СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока для 6 класса по литературе под редакцией Меркина Г.С.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе»

С.А.Есенин «Песнь о собаке»

6 класс


Цели урока

  1. Личностные: развитие гуманистического мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.

  2. Метапредметные: строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения; совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  3. Предметные: выявление идеи стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», проявившейся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных; совершенствовать навыки анализа художественного текста.


Оборудование

  1. Портрет С.Есенина;

  2. Мультимедийная презентация;

Ход урока

  • Сегодняшний урок хочу начать из следующих высказываний великих людей. НА ДОСКЕ! Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. Конфуций.

  • Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов

  • Всякая жестокость происходит от немощи. Сенека.

О чем будет идти речь на уроке, ребята, вы уже начали догадываться. Назовите , пожалуйста, опорные слова из этих высказываний. (ПРЕСТУПЛЕНИЕ, БЕССЕРДЕЧИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, НЕМОЩЬ). Слайд №1Значение всех ли слов вам понятно? Слайд №2!

По ходу урока вы еще вернемся этим высказываниям. А теперь повторим материал прошлого урока. На прошлом уроке мы начали разговор о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина. Дома вы должны были подготовить материал о его детстве и творчестве, о которых не написано в ваших учебниках. .

Итак, мы узнали Сергея Есенина как человека с очень тонкой, проникновенной душой, умеющего чувствовать чужую боль как свою собственную. С особой теплотой он писал о братьях наших меньших, изображая их чувства, переживания, заставляя читателя сострадать им.

- И наш сегодняшний урок посвящён серьёзной проблеме, которую можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили» Сайд №3

-Кто подразумевается под этой фразой?

- О ком из братьев наших меньших мы сегодня будем говорить, вы поймёте после небольшого сообщения. С удивительной теплотой и любовью Есининым написаны стихи о животных. М.Горький говорил, что Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных».

Табун коней, лошаденка, корова вызывают чувство сострадания. Трогательным повествованием выделяются произведения о собаках. Для него собака – друг, с которым он делится сокровенными мыслями, доверяет тайны, а от нестерпимой тоски и боли вместе с четвероногим другом хочется выть на луну. Природа наделила человека разумом не случайно, а может быть, для того, чтобы он осознал хрупкость этого мира и ощутил ответственность перед братьями нашими меньшими.

В юности Есенин стал свидетелем события, которое его потрясло. Собака соседа Есенина ощенилась, и хозяин убил всех щенят. Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, рассказала этот случай, именно под впечатлением от него Есенин написал стихотворение.

- О каком же стихотворении Есенина пойдёт речь? А что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели перед собою ставим? (Анализировать стихотворение, совершенствовать навыки анализа художественного текста, строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения);

Запишите число, классная работа, тема урока.

Стихотворение «Песнь о собаке» было написано С.А.Есениным в 1915 году. Ему в то время было всего двадцать лет. Впервые это стихотворение вышло в сборнике «Радуница» в 1918 году. Слайд №4, 5

А сейчас я вам предлагаю посмотреть фильм, снятый по стихотворению Есенина «Песнь о собаке» А прослушав его, определите, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Стихотворение прозвучит в исполнении Сергея Безрукова.

Откройте учебники на стр.

Чтение самих учащихся.

Словарная работа . Слайд №6

Беседа по тексту стихотворения

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Слайд №7

- На какие картины (части) можно поделить стихотворение? Озаглавьте их. Что будет кульминацией стихотворения? Самый напряжённый момент стихотворения. Работа в тетрадях.

1. 1-2 строфы «Рождение щенят»

2. 3 строфа «Приходит хозяин»

3. 4 строфа «Гибель беззащитных щенят»

4. 5-6 строфы «Путь собаки домой»

делают записи в тетрадях. Слайд №8

А сейчас проанализируем идейно-художественное своеобразие каждой части стихотворения. Проникнем в суть его, определим идею. У каждого на парте есть табличка, которую вы заполните в ходе работы над текстом стихотворения. Эта работа вам поможет лучше понять стихотворение.

Слова, выражающие цвет, свет.


- Какова интонация первых двух строф? (Спокойный тон начала не предвещает трагедии).

- Когда щенки появились на свет? (Утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых новых жизней).

- Что вы знаете о значении числа семь? (Из сказок мы знаем, что это число является счастливым, число 7 в народной поэзии олицетворяет семью).

- Какая картина представляется вам после прочтения этой строфы? (Уютный уголок, куда попадают солнечные лучи и где ласкаются животные, представлена картина собачьего счастья).

- Какой цвет преобладает? (Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь. «ржаной закут», как символ плодородия, в котором ощенилась собака).

