СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по геометрии 8 класс "Касательная к окружности"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Обучающие: обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме; повторить понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точка; продолжить формировать умения использовать свойства касательной и ее признак при решении задач; повышать вычислительную культуру учащихся; выявить и ликвидировать ошибки и затруднения по изученной теме.

Просмотр содержимого документа
«18.0315 урок касательная»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа № 2» г.Нефтекумска УРОК ГЕОМЕТРИИ «Касательная к окружности. Решение задач» Подготовила и провела

учитель математики Негоднева Татьяна Михайловна










Нефтекумск 2015

Эпиграф к уроку: 

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт возможность правильно мыслить и рассуждать» Г. Галилей


Цели:

Обучающие: обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме; повторить понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точка; продолжить формировать умения использовать свойства касательной и ее признак при решении задач; повышать вычислительную культуру учащихся; выявить и ликвидировать ошибки и затруднения по изученной теме.

Развивающие: развивать умение пользоваться свойствами касательной и отрезками касательных в процессе решения задач; грамотную речь; развитие памяти; навыков самостоятельной работы и самооценки; умение анализировать, проводить обобщение.

Воспитывающие: воспитание умения работать в паре; взаимной ответственности за результаты учебного труда; прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения; воспитание познавательного интереса к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний и выполнения практических самостоятельных работ.

Оборудование: учебник « Геометрия. 7 – 9 классы. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.»; задания для самостоятельной работы; презентация MS Power Point ,ПК, экран, проектор.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, Садитесь. Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание Г.Галилея: «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать».

Как вы думаете, какова цель нашего урока?( учащиеся высказываются.)

Молодцы ребята. Мы обобщим и систематизируем знания, полученные при изучении темы «Касательная к окружности», продолжим совершенствовать навыки решения задач, развивать навыки самостоятельной работы.

Оценивать свою работу на уроке вы будете с помощью листа контроля. В разделе оценка ставьте знак +, за верное решение и верные ответы. У каждого из вас на парте рабочая карта с заданиями, на ней будете выполнять необходимые вычисления.

Итак, начнем нашу работу.



  1. Актуализация опорных знаний.

(слайд 3)

А) Перед вами 3 высказывания. Как вы считаете, какое из них истинно, а какое ложно?? Каждый отметьте ответ на данные высказывания в своей рабочей карте.

  1. Радиус окружности перпендикулярен прямой, которая является касательной.

  2. Прямая является секущей по отношению к окружности, если она пересекает окружность в двух точках.

  3. Прямая проходящая через конец радиуса, лежащий на окружности, является касательной к этой окружности.

Обсудим ваши решения.

Оцените результат своей работы в листе контроля. Если верно поставьте плюсы.

Б) - Прежде чем начать решать задачи, нам необходима теория. Как вы подготовлены по теории? Знаете ли вы её? Оцените себя в рабочей карте. Запишите главные слова нужной теории по теме (слайд 4).


Итак, какая же теория нам необходима?

- теорема о свойстве касательной.

- теорема о свойстве отрезков касательных к окружности, проведенных из одной точки.

- теорема, признак касательной.

Поработаем с готовыми чертежами. Решите задания в рабочих картах.


В) Решение задач на готовых чертежах. Работа в парах.


Слайд 5 – ответы: ; 1) R = 5

Слайд 6- 2) угол ВАС = 500 . Проверим ваши решения.

Оцените себя в листе контроля.


  1. Решение задач.

Решить задачу по чертежу. Слайд 7.Запись решения в тетрадь и на доске. Обговорить решение, записать его на доске и в тетрадях. Каждый этап в решении задачи выполняет ученик у доски: доказательство подобия треугольников, составление и решение пропорции. Запись ответа.

1)Дано: диаметр АВ = 10см, О – центр окружности, СД –касательная,

ОК =4,

АЕ ││СД. Найти: ОС.






Учащиеся, принявшие участие в решении задачи, ставят в оценочный лист +.

Если будет время, решить задачу. Слайд 8,9.


2) Диагонали квадрата АВСК пересекаются в точке О. Доказать, что АС касается окружности с центром в точке К и радиусом СО.

Доказательство: т.О € окр.(К, КО), О € АС. АС ВК, СО =КО =ОА =ОВ по свойству диагоналей квадрата. Значит АС ОК и АК – касательная.


3)Учебник №642

  1. Самостоятельная работа.

Развитие навыков самостоятельной работы и самооценки. Слайд 9.

- Ребята, вам предлагается выполнить самостоятельную работу (в двух вариантах). К первой задаче необходимо записать краткое решение; ко второй задаче – полное решение. И в первой и второй задаче обязателен чертеж (10-12 минут).


  1. Самооценка.

- Проверьте, пожалуйста, свои ответы, (слайд 10). Оцените свою работу. Если у вас решены правильно обе задачи, то 2 +, одна 1 +.

Сосчитайте количество +. От 2-х до 4-х Оценка 3, от 5-ти до 9-ти оценка 4, выше 10 – оценка 5.



