СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории по теме: Отечественная война 1812 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на 2 часа по истории, можно использовать на уроках и 8 классе и в 10 классе. Использованы интернет ресурсы

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории по теме: Отечественная война 1812 года»

Открытый урок по истории по теме: Отечественная война 1812 года.





Цель урока:

Личностные: воспитание патриотических чувств; воспитание интереса к истории края, страны; развитие сотрудничества при работе в парах;; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные: развитие у учащихся самостоятельности развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые достижения:

  1. Образовательные:

  • Усвоение определения понятий стратегия, тактика, манёвр, отечественный характер, манифест, партизанское движение, генеральное сражение, национальное самосознание, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.

  • Формирование навыков планирования ответа

  • Формирование у учащихся умения выделять главные события Отечественной войны 1812 года.

  • Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.

  1. Развивающие:

  • Умение критического мышления обучающихся

  • Умения формулировать и доказывать свою точку зрения

  • Умений анализировать, сравнивать, обобщать

  • Умение применять новые знания

  • Развитие творческих, речевых способностей учащихся

  • Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт

  • Развитие умения формулировать проблему

  • Развитие умения групповой и парной работы

  1. Воспитательные:

  • Уважение к истории своего народа

  • Воспитание уважение к противоположному мнению

  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

  • Воспитание интереса к предмету, к учению



Методические приемы:

  • аналитическая беседа;

  • выступление учащихся по проблемным вопросам;

  • ответы на поставленные вопросы;

Эпиграф (на доске)



«Гроза двенадцатого года настала-

Кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима

Иль русский Бог?»

(А.С. Пушкин)

Ход урока:



    1. Орг.момент. Ребята, я вас сегодня приветствую на уроке и наших гостей. И первоначально мне бы хотелось с вами обсудить следующее: вы необычный класс? Да, а почему… Так вот, вы необычные, день необычный и я надеюсь, что у нас сегодня будет необычный урок.

    2. Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в прошлое нашей Родины. Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу: 
      “Этот год состоит из двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе, меньше первого на 6 ”. 
      Учитель. Правильно, это 1812 год. Ребята, как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа? Что можно сказать о войне 1812 года?

Вывод. Она не была похожа на другие войны. Мы прочитали о патриотизме мирных жителей, бросивших всё и уничтожавших своё имущество, узнали о том, как поднялась “дубина народной войны”, так как все понимали, что под управлением французов жить нельзя.

У нас сегодня урок повторения, как вы думаете, чем нам необходимо заняться на этом уроке? Повторить, обобщить, систематизировать ниши знания.

Мы будем работать в группах (историографы, литературоведы, искусствоведы) проведём творческую разминку, а экспертами на нашем занятии будут учителя, которые возможно вынесут свой вердикт, кто на уроке работал лучше.

Но прежде разминка за которую группы получают жетоны.

Творческая разминка

  1. В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 11 июня 1812 года состоялся бал, на котором присутствовал император Александр I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с ее содержанием, Александр I произнес: “Я этого ожидал, но все-таки бал состоится”.


Какую новость русский император сообщил всем присутствующим после бала, огласив содержание упомянутой депеши?

  1. Почему в тот исторический момент Отечественная война 1812года была делом времени?

  2. Считаете ли Вы, что подписание Тильзитского мира 1807 г. явилось одной из причин войны с Францией?

  3. Назовите причины войны. Давайте проверим себя ( слайд)


Для Франции

Для России

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах);

1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов);

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции).

2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию;


3. падение авторитета Александра I.

Вывод???????

Война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.



  1. Каковы были Ваши цели и планы, соотношение сил, сторон? На карте показать расположение армий.

  2. Почему летом 1812 года русская армия была вынуждена отступать?

  3. Почему, несмотря на свое отношение к М.И. Кутузову, Александр I именно его назначил главнокомандующим?

  4. Какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова? С. Глинка«Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр:«… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

  1. В одном историческом источнике указано: "Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года". Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: "8 сентября 1812 года завязался бой". Как объяснить это расхождение в источниках?



(Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором - по-новому).

