Организационный момент (3 мин) | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. - Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готово, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности. | Дети настраиваются на урок, проверяют свою готовность к урок |
Введение в тему урока (5 мин) | Натюрморт (фр. nature morte - «мертвая природа») — это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие нас предметы, имеющие между собой смысловую связь. Натюрморт передает нам определенные образы и символы окружающего нас мира. Вовлекает нас в мир общения предметов, предоставляя возможность побыть в роли собеседника. Натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16-17 столетий, но его предыстория началась значительно раньше. Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является изображение предметов домашнего обихода. Этот тип натюрморта, тесно связанный с развитием бытового жанра, интерьера, пейзажа, ярко расцвел в западноевропейском искусстве 17 века. Каждая национальная художественная школа по-своему, самобытно решала эту проблему. Так, например, голландский натюрморт 17 века поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте – из цветов и плодов, в Гааге – из рыбы. В Харлеме писали скромные «завтраки», в Амстердаме – роскошные «десерты», а в университетском Лейдене – книги и другие предметы для занятий науками и традиционные символы мирской суеты – череп, свечу, песочные часы. Одним из лучших мастеров натюрморта был известный французский художник Шарден, сумевший проникнуть в жизнь самых обыденных вещей, приблизить их к зрителю, и этому в большей степени способствует неяркий колорит его картин, глубоко продуманных и идущих от наблюдения жизни, простота и естественность в расстановке предметов. В России натюрморт, как самостоятельный жанр живописи, появился в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов. | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают Отгадывают загадки, рассматривают фрукты. |
Основная часть (7 мин) | Одним из лучших мастеров натюрморта был известный французский художник Шарден, сумевший проникнуть в жизнь самых обыденных вещей, приблизить их к зрителю, и этому в большей степени способствует неяркий колорит его картин, глубоко продуманных и идущих от наблюдения жизни, простота и естественность в расстановке предметов. В России натюрморт, как самостоятельный жанр живописи, появился в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.- Ребята, скажите пожалуйста чем похожи эти две картины? А чем они различаются? - Да правильно. У художников различен замысел и соответственно средства его выражения. - Ребята, сегодня мы с вами будем только учиться рисовать фрукты с натуры. - А чтобы нам правильно нарисовать фрукты, рассмотрим форму каждого фрукта. На доске учитель вывешивает геометрические фигуры: круг, овал, треугольник. - Какую форму имеет яблоко? - Груша имеет такую же форму, что и яблоко? А какую? Посмотрите, как она сужается вверху. - На какую геометрическую фигуру похож лимон? Сравниваются все фрукты, которые будут предложены для рисования. - Посмотрите на яблоко, какого оно цвета? - А какого цвета груша? - Но желтый цвет может быть разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным. - Какой цвет мы выберем для нашей груши? - А для лимона? - Посмотрите внимательно, что еще есть у каждого фрукта? - Какого цвета веточки? | Рассматривают и описывают репродукции картин, отвечают на вопросы. Сравнивают репродукции, находят общее и различное. Слушают, участвуют в обсуждении; учатся задавать уточняющие вопросы. |
Основная часть (5 мин) | - Теперь зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка. Но сначала посмотрите внимательно на образец того, что у вас должно получиться. - Кто мне скажет, какие материалы были использованы для выполнения этой работы? - Верно. Мы будем с вами использовать акварельные краски. Учитель объясняет последовательность выполнения работы и показывает на образце. - Ребята, всем понятно, что мы должны с вами сегодня сделать? | Рассматривают и анализируют образец педагогического рисунка, слушают внимательно объяснение учителя, наблюдают за действиями. |
Творческая практическая работа (16 мин) | - Тогда выполните самостоятельно рисунок на тему: «Рисование с натуры. Фрукты». Сначала определите всю композицию (что у вас будет), какие фрукты вы будете рисовать. - Можете приступать к выполнению работы. Учитель контролирует процесс выполнения работы обучающимися. Во время работы тихо звучат музыкальные произведения | Самостоятельно выполняют творческую работу |
Итог урока. Рефлексия. (2 мин) | - Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Яблочки – румяные, груши – сочные. Урок окончен. Прибираем свое рабочее место. | Рассматривают работы, оценивают их; Уборка рабочего места |