СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по естествознанию на тему "Электричество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по естествознанию на  тему "Электричество"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по естествознанию на тему "Электричество"»

КСП по естествознанию в 1 классе

3 четверть 8 урок

Сквозная тема:

Физика природы

«Традиции и фольклор»


Школа:

Дата: «____»____________20___г.


ФИО учителя: Дружинина Ольга Владимировна


Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Электричество

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.5.5.1 Объяснять важность электроэнергии в повседневной жизни людей.

Цели урока:

  • объяснять важность электроэнергии в повсе­дневной жизни людей;

объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира.

  • Познакомить с разными видами электричества.

Критерии успеха

  • Учащиеся узнают, какую роль играет электро­энергия в повседневной жизни людей.

  • Поймут, что электроэнергию получают и от дру­гих приборов.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: сотрудничество; труд и творчество.

Межпредметные

связи

Познание мира. Образ жизни людей в древ­ности.

Навыки

использования

ИКТ


Предварительные

знания

Электричество — это полезная форма энергии, которая может превращаться в свет или тепло. Элек­тричество передается по проводам.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы


Начало урока

Вводное задание.

Сегодня мы познакомимся с волшебником. Предложите варианты ответа на вопрос:

« Кого мы можем назвать волшебником?» (Ответы детей)

Отгадайте загадку.

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу,

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет

К дальним селам, городам,

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество).

Работа в парах.

Подумайте и выскажите свои предложения, а может ли волшебство совершить электричество?

Дети (варианты ответов):

Загорается свет, работают электроприборы, электротранспорт.

Шифр.

Напишите под каждым рисунком букву, с которой начинается название изображенного предмета. Выпишите эти буквы в таблицу под нужным номером, и вы узнаете, без чего не смогут работать эти предметы.

Оцените работу в парах.

Слово ЭЛЕКТРИЧЕСТВО























Рабочий лист 45. "Приборы", с. 47.




светофор

Критерии успеха

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу.




Середина урока


У костра. - А с чего все начиналось?

ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ.

ЗАДАНИЕ: Расположить по порядку появление этих предметов.

(Обсуждение в группах. Фломастером нумеруют картинки. )

- С первых людей, появившихся на земле. Они называются первобытными; от слов «первый» и «быт».

- Что вы знаете о первобытных людях?

( Первобытные люди жили в пещерах, и свет для них был теплом, пищей, уютом.)

- Кто знает как первобытные люди добывали огонь?

- Первобытные люди добывали огонь при помощи трения камней кремния(демонстрация камней кремния) (слайд №3).Таким образом они высекали искру, она попадала на заранее приготовленные сухие ветки, солому, кору. Люди очень ценили и берегли огонь, никогда не оставляли свой очаг без присмотра (слайд № 4) Просмотр иллюстрации в учебнике: "Как еще использовали огонь костра люди в древ­ности?" (Готовили еду, сушили одежду, при помощи огня отгоняли диких животных; для освещения жи­лища.)


- Сменялось время, шли года за годами, века за веками. Люди научились поддерживать тепло и свет в каминах, пользовались факелами, специальными лампадами, наполненными маслом. Еще позже люди стали изготавливать восковые свечи. Даже знаменитые люди, великие ученые и писатели свои работы создавали при свечах (слайд № 5). Первоклассники смогут понять, что раньше люди читали и писали при свечах, свете очага. Все это негативно отражалось на их зрении.

- Кто знает, а откуда в наши дни берется свет в наших квартирах и домах по вечерам?

Без света. (работа в группах )Представьте, что вече­ром дома отключили электроэнергию. - Что можно будет делать, а что не получится выпол­нить при отсутствии электроэнергии. ( время на размышление и обсуждение в группах). Ответы вывешиваются на доске.

Рисовать, спать, мечтать, читать книгу, писать, смотреть телевизор, разговаривать.

Гладить бельё, разогревать в микроволновке еду, делать уроки, сочинять стихи, петь песни.

Сейчас для освещения и обогрева жилища, приготовления еды мы используем различные электроприборы: электри­ческую плиту, электрический чайник, холодильник, лампы. Демонстрация розетки и выключатели. Сообщите, что в розетку включают компьютер, теле­визор. Расскажите, что все фабрики, заводы, многие медицинские приборы работают при помощи элек­тричества.


Музыкальная физминутка.

Постановка проблемного вопроса.

Учитель. Какие вы молодцы. А знаете ли вы, каким бывает электричество?

3. Познавательный этап. Изучение нового материала.

