СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по Ивану Грозному

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по Ивану Грозному»

Класс 7

Дата__________

Тема: «НАЧАЛО РЕФОРМ ИВАНА IV. ИЗБРАННАЯ РАДА»

Базовый учебник: история России: XVI - конец XVII в.: учебник /И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017

Тип урок: комбинированный.

Цель: Сформировать представление учащихся о начале правления Ивана IV (Грозного), о деятельности Земского Собора, Избранной рады, Боярской Думы.

Планируемые достижения:

Предметные:

Раскрывать смысл понятий: Избранная рада, Земский собор; Объяснить причины и значение принятия Иваном IV царского титула; Рассказать о восстании в Москве, высказывать мнение о его влиянии на дальнейшее правление Ивана IV; Сравнить Избранную Раду и Боярскую думу, выдвигать гипотезы о причинах появления Избранной рады; Начать составление характеристики Ивана IV (на основе работы с документом, учебником);


Метапредметные УУД:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия


Личностные УУД:

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.






























План урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Елена Александровна, и сегодня мы поработаем с Вами в рамках предмета «История России»

Прежде, чем мы начнем урок, давайте проверим, а все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник и письменные принадлежности.

  1. Этап мотивации

Ребята, нам с вами прислали письмо. А открыть и посмотреть, что там находится, мы сможем, если отгадаем, что зашифровано.

(на столе у каждого карточки)

В Е Н Ч А Н И Е НА Ц А Р С Т В О

3 6 15 25 1 15 10 6 15 1 24 1 18 19 20 3 16

Что значит слово «ВЕНЧАНИЕ» с.239 учебника

Открываем конверт, а там – портрет Ивана Грозного, Избранная рада, документ из Домостроя, Земский собор и флешка.

Вопрос: ребята, как Вы думаете, как эти предметы взаимосвязаны и о чем мы с вами будем говорить?(варианты ответов, например, изменения…..)

А как мы назовем изменения, преобразования, переустройство одним словом?

- РЕФОРМА

Раз у нас начало правления, значит будет и начало реформ. А с помощью чего они будут осуществляться?(из того, что представлено на доске) конечно же, с помощью избранной рады.

Наша с Вами тема урока: Начало реформ. Избранная рада.

  1. Этап реализации проблемы


Давайте посмотрим, а что же у нас на флешке. Фильм о венчании ИВ (3 минуты)


Вопрос: Какой титул принял Иван Васильевич при венчании на царствование? (венчается царским венцом великий князь и государь ИВ)

Что же означало принятие князем царского титула? Оно закрепляло представление о том, что московские государи – наследники и приемники византийских императоров. Царский сан поднимал ИВ на недосягаемую высоту, ставил его над всеми подданными. После венчания ИIV стал титуловаться царем и великим князем всея Руси. Однако на Руси царями принято было называть не только византийских императоров, но и ордынских ханов. Поэтому принятие царского титула воспринималось современниками как наследование неограниченной власти золотоордынских правителей. А произошло это 16 января 1547 года. Запишем в тетрадь

16 января 1547 года-венчание на царствование Ивана Васильевича.


Физкультминутка!!!!!


_ Ребята, перед Вами лежит статья из журнала «Новости истории и археологии» за декабрь 2019 года. Ваша задача, изучив данный документ ответить на два вопроса:

  1. Что такое избранная рада? И кто входил в состав избранной рады

  2. Для чего она была создана?

Документ.

«Появление и состав Избранной Рады

В тот же год в Москве (1547г) случился страшный пожар. Народ снова взбунтовался. Убит один из родственников царя из рода Глинских. Это ясно показывало, что стране нужны преобразования. Ивану на тот момент было всего 17 лет. У него не было опыта правления, поэтому ему помогали его друзья-советники, единомышленники, которых стали называть Избранной радой (совет)

Митрополит Макарий участвовал в подборе новых приближенных царя. Название «Избранная Рада» сложилось, благодаря А. Курбскому, обозначившему этот орган на польский манер в своих письмах. Кто входил в состав Рады, до конца не выяснено.

  • Неофициальными руководителями считались А. Ф. Адашев, из богатой, но худородной семьи, и священник Сильвестр из Благовещенского собора Кремля.

  • Макарий, митрополит Москвы, также входил в круг избранных советников царя.

  • Точно установлено, что участниками Рады были дьяк Посольского приказа И. М. Висковатый, представители княжеского сословия Д. Курлятев, М. Воротынский, А. М. Курбский.

  • Одни историки считают, что туда входили также князья Шереметьевы и другие представители господствующего класса. Однако, никаких документальных доказательств причастности этих людей не сохранилось.

Состав данной организации подает пример компромисса между князьями и людьми более простого происхождения. Ведущим видом деятельности Избранной Рады стал поиск решений проблем, которые уже имелись и могли возникнуть во внутренней и внешней политике Русского государства. И эти проблемы можно было решить только реформами..»


После знакомства с документом дети отвечают на вопросы и в тетрадь записываем, ИР – советники, единомышленники царя.


- Ребята, в тексте у нас сегодня уже дважды встречалось слово реформа. Давайте еще раз закрепим. Что оно обозначает? Если забыли, то записываем в тетрадь. Реформа – преобразование, переустройство, изменение (записываем в тетрадь)


- в 1549 г. Молодой царь собрал первый ЗЕМСКИЙ СОБОР. В него вошли представители знати, служилых людей и духовенства. Откройте с 29 вашего учебника. П.4 Земский собор. Работать вы начинаете со 2 абзаца. Ваша задача прочесть и выделить структуру ЗС (3мин)

После того как дети прочли, составляем схему на доске из слов.


- Молодцы, а теперь давайте подытожим, что все ли послания из письма мы сегодня разобрали?

В качестве закрепления – давайте составим синквейн по изученному сегодня.

(Что такое синквейн объяснить)

Д.з. на доске прописать параграф 4 читать, с. 30 вопросы и задания – одно на выбор



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!