  1. Домашнее задание.

Повторить п.68, 69; №№ 646(а), 645, 648 . Слайд 11.


  1. Подведение итогов урока.

- Ребята, у кого были затруднения при выполнении заданий?

- Удалось ли их преодолеть?

- Как вы считаете, что необходимо повторить, или выучить, чтобы не возникало таких трудностей?

- Вы каждый раз задаете мне вопросы, зачем нам нужна геометрия?

-А вы знаете, где применяется касательная к окружности в повседневной жизни??? Тогда смотрите (слайды12 - 16).

Спасибо за урок. Все свободны.







































Приложение №1




Рабочая карта

1 этап

Как вы считаете, какое из них истинно, а какое ложно??


1)Радиус окружности перпендикулярен прямой, которая является касательной.

2) Прямая является секущей по отношению к окружности, если она пересекает окружность в двух точках.

3)Прямая проходящая через конец радиуса, лежащий на окружности, является касательной к этой окружности.

2 этап

КАКАЯ теория? Знаете ли вы её?




3 этап

Работа на готовых чертежах

  1. Дано: AB – касательная; AB=12, OB=13. Найти: R

  1. Дано: AB, BC – касательные, ВОС =130°.Найти: ВАС

4 этап

Самостоятельная работа

Приложение №2





Самостоятельная работа


Вариант 1

1. Прямая КЕ касается окружности с центром в точке О, К – точка касания. Найдите ОЕ, если КЕ =8 см, а радиус окружности равен 6см.

2. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках В и С. Найдите ВС, если0, АВ=5 см.

Ответы

Вариант1

1)ОЕ = 10 см

2)

АВ=АС, значит АВС –равнобедренный,



Вариант 2

1.Найдите NО. Если МN касается окружности с центром в точке О, М точка касания, радиус окружности равен 5 см, NO=300 .

2. Дано: M, N, K – точки касания. Найти: Р треугольника АВС .




Ответы


1) NO = 10 см

2) МВ = ВN=4, NC=KC=8, АМ= АК=5 по свойству отрезков касательных проведенных из одной точки. Значит АВ=9, ВС = 12, АС=13.

Р = 9+ 12 + 13 = 34.
















Приложение №3


Лист самоконтроля



Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа



А) выбор утверждений

Б)Истинно или ложно

В)Опрос теории






2

Задачи по готовым чертежам


3.

Работа в парах (решение задачи)


4.

Самостоятельная



Всего






Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа



А) выбор утверждений

Б)Истинно или ложно

В)Опрос теории






2

Задачи по готовым чертежам


3.

Работа в парах (решение задачи)


4.

Самостоятельная



Всего










Приложение №4




Дополнительные задачи.

1) Задача №1


2) Задача №2



Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока математики.


Я провела урок геометрии в 8«б» классе. Тема урока «Касательная к окружности. Решение задач». Урок проводился согласно тематическому планированию.

На изучение темы отводится 2часа учебного времени.

Цели урока:

Обучающие: обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме; повторить понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точка; продолжить формировать умения использовать свойства касательной и ее признак при решении задач; повышать вычислительную культуру учащихся; выявить и ликвидировать ошибки и затруднения по изученной теме.

Развивающие: развивать умение пользоваться свойствами касательной и отрезками касательных в процессе решения задач; грамотную речь; развитие памяти; навыков самостоятельной работы и самооценки; умение анализировать, проводить обобщение.

Воспитывающие: воспитание умения работать в паре; взаимной ответственности за результаты учебного труда; прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения; воспитание познавательного интереса к предмету.


Данный урок является уроком обобщения и систематизации полученных знаний и выполнения практических самостоятельных работ.

Урок имеет 8 этапов:

1.Организационный момент

2.Повторение изученной ранее теории. Самоконтроль и самооценка

3.Решение заданий по материалам ИГА на готовых чертежах. Самоконтроль.

4.Решение задачи с комментариями и объяснениями. Самоконтроль.

5.Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка

6.Домашняя работа, дифференцированная.

7.Подведение итогов урока

8.Информация учащимся о применении касательной в повседневной жизни.

Все этапы урока выполнены последовательно. На каждом этапе достигнута цель. Организационный момент обеспечивает нормальную внешнюю обстановку работы. Ребята были готовы к закреплению данной темы и имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что ребята не равнодушны к предмету математика.

Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские.

Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна учащимся.

Формы организации познавательной деятельности - фронтальная индивидуальная, парная.

Методы обучения по источнику приобретенных знаний - словесный, практический, наглядный.

Формы обучения: самостоятельная работа, устная работа с классом, решение проблемной задачи.

Такое сочетание форм делает урок закрепления и совершенствования знаний динамичнее, интереснее, не дает накапливаться усталости, однообразию.

Урок проводился на конструктивном и творческом уровнях, сопровождался презентацией.


Оборудование: компьютер, проектор, оценочный лист участника урока. Рабочая карта.

Главный акцент на уроке делался на закрепление навыков учащихся на применении знаний теории о касательной к окружности, а также на воспитание нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи,

Время на различных этапах урока использовалось рационально.

