СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по геометрии 8 класс "Касательная к окружности"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Обучающие: обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме; повторить понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точка; продолжить формировать умения использовать свойства касательной и ее признак при решении задач; повышать вычислительную культуру учащихся; выявить и ликвидировать ошибки и затруднения по изученной теме.

Просмотр содержимого документа
«18.0315 урок касательная»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа № 2» г.Нефтекумска УРОК ГЕОМЕТРИИ «Касательная к окружности. Решение задач» Подготовила и провела

учитель математики Негоднева Татьяна Михайловна










Нефтекумск 2015

Эпиграф к уроку: 

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт возможность правильно мыслить и рассуждать» Г. Галилей


Цели:

Обучающие: обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме; повторить понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точка; продолжить формировать умения использовать свойства касательной и ее признак при решении задач; повышать вычислительную культуру учащихся; выявить и ликвидировать ошибки и затруднения по изученной теме.

Развивающие: развивать умение пользоваться свойствами касательной и отрезками касательных в процессе решения задач; грамотную речь; развитие памяти; навыков самостоятельной работы и самооценки; умение анализировать, проводить обобщение.

Воспитывающие: воспитание умения работать в паре; взаимной ответственности за результаты учебного труда; прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения; воспитание познавательного интереса к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний и выполнения практических самостоятельных работ.

Оборудование: учебник « Геометрия. 7 – 9 классы. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.»; задания для самостоятельной работы; презентация MS Power Point ,ПК, экран, проектор.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, Садитесь. Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание Г.Галилея: «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать».

Как вы думаете, какова цель нашего урока?( учащиеся высказываются.)

Молодцы ребята. Мы обобщим и систематизируем знания, полученные при изучении темы «Касательная к окружности», продолжим совершенствовать навыки решения задач, развивать навыки самостоятельной работы.

Оценивать свою работу на уроке вы будете с помощью листа контроля. В разделе оценка ставьте знак +, за верное решение и верные ответы. У каждого из вас на парте рабочая карта с заданиями, на ней будете выполнять необходимые вычисления.

Итак, начнем нашу работу.



  1. Актуализация опорных знаний.

(слайд 3)

А) Перед вами 3 высказывания. Как вы считаете, какое из них истинно, а какое ложно?? Каждый отметьте ответ на данные высказывания в своей рабочей карте.

  1. Радиус окружности перпендикулярен прямой, которая является касательной.

  2. Прямая является секущей по отношению к окружности, если она пересекает окружность в двух точках.

  3. Прямая проходящая через конец радиуса, лежащий на окружности, является касательной к этой окружности.

Обсудим ваши решения.

Оцените результат своей работы в листе контроля. Если верно поставьте плюсы.

Б) - Прежде чем начать решать задачи, нам необходима теория. Как вы подготовлены по теории? Знаете ли вы её? Оцените себя в рабочей карте. Запишите главные слова нужной теории по теме (слайд 4).


Итак, какая же теория нам необходима?

- теорема о свойстве касательной.

- теорема о свойстве отрезков касательных к окружности, проведенных из одной точки.

- теорема, признак касательной.

Поработаем с готовыми чертежами. Решите задания в рабочих картах.


В) Решение задач на готовых чертежах. Работа в парах.


Слайд 5 – ответы: ; 1) R = 5

Слайд 6- 2) угол ВАС = 500 . Проверим ваши решения.

Оцените себя в листе контроля.


  1. Решение задач.

Решить задачу по чертежу. Слайд 7.Запись решения в тетрадь и на доске. Обговорить решение, записать его на доске и в тетрадях. Каждый этап в решении задачи выполняет ученик у доски: доказательство подобия треугольников, составление и решение пропорции. Запись ответа.

1)Дано: диаметр АВ = 10см, О – центр окружности, СД –касательная,

ОК =4,

АЕ ││СД. Найти: ОС.






Учащиеся, принявшие участие в решении задачи, ставят в оценочный лист +.

Если будет время, решить задачу. Слайд 8,9.


2) Диагонали квадрата АВСК пересекаются в точке О. Доказать, что АС касается окружности с центром в точке К и радиусом СО.

Доказательство: т.О € окр.(К, КО), О € АС. АС ВК, СО =КО =ОА =ОВ по свойству диагоналей квадрата. Значит АС ОК и АК – касательная.


3)Учебник №642

  1. Самостоятельная работа.

Развитие навыков самостоятельной работы и самооценки. Слайд 9.

- Ребята, вам предлагается выполнить самостоятельную работу (в двух вариантах). К первой задаче необходимо записать краткое решение; ко второй задаче – полное решение. И в первой и второй задаче обязателен чертеж (10-12 минут).


  1. Самооценка.

- Проверьте, пожалуйста, свои ответы, (слайд 10). Оцените свою работу. Если у вас решены правильно обе задачи, то 2 +, одна 1 +.

Сосчитайте количество +. От 2-х до 4-х Оценка 3, от 5-ти до 9-ти оценка 4, выше 10 – оценка 5.



  1. Домашнее задание.

Повторить п.68, 69; №№ 646(а), 645, 648 . Слайд 11.