  1. Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это - Бородино. "Бородино" стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась, связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля?



(С игуменьей Марией, в миру - Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: "Ton sort se desidera a Borodino!" -"Твоя участь решиться в Бородине!".)



  1. Как назвал Наполеон Бородинское сражение?



("Московская битва - моё самое великое сражение: это схватка гигантов").



Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:
Письмо Кутузова жене.
"А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл".
Письмо Наполеона жене.
"Мон шарами спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира".
Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского сражения.
Учитель.
Какое значение имело это сражение? Среди историков нет единого мнения о том, чем являлась для России Бородинская битва: победой или поражением. Одни считают, что победа была за Россией: нравственная, моральная. Другие считают, что ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей, и поэтому была ничья. Третьи считают победителем в битве Наполеона - с точки зрения материальных потерь.

На основе исторических документов выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва.

Документ 1

На основе исторических документов выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва.

«Батареи переходили из рук в руки и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами».

27 августа 1812 г. Рапорт М.И. Кутузова Александру I о сражении при Бородине.

(Бородино. Документы, письма, воспоминания. М.: Советская Россия, 1962. Документ N 89. С.101-102).

Документ 2

Русский историк Н. П. Михневич сообщил такой отзыв Наполеона о сражении: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех».

(Михневич Н.П. Отечественная война 1812 года //История русской армии и флота. М., 1911. Т.5. С.166.)

Документ 3

На основе исторических документов выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва.

«Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».(Толстой Л.Н. Война и мир. Том третий. Часть вторая).

Документ 4

«То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией. Бородино не дало решающего перевеса ни одной из сторон и поэтому в сложившейся обстановке не могло предотвратить оставления Москвы русской армией».(Манфред А. З. Наполеон Бонапарт / А. З. Манфред. - 3-е изд. – М.: «Мысль», 1998. - 624 с.).



Документ 5

На основе исторических документов выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва.

«У русских около нашего крайнего правого фланга был редут, расположенный между двумя лесами над деревней Шевардино, его убийственный огонь нес ужас в наши ряды. Они устроили его для укрепления левого крыла, являвшегося слабой стороной их укрепленного лагеря. Наполеон понял это, и с этого момента вопрос был только в том, чтобы захватить этот редут; честь захвата была вверена солдатам дивизии Компана (пятой дивизии первого корпуса). Эти храбрецы, построенные в колонну для атаки, шли на деревню с такой отвагой, которая обеспечила нам успех всего предприятия. В это время князь Понятовский с нашей кавалерией на правом фланге обходил позицию; поднявшись достаточно высоко, дивизия Компана окружила редут и взяла его после часового боя. Попытавшийся вернуться неприятель был наголову разбит; наконец после десяти часов вечера он покинул соседний лес и в беспорядке бежал на большую возвышенность, чтобы соединиться с центром своей армии. Дивизия Компана, выйдя с честью из такого предприятия, поплатилась значительными потерями. Тысяча наших солдат купила своею кровью эту важную позицию, и более половины из них полегли в тех самых окопах, которые они захватили с такой славой. На другой день, делая смотр 61-му полку, наиболее пострадавшему, император спросил полковника, куда он девал один из своих батальонов. «Государь, — было ответом, — он в редуте». Лабом Эжен (1783—1849), французский историк, автор трудов о войне 1812 — 1814 гг. (Французы в России. 1812 г. По воспоминаниям современников-иностранцев. Составители А.М.Васютинский, А.К.Дживелегов, С.П.Мельгунов. Части 1-3. Москва. Издательство "Задруга". М., 1912; Современное правописание выверено по кн.: Наполеон в России в воспоминаниях иностранцев. В 2 кн. М., Захаров, 2004).

Документ 6

«Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачу отстоять Москву».

(Абалихин Б.С. докт. истор. наук, проф. Волгоградского педагогического института, заслуженный деятель науки России).



Документ 7

На основе исторических документов выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва.

