СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории на тему "Россия в Первой мировой войне.Влияние войны на российское общество"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по истории на тему "Россия в Первой мировой войне.Влияние войны на российское общество"Открытый урок по истории на тему "Россия в Первой мировой войне.Влияние войны на российское общество"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории на тему "Россия в Первой мировой войне.Влияние войны на российское общество"»

Конспект открытого урока по теме:

«Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – история

Класс – 11

Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.

Урок построен в рамках технологии критического мышления.

Планируемые результаты:-

  • личностные - воспитание толерантности; способности к определению собственной позиции;

  • метапредметные – развивать умение работать с историческим источником (как одним из видов текста); формулировать и обосновывать выводы; развитие коммуникативной компетентности учащихся;

  • предметные – умение изучать и систематизировать информацию; формировать оценочные суждения.



Оборудование:

1. Карта «Первая мировая война 1914-1918 гг.».

2. Документы: №1«Из воспоминаний председателя Государственной думы М.В. Родзянко»; №2 П.Н. Милюков Из речи, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г.



Структура урока

Этап урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся1

1

Мотивацион-ный

Учащиеся формулируют тему урока

Учитель создаёт эмоциональный настрой, помогающий сформулировать тему урока,

создаёт проблемную ситуацию

Приложение №1

Обучающиеся высказывают свои предположения, прогнозируют и выделяют основную мысль.

2

Актуализа-

ция знаний

Повторить фактологический материал по теме

«Первая мировая война».

Организует работу с тестами.

Приложение №2.


Обучающиеся работают с тестами.

Взаимопроверка (работа в парах).


3

Постановка учебной задачи. Деятельность по решению поставлен-ной проблемы

Подвести обучающихся к постановке задач урока


Учитель организует работу с текстом исторического источника и материалам параграфа по группам. Приложение№3 (группа №1),

Приложение №4

(группа №2)

Текст параграфа учебника (группа№3)




Обучающиеся работают в группах.

Работают с текстом документов (используют инсерт).

Отвечают на вопросы.

4

Рефлексия

Проанализиро -вать факторы, приведшие к изменению восприятия войны российским обществом.

Учитель даёт установку на формулирование вывода. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Ставит обобщающие вопросы.

Обучающиеся высказываются, выражая свою точку зрения.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.




Приложение №1.Проблемная ситуация:

Говоря о Петрограде июля 1914 года обратимся к воспоминаниям председателя Государственной думы М.В.Родзянко: «…мы видим людей, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…, заявляя …мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».

Глядя на Петроград февраля 1917 года мы видим забастовки с общей численностью участников около 100 -200 тыс. человек с лозунгами «Хлеба!» и «Долой войну!».

Вопрос: Под воздействием каких факторов могли произойти такие метаморфозы общественного сознанья?

Приложение №2

Тест

1.В годы Первой мировой войны А.И. Гучков возглавил

1)Государственную думу

2)Всероссийский союз городов

3)Центральный военно-промышленный комитет

4)Всероссийский земский союз

2.Какое из названых событий произошло позже других?

1)создание Прогрессивного блока

2)создание Антанты

3)Брусиловский прорыв

4)Сарыкамышская операция

3.Германия объявила России войну в ответ на

1) отказ Николая Второго выступить посредником в переговорах с Сербией

2)вступление русской армии на территорию Австро-Венгрии

3)объявление в России мобилизации

4)объявление в России военного положения

4. Что из перечисленного относится к итогам Первой мировой войны для России

1)потеря Польши

2)получение контрибуции от Германии

3)установление контроля над черноморскими проливами

4)установление протектората над Сербией.

5.Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его подписания

«Нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные на то соответствующими их правительствами, заявляют о нижеследующем:

Российское, английское и французское правительства взаимно обязуются не заключать сепаратного мира в течение настоящей войны.

Три правителя соглашаются в том, что, когда настанет время для обсуждения условий мира, ни один из союзников не будет ставить мирных условий без предварительного соглашения с каждым из других союзников».

1)1905 3)1914

2)1907 4)1918

6)Наступлением русской армии на Юго-Западном фронте в 1916 г. командовал

1)П. Ренненкампф 3)А.Брусилов

2)А.Самойлов 4)Н.Рузский

7.На начальном этапе Первой мировой войны русская армия основные силы сосредоточила на фронте против

1)Италии 3)Турции

2)Австро-Венгрии 4)Японии

8.Какое из названных событий произошло раньше других

1)капитуляция Германии 3)распада Антанты

2)капитуляции Австрии 4)заключения сепаратного мира с Германией





Приложение №3Воспоминания председателя Государственной думы М.В.Родзянко

«Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны я был поражён переменою настроения жителей столицы. Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады.

На мой вопрос ,чем объясняется перемена настроения,я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».

Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу.

В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство.

Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.»

Вопросы и задания к документу:

1.Как к будущей войне относились рабочие Петрограда?

2.Как подъём национальных чувств отразился на ситуации в деревне?

3.Какие изменения в работе Государственной думы можно увидеть на основе документа?

4.Какие оценочные характеристики обозначились в обществе по определению характера и целей войны (с позиции России).



Приложение №4. Из речи П.Н.Милюкова, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г.

«Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе…

Когда вы целый год ждёте выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге… и упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, -как вы назовёте это: глупостью или изменой?

…Когда со всё большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить . что организовать страну –

значит организовать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию – что это:- глупость или измена?...Мало того,…когда намеренно вызываются волнения и вспышки путём провокации, и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, что это делается, сознательно или бессознательно?

Когда в разгар войны «придворная партия» подкапывается под единственного человека, создавшего себе репутацию честного у союзников, и когда он заменяется лицом, о котором можно сказать всё, что я сказал раньше, то это…Нет, господа, воля ваша, уж слишком много глупости!

Задание к документу :

1.На основе документа выделите причины катастрофического падения престижа императорской власти (не менее трёх причин).



Рефлексия

Используя текст документа. материалы параграфа и знания по истории, назовите причины, которые привели к нарастанию взаимного отчуждения власти и народа. Назовите не менее четырёх причин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!