  1. Подведение итогов урока.

- Ребята, у кого были затруднения при выполнении заданий?

- Удалось ли их преодолеть?

- Как вы считаете, что необходимо повторить, или выучить, чтобы не возникало таких трудностей?

- Вы каждый раз задаете мне вопросы, зачем нам нужна геометрия?

-А вы знаете, где применяется касательная к окружности в повседневной жизни??? Тогда смотрите (слайды12 - 16).

Спасибо за урок. Все свободны.







































Приложение №1




Рабочая карта

1 этап

Как вы считаете, какое из них истинно, а какое ложно??


1)Радиус окружности перпендикулярен прямой, которая является касательной.

2) Прямая является секущей по отношению к окружности, если она пересекает окружность в двух точках.

3)Прямая проходящая через конец радиуса, лежащий на окружности, является касательной к этой окружности.

2 этап

КАКАЯ теория? Знаете ли вы её?




3 этап

Работа на готовых чертежах

  1. Дано: AB – касательная; AB=12, OB=13. Найти: R

  1. Дано: AB, BC – касательные, ВОС =130°.Найти: ВАС

4 этап

Самостоятельная работа

Приложение №2





Самостоятельная работа


Вариант 1

1. Прямая КЕ касается окружности с центром в точке О, К – точка касания. Найдите ОЕ, если КЕ =8 см, а радиус окружности равен 6см.

2. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках В и С. Найдите ВС, если0, АВ=5 см.

Ответы

Вариант1

1)ОЕ = 10 см

2)

АВ=АС, значит АВС –равнобедренный,



Вариант 2

1.Найдите NО. Если МN касается окружности с центром в точке О, М точка касания, радиус окружности равен 5 см, NO=300 .

2. Дано: M, N, K – точки касания. Найти: Р треугольника АВС .




Ответы


1) NO = 10 см

2) МВ = ВN=4, NC=KC=8, АМ= АК=5 по свойству отрезков касательных проведенных из одной точки. Значит АВ=9, ВС = 12, АС=13.

Р = 9+ 12 + 13 = 34.
















Приложение №3


Лист самоконтроля



Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа



А) выбор утверждений

Б)Истинно или ложно

В)Опрос теории






2

Задачи по готовым чертежам


3.

Работа в парах (решение задачи)


4.

Самостоятельная



Всего






Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа



А) выбор утверждений

Б)Истинно или ложно

В)Опрос теории






2

Задачи по готовым чертежам


3.

Работа в парах (решение задачи)


4.

Самостоятельная



Всего










Приложение №4




Дополнительные задачи.

1) Задача №1


2) Задача №2



Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока математики.


Я провела урок геометрии в 8«б» классе. Тема урока «Касательная к окружности. Решение задач». Урок проводился согласно тематическому планированию.

На изучение темы отводится 2часа учебного времени.

Цели урока:

Обучающие: обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме; повторить понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точка; продолжить формировать умения использовать свойства касательной и ее признак при решении задач; повышать вычислительную культуру учащихся; выявить и ликвидировать ошибки и затруднения по изученной теме.

Развивающие: развивать умение пользоваться свойствами касательной и отрезками касательных в процессе решения задач; грамотную речь; развитие памяти; навыков самостоятельной работы и самооценки; умение анализировать, проводить обобщение.

Воспитывающие: воспитание умения работать в паре; взаимной ответственности за результаты учебного труда; прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения; воспитание познавательного интереса к предмету.


Данный урок является уроком обобщения и систематизации полученных знаний и выполнения практических самостоятельных работ.

Урок имеет 8 этапов:

1.Организационный момент

2.Повторение изученной ранее теории. Самоконтроль и самооценка

3.Решение заданий по материалам ИГА на готовых чертежах. Самоконтроль.

4.Решение задачи с комментариями и объяснениями. Самоконтроль.

5.Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка

6.Домашняя работа, дифференцированная.

7.Подведение итогов урока

8.Информация учащимся о применении касательной в повседневной жизни.

Все этапы урока выполнены последовательно. На каждом этапе достигнута цель. Организационный момент обеспечивает нормальную внешнюю обстановку работы. Ребята были готовы к закреплению данной темы и имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что ребята не равнодушны к предмету математика.

Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские.

Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна учащимся.

Формы организации познавательной деятельности - фронтальная индивидуальная, парная.

Методы обучения по источнику приобретенных знаний - словесный, практический, наглядный.

Формы обучения: самостоятельная работа, устная работа с классом, решение проблемной задачи.

Такое сочетание форм делает урок закрепления и совершенствования знаний динамичнее, интереснее, не дает накапливаться усталости, однообразию.

Урок проводился на конструктивном и творческом уровнях, сопровождался презентацией.


Оборудование: компьютер, проектор, оценочный лист участника урока. Рабочая карта.

Главный акцент на уроке делался на закрепление навыков учащихся на применении знаний теории о касательной к окружности, а также на воспитание нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи,

Время на различных этапах урока использовалось рационально.

Домашнее задание дано дифференцированно по уровням усвоения материала.