«День кончался. Я присоединился к своему корпусу, опять вступившему в битву, так же как и моя артиллерия, вправо от редута, где мы оставались еще час после того, как стемнело. Ибо, хотя битва и была выиграна, неприятель все еще стоял против нас на сильных позициях; на нас сыпались пули и ядра. Пальба прекратилась, только когда совсем стемнело. Тогда все корпуса расположились биваками, и я провел ночь с частью своих пушек на позиции, которую мы первою взяли в это утро. Холод был очень чувствительный, у нас не было топлива и почти не было припасов, но в сознании успеха мы забывали о лишениях за рассказами о подвигах. Но усталость скоро заставила нас погрузиться в глубокий сон.

Эта битва, названная французами битвой на Москве, а русскими — Бородинской, началась в 6 часов утра и продолжалась до наступления ночи без перерыва. С обеих сторон огонь был ужасен. Обширное пространство, на котором шла битва, было во всех направлениях изрыто ядрами, и потери были громадны с обеих сторон. Русские весь день шаг за шагом отстаивали свои позиции, становясь на новую, когда не могли удерживать старой, с которой мы их оттеснили, и только среди ночи массы их начали окончательно отступать к Можайску.

Во время битвы они по обыкновению отправили нам в тыл и на фланги многочисленные отряды казаков, которые внесли беспорядок в наши обозы, оставленные в 4 верстах от поля сражения. Даже наутро они произвели нападение на наше правое крыло неподалеку от императорской квартиры; но первый отряд, взявшийся за оружие, прогнал их к их армии».

Гриуа Любен (1772-1839), французский офицер, начальник артиллерии 3-го

резервного корпуса, впоследствии маршал артиллерии.



(Французы в России. 1812 г. По воспоминаниям современников-иностранцев. Составители А.М.Васютинский, А.К.Дживелегов, С.П.Мельгунов. Части 1-3. Москва. Издательство "Задруга". М., 1912; Современное правописание выверено по кн.: Наполеон в России в воспоминаниях иностранцев. В 2 кн. М., Захаров, 2004).



Документ 8

На основе исторических документов выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва.

«То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией. Бородино не дало решающего перевеса ни одной из сторон и поэтому в сложившейся обстановке не могло предотвратить оставления Москвы русской армией».



(Манфред А. З. Наполеон Бонапарт / А. З. Манфред. - 3-е изд. – М.: «Мысль», 1998. - 624 с.).

Документ 9

«Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачу отстоять Москву».



(Абалихин Б.С. докт. истор. наук, проф. Волгоградского педагогического института, заслуженный деятель науки России).

Работа в группах: историографы. Литературоведы, искусствоведы.

1.Слово историографам. Послушаем и посмотрим, как это было.

Учитель. Пожалуйста, вопросы историографам.

Когда произошла Бородинская битва?

7-го сентября (26-го августа) 1812 года.

Назовите фамилии русских военачальников, принимавших участие в войне 1812 года.

Ученик. Кутузов, Барклай де Толли, Раевский, Багратион, Платов.

Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый "для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных".

(Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой).

Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение?

(Семейству Д.В. Давыдова).

Почему войну 1812 года называют Отечественной? 
( В этой войне участвовала не только регулярная армия, но и весь народ). 

Каким орденом награждались наиболее прославленные военачальники в Отечественной войне 1941-1945 годов?

Ученик. Орденом Кутузова.

Когда умер Кутузов и где был похоронен? (28-го апреля 1813 года. Похоронен в Казанском соборе в Петербурге

2. Вопросы к литературоведам.

- Бородинская битва нашла отражение и в поэзии?

- Кто из поэтов обращался к данной теме?

М.Ю. Лермонтов «Бородино»,

А.С. Пушкин «Полководец»,

Ф.Н. Глинка «1812 год»,

Л.Н. Толской «Война и мир»,

П.И. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год»,

В.В. Верещагин «Конец Бородинского сражения»,

П. Гесс «Сражение при Бородине, 26-го августа»,

А. Шепелюк «М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения»,

Ф. Рубо и К. Беккер «Атака на батарею Раевского»,

Б. Окуджава «Кавалергарды век не долог»,

М. Цветаева «Генералам двенадцатого года»,

А.Гладков, Т. Хренников «Давным-давно...»,

П. Вяземский, А. Петров «Романс полковника» и др.



