СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 11 классе " Комплексная характеристика Австралии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 11 классе " Комплексная характеристика Австралии"»

Тема: Комплексная характеристика Австралии. 11 класс

Цель: Формирование знаний об Австралии.

Задачи:

- сформировать знания о факторах, определяющих экономико – географическую обособленность страны, характеристику населения, черты структуры и географии хозяйства;

- выявить причины экономического и политического лидерства страны на мировом уровне;

-- развивать географическое мышление, навыки и умения работать с картой, атласом, контурной картой, текстом учебника, дополнительной литературой;

- уметь применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций;

- воспитывать чувство дружбы, умения работать в коллективе; чувство уважения, интереса, бережного отношения к окружающему миру.

- показать привлекательность и неповторимость, её красоту и величие;

- пробуждение интереса к изучаемой стране, к предмету.

Тип урока: Изучение новой темы.

Оборудование: физическая карта мира, презентация, проектор.

Понятия, термины, номенклатура и персоналии. Австралия, метрополия, Великобритания, доминион, Австралийский Союз, поливные земли, нация иммигрантов, высокий уровень урбанизации, Сидней, Мельбурн, Канберра, страна переселенческого капитализма, сельское хозяйство, овцеводство, горнодобывающая промышленность, Азиатско – Тихоокеанский регион.

Ход урока



I.Организационный момент: Приветствие, подготовка.

II.Изучение новой темы.


Актуализация знаний.

Сегодня мы будем говорить о самом маленьком континенте с удивительным животным и растительным миром, с неслыханным богатством недр, с развитыми промышленностью и сельским хозяйством, с миллионными городами и огромными пустынями – это Австралия. Уникальная, единственная в мире страна, которая занимает целый континент, отличающийся разнообразием природных комплексов и многочисленными видами только ей присущих эндемиков. Австралия – это все самое, самое, самое…….

Из курса 7 класса, давайте вспомним, про все самое……об Австралии.

1. По занимаемой территории это ……..(маленький материк)

2. Материк полностью расположен в …….(в южном полушарии)

3. По климату самый …….(засушливый материк)

4. Здесь нет вулканов ….(действующих)

5. Весь материк занимает одно……..(государство)

6. Около половины ее площади занимают ……… (пустыни и полупустыни)

7. Австралия позже других континентов была……. (освоена и заселена)

8. Австралию открыл ……… (Джемс Кук)

9. Австралия – это материк, который от всех других материков……(изолирован)

10. При изучении Австралии, что особенно вас удивило……..(ее необыкновенный животный и растительный мир)

11. Столица Австралии….. (Канберра)

Откройте тетрадь и запишите тема урока: Комплексная характеристика Австралии.

Исходя из темы, определите цель и задачи урока. (предполагаемый ответ)

Слайд 1.


Глядя на карту, давайте с вами попробуем составить «Визимтную карточку страны».

А) Визитная карточка страны.

Австралийский Союз, Австралия – государство в Южном полушарии, расположенное на материке Австралия, острове Тасмания и нескольких других островах Индийского и Тихого океанов. Шестое по площади государство мира, единственное государство, занимающее целый материк. Эта страна имеет только морские границы. Странами-соседями Австралии являются: на юго-востоке -  Новая Зеландия, на севере - Индонезия, Папуа – Новая Гвинея и другие более мелкие островные государства Океании. Австралия удалена от развитых стран Америки и Европы, крупных рынков сырья и сбыта продукции, но множество морских путей связывают Австралию с ними. Австралия играет важную роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Территория – 7, 7 млн. кв. км. Население – около 20 млн. человек.

 Столица – Канберра. Государственный язык – английский. Основная часть населения исповедует христианство.

     Первыми европейцами, открывшими и частично исследовавшими материк, были голландские мореплаватели Янц и Тасман. Английским владением Австралия стала в результате её вторичного открытия Джеймсом Куком в 1770 году. Первоначально Австралия была местом ссылки из Великобритании уголовных преступников.

     В 1901 году произошло объединение отдельных английских колоний в Австралийский Союз (Австралия стала доминионом – фактически самоуправляющимся государством в составе бывшей Британской империи), что способствовало интересам промышленного капитала и правительства Великобритании.

     До начала 30-х годов сохранялась экономическая и политическая значимость Австралии от Великобритании.

     В 1931 году Австралия получила полную независимость от метрополии во внутренних и внешних делах.

Австралия – федеральное государство состоящее из 6 штатов и 2-х территорий в составе Содружества; штатами являются Виктория, Западная Австралия, Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Тасмания и Южная Австралия. Двумя главными материковыми территориями являются Северная территория и Территория федеральной столицы.

      Глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, который назначается по рекомендации австралийского правительства.

Б) Население.

Слайд 2.



 Население Австралии в основном европейского происхождения. При этом более 97% её жителей составляют англо-австралийцы. Много выходцев из стран Европы, в том числе из России. Люди с белой кожей плохо приспособлены для жизни в тропических широтах. Коренные жители Австралии – аборигены, в облике аборигенов сочетаются черты двух больших рас – экваториальной и европеоидной. Аборигены составляют менее одного процента населения страны, но поскольку они распределяются крайне неравномерно, то их число кажется ещё меньшим. Они в основном живут в больших резервациях и поселениях, причём в таких уголках страны, где мало кто из австралийцев бывает.