Микроклимат в классе хороший, на уроке царила атмосфера сотрудничества учителя и учеников.

Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Ребятам было интересно и комфортно на уроке.

Все учащиеся получили оценки за урок.

План урока выполнен, Поставленные цели достигнуты. На протяжении всего урока учащиеся вели самоконтроль знаний , результаты фиксировали в карте.

Подведены итоги урока, учащимися дана самооценка работы на уроке.


Учитель математики МКОУ СОШ № 2 Негоднева Т.М.

Просмотр содержимого документа
«Лист самоконтроля12»

Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего


Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего




Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(Выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего



Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(Выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего


Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(Выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего


Лист самоконтроля


Ученик 8 класса

Задание

Оценка

1.

Устная работа(Выбор утверждения)


2.

Знание теории


3.

Задачи по готовым чертежам


4.

Самостоятельная




Всего



Просмотр содержимого презентации
«ВЕРНАЯ.Касательная к окружности»

8 класс 18.03.15г

8 класс

18.03.15г

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать»  Г. Галилей

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать»

Г. Галилей

Истинно или ложно?

Истинно или ложно?

  • Радиус окружности перпендикулярен прямой, которая является касательной.
  • Прямая является секущей по отношению к окружности, если она пересекает окружность в двух точках.
  • Прямая проходящая через конец радиуса лежащий на окружности, является касательной к этой окружности.
Теория: - Теорема о свойстве касательной. - Теорема о свойстве отрезков касательных к окружности, проведённых из одной точки. - Теорема - признак касательной.

Теория:

- Теорема о свойстве касательной.

- Теорема о свойстве отрезков касательных к окружности, проведённых из одной точки.

- Теорема - признак касательной.

Дано: AB – каса-  тельная; AB=12,  OB=13.   Найти: R.

Дано: AB – каса-

тельная; AB=12,

OB=13.

Найти: R.

Дано: AB, А C – каса-  тельные,  Найти: < ВАС .

Дано: AB, А C – каса-

тельные,

Найти:

Решение задач  Дано: диаметр АВ = 10см, О –центр окружности, СД -касательная, ОК =4, АЕ ││СД.  Найти: ОС .

Решение задач

Дано: диаметр АВ = 10см, О –центр окружности, СД -касательная,

ОК =4, АЕ ││СД.

Найти: ОС .

Диагонали квадрата АВСК пересекаются в точке О. Доказать, что АС касается окружности с центром в точке К и радиусом СО. В С О А К

Диагонали квадрата АВСК пересекаются в точке О. Доказать, что АС касается окружности с центром в точке К и радиусом СО.

В

С

О

А

К

Самостоятельная работа Вариант 1 1. Прямая КЕ касается окружности с центром в точке О, К – точка касания. Найдите ОЕ, если КЕ =8 см, а радиус окружности равен 6см. 2. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках В и С. Найдите ВС, если  ОАВ=30 0 , АВ=5 см.  Вариант 2 1.Найдите N О. Если М N касается окружности с центром в точке О, М точка касания, радиус окружности равен 5 см,  М NO = 3 0 0 .  2. Дано: M, N, K – точки касания. Найти: Р треугольника АВС

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Прямая КЕ касается окружности с центром в точке О, К – точка касания. Найдите ОЕ, если КЕ =8 см, а радиус окружности равен 6см.

2. Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках В и С. Найдите ВС, если ОАВ=30 0 , АВ=5 см.

Вариант 2

1.Найдите N О. Если М N касается окружности с центром в точке О, М точка касания, радиус окружности равен 5 см, М NO = 3 0 0 .

2. Дано: M, N, K – точки касания. Найти: Р треугольника

АВС

Ответы  Вариант2 1) NO = 10 см  2) МВ = В N =4, NC=KC=8 , АМ= АК=5. АВ=9, ВС = 12, АС=13.  Р = 9+ 12 + 13 = 34.  Вариант1 1) ОЕ = 10 см  2)   ОАВ =  ОАС =30°, АВ=АС, значит АВС –равнобедренный,  АВС =  АСВ =(180°-60°):2 =60°. Значит АВ=АС=ВС. ВС=5.

Ответы

Вариант2

1) NO = 10 см

2) МВ = В N =4, NC=KC=8 ,

АМ= АК=5. АВ=9,

ВС = 12, АС=13.

Р = 9+ 12 + 13 = 34.

Вариант1

1) ОЕ = 10 см

2) ОАВ = ОАС =30°,

АВ=АС, значит АВС –равнобедренный,

АВС = АСВ =(180°-60°):2 =60°. Значит АВ=АС=ВС. ВС=5.

Домашнее задание:  п. 68 – 69(теория), № 646(а), № 645, № 648.

Домашнее задание:

п. 68 – 69(теория), № 646(а),

645,

648.

Применение касательной   Машиностроение

Применение касательной

Машиностроение

Применение касательной   Баллистика

Применение касательной

Баллистика

Применение касательной   Архитектура

Применение касательной

Архитектура

Применение касательной   Медицина

Применение касательной

Медицина

Применение касательной   Физика

Применение касательной

Физика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!