  • Заполнение 1 части таблицы:

Цвет, свет

Ржаной закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет шерсти щенят.


Слайды №9, 10

Как называются такие слова в литературном произведении? (эпитеты).

Выразительное чтение 3 строфы

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

- Эта строфа начинается с указания времени суток. Какую роль играет это точное указание на время? (Наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время.

- Какой герой появляется в этой строфе? («Хозяин хмурый» разрушает счастье собаки: «семерых всех поклал в мешок»)

- Что подчеркивает грубо просторечное слово «поклал»? ( Покласть можно неодушевленные предметы).

Такое слово подчеркивает угрюмую непреклонность действий хозяина, его равнодушие, черствость души хозяина. «Рыжие», как солнце, щенята брошены в темный, душный мешок). Какие слова помогают нарисовать картину.

Тьма, мрак (вечер), «хмурый» хозяин.


Слайд №11

4. Выразительное чтение 4 строфы

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

- В этой строфе нет описания самого жестокого события, поэт отказался от кульминационной сцены. Самая страш­ная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Почему? (Возможные варианты учащихся). Есенин использует в этой строфе такой прием, как умолчание.

(Прием умолчания используется для того, чтобы читатель сам представил себе эту страшную картину и чувства, которые испытывает лирический герой. Можно себе представить, что собака не успела увидеть гибель своих щенят. А может, она наблюдала эту картину?.. Страшно становится от осознания, что собака ничем не могла помочь своим детям).

- Какой многозначительной деталью заменяет Есенин сцену гибели щенят? («Долго, долго дрожала» гладь воды).

- О чем нам говорит эта деталь? (Долго собака стояла и смотрела на вздрагивающую воду, скрывшую от нее детей. А человек убил и спокойно пошел домой, для него то, что он сделал только что, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?) А какой цвет преобладает в этой строфе,

Белый цвет сугробов. Воды незамерзшей гладь.

А какого цвета вода в проруби?

Стальной отлив воды в проруби.


Слайд №12

Выразительное чтение 5,6 строфы .

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

- Подберите синонимы к глаголу «плелась». (Брела, шла). Почему поэт выбрал именно это слово? (Этот глагол передает состояние умершей души).

- Что позволило собаке принять месяц за своего оставшегося в живых щенка? (Во-первых, цвет, он светлый, во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка).

- Какое значение приобретает словосочетание «в синюю высь»? (Синяя высь такая же холодная и глубокая, как синяя вода… Там, в синей воде – синей выси, - желтый месяц, он бежит, как живой, как её щенок… На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо).

Золотистый, серебристый цвет месяца. Чернота, наступившая после его бегства.


Слайд №13


Выразительное чтение 7 строфы .

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

- По эмоциональной глубине происшедшая трагедия сравнивается с библейской мерой жестокости: бросить голодному камень вместо хлеба. В первых строках отражены обман ожидания, разочарование.

- Какое значение имеет выражение «золотыми звездами в снег»? Как такой приём называется в литературоведении? (Возможные мнения учащихся).

Слово учителя.

(Золотые звезды – слезы собаки, которые наполнены любовью к детям. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо, которое отразилось в глазах собаки).

«золотые звезды» - наполненное любовью к детям сердце матери. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо.


Слайд № 14


- Какие цвета связаны с образом хозяина? (темные) А с образом собаки? (яркие, солнечные). Собака противопоставлена человеку.

- Каким изображается человек? (бессердечным, бесчувственным, потому он хмурый, подобный тени)

 Изображает ли поэт его лицо, глаза? (нет, мы можем только представить себе хмурого,  бездушного хозяина) А какой мы видим собаку? (собака способна чувствовать, переживать, подобно человеку, и образы природы в стихотворении связаны с образом собаки, это она видит сугробы, водную гладь, месяц и плачет «золотыми звездами»)

 -А сейчас мы подошли к самому главному. Как бы вы определили основную мысль стихотворения? Его идею? Какие мысли, чувства хотел до нас донести автор? (Человек должен чувствовать ответственность за все живое на земле. Есенин попытался в своем стихотворении показать трагедию собаки-матери. В стихотворении он выразил мысль о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства со всем живым на земле).

В том мире, который создал в своих стихах Сергей Есенин, все живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного, растения, человека. Однажды поэт сказал о своем понимании мира так: «Все мы яблони и вишни голубого сада», «Все от древа». О каком древе идет речь? О древе жизни – прародителе всего сущего в мире


Рефлексия.

- Что нового открыли вы сегодня для себя на уроке? Что почувствовали? Над чем заставило вас задуматься стихотворение Есенина? Оцените свою работу и работу товарищей. (Обсуждение ответов и выставление оценок).

Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение «Песнь о собаке» наизусть

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!