Ученик. М. Ю. Лермонтов впервые обратился к данной теме в стихотворении “Два великана”.

Кто эти два великана, которые “сошлись в схватке смертельной”?

Ученик. Россия и Франция.

Что означает последнее четверостишье?

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Под пучиною шумит.

Ученик. Речь идёт о Наполеоне, который провёл последние дни жизни на острове Святой Елены, там же скончался.

- В каком из стихотворений Лермонтов изображает Бородинскую битву?

Ученик. В стихотворении “Бородино”. Автор испытывает чувство гордости за родину и за русский народ.

Прослушаем аудиозапись стихотворение Лермонтова

Какие у вас чувства вызвали эти строки??

“Победа нравственная была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъярённый зверь, получивший в своём разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель. Прямым следствием бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге…”.

3.Вопросы к искусствоведам.

Бородинская битва привлекла внимание не только поэтов, писателей, историков, но и художников. Кто автор картины “Бородинская битва”? Ученик. Франц Рубо. К какой дате написана? Ученик. К столетию Бородинской битвы. Назовите памятники, посвящённые Бородинской битве. Ученик. Бородинская панорама. Первоначально открыта на Чистых Прудах, затем, в 1962-м году, перенесена на Кутузовский проспект. - Восстановлен Храм Христа Спасителя. - На Бородинском поле – музей под открытым небом. - Кто из художников чаще других обращается к теме Отечественной войны 1812-го года? Ученик. Василий Васильевич Верещагин.

    1. Конкурсы командам

Конкурс "Отгадай героя" ("России верные сыны").

  1. Денис Васильевич Давыдов (сообщение учащегося).

Он был одним из самых популярных людей своего времени. Личность его полна обаяния. Его любили, им восхищались, ему посвящали стихи. Его портреты писали Кипренский, Орловский, Дау.

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен …
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан!
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы:
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!

(из стихотворения Ф. Глинки “Партизан Давыдов”).

Михаил Илларионович Кутузов (сообщение учащегося ).

Михаил Илларионович Кутузов/1745-1813/ - великий полководец и дипломат. После окончания в 1795 г. с отличием Дворянской школы был приглашен в нее преподавателем математики. В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. отличился в битвах. В бою под Алуштой /1774 г./ был тяжело ранен в висок и правый глаз. В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. командовал левой колонной русских войск на Балканах.

Участвовал во взятии Измаила. А.В.Суворов, высоко оценив действия своего ученика и сподвижника, сказал о нем: "Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой".

Одна из главных черт Кутузова - осторожность. "Лучше быть острожным, чем обманутым".

Другой чертой была хитрость. "Старый лис Севера", - называл его Наполеон.

Посол судьбы, явился ты полком –
И пред твоей священной сединою
Безумная гордыня пала в прах.

Жуковский В.А.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли (сообщение учащегося).

Стоическое лицо Барклая есть одно из самых замечательных в нашей истории” - А.С. Пушкин.

Петр Иванович Багратион (сообщение учащегося).

Одному из самых опытных полководцев 1812 года, человеку, имя которого стало легендой, Денис Давыдов посвятил такие строки:

О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики, -
Вождь героический, Багратион великий.

Александр Иванович Кутайсов (сообщение учащегося).

Кутузов об А.И. Кутайсове: “Если русские не добились при Бородине полного успеха, то тому причина смерть Кутайсова, ибо она лишила армию начальника артиллерии в такой битве, где преимущественно действовали орудия”. Учитель говорит, что самым молодым генералом на Бородинском поле был А.И. Кутайсов. Он геройски погиб; друзья по оружию не смогли похоронить его тело с почестями, ибо оно не было найдено. Останься он жить, ему бы через несколько дней исполнилось всего лишь 28 лет.

Надежда Андреевна Дурова (сообщение учащегося).

Так любопытна,
Так известна
И так таинственна.

Пушкин А.С.

Конкурс "Найди слово".

