 1 батерею, затем 2), заполнить таблицу.

  3. Построить график зависимости силы тока от напряжения.

U, B

I, A

R, Ом



8



8







      1. Группа

Инструкция по выполнению исследования

  1. Собрать схему, представленную на рисунке

  2. Изменяя сопротивление в цепи (сначала подключить в цепь сопротивление 1 Ом, затем, 2 Ом,4 Ом и 8 Ом соответсвенно) , заполнить таблицу.

  3. Построить график зависимости силы тока от сопротивления.



U, B

I, A

R, Ом

const



const



const



const











(Таблица и график каждой группы на доске, учащиеся заполняют)

Послушаем выводы 1 группы: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при R = const,

I ~ U.

Послушаем 2 группы: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при

U = const,

I ~ 1/R.

-Тогда сможем записать:

Мы с вами получили математическую запись закона Ома, который читается так: «Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению».

–Для чего же необходимо знать закон Ома? Пользуясь этим законом, мы можем рассчитать силу тока, зная напряжение и сопротивление, то есть, зная две величины, мы всегда можем найти третью. Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться магическим домиком.













- Вы, наверное, устали, путешествуя по комнатам домика. Давайте немного отдохнем.

4 .ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Цель: Сохранение здоровья школьников, поддержание тонуса.

























5 . Первичное закрепление нового материала.

Цель: проверка уровня усвоения материала и умения применять изученное на практике.

Вернемся к закону, который мы получили, и посмотрим, как его можно применять для расчета одной величины, зная две другие.



















- Чтобы наш труд на уроке не прошел даром, материал нужно будет закрепить дома. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

6.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Цель: закрепление нового материала, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Домашнее задание:

1.§ 44, упр.19 (4,5)

7.Подведение итогов урока.

Цель: Соотнесение поставленных целей достигнутым результатам.

- Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с одним из важных законов при изучении электрических явлениях “Закон Ома для участка цепи”. Научились на основе фактов, выдвижения гипотезы, предлагаемой модели, устанавливать зависимость физических величин путем проведения эксперимента. Мне бы хотелось бы узнать:

1.Что понравилось на уроке?

2.Что бы вы хотели выполнить ещё раз?

Поставьте себе оценки в оценочный лист, и мы увидим, справились ли вы с поставленной задачей на уроке.

8. Рефлексия.




























Литература:

1. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2012.


Используемые ЭОР:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

    1. http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E «Суперфизкультминутка для урока»

    2. http://www.youtube.com/watch?v=hhZKdSymg1s «Закон Ома»











ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия:___________________________

Имя:_________________________________

Учебные элементы

Оценка действия

1. Кроссворд

 

2. Исследовательское задание

 

3. Практическое задание

 

Итоговая оценка:



Расшифровка баллов:

  1. Кроссворд: 2-4 вопроса - оценка 3; 5-6 вопросов – оценка 4;

7-8 вопросов – оценка 5.

  1. Исследовательское задание: 1 этап - оценка 3; 2 этапа - оценка 4;

3 этапа - оценка 5.

  1. Практическое задание: 1 задача - оценка 3; 2 задачи – оценка 4;

3 задачи – оценка 5.























ПРИЛОЖЕНИЕ 3.



II группа

Инструкция по выполнению исследования

  1. Собрать схему, представленную на рисунке

  2. Изменяя сопротивление в цепи (сначала подключите в цепь сопротивление 1 Ом, затем 2 Ом,4 Ом, 8 Ом) , заполните таблицу.

  3. Постройте график зависимости силы тока от сопротивления.





U, В

I, А

R,Ом

4.2




4.2




4.2




4.2








































I группа

Инструкция по выполнению исследования

  1. Собрать схему, представленную на рисунке

  2. Изменяя напряжение в цепи (сначала подключить в цепь 1 батарею, затем 2) , заполнить таблицу.

  3. Построить график зависимости силы тока от напряжения.







U, В

I, А

R,Ом




8 Ом




8 Ом







Просмотр содержимого документа
«кроссворд с вопросами»


























































































































































ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Вопросы к кроссворду:

  1. Бывает положительным, бывает отрицательным.

  2. Как включают вольтметр в цепь?

  3. Единица измерения электрического заряда (в Международной системе единиц (СИ).

  4. Упорядоченное движение заряженных частиц.

  5. Физическая величина, характеризующая электрическое поле, которое создаёт ток.

  6. Единица напряжения.

  7. Прибор для измерения напряжения.

8. Прибор для измерения силы тока.

Просмотр содержимого документа
«оценочный лист»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия:___________________________

Имя:_________________________________

Учебные элементы

Оценка действия

1. Кроссворд

 

2. Исследовательское задание

 

3. Практическое задание

 

Итоговая оценка:



Расшифровка баллов:

  1. Кроссворд: 2-4 вопроса - оценка 3; 5-6 вопросов – оценка 4;

7-8 вопросов – оценка 5.

  1. Исследовательское задание: 1 этап - оценка 3; 2 этапа - оценка 4;

3 этапа - оценка 5.

  1. Практическое задание: 1 задача - оценка 3; 2 задачи – оценка 4;

3 задачи – оценка 5.