Электричество бывает двух видов. Одно называется статистическим, а второй вид электричества называется - электрический ток. Он умеет бегать по проводам. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы – электроны.

Практическая работа, исследовательского характера.

Цель: убедиться в том, что приводит в движение электронные игрушки – электрический ток.

Сейчас мы убедимся в волшебстве электрического тока. Объявляется парад игрушек! По команде ребята заводят свои игрушки. Что привело их в движение? (батарейка)

- Откуда здесь электрический ток?

Рассказать о том, что небольшой заряд электричества люди научились создавать в батарейках.

  • Без чего не может работать сотовый телефон?

(Без батарейки.)

  • Что можно сделать, если батарейка разрядится?

(Зарядить ее.)

  • Как? (Включить в розетку.)


Предлагает назвать приборы, работающие от батареек.

- Чем удобны электрические приборы, работающие от батареек? (Их можно носить с собой)


4. Практическая работа. Цель: познакомить со вторым видом электричества: статистическое электричество, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Учитель:

Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Называется оно статистическим. Оно живет само по себе. Иногда слышно, как потрескивает, когда снимаешь синтетическую одежду. Если статистическое электричество поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Сегодня мы научимся ловить электричество.

Проведение опытов.

Опыт № 1.

На стене висит шарик и на полу лежат три шарика. Учитель предлагает повесить их на стену. ( У детей не получается)

Учитель:

Почему красный шарик висит, а ваши падают? (предположения детей)

Учитель:

Давайте наши шарики превратим в волшебные. А кто знает, что надо сделать?

Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными.

Объяснение:

Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

Учитель:

А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся)

Исследовательская лаборатория. Опыт № 2:

Учитель:

Как вы думаете, возможно, ли разделить перемешанные перец и соль?

Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой задачей.

Нам понадобятся:

- бумажное полотенце

- 1 чайная ложка (5мл) соли

- 1 чайная ложка (5мл) молотого перца

- ложка

- воздушный шарик

- шерстяной свитер

Учитель:

Для того, чтобы всё было как в настоящей лаборатории, наденьте перчатки и маски на лицо.

Подготовка:

  1. Расстелите на столе бумажное полотенце. (1 ученик)

  2. Насыпьте на полотенце соль и перец. (2 ученик)

  3. Начинаем научное волшебство.

  4. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. (3 ученик)

  5. Попробуйте отделить соль от перца. (4 ученик. Это сложно сделать)

  6. Надуем шарик. (Учитель)

  7. Потрите им о шерстяной свитер. (5 ученик)

  8. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. (6 ученик).

Что вы видите?

Результат:

Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.

Объяснение:

Это еще один пример действия статистического электричества. Когда вы трете, шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Учитель:

Молодцы! Сегодня мы научились волшебству при помощи статистического электричества.



Работа в группах. Какую опасность представляют электроприборы? Чего ни в коем случае нельзя делать? (работа с иллюстрациями)

Цель работы с иллюстрациями: познакомить с правилами безопасности при работе с электроприборами.

  • Не вытягивайте из розетки, потянув за шнур.

  • Не включайте больше одной вилки в розетку: это может привести к короткому замыканию.

  • Пользуясь удлинителем. После окончания работы сначала выдерните его из розетки. А затем сворачивайте в кольцо.

  • Посмотрите и предупредите родителей, чтобы провода приборов не оказались защемленными мебелью.

  • Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

  • Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.

  • Помните, электричество не терпит соседства с водой.

  • Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы.

  • Не прикасайся к оголенным проводам.

Учитель:



Учебник:

Электричество, с. 66—67. Рабочая тетрадь:

Рабочий лист 44. "Как работают приборы", с. 46

Ресурсы:

  • сотовый телефон;

  • игрушки, работающие на батарейках;

  • батарейки;

  • розетки.

  • Слова -глаголы


Критерии успеха

Эта работа поможет развить умение определять и понимать проблему. В процессе работы учащиеся смогут узнать: 1) насколько важно электричество в жизни человека; 2) электричество можно получать разными способами. 3) Знают правила техники безопасности



Конец урока


Знаешь ли ты? Спросите, знают ли первоклас­сники о том, что существуют электромобили. Про­демонстрируйте их изображения. Предложите по­думать, почему они так называются, как заряжаются. Расскажите, что такие машины очень дорогие, но они считаются экологически чистыми, так как не за­грязняют окружающую среду. Предложите учащимся подумать, какой у таких электромобилей недостаток. В случае затруднения напомните, что машины нужно заправлять. Расскажите, что энергия у электромо­билей расходуется очень быстро, а заряжаться за пределами города не всегда возможно.