Общее задание командам А и Б:

Найдите ключевое слово из 10 букв, которое означает любовь к отечеству (по вертикали) - (Патриотизм).

По горизонтали впишите:

  1. Холодное оружие, находившееся на вооружении тяжелой конницы в русской армии - (Палаш).

  2. Генерал, возглавлявший русскую кавалерию во время Бородинского сражения 1812 года. - (Уваров).

  3. Название кремневого ружья в русской армии. - (Флинта).

  4. Руководитель партизанского отряда во время Отечественной войны 1812 года. - (Курин).

  5. Название деревни, у которой произошло сражение накануне Бородинской битвы. - (Шевардино).

  6. Название наплечных знаков различия на мундирах офицеров и генералов русской армии. - (Эполеты).

  7. Название в русской армии нарезной винтовки. - (Штуцер).

  8. Головной убор, который носили в русских войсках в первой половине ХIХ века. - (Кивер).

  9. Название танца в ХIХ в., который знаменовал кульминацию бала. - (Мазурка).

  10. Название украшения из перьев на головных уборах офицеров и генералов русской армии. - (Плюмаж).

    1. Сцена «Совет в Филях». Чтение по ролям

О важном событии хотелось бы еще нам вспомнить.

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в эту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем. На этом совете нам предстоит обсудить и решить лишь один вопрос: ожидать ли неприятеля в позиции или сдать оному столицу без сражения? Прошу членов совета высказать свои мнения».

Генерал Л.Л.Беннигсен: «Армия расположилась на позиции, выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии – перед деревней Фили, центр – между селами Троицким и Волынским, левый фланг – перед селом Воробьевым. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение (выступающий показывает расположение по развернутой перед ним картой. Все присутствующие в классе ученики также работают с картой).

Генерал М.Б. Барклай – де – Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».

Генерал-лейтенант П.П.Коновницын: «Я также нахожу позицию невыгодной. Но мое убеждение – необходимо остановить неприятеля и отстоять Москву!»

Генерал-лейтенант А.И.Остерман-Толстой: «Я разделяю предложение генерала Коновницына и настаиваю атаковать неприятеля».

Генерал-майор А.П. Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель должен быть нами атакован».

Генерал Д.С.Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем».

Генерал М.Б.Барклай – де – Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».

Генерал К.Ф.Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русской армии, разобщают войска. Я разделяю мнение генерала Барклая – де – Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».

Генерал М.Б.Барклай – де – Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».

Генерал К.Ф.Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Осмотр позиций, произведенный мною, позволяет говорить о ее неприемлемости. С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Первой обязанностью считаю сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю. При уничтожении же армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна. Что касается направления, то мы должны помышлять теперь не о краях, продовольствующих Россию, но о тех, которые снабжают армию. Посему намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге».

Генерал Л.Л.Беннигсен: «Итак, участь Москвы решена …»

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».

Очевидец событий: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И.Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания».

Учитель: В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала Кутузова в деревне Фили решил пожертвовать Москвою, чтобы спасти армию».



АНКЕТА - рефлексия

1. Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на

то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше

время. С какими мнениями согласны лично Вы?

А) сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело;

Б) оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на

общественно-политические позиции людей;

В) чувство Родины существовало, существует и будет существовать;

Г) Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека;

Д) такая проблема меня не интересует;

Е) у меня своя точка зрения по этому вопросу (укажите какая).

2. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки

Отечественной войны 1812 года. С какими из них Вы согласны?

А) Отечественная война 1812 года была великим подвигом народа, защищавшего свою

независимость;

Б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства,

которые несли наполеоновские армии;

В) это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной

французской империи;

Г) французская армия внесла в отсталую Россию самые передовые достижения

прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в1812 году Россия сегодня

прочно находилась бы среди цивилизованных стран мира;

Д) если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы

иным, куда более гуманным и прогрессивным путем.

3. Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и

реставрировать все памятники героям войны 1812 года, а также установить

новые. Вы поддерживаете подобные предложения?