Просмотр содержимого презентации
«презентация2»

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

  з   а   р я д            

 

з

 

а

 

р

я

д

 

 

 

 

 

п   а з р   а а   р л л я д е л ь  н  о          

п

 

а

з

р

 

а

а

 

р

л

л

я

д

е

л

ь

н

о

 

 

 

 

 

п   а з р   а а   к л р л у я л д е о л ь н н  о           

п

 

а

з

р

 

а

а

 

к

л

р

л

у

я

л

д

е

о

л

ь

н

н

о

 

 

 

 

 

п а   з   р   а а к р л т о у л я л к е д о л ь н  н о           

п

а

 

з

 

р

 

а

а

к

р

л

т

о

у

л

я

л

к

е

д

о

л

ь

н

н

о

 

 

 

 

 

н а п   п а р з р   а я   а л т ж к р е о у л я к л н д е и л о е н ь  н  о          

н

а

п

 

п

а

р

з

р

 

а

я

 

а

л

т

ж

к

р

е

о

у

л

я

к

л

н

д

е

и

л

о

е

н

ь

н

о

 

 

 

 

 

н а п   а п   р з р   я а а л т р ж к у о л е я л к н е д в и л о о е н ь л  н ь  о т          

н

а

п

 

а

п

 

р

з

р

 

я

а

а

л

т

р

ж

к

у

о

л

е

я

л

к

н

е

д

в

и

л

о

о

е

н

ь

л

н

ь

о

т

 

 

 

 

 

н а п а   п з   р р   а а я т в ж л р к у е о л о я к н л л е д и ь в о л о т е н ь м л н  ь е  о т т     р      

н

а

п

а

 

п

з

 

р

р

 

а

а

я

т

в

ж

л

р

к

у

е

о

л

о

я

к

н

л

л

е

д

и

ь

в

о

л

о

т

е

н

ь

м

л

н

ь

е

о

т

т

 

 

р

 

 

 

н п а   п а   р з р а   а я т р в ж л к о о л у е я л к л н д е в ь и л о т о е н ь м л  н ь а е о  т м т п   р   е     р м е т р  

н

п

а

 

п

а

 

р

з

р

а

 

а

я

т

р

в

ж

л

к

о

о

л

у

е

я

л

к

л

н

д

е

в

ь

и

л

о

т

о

е

н

ь

м

л

н

ь

а

е

о

т

м

т

п

 

р

 

е

 

 

р

м

е

т

р

 

Закон Ома  для участка цепи

Закон Ома для участка цепи

Математическая запись закона Ома. Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению

Математическая запись закона Ома.

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению

Магический домик

Магический домик

Задача № 1. Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение, вырабатываемое электрическим скатом 60 В. Установите какое значение имеет для него сила тока?

Задача № 1.

Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение, вырабатываемое электрическим скатом 60 В. Установите какое значение имеет для него сила тока?

Задача № 1. Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение, вырабатываемое электрическим скатом 60 В. Установите какое значение имеет для него сила тока? Дано: R=180 Ом Решение. I - ? I = U/R, U=60 В I=180 В/60 Ом= 3 А Ответ: I=3 А

Задача № 1.

Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение, вырабатываемое электрическим скатом 60 В. Установите какое значение имеет для него сила тока?

Дано:

R=180 Ом

Решение.

I - ?

I = U/R,

U=60 В

I=180 В/60 Ом= 3 А

Ответ: I=3 А

Задача № 2.  Сила тока в спирали электрической лампы 0,7 А, сопротивление лампы 310 Ом. Определите напряжение, под которым находится лампа.

Задача № 2.

Сила тока в спирали электрической лампы 0,7 А, сопротивление лампы 310 Ом. Определите напряжение, под которым находится лампа.

Задача № 2.  Сила тока в спирали электрической лампы 0,7 А, сопротивление лампы 310 Ом. Определите напряжение, под которым находится лампа. Дано: I=0,7 А Решение. U - ? I = U/R, U=I*R R=310 Ом U=0,7 А*310 Ом= 217 В Ответ: U=217 В

Задача № 2.

Сила тока в спирали электрической лампы 0,7 А, сопротивление лампы 310 Ом. Определите напряжение, под которым находится лампа.

Дано:

I=0,7 А

Решение.

U - ?

I = U/R, U=I*R

R=310 Ом

U=0,7 А*310 Ом= 217 В

Ответ: U=217 В

Задача №3. Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки до ладони другой, если при напряжении 200 В по нему течет ток силой 2А?

Задача №3.

Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки до ладони другой, если при напряжении 200 В по нему течет ток силой 2А?

Задача №3. Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки до ладони другой, если при напряжении 200 В по нему течет ток силой 2А? Дано: R - ? U=200 В Решение. I=2 А I = U/R, R=U/I R=200 В/2 А= 100 Ом Ответ: R=100 Ом

Задача №3.

Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки до ладони другой, если при напряжении 200 В по нему течет ток силой 2А?

Дано:

R - ?

U=200 В

Решение.

I=2 А

I = U/R, R=U/I

R=200 В/2 А= 100 Ом

Ответ: R=100 Ом

Домашнее задание:   § 44, упр.19 (4,5)

Домашнее задание:

§ 44, упр.19 (4,5)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя