Тема курса : « Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. Конструирование урока с позиций педагогического управления»
Ф. И. О. учителя : Агафонова Ольга Семеновна.
Тема: Вулканы, гейзеры, горячие источники.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров, ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.
ТСО на уроке: ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта России.
Основные термины и понятия: очаг магмы, лава, жерло, кратер, вулканическая бомба, действующий вулкан, потухший вулкан, гейзер. Вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро, Эльбрус.
Задачи урока:
А) Образовательные: узнать причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещения на Земле.
Б) Развивающие: анализировать карты атласа, работа с учебником, развитие мышления через выполнение заданий.
В) Воспитательные: воспитывать на уроке чувство положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям.
Межпредметные связи: ИЗО «Последний день Помпеи»
Организация пространства: Индивидуальная работа, фронтальная работа.
Ресурсы:Мультимедийное сопровождение урока, карточки « Рефлексия урока».
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что география приносит нам много нового и интересного. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия.
Актуализация знаний, выявления затруднений.
На доске:
Литосфера
Сейсмограф
Ядро
Землетрясение
*Подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническим движением.
*Земная кора и верхняя часть земли.
*Пункт на поверхности земли, расположенный над очагом землетрясения.
*Высокочувствительный прибор, фиксирующий колебания земной коры
*Может ли быть землетрясение в нашей местности? Почему?
*Покажите на карте районы, где могут быть землетрясения?
*Каковы действия при землетрясении?
Постановка учебной задачи.
Слайд с изображением действующего вулкана.
- Что это за гора? (Вулкан)
- Какое явление мы видим? (Извержение вулкана)
- О чем мы сегодня будем говорить? (О вулканах)
Ребята , сегодня на уроке мы узнаем о происхождении вулканов, гейзеров, познакомимся с отличиями действующих и потухших вулканов.
Проблемное объяснение нового материала.
Слайд о происхождении названия «вулкан»
Слайд «Вулканолог»
Изучением вулканов занимается вулканолог.
Извержения вулканов дают ученым сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в литосфере. Изучение вулканов помогают ученым определить происхождение полезных ископаемых. Благодаря исследованиям можно предсказать начало извержения вулканв и предотвратить связанные с ним бедствия.
Слайд « Вулкан в разрезе»
Кратер- чашевидное отверстие на вершине вулкана, через которе на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы.
Жерло- канал по которому движется лава.
Очаг магмы- расплавленное вещество мантии, возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии.
Лава- излившаяся на поверхностоь магма. Температура 750-1200 С. Скорость ее течения 300-500м в час.
Если в земной коре возникает трещина, то по ней из глубины планеты, под огромным давлением поднимается раскаленное, расплавленное вещество магма.
Слайд « Строение вулканов»
- Что мы видимна схеме? (Строение лтитосферы)
- Что можно сказать о строении литосферы? ( земная кора тоньше под океаном).
А значит вулканов на дне океанов больше, чем на континенте, так как там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит, в зоне разломов.
Этап реализации построенного проекта.
Слайд «Виды вулканов»
См. в учебнике «расположение вулканов»
Слайд «Последнмй день Помпеи»
Извержение вулкана Везувий произошло 24 августа 79 года н.э.
Посмотрите внимательно на картину и скажите.
- О чем говорит выражение лиц людей, изображенных на картине.(Ужас, страх)
Как люди пытаются спастись? (Они помогают друг другу)
Далее сообщение учащегося о извержении Везувия.
Слайд « Гейзер»
-Скажите, что это за явление? ( это гейзер)
-Почему гейзеры встречаются там где вулканы. (магма нагревает воду и она под давлением выбрасывается фонтаном).
Слайд « Грязевые вулканы»
Слайд «Добыча серы и рудных полезных ископаемых»
Слайд «Горячие источники на службе у человека».
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Найдите вулканы по координатам
56 с. ш., 160 в. д. (Ключевская Сопка)
37с.ш., 138 в.д. (Фудзияма)
41с.ш., 12 в. д. (Везувий)
38с.ш., 14 в. д. (Эльбрус)
8 ю.ш., 105 в. д. (Кракатау)
3 ю.ш., 38 в. д. (Килиманджаро)
19 с.ш., 98 з.д. (Орисаба)
1 ю.ш., 79 з.д. (Котопахи)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-Над какой темой мы работали на уроке?
-Расскажите о строении вулкана.
-Назовите виды вулканов.
-Опасны ли извержения вулканов?
-Оцените свою работу на уоке: на сколько интересным он вам показался?
8 . Домашнее задание.
Подготовить сообщение об уснувшем вулкане Эльбрус.