А) да, полностью;

Б) в принципе, да, но сейчас у страны нет на это денег;

В) нет, сейчас не время этим заниматься;

Г) лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения;

Тест. Самопроверка

1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:

а)    Багратион  б)    Наполеон  в)      Барклай- де- Толли

2.Французская армия вторглась в Россию:

а)    1 сентября 1812 года   б)    14 ноября 1812 года   в)      12 июня 1812 года

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а)    М. И. Кутузов  б)    А. В. Суворов   в)      Ф. Ф. Ушаков.

4.Бородинская битва произошла:

а)    26декабря 1812 года  б)    26 ноября 1812 года  в)      26 августа 1812 года.

5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)    оставить Москву  б)    дать еще одно сражение под Москвой,

в)      признать Наполеона победителем.

6.Война 1812 года называется Отечественной потому, что

а)    главное сражение произошло под Москвой,

б)    на войну поднялся весь народ,

в)      вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

7.Кому принадлежат строки:

Недаром помнит вся Россия 

Про день Бородина…

а)    А. С. Пушкину  б)    М.Ю.Лермонтову  в)      Д. В. Давыдову.

8.В честь победы на Наполеоном был построен:      

а)    Петропавловский собор,   

б)  Спасо-преображенский собор,     

в) Храм Христа Спасителя.

9.Определи последовательность событий Отечественной войны 1812 года и проставь рядом соответствующие цифры: Вступление Наполеона в Москву Оборона Смоленска Бородинская битва Отступление французской армии Назначение Кутузова главнокомандующим Пожар в Москве Военный совет в Филях

10.Подчеркни события, относящиеся к Отечественной войне 1812 года:

Полтавская битва, оборона Смоленска, взятие Казани, военный совет в Филях, Бородинская  битва, созыв народного ополчения, поляки в Москве, пожар в Москве, партизанская война, строительство флота для победы, строительство укреплений на поле под Москвой.











































 Приложение 1













Приложение 2





Задание команде А





1. «Герой, отечества спаситель!

Прими от сердца должну дань;

Бог наш защитник, покровитель,

Тебя нам ниспослал на брань!

Уже враги торжествовали,

Уж в злобной ярости мечтали

Здесь русский покорить народ!

Но ты лишь в стан успел явиться,

Как гордый стал тебя страшиться

И ощупью пошел вперед!



(М. Кутузов)







2. «Усач. Умом, пером остер он, как француз,

Но саблею французам страшен:

Он не дает топтать врагам нежатых пашен

И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом —

И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,

То, вынырнув опять, следом

Идет за шумными французскими полками

И ловит их, как рыб, без невода, руками».



(Д. Давыдов)







3.«Он был в Смоленске щит,

В Париже – меч России!»

(Н. Раевский)





























Задание команде Б



1. «И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

И тот, чей острый ум тебя и постигал,

В угоду им тебя лукаво порицал...

И долго, укреплен могущим убежденьем,

Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко,—

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь, как ратник молодой,

Свинца веселый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти»

(М. Барклай-де-Толли)







2. «Был в чине генерал-майора,

Когда ему Кутузов поручил

К французам в тыл идти,

Следить за действиями Наполеона,

Не упускать из вида их,

Вести разведку днем и ночью,

О намерениях известных»

(И. Дорохов)







3. «Артиллерист и партизан,

Отлично знавший многие языки,

Нередко в лагерь приходил,

Надев мундир французский лихо.

Обозревал расположение врага,

В особенности артбатареи,

Обозы где, где слабые места,

Вернувшись, в бой с отрядом шел смелее».

(А. Фигнер)



Приложение 3





И. А. КРЫЛОВ



ВОЛК НА ПСАРНЕ



Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

Огня! — кричат,— огня!»

Пришли с огнем.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом

И что приходит наконец

Ему расчесться за овец,—

Пустился мой хитрец

В переговоры

И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад.

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я...»—«Послушай-ка, сосед,—

Тут ловчий перервал в ответ,—

Ты сер, а я, приятель, сед,

И Волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.





Октябрь 1812



И. А. Крылов. Басни. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956 (Литературные памятники).