     Лишь в 1967 году голосами подавляющего большинства населения был принят закон, уравнивающий аборигенов во всех правах. До этого аборигенов даже не считали людьми в полном смысле этого слова – их даже не учитывали при переписи населения!

     До прихода европейцев коренные жители материка находились на уровне каменного века, занимались охотой и собирательством, не знали ни скотоводства, ни земледелия. Часть аборигенов и сегодня продолжает вести полукочевой образ жизни.

Города в Австралии размещены на побережье, особенно в юго-восточной части. 85% проживает не далее 80 километров от моря. На их размещение повлияли исторические факторы, более благоприятные условия. Австралия –одно из самых урбанизированных государств мира – почти 86% всего населения проживает в городах.





Слайд 3.



Слайд 4. Крупные города.




В) Природные ресурсы

Слайд 5.




Слайд 6.



Слайд 7.



Г) Хозяйство

Слайд 8

Слайд 9




Слайд 10.


Слайд 11.


Вывод: По общему размеру ВВП Австралия занимает 16-е место в мире. Но есть и отрасль ее международной специализации, роль которых в мировом хозяйстве значительно более высока. Это горнодобывающая промышленность и сельскохозяйственное производство. Она играет важную роль в мировом производстве и мировой торговле пшеницей, мясом, сахаром, фруктами, вином.


Слайд 12


Экологические проблемы Австралии

     В настоящее время правительство Австралийского Союза и многие общественные организации прилагают большие усилия для повышения эффективности мер по охране природы. В стране создано большое количество национальных парков, причем самые крупные по площади парки расположены в пустынных районах.

Сейчас освоено свыше 65 % территории страны. В результате хозяйственной деятельности природа Австралии оказалась под угрозой изменения человеком в не

меньшей степени, чем во многих густонаселенных странах других континентов.     Катастрофически быстро исчезают лесные массивы, столь ценные для этой бедной лесами страны, под угрозой исчезновения оказываются многие виды животных (например, 17 % только видов млекопитающих внесены в Международную Красную книгу МСОП), все шире распространяются эрозия почв и деградация кормовых угодий. В основных сельскохозяйственных районах «пшенично-овцеводческого пояса» на юго-востоке и юго-западе материка использование больших массивов земель затруднено в связи с процессами вторичного засоления и ускоренной эрозии. Опустынивание становится для Австралии не менее важной проблемой, чем для некоторых районов Африки или Азии

     Деградацию природной среды особенно остро ощущают аборигены, традиционный образ жизни которых в очень большой степени зависит от таких природных факторов, как поголовье диких животных, количество съедобных растений и состояние водоемов.


Австралия является одной из развитых государств мира, так как:

- располагает значительными запасами природных ресурсов, в том числе полезными ископаемыми, при небольшом количестве населения;

- полностью удовлетворяет потребности в сельском хозяйстве и продовольствии;

- широк приток иностранного капитала (англичане принесли сюда капиталистические отношения, навыки, традиции, квалифицированные рабочие руки);

- несмотря на огромные долги, Австралия продолжает процветать и с каждым годом добивается всё новых и новых результатов в экономике.

III. Закрепление изученного материала.


Вопрос

Ответ

  1. Австралия в прошлом была колонией:

  1. Великобритании;

  2. Германии;

  3. Франции;

  4. Голландии.

1) Великобритании

2. Перечислите штаты Австралии.

Шесть штатов: Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания

3. Какие животные изображены на государственном гербе страны?

Страус эму и кенгуру

4. Назовите форму правления государства.

Федеративная парламентская демократия

5. Какими природными ресурсами Австралия выгодно отличается от других материков?

(дайте один ответ)

  1. железные руды;

  2. руды цветных металлов;

  3. гидроэнергоресурсы;

  4. артезианские воды;

  5. лесные ресурсы

Артезианские воды

6. В каком году и кем был принят закон, уравнивающий аборигенов во всех правах?

В 1967 году голосами подавляющего большинства населения страны




7. Какие страны являются основными торговыми партнёрами Австралии?


8. Самый высокий объем производства зерна на душу населения имеет:

1) Австралия

2) Италия

3) Россия

4) Китай


9. Верно ли следующее утверждение (да или нет): общей чертой Канады и Австралии является крайне неравномерное распределение населения?

Япония, США, Страны ЕС, АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея



1) Австралия





да

Выставление оценок.

IY. Рефлексия:

1. На сегодняшнем уроке я:
      –  узнал…
      –  понял…
      –  научился…
2. Лучше всего у меня получилось…
3. Основные трудности вызвали…

Y. Домашнее задание: стр. 257-258


И мне хотелось бы закончит наш урок словами из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта», где Паганель говорил: «…Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое-то гигантское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем всё больше и больше высыхают, где нет влаги, ни в воздухе,  ни в почве,  где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени… Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда-либо существовавших». 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!