Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа № 2» г.Нефтекумска УРОК ГЕОМЕТРИИ «Касательная к окружности. Решение задач» Подготовила и провела
учитель математики Негоднева Татьяна Михайловна
Нефтекумск 2015
Эпиграф к уроку:
«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт возможность правильно мыслить и рассуждать» Г. Галилей
Цели:
Обучающие: обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме; повторить понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точка; продолжить формировать умения использовать свойства касательной и ее признак при решении задач; повышать вычислительную культуру учащихся; выявить и ликвидировать ошибки и затруднения по изученной теме.
Развивающие: развивать умение пользоваться свойствами касательной и отрезками касательных в процессе решения задач; грамотную речь; развитие памяти; навыков самостоятельной работы и самооценки; умение анализировать, проводить обобщение.
Воспитывающие: воспитание умения работать в паре; взаимной ответственности за результаты учебного труда; прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения; воспитание познавательного интереса к предмету.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний и выполнения практических самостоятельных работ.
Оборудование: учебник « Геометрия. 7 – 9 классы. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.»; задания для самостоятельной работы; презентация MS Power Point ,ПК, экран, проектор.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, Садитесь. Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание Г.Галилея: «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать».
Как вы думаете, какова цель нашего урока?( учащиеся высказываются.)
Молодцы ребята. Мы обобщим и систематизируем знания, полученные при изучении темы «Касательная к окружности», продолжим совершенствовать навыки решения задач, развивать навыки самостоятельной работы.
Оценивать свою работу на уроке вы будете с помощью листа контроля. В разделе оценка ставьте знак +, за верное решение и верные ответы. У каждого из вас на парте рабочая карта с заданиями, на ней будете выполнять необходимые вычисления.
Итак, начнем нашу работу.
Актуализация опорных знаний.
(слайд 3)
А) Перед вами 3 высказывания. Как вы считаете, какое из них истинно, а какое ложно?? Каждый отметьте ответ на данные высказывания в своей рабочей карте.
Радиус окружности перпендикулярен прямой, которая является касательной.
Прямая является секущей по отношению к окружности, если она пересекает окружность в двух точках.
Прямая проходящая через конец радиуса, лежащий на окружности, является касательной к этой окружности.
Обсудим ваши решения.
Оцените результат своей работы в листе контроля. Если верно поставьте плюсы.
Б) - Прежде чем начать решать задачи, нам необходима теория. Как вы подготовлены по теории? Знаете ли вы её? Оцените себя в рабочей карте. Запишите главные слова нужной теории по теме (слайд 4).
Итак, какая же теория нам необходима?
- теорема о свойстве касательной.
- теорема о свойстве отрезков касательных к окружности, проведенных из одной точки.
- теорема, признак касательной.
Поработаем с готовыми чертежами. Решите задания в рабочих картах.
В) Решение задач на готовых чертежах. Работа в парах.
Слайд 5 – ответы: ; 1) R = 5
Слайд 6- 2) угол ВАС = 500 . Проверим ваши решения.
Оцените себя в листе контроля.
Решение задач.
Решить задачу по чертежу. Слайд 7.Запись решения в тетрадь и на доске. Обговорить решение, записать его на доске и в тетрадях. Каждый этап в решении задачи выполняет ученик у доски: доказательство подобия треугольников, составление и решение пропорции. Запись ответа.
1)Дано: диаметр АВ = 10см, О – центр окружности, СД –касательная,
ОК =4,
АЕ ││СД. Найти: ОС.
Учащиеся, принявшие участие в решении задачи, ставят в оценочный лист +.
Если будет время, решить задачу. Слайд 8,9.
2) Диагонали квадрата АВСК пересекаются в точке О. Доказать, что АС касается окружности с центром в точке К и радиусом СО.
Доказательство: т.О € окр.(К, КО), О € АС. АС ВК, СО =КО =ОА =ОВ по свойству диагоналей квадрата. Значит АС ОК и АК – касательная.
3)Учебник №642
Самостоятельная работа.
Развитие навыков самостоятельной работы и самооценки. Слайд 9.
- Ребята, вам предлагается выполнить самостоятельную работу (в двух вариантах). К первой задаче необходимо записать краткое решение; ко второй задаче – полное решение. И в первой и второй задаче обязателен чертеж (10-12 минут).
Самооценка.
- Проверьте, пожалуйста, свои ответы, (слайд 10). Оцените свою работу. Если у вас решены правильно обе задачи, то 2 +, одна 1 +.
Сосчитайте количество +. От 2-х до 4-х Оценка 3, от 5-ти до 9-ти оценка 4, выше 10 – оценка 5.
Домашнее задание.
Повторить п.68, 69; №№ 646(а), 645, 648 . Слайд 11.
Подведение итогов урока.
- Ребята, у кого были затруднения при выполнении заданий?
- Удалось ли их преодолеть?
- Как вы считаете, что необходимо повторить, или выучить, чтобы не возникало таких трудностей?
- Вы каждый раз задаете мне вопросы, зачем нам нужна геометрия?
-А вы знаете, где применяется касательная к окружности в повседневной жизни??? Тогда смотрите (слайды12 - 16).
Спасибо за урок. Все свободны.
Приложение №1
Рабочая карта
1 этап
Как вы считаете, какое из них истинно, а какое ложно??
1)Радиус окружности перпендикулярен прямой, которая является касательной.
2) Прямая является секущей по отношению к окружности, если она пересекает окружность в двух точках.
3)Прямая проходящая через конец радиуса, лежащий на окружности, является касательной к этой окружности.
2 этап
КАКАЯ теория? Знаете ли вы её?
3 этап
Работа на готовых чертежах
Дано: AB – касательная; AB=12, OB=13. Найти: R
Дано: AB, BC – касательные, ВОС =130°.Найти: ВАС
4 этап
Самостоятельная работа
Приложение №2
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Прямая КЕ касается окружности с центром в точке О, К – точка касания. Найдите ОЕ, если КЕ =8 см, а радиус окружности равен 6см.
2. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках В и С. Найдите ВС, если0, АВ=5 см.
Ответы
Вариант1
1)ОЕ = 10 см
2)
АВ=АС, значит АВС –равнобедренный,
Вариант 2
1.Найдите NО. Если МN касается окружности с центром в точке О, М точка касания, радиус окружности равен 5 см, NO=300 .
2. Дано: M, N, K – точки касания. Найти: Р треугольника АВС .
Ответы
1) NO = 10 см
2) МВ = ВN=4, NC=KC=8, АМ= АК=5 по свойству отрезков касательных проведенных из одной точки. Значит АВ=9, ВС = 12, АС=13.
Р = 9+ 12 + 13 = 34.
Приложение №3
Лист самоконтроля
Лист самоконтроля | |
Ученик 8 класса |
№ | Задание | Оценка |
1. | Устная работа | |
| А) выбор утверждений Б)Истинно или ложно В)Опрос теории | |
| |
| |
2 | Задачи по готовым чертежам | |
3. | Работа в парах (решение задачи) | |
4. | Самостоятельная | |
| Всего | |
Лист самоконтроля | |
Ученик 8 класса |
№ | Задание | Оценка |
1. | Устная работа | |
| А) выбор утверждений Б)Истинно или ложно В)Опрос теории | |
| |
| |
2 | Задачи по готовым чертежам | |
3. | Работа в парах (решение задачи) | |
4. | Самостоятельная | |
| Всего | |
Приложение №4
Дополнительные задачи.
1) Задача №1
2) Задача №2