У костра. - А с чего все начиналось? ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ. ЗАДАНИЕ: Расположить по порядку появление этих предметов. (Обсуждение в группах. Фломастером нумеруют картинки. ) - С первых людей, появившихся на земле. Они называются первобытными; от слов «первый» и «быт». - Что вы знаете о первобытных людях? ( Первобытные люди жили в пещерах, и свет для них был теплом, пищей, уютом.) - Кто знает как первобытные люди добывали огонь? - Первобытные люди добывали огонь при помощи трения камней кремния(демонстрация камней кремния) (слайд №3).Таким образом они высекали искру, она попадала на заранее приготовленные сухие ветки, солому, кору. Люди очень ценили и берегли огонь, никогда не оставляли свой очаг без присмотра (слайд № 4) Просмотр иллюстрации в учебнике: "Как еще использовали огонь костра люди в древности?" (Готовили еду, сушили одежду, при помощи огня отгоняли диких животных; для освещения жилища.) - Сменялось время, шли года за годами, века за веками. Люди научились поддерживать тепло и свет в каминах, пользовались факелами, специальными лампадами, наполненными маслом. Еще позже люди стали изготавливать восковые свечи. Даже знаменитые люди, великие ученые и писатели свои работы создавали при свечах (слайд № 5). Первоклассники смогут понять, что раньше люди читали и писали при свечах, свете очага. Все это негативно отражалось на их зрении. - Кто знает, а откуда в наши дни берется свет в наших квартирах и домах по вечерам? Без света. (работа в группах )Представьте, что вечером дома отключили электроэнергию. - Что можно будет делать, а что не получится выполнить при отсутствии электроэнергии. ( время на размышление и обсуждение в группах). Ответы вывешиваются на доске. Рисовать, спать, мечтать, читать книгу, писать, смотреть телевизор, разговаривать. Гладить бельё, разогревать в микроволновке еду, делать уроки, сочинять стихи, петь песни. Сейчас для освещения и обогрева жилища, приготовления еды мы используем различные электроприборы: электрическую плиту, электрический чайник, холодильник, лампы. Демонстрация розетки и выключатели. Сообщите, что в розетку включают компьютер, телевизор. Расскажите, что все фабрики, заводы, многие медицинские приборы работают при помощи электричества. Музыкальная физминутка. Постановка проблемного вопроса. Учитель. Какие вы молодцы. А знаете ли вы, каким бывает электричество? 3. Познавательный этап. Изучение нового материала. Электричество бывает двух видов. Одно называется статистическим, а второй вид электричества называется - электрический ток. Он умеет бегать по проводам. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы – электроны. Практическая работа, исследовательского характера. Цель: убедиться в том, что приводит в движение электронные игрушки – электрический ток. Сейчас мы убедимся в волшебстве электрического тока. Объявляется парад игрушек! По команде ребята заводят свои игрушки. Что привело их в движение? (батарейка) - Откуда здесь электрический ток? Рассказать о том, что небольшой заряд электричества люди научились создавать в батарейках. (Без батарейки.) (Зарядить ее.) Предлагает назвать приборы, работающие от батареек. - Чем удобны электрические приборы, работающие от батареек? (Их можно носить с собой) 4. Практическая работа. Цель: познакомить со вторым видом электричества: статистическое электричество, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Учитель: Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Называется оно статистическим. Оно живет само по себе. Иногда слышно, как потрескивает, когда снимаешь синтетическую одежду. Если статистическое электричество поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Сегодня мы научимся ловить электричество. Проведение опытов. Опыт № 1. На стене висит шарик и на полу лежат три шарика. Учитель предлагает повесить их на стену. ( У детей не получается) Учитель: Почему красный шарик висит, а ваши падают? (предположения детей) Учитель: Давайте наши шарики превратим в волшебные. А кто знает, что надо сделать? Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Объяснение: Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке. Учитель: А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся) Исследовательская лаборатория. Опыт № 2: Учитель: Как вы думаете, возможно, ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой задачей. Нам понадобятся: - бумажное полотенце - 1 чайная ложка (5мл) соли - 1 чайная ложка (5мл) молотого перца - ложка - воздушный шарик - шерстяной свитер Учитель: Для того, чтобы всё было как в настоящей лаборатории, наденьте перчатки и маски на лицо. Подготовка: Расстелите на столе бумажное полотенце. (1 ученик) Насыпьте на полотенце соль и перец. (2 ученик) Начинаем научное волшебство. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. (3 ученик) Попробуйте отделить соль от перца. (4 ученик. Это сложно сделать) Надуем шарик. (Учитель) Потрите им о шерстяной свитер. (5 ученик) Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. (6 ученик). Что вы видите? Результат: Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе. Объяснение: Это еще один пример действия статистического электричества. Когда вы трете, шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику. Учитель: Молодцы! Сегодня мы научились волшебству при помощи статистического электричества. Работа в группах. Какую опасность представляют электроприборы? Чего ни в коем случае нельзя делать? (работа с иллюстрациями) Цель работы с иллюстрациями: познакомить с правилами безопасности при работе с электроприборами. Не вытягивайте из розетки, потянув за шнур. Не включайте больше одной вилки в розетку: это может привести к короткому замыканию. Пользуясь удлинителем. После окончания работы сначала выдерните его из розетки. А затем сворачивайте в кольцо. Посмотрите и предупредите родителей, чтобы провода приборов не оказались защемленными мебелью. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами. Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы. Помните, электричество не терпит соседства с водой. Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы. Не прикасайся к оголенным проводам. Учитель: |