И. А. КРЫЛОВ



ВОРОНА И КУРИЦА



Когда Смоленский Князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил,

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты что ж, кумушка, в дорогу? —

Ей с возу Курица кричит.—

Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат».—

«Мне что до этого за дело? —

Вещунья ей в ответ.— Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры — как хотят;

А ведь Ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»

Ворона подлинно осталась;

Но, вместо всех поживок ей,

Как голодом морить

Смоленский стал гостей —

Она сама к ним в суп попалась.





Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:

А как на деле с ним сочтешься—

Попался, как ворона в суп!





Ноябрь 1812



И. А. Крылов. Басни. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956 (Литературные памятники).



Приложение 4





Ответ капитана команды А



Басня И.А. Крылова «Волк на псарне».



Басня написана между 23 сентября (день приезда Лористона, посланца Наполеона, с предложением о мире в Тарутинский лагерь) и 6 октября 1812 года (Тарутинское сражение). Литературный источник установлен литературоведом С. А. Фомичевым: перевод рассказа «Охотник и волк» философа Синтипы, опубликованный в конце XVIII века (переводчик Глеб Громов). Крылов собственной рукой переписал басню и отдал ее княгине Екатерине Ильиничне, жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме мужу. Кутузов читал басню после сражения под Красным. Подчеркивая ум, мудрость Кутузова, Крылов опирался на общее мнение и устные рассказы современников. Кроме того, до баснописца доходили и собственные слова Кутузова о его способностях. Так, перед отъездом в армию один из родственников полководца спросил его: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?» Кутузов ответил: «Нет! А обмануть надеюсь». Почти теми же словами он выразился в Тарутинском лагере: «Разбить меня может Наполеон, а обмануть – никогда». Еще А. В. Суворов говорил о молодом Кутузове: «Умен, очень умен». В том же духе отзывались о Кутузове и другие современники. Например, Роберт Вильсон в своих «Записках» оставил следующее свидетельство: «Bon vivant, утонченно образованный, вежливый, хитрый, как грек, сметливый от природы, как азиятец, и просвещенный, как европеец, он более был склонен рассчитывать на успех от своей дипломатии, чем от военной отваги...».





Ответ капитана команды Б



Басня И.А. Крылова «Ворона и курица».


В конце сентября 1812 года до Петербурга дошли известия о бедственном положении армии Наполеона в Москве. Тогда же в журнале «Сын Отечества» (1812, № 7) была помещена заметка: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту стрелять ворон и не могли нахвалиться своим soup aux corbeaux. Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: «Попал, как кур во щи», а лучше говорить: «Попал, как ворона во французский суп»». К этому же номеру журнала была приложена карикатура И. Теребенева «Французский вороний суп». Карикатура представляла собой сценку из французского военного быта: четыре французских гренадера в оборванных мундирах расположились в поле; на первом плане раненный в ногу гренадер отрывает у вороны крылья; второй гренадер, стоя на коленях на камне, схватился за воронью ножку и, судя по разинутому рту, готов проглотить ее; третий также изображен с выражением сильного аппетита в лице; четвертый обеими руками обнимает пустой котел. Под карикатурой было помещено следующее четверостишие: «Беда нам с нашим великим Наполеоном! Кормил нас в походе из костей бульоном. В Москве попировать свистел у нас зуб: Не тут-то – похлебаем же хоть вороний суп».



Приложение 5





Ответы команд А и Б



М.Ю. Лермонтов «Бородино»,

А.С. Пушкин «Полководец»,

Ф.Н. Глинка «1812 год»,

Л.Н. Толской «Война и мир»,

П.И. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год»,

В.В. Верещагин «Конец Бородинского сражения»,

П. Гесс «Сражение при Бородине, 26-го августа»,

А. Шепелюк «М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения»,

Ф. Рубо и К. Беккер «Атака на батарею Раевского»,

Б. Окуджава «Кавалергарды век не долог»,

М. Цветаева «Генералам двенадцатого года»,

А.Гладков, Т. Хренников «Давным-давно...»,

П. Вяземский, А. Петров «Романс полковника» и др.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!