Домашнее задание дано дифференцированно по уровням усвоения материала.

Микроклимат в классе хороший, на уроке царила атмосфера сотрудничества учителя и учеников.

Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Ребятам было интересно и комфортно на уроке.

Все учащиеся получили оценки за урок.

План урока выполнен, Поставленные цели достигнуты. На протяжении всего урока учащиеся вели самоконтроль знаний , результаты фиксировали в карте.

Подведены итоги урока, учащимися дана самооценка работы на уроке.


Учитель математики МКОУ СОШ № 2 Негоднева Т.М.

Просмотр содержимого документа
«Лист самоконтроля12»

Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего


Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего




Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(Выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего



Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(Выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего


Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(Выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего


Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(Выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего



Просмотр содержимого презентации
«ВЕРНАЯ.Касательная к окружности»

8 класс 18.03.15г

8 класс

18.03.15г

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать»  Г. Галилей

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать»

Г. Галилей

Истинно или ложно?

Истинно или ложно?

  • Радиус окружности перпендикулярен прямой, которая является касательной.
  • Прямая является секущей по отношению к окружности, если она пересекает окружность в двух точках.
  • Прямая проходящая через конец радиуса лежащий на окружности, является касательной к этой окружности.
Теория: - Теорема о свойстве касательной. - Теорема о свойстве отрезков касательных к окружности, проведённых из одной точки. - Теорема - признак касательной.

Теория:

- Теорема о свойстве касательной.

- Теорема о свойстве отрезков касательных к окружности, проведённых из одной точки.

- Теорема - признак касательной.

Дано: AB – каса-  тельная; AB=12,  OB=13.   Найти: R.

Дано: AB – каса-

тельная; AB=12,

OB=13.

Найти: R.

Дано: AB, А C – каса-  тельные,  Найти: < ВАС .

Дано: AB, А C – каса-

тельные,

Найти:

Решение задач  Дано: диаметр АВ = 10см, О –центр окружности, СД -касательная, ОК =4, АЕ ││СД.  Найти: ОС .

Решение задач

Дано: диаметр АВ = 10см, О –центр окружности, СД -касательная,

ОК =4, АЕ ││СД.

Найти: ОС .

Диагонали квадрата АВСК пересекаются в точке О. Доказать, что АС касается окружности с центром в точке К и радиусом СО. В С О А К

Диагонали квадрата АВСК пересекаются в точке О. Доказать, что АС касается окружности с центром в точке К и радиусом СО.

В

С

О

А

К

Самостоятельная работа Вариант 1 1. Прямая КЕ касается окружности с центром в точке О, К – точка касания. Найдите ОЕ, если КЕ =8 см, а радиус окружности равен 6см. 2. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках В и С. Найдите ВС, если  ОАВ=30 0 , АВ=5 см.  Вариант 2 1.Найдите N О. Если М N касается окружности с центром в точке О, М точка касания, радиус окружности равен 5 см,  М NO = 3 0 0 .  2. Дано: M, N, K – точки касания. Найти: Р треугольника АВС

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Прямая КЕ касается окружности с центром в точке О, К – точка касания. Найдите ОЕ, если КЕ =8 см, а радиус окружности равен 6см.

2. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках В и С. Найдите ВС, если ОАВ=30 0 , АВ=5 см.

Вариант 2

1.Найдите N О. Если М N касается окружности с центром в точке О, М точка касания, радиус окружности равен 5 см, М NO = 3 0 0 .

2. Дано: M, N, K – точки касания. Найти: Р треугольника

АВС

Ответы  Вариант2 1) NO = 10 см  2) МВ = В N =4, NC=KC=8 , АМ= АК=5. АВ=9, ВС = 12, АС=13.  Р = 9+ 12 + 13 = 34.  Вариант1 1) ОЕ = 10 см  2)   ОАВ =  ОАС =30°, АВ=АС, значит АВС –равнобедренный,  АВС =  АСВ =(180°-60°):2 =60°. Значит АВ=АС=ВС. ВС=5.

Ответы

Вариант2

1) NO = 10 см

2) МВ = В N =4, NC=KC=8 ,

АМ= АК=5. АВ=9,

ВС = 12, АС=13.

Р = 9+ 12 + 13 = 34.

Вариант1

1) ОЕ = 10 см

2) ОАВ = ОАС =30°,

АВ=АС, значит АВС –равнобедренный,

АВС = АСВ =(180°-60°):2 =60°. Значит АВ=АС=ВС. ВС=5.

Домашнее задание:  п. 68 – 69(теория), № 646(а), № 645, № 648.

Домашнее задание:

п. 68 – 69(теория), № 646(а),

645,

648.

Применение касательной   Машиностроение

Применение касательной

Машиностроение

Применение касательной   Баллистика

Применение касательной

Баллистика

Применение касательной   Архитектура

Применение касательной

Архитектура

Применение касательной   Медицина

Применение касательной

Медицина

Применение касательной   Физика

Применение касательной

Физика