Тема: Комплексная характеристика Австралии. 11 класс
Цель: Формирование знаний об Австралии.
Задачи:
- сформировать знания о факторах, определяющих экономико – географическую обособленность страны, характеристику населения, черты структуры и географии хозяйства;
- выявить причины экономического и политического лидерства страны на мировом уровне;
-- развивать географическое мышление, навыки и умения работать с картой, атласом, контурной картой, текстом учебника, дополнительной литературой;
- уметь применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций;
- воспитывать чувство дружбы, умения работать в коллективе; чувство уважения, интереса, бережного отношения к окружающему миру.
- показать привлекательность и неповторимость, её красоту и величие;
- пробуждение интереса к изучаемой стране, к предмету.
Тип урока: Изучение новой темы.
Оборудование: физическая карта мира, презентация, проектор.
Понятия, термины, номенклатура и персоналии. Австралия, метрополия, Великобритания, доминион, Австралийский Союз, поливные земли, нация иммигрантов, высокий уровень урбанизации, Сидней, Мельбурн, Канберра, страна переселенческого капитализма, сельское хозяйство, овцеводство, горнодобывающая промышленность, Азиатско – Тихоокеанский регион.
Ход урока
I.Организационный момент: Приветствие, подготовка.
II.Изучение новой темы.
Актуализация знаний.
Сегодня мы будем говорить о самом маленьком континенте с удивительным животным и растительным миром, с неслыханным богатством недр, с развитыми промышленностью и сельским хозяйством, с миллионными городами и огромными пустынями – это Австралия. Уникальная, единственная в мире страна, которая занимает целый континент, отличающийся разнообразием природных комплексов и многочисленными видами только ей присущих эндемиков. Австралия – это все самое, самое, самое…….
Из курса 7 класса, давайте вспомним, про все самое……об Австралии.
1. По занимаемой территории это ……..(маленький материк)
2. Материк полностью расположен в …….(в южном полушарии)
3. По климату самый …….(засушливый материк)
4. Здесь нет вулканов ….(действующих)
5. Весь материк занимает одно……..(государство)
6. Около половины ее площади занимают ……… (пустыни и полупустыни)
7. Австралия позже других континентов была……. (освоена и заселена)
8. Австралию открыл ……… (Джемс Кук)
9. Австралия – это материк, который от всех других материков……(изолирован)
10. При изучении Австралии, что особенно вас удивило……..(ее необыкновенный животный и растительный мир)
11. Столица Австралии….. (Канберра)
Откройте тетрадь и запишите тема урока: Комплексная характеристика Австралии.
Исходя из темы, определите цель и задачи урока. (предполагаемый ответ)
Слайд 1.
Глядя на карту, давайте с вами попробуем составить «Визимтную карточку страны».
А) Визитная карточка страны.
Австралийский Союз, Австралия – государство в Южном полушарии, расположенное на материке Австралия, острове Тасмания и нескольких других островах Индийского и Тихого океанов. Шестое по площади государство мира, единственное государство, занимающее целый материк. Эта страна имеет только морские границы. Странами-соседями Австралии являются: на юго-востоке - Новая Зеландия, на севере - Индонезия, Папуа – Новая Гвинея и другие более мелкие островные государства Океании. Австралия удалена от развитых стран Америки и Европы, крупных рынков сырья и сбыта продукции, но множество морских путей связывают Австралию с ними. Австралия играет важную роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Территория – 7, 7 млн. кв. км. Население – около 20 млн. человек.
Столица – Канберра. Государственный язык – английский. Основная часть населения исповедует христианство.
Первыми европейцами, открывшими и частично исследовавшими материк, были голландские мореплаватели Янц и Тасман. Английским владением Австралия стала в результате её вторичного открытия Джеймсом Куком в 1770 году. Первоначально Австралия была местом ссылки из Великобритании уголовных преступников.
В 1901 году произошло объединение отдельных английских колоний в Австралийский Союз (Австралия стала доминионом – фактически самоуправляющимся государством в составе бывшей Британской империи), что способствовало интересам промышленного капитала и правительства Великобритании.
До начала 30-х годов сохранялась экономическая и политическая значимость Австралии от Великобритании.
В 1931 году Австралия получила полную независимость от метрополии во внутренних и внешних делах.
Австралия – федеральное государство состоящее из 6 штатов и 2-х территорий в составе Содружества; штатами являются Виктория, Западная Австралия, Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Тасмания и Южная Австралия. Двумя главными материковыми территориями являются Северная территория и Территория федеральной столицы.
Глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, который назначается по рекомендации австралийского правительства.
Б) Население.
Слайд 2.
