СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии на тему "Вулканы , гейзеры, горячие источники"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект открытго урока по географии для 5-го класса на тему "Вулканы , гейзеры, горячие источники"

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по географии на тему "Вулканы , гейзеры, горячие источники"»

Тема курса : « Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. Конструирование урока с позиций педагогического управления»

Ф. И. О. учителя : Агафонова Ольга Семеновна.



Тема: Вулканы, гейзеры, горячие источники.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров, ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.

ТСО на уроке: ноутбук, интерактивная доска, проектор.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта России.

Основные термины и понятия: очаг магмы, лава, жерло, кратер, вулканическая бомба, действующий вулкан, потухший вулкан, гейзер. Вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро, Эльбрус.

Задачи урока:

А) Образовательные: узнать причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещения на Земле.

Б) Развивающие: анализировать карты атласа, работа с учебником, развитие мышления через выполнение заданий.

В) Воспитательные: воспитывать на уроке чувство положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям.

Межпредметные связи: ИЗО «Последний день Помпеи»

Организация пространства: Индивидуальная работа, фронтальная работа.

Ресурсы:Мультимедийное сопровождение урока, карточки « Рефлексия урока».

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что география приносит нам много нового и интересного. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия.

  1. Актуализация знаний, выявления затруднений.

На доске:

  1. Литосфера

  2. Сейсмограф

  3. Ядро

  4. Землетрясение



*Подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническим движением.



*Земная кора и верхняя часть земли.



*Пункт на поверхности земли, расположенный над очагом землетрясения.



*Высокочувствительный прибор, фиксирующий колебания земной коры



*Может ли быть землетрясение в нашей местности? Почему?



*Покажите на карте районы, где могут быть землетрясения?



*Каковы действия при землетрясении?



  1. Постановка учебной задачи.



Слайд с изображением действующего вулкана.



- Что это за гора? (Вулкан)

- Какое явление мы видим? (Извержение вулкана)

- О чем мы сегодня будем говорить? (О вулканах)

Ребята , сегодня на уроке мы узнаем о происхождении вулканов, гейзеров, познакомимся с отличиями действующих и потухших вулканов.

  1. Проблемное объяснение нового материала.

Слайд о происхождении названия «вулкан»

Слайд «Вулканолог»

Изучением вулканов занимается вулканолог.

Извержения вулканов дают ученым сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в литосфере. Изучение вулканов помогают ученым определить происхождение полезных ископаемых. Благодаря исследованиям можно предсказать начало извержения вулканв и предотвратить связанные с ним бедствия.

Слайд « Вулкан в разрезе»

  • Кратер- чашевидное отверстие на вершине вулкана, через которе на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы.

  • Жерло- канал по которому движется лава.

  • Очаг магмы- расплавленное вещество мантии, возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии.

  • Лава- излившаяся на поверхностоь магма. Температура 750-1200 С. Скорость ее течения 300-500м в час.



Если в земной коре возникает трещина, то по ней из глубины планеты, под огромным давлением поднимается раскаленное, расплавленное вещество магма.



Слайд « Строение вулканов»

- Что мы видимна схеме? (Строение лтитосферы)

- Что можно сказать о строении литосферы? ( земная кора тоньше под океаном).

А значит вулканов на дне океанов больше, чем на континенте, так как там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит, в зоне разломов.



  1. Этап реализации построенного проекта.



Слайд «Виды вулканов»



См. в учебнике «расположение вулканов»



Слайд «Последнмй день Помпеи»



Извержение вулкана Везувий произошло 24 августа 79 года н.э.

Посмотрите внимательно на картину и скажите.

- О чем говорит выражение лиц людей, изображенных на картине.(Ужас, страх)

Как люди пытаются спастись? (Они помогают друг другу)

Далее сообщение учащегося о извержении Везувия.



Слайд « Гейзер»



-Скажите, что это за явление? ( это гейзер)

-Почему гейзеры встречаются там где вулканы. (магма нагревает воду и она под давлением выбрасывается фонтаном).



Слайд « Грязевые вулканы»



Слайд «Добыча серы и рудных полезных ископаемых»



Слайд «Горячие источники на службе у человека».



  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.



Найдите вулканы по координатам

56 с. ш., 160 в. д. (Ключевская Сопка)

37с.ш., 138 в.д. (Фудзияма)

41с.ш., 12 в. д. (Везувий)

38с.ш., 14 в. д. (Эльбрус)

8 ю.ш., 105 в. д. (Кракатау)

3 ю.ш., 38 в. д. (Килиманджаро)

19 с.ш., 98 з.д. (Орисаба)

1 ю.ш., 79 з.д. (Котопахи)



  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Над какой темой мы работали на уроке?

-Расскажите о строении вулкана.

-Назовите виды вулканов.

-Опасны ли извержения вулканов?



  • На столе лежат сигнальные карточки.

-Оцените свою работу на уоке: на сколько интересным он вам показался?

8 . Домашнее задание.



Подготовить сообщение об уснувшем вулкане Эльбрус.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!