Технологическая карта урока по информатике в условиях реализации ФГОС
Тема урока: Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы.
Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Формы организации работы на уроке: урок решения одной задачи – проблемы
Формы организации работы учащихся: фронтальная форма познавательной деятельности учащихся, индивидуальная работа, в парах, практическая работа по поставленной задаче на ПК, лабораторная работа.
Количество часов: 1 академический час
Деятельностный подход
Цель: сформировать представление об электронной таблице, формировать умение создавать электронные таблицы в среде Microsoft Office Excel.
Задачи:
обучающие – расширить представления учащихся о табличных информационных моделях; сформировать представление об электронных таблицах; сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах;
развивающие – развитие приемов умственной деятельности; формирование и развитие функционального мышления учащихся; развитие познавательных потребностей учащихся; создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;
воспитательные – достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися; формирование умения работать в коллективе; работа над повышением грамотности устной речи; правильного использования компьютерных терминов.
Прогнозируемые результаты
предметные: знать основные элементы электронных таблиц и их назначение при работе с большим объёмом информации на компьютере.
метапредметные: уметь систематизировать, обобщать, анализировать, структурировать, вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать способ действий при выполнении практической работы.
личностные: уметь продуктивно сотрудничать со сверстниками и учителем при решении практико-ориентированных проблемных задач.
Средства обучения: компьютеры, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку, индивидуальные карточки .
Программное обеспечение: MS Office. Программа для работы с электронными таблицами Microsoft Office Excel 2007.
Методическое обеспечение урока: презентация по теме урока, подготовленная в Power Point, дидактические электронные и печатные материалы по теме занятия (см. приложения).
Используемые технологии: проблемная технология, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | № слайда | Деятельность учителя, его задачи | Деятельность ученика, его задачи | Формирование УУД (личностные, метапредметные) |
1 | Организационный момент | | Приветствие учащихся; формирование положительной мотивации; фиксация отсутствующих; подготовка к работе на уроке, рассказ о ходе занятия; создание благоприятного климата на уроке. | Приветствие учителя, проверка своей готовности к уроку, положительный настрой на познавательную деятельность: упражнения руками | Коммуникативные (умение вступать в диалог) Регулятивные (определение своих целей, составление плана работы на уроке) |
2 | Актуализация знаний, постановка проблемы | | Знакомит учащихся с проблемной задачей: Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 2600 рублей, чтобы купить все продукты из трех наименований, которые вам заказала мама, и хватит ли купить чипсы за 85 рублей? Определяет условия, при которых эта задача может быть решена успешно, объявляет тему урока | Высказывают свое мнение о поставленной проблеме (заинтересовала ли она их), задают вопросы, определяют необходимый уровень знаний и умений | Регулятивные (определение своих целей, составление плана работы на уроке) Личностные (личная оценка поставленной проблемы) Коммуникативные (умение вступать в диалог, выражение своей позиции) |
3 | Актуализация знаний, повторение и систематизация ранее изученного | | Проводит фронтальный опрос: 1.С какими видами информации работают известные вам программные средства? 2.Какие программные средства используются для работы с текстом? 3.Перечислите известные Вам текстовые редакторы? 4. Какие программные средства используются для работы с графическими объектами? 5.Знакомы ли вы с программой, которая предназначена для работы с числовой информацией? 6. В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите пример. | Ответы на вопросы учителя Сравнение своих знаний со знаниями одноклассников, дополнение и корректировка изложенных точек зрения | Познавательные (умение мыслить, давать четкие ответы на поставленные вопросы, классифицировать имеющуюся теоретическую информацию по данной теме) |
4 | Изучение нового учебного материала | | – Формулировка перехода от поставленной проблемы к теме урока: «Вы уже познакомились с обработкой текстовой. Вы можете сделать вывод, что вычисления с помощью ручки и бумаги – довольно скучный процесс. Каждый знает, как легко ошибиться, а если ошибку вовремя не заметить, то вся работа пойдёт насмарку. Раньше, когда не было компьютера, сложные вычисления выполняли целые коллективы людей. Это отнимало очень много времени и сил. А вот сегодня мы начнём рассмотрение приёмов обработки числовой информации. Полученные на уроке знания помогут вам в решении поставленной в начале урока задачи. Для обработки числовой информации на компьютере служат специальные программы, которые называются электронными таблицами. На столах у каждого в печатном варианте основной экран редактора электронных таблиц. – Введение понятия «электронные таблицы». – Проведение экскурса в историю создания электронных таблиц. Ознакомление учащихся с, интерфейсом – Представление структуры электронной таблицы, – Введение понятия ячейка, диапазон ячеек, перечень основных типов данных, математическими действиями, формулами, необходимых для работы с электронными таблицами. Учитель предлагает обменяться ментальными картами с соседом по парте и посмотреть его заполнение и быстро обсудить увиденное | Восприятие объясняемого учителем материала, использование ментальных карт: «Интеллект –карта»(заполнение карты в ходе объяснения при использовании презентации) Проверка творческого домашнего задания ученице «История создания электронных таблиц» Ученики обмениваются «Интеллект-картами» с соседом по парте и смотрят его заполнение | Познавательные (извлечение информации, переработка её, интерактивизация мыслительной деятельности) |