Население Австралии в основном европейского происхождения. При этом более 97% её жителей составляют англо-австралийцы. Много выходцев из стран Европы, в том числе из России. Люди с белой кожей плохо приспособлены для жизни в тропических широтах. Коренные жители Австралии – аборигены, в облике аборигенов сочетаются черты двух больших рас – экваториальной и европеоидной. Аборигены составляют менее одного процента населения страны, но поскольку они распределяются крайне неравномерно, то их число кажется ещё меньшим. Они в основном живут в больших резервациях и поселениях, причём в таких уголках страны, где мало кто из австралийцев бывает.
Лишь в 1967 году голосами подавляющего большинства населения был принят закон, уравнивающий аборигенов во всех правах. До этого аборигенов даже не считали людьми в полном смысле этого слова – их даже не учитывали при переписи населения!
До прихода европейцев коренные жители материка находились на уровне каменного века, занимались охотой и собирательством, не знали ни скотоводства, ни земледелия. Часть аборигенов и сегодня продолжает вести полукочевой образ жизни.
Города в Австралии размещены на побережье, особенно в юго-восточной части. 85% проживает не далее 80 километров от моря. На их размещение повлияли исторические факторы, более благоприятные условия. Австралия –одно из самых урбанизированных государств мира – почти 86% всего населения проживает в городах.
Слайд 3.
Слайд 4. Крупные города.
В) Природные ресурсы
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Г) Хозяйство
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10.
Слайд 11.
Вывод: По общему размеру ВВП Австралия занимает 16-е место в мире. Но есть и отрасль ее международной специализации, роль которых в мировом хозяйстве значительно более высока. Это горнодобывающая промышленность и сельскохозяйственное производство. Она играет важную роль в мировом производстве и мировой торговле пшеницей, мясом, сахаром, фруктами, вином.
Слайд 12
Экологические проблемы Австралии
В настоящее время правительство Австралийского Союза и многие общественные организации прилагают большие усилия для повышения эффективности мер по охране природы. В стране создано большое количество национальных парков, причем самые крупные по площади парки расположены в пустынных районах.
Сейчас освоено свыше 65 % территории страны. В результате хозяйственной деятельности природа Австралии оказалась под угрозой изменения человеком в не
меньшей степени, чем во многих густонаселенных странах других континентов. Катастрофически быстро исчезают лесные массивы, столь ценные для этой бедной лесами страны, под угрозой исчезновения оказываются многие виды животных (например, 17 % только видов млекопитающих внесены в Международную Красную книгу МСОП), все шире распространяются эрозия почв и деградация кормовых угодий. В основных сельскохозяйственных районах «пшенично-овцеводческого пояса» на юго-востоке и юго-западе материка использование больших массивов земель затруднено в связи с процессами вторичного засоления и ускоренной эрозии. Опустынивание становится для Австралии не менее важной проблемой, чем для некоторых районов Африки или Азии
Деградацию природной среды особенно остро ощущают аборигены, традиционный образ жизни которых в очень большой степени зависит от таких природных факторов, как поголовье диких животных, количество съедобных растений и состояние водоемов.
Австралия является одной из развитых государств мира, так как:
- располагает значительными запасами природных ресурсов, в том числе полезными ископаемыми, при небольшом количестве населения;
- полностью удовлетворяет потребности в сельском хозяйстве и продовольствии;
- широк приток иностранного капитала (англичане принесли сюда капиталистические отношения, навыки, традиции, квалифицированные рабочие руки);
- несмотря на огромные долги, Австралия продолжает процветать и с каждым годом добивается всё новых и новых результатов в экономике.
III. Закрепление изученного материала.
Вопрос | Ответ |
Австралия в прошлом была колонией: Великобритании; Германии; Франции; Голландии. | 1) Великобритании |
2. Перечислите штаты Австралии. | Шесть штатов: Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания |
3. Какие животные изображены на государственном гербе страны? | Страус эму и кенгуру |
4. Назовите форму правления государства. | Федеративная парламентская демократия |
5. Какими природными ресурсами Австралия выгодно отличается от других материков? (дайте один ответ) железные руды; руды цветных металлов; гидроэнергоресурсы; артезианские воды; лесные ресурсы | Артезианские воды |
6. В каком году и кем был принят закон, уравнивающий аборигенов во всех правах? | В 1967 году голосами подавляющего большинства населения страны |
| |
7. Какие страны являются основными торговыми партнёрами Австралии? 8. Самый высокий объем производства зерна на душу населения имеет: 1) Австралия 2) Италия 3) Россия 4) Китай 9. Верно ли следующее утверждение (да или нет): общей чертой Канады и Австралии является крайне неравномерное распределение населения? | Япония, США, Страны ЕС, АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея 1) Австралия да |
Выставление оценок.
IY. Рефлексия:
1. На сегодняшнем уроке я:
– узнал…
– понял…
– научился…
2. Лучше всего у меня получилось…
3. Основные трудности вызвали…
Y. Домашнее задание: стр. 257-258
И мне хотелось бы закончит наш урок словами из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта», где Паганель говорил: «…Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое-то гигантское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем всё больше и больше высыхают, где нет влаги, ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени… Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда-либо существовавших».