5. Итог урока (рефлексия).

Что нового для себя вы открыли на уроке?

О чем вы дома расскажете своим родным из содержания нашего урока?

Смайлики настроения.

Все получилось, многое узнал нового.

Не все понял из урока.

Было скучно на уроке и не понятно.


6. Домашнее задание.

Рассказать, родным, что нового узнали на уроке.

  1. Узнать у родителей или прочитать в энциклопедии и ответить на вопрос: « Почему светит лампочка?»

Ответ: Мчится ток по проводам, но они не светятся. Потому что провода – медные или аллюминевые – хорошо пропускают электрический ток. Но вот ток добежал до спиральки - волоска внутри лампочки. Спиралька плохо пропускает ток, поэтому – то и раскаляется. И чем больше она раскаляется, тем ярче светит.





Критерии успеха



Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.



Дополнительные задания

Источник. Предложите школьникам рассмот­реть рисунки. Они смогут раскрасить рисунки при­боров, которые нужно включить в розетку, обвести те, которые работают при помощи батареек. Обрати­те внимание, что некоторые приборы могут работать от разных источников.

Ответы

Раскрасить: микроволновую печь, фен, утюг,

телевизор.

Обвести: фонарик, игрушечный вертолет, телефон.


• Учащиеся знают о важности электричества в жизни человека.

Шифр. Предложите первоклассникам рас­смотреть рисунки, на которых они смогут назвать прибор и вписать в клеточки рядом с каждым при­бором первую букву его названия. Вставив вписанные буквы в пронумерованные столбцы таблицы, ученики разгадают зашифрованное слово.

Ответы

Лампа

Компьютер

Телевизор

Чайник

Телефон

Видеокамера

Слово в таблице: электричество


Физкультминутка

Надо мной проходят дни.

День за днем идут они.

Вот плетется День Ленивый –

Неумытый, некрасивый…

Вот шагает День Труда –

Свежий, бодрый, как всегда.

Вот несется День Удач.

День Удач несется вскачь.

А про этот не скажу, –

Я его не разгляжу,

Мне не видно этот день:

На него упала тень...

Э. Мошковская

4. Физминутка.

- Я буду называть бытовые приборы. Если эти приборы работают от батареек, то вы будете хлопать в ладоши, а если бытовой прибор работает от электрической розетки, то будете топать ногами. (фотоаппарат, утюг, пылесос, часы, компьютер, часы, холодильник, фонарик)






Дополнительный материал:

* Правила безопасности (для обсуждения; включают верные и неверные высказывания)

1. Перед использованием помыть. (-)

2. Лежащий на земле или полу провод убрать с дороги. (-)

3. Включать в розетку, держа провод за вилку. (+)

4. Вкручивать новую лампочку, включив свет. (-)

5. Не оставлять включёнными без присмотра. (+)

6. Не трогать розетку мокрыми руками. (+)

7. Перед применением разобрать и проверить исправность. (-)

8. Не использовать повреждённые провода. (+)


*Загадки:

Ночь. Но если захочу - Висит груша –

Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель) Нельзя скушать. (Лампочка)


Дом – стеклянный пузырёк, Мигнёт, моргнёт,

А живёт в нём огонёк. В пузырёк нырнёт,

Днём он спит, а как проснётся В пузырёк под потолок –

Ярким пламенем зажжётся. (Электрическая лампочка) Ночью в комнате денёк! (Лампочка)


Очень строгий контролёр Провели под потолок

Со стены глядит в упор, Удивительный шнурок.

Смотрит, не моргает: Привинтили пузырёк –

Стоит только свет зажечь Загорелся огонёк. (Лампочка)

Иль включить в розетку печь –

Всё на ус мотает. (Электросчётчик)


Кто по проводам По ночам, когда темно,

В дом приходит к нам? Освещает дом оно. (Электричество)









Рисовать, спать, мечтать, читать книгу, писать, смотреть телевизор, разговаривать.

Гладить бельё, разогревать в микроволновке еду, делать уроки, сочинять стихи, петь песни.



Рисовать, спать, мечтать, читать книгу, писать, смотреть телевизор, разговаривать.

Гладить бельё, разогревать в микроволновке еду, делать уроки, сочинять стихи, петь песни.



Рисовать, спать, мечтать, читать книгу, писать, смотреть телевизор, разговаривать.

Гладить бельё, разогревать в микроволновке еду, делать уроки, сочинять стихи, петь песни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!