| Минута релаксации | | Создание условий для снятия эмоционального напряжения обучающихся и мотивирования их на активную работу на последующих этапах урока. | Восприятие звучащей музыки в спокойной обстановке | Личностные (определение важности благоприятной психологической обстановки для собственного здоровья и для успешного решения поставленных задач) |
| Закрепление учебного материала | | –Проведение информационного диктанта. Ученики записывают 5 понятий. Выбирают из предложенных определений данное понятие и нумеруют эти понятия. – Актуализация внимания обучающихся на самом главном в изученном материале. Электронная таблица Диапазон ячеек Ячейка Рабочая книга Адрес ячейки | Письменные ответы на определения понятий, данные учителем. Самооценка и взаимооценка уровня усвоения материала. Определение трудных для себя вопросов | Познавательные (умение мыслить, давать четкие ответы на поставленные вопросы, классифицировать имеющуюся теоретическую информацию по данной теме) |
5 | Практическая работа за ПК по решению проблемной задачи урока | | – Организация работы(при недостаточном количестве ПК) : «практик» выполняет практическую работу на ПК, «теоретик» выполняет лабораторную работу с готовым заданием на бумаге и подходят к любому ПК и наблюдают работу «практиков». – Проведение целевого инструктажа о правилах безопасного выполнения практической работы за ПК. – Обеспечение успешного решения задачи по предложенному алгоритму при условии использования учениками разных способов введения формулы (введение формулы в строку формул). – Проверка выполнения и лабораторной работы. | Определение в паре способа выполнения практической работы Выполнение практической работы за ПК Проведение консультаций выполнивших задание с теми, кто испытывает затруднение. Обсуждение результатов практической работы, ответы по решению проблемной задачи. | Регулятивные (постановка целей, составление плана предстоящей работы, анализ хода и способа учебных действий) Коммуникативные (сотрудничество) |
6 | Итог урока | | Привлечение учащихся к подведению итогов урока. -Что такое электронная таблица? Оценка работы учащихся, определение наиболее активных пар. Объявление и комментирование отметок. Проведение рефлексии через ответы на вопросы эмоционально оценочного теста Определение домашнего задания, комментирование его выполнения. | Ответы на вопросы, выполнения предложенных заданий Определение качество решения проблемной задачи. Оценка урока в целом, высказывание своих мнений, определение своего места на уроке. | Коммуникативные (умение вступать в диалог, выражение своей позиции) Личностные (личная оценка урока, своей работы на нём) |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вспомогательный материал к уроку в условиях реализации ФГОС
Приложение 1 Презентация
Приложение 2 Ментальная карта «Интеллект –карта»
Приложение 3 Лабораторная работа
Приложение 4 Практическая работа
Приложение 1
Презентация
Приложение 2
Приложение 3
Лабораторная работа
8 класс
Лабораторная работа №1
Тема: «Адресация»
Задание
1 .Внимательно изучить Рис.1
2.Выполнить Задание1 Рис.2
11
12
10
3. Заполните таблицу: запишите адреса активных ячеек и имена выделенных диапазонов
Адрес активной ячейки | Имена выделенных диапазонов |
4 | 1 |
7 | 2 |
10 | 3 |
11 | 5 |
12 | 6 |
| 8 |
| 9 |
Приложение 4
Практическая работа
8 КЛАСС
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ПРИЛОЖЕНИЕМ MICROSOFT OFFICE
MICROSOFT EXCEL
Практическая работа №1 «Создание электронной таблицы»
Задание: построить СУММУ трёх целых чисел a,b,c, сохранив значение переменной d
Переменные а,в,с будут означать суммы трёх покупок, переменная d-общая сумма покупок.
1 шаг. Запуск программы МS Ехсе1.
2 шаг. Создание заголовка:
Установить курсор мыши в ячейке А1 и выделить её щелчком.
Набрать текст «Сумма покупки ».
Нажатием клавиши «Епtег» ввести набранный текст в активную ячейку рабочего листа.
3 шаг. Задание «шапки» таблицы:
Вписать в ячейку А2 - букву а.
Вписать в ячейку В2 - букву Ь.
Вписать в ячейку С2 - букву с.
Вписать в ячейку D2 - букву d.
4 шаг. Задание формата ячеек:
Выделить фрагмент A2:D5
Задать команду Формат ячеек(нажатием ПР КН мыши).
Выбрать вкладку число.
В списке «Числовые форматы» выделить строку числовой.
В поле «Число десятичных знаков» выбрать значение О.
Нажать клавишу «Ок».
5 шаг. Ввод исходных данных:
В ячейки АЗ, ВЗ, СЗ заносим любые целые числа (например: 78, 56, 37).
Аналогично заполняем ещё 2 строки.
6 шаг. Запись формул:
Выделяем ячейку D2 выбираем запись =СУММ(А2:С2), щелчок по ячейке D2 и видим сумму-результат покупки
Аналогично действия с ячейками D3,D4
В итоге таблица должна иметь вид (только исходные числовые данные у всех будут разные , т.к. предполагаемые покупки разные):
7 шаг. Сохранение результатов работы:
Выбрать команду Файл/Сохранить как...
Задать имя файла «Сумма трех чисел».
Нажать клавишу «Ок».
• Работа завершена.
3