СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе (2й урок по теме) "А.П. Платонов. Рассказ "Никита""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе (2й урок по теме) "А.П. Платонов. Рассказ "Никита""»

Конспект урока по литературе

Тема: А. Платонов «Никита». Образ главного героя. Реальность и фантастика в рассказе.

Цели урока:

1. Дать характеристику образа Никиты. Выделить качества его личности. Понять причины фантазий героя.

Результат: научиться давать характеристику литературному герою.

2. Развивать умения выделять главное в тексте. Выделять средства создания художественного образа (портрет, поступки, речевые характеристики)

Результат: научиться выделять главную информацию в тексте.

3. Воспитывать чувство ответственности за поступки, трудолюбие.

Результат: научиться правильно поступать в разных жизненных ситуациях

Оборудование: раздаточный материал; учебник литературы В. Я. Коровиной, 5 класс.

Литература:

1) Андрей Платонов. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978.

2) Литература. 5 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ авт.-сост. В. Я. Коровина [и др.]. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 303 с.

Ход урока:

I. Орг.момент (1 мин.)

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся. (10 мин.)

III. Беседа. Вопросы на восприятие текста (26 мин.)

IV. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

V. Домашнее задание (3 мин.)

I. Огрмомент.

- Здравствуйте, товарищи кадеты. Садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Андрея Платоновича Платонова. Давайте вспомним, что мы узнали о писателе. Я буду читать вам факты из биографии писателя, а вы должны исправить в них ошибки, если они есть.

Андрей Алексеевич Платонов (настоящая фамилия Кильметьев) родился в многодетной семье на окраине города Екатеринбурга, в Ямской слободке.

На всю жизнь писатель сохранил добрые воспоминания о своей учительнице Агафье Николаевне.

В 1922 году выходит в свет его книга стихов «Синяя глубина». Её заметил русский поэт Валерий Яковлевич Бальмонт.

Сказки Платонов писал с раннего возраста. Произведение «Никита» - это роман.

- Молодцы, ребята! Дома вы должны были дочитать рассказ до конца. Какие слова во время чтения вам были непонятны? (плетень, горница, трудодень, просо, застило, овин, застреха)

- Скажите, на чём мы остановились на прошлом уроке?

- Расскажите, что было дальше. Пересказывают произведение 2 ученика.

III. Беседа. Вопросы на восприятие текста (проверка понимания того, что не успели прочитать на предыдущем уроке)

- Как изменился окружающий мир, когда Никита сорвал цветок? Почему? (все вокруг стало злым, даже лопухи, которые должны были быть добрыми, не любили его в данный момент, потому что Никита причинил вред природе, сорвал цветочек)

- Как вы считаете, почему Никите стало казаться, что все перестали его любить после причинения вреда цветку? (он понял свой поступок, совесть не давала ему покоя, он очень переживал, что причинил вред природе)

- О чём говорят слова Никиты «Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!»? (он понимает, что трудодень – спасение для них, ведь отца нет, но мальчик согласен на половину, только бы не оставаться с чужими людьми и быть поближе к матери)

- Скажите, кого дома увидел Никита? (мать и старого солдата – его отца)

- Почему мать смотрела, не отрывая глаз, на отца? (была рада, что он вернулся с войны живым)

- Что первым делом спросил Никита у отца? (не уйдет ли он от них снова)

- Как вы понимаете ответ отца «век буду с тобой вековать»? (навсегда останется, никогда не бросит Никиту)

- Что значат слова отца «врага-неприятеля мы погубили…»? (Родина на 1-м месте, важно было защитить ее от врага)

- Как стал вести себя Никита, когда вернулся отец? Какие перемены произошли с героем? (стал храбрым, перестал бояться, мужественно прошел по двору, заглядывая своим страхам в лицо)

- Во что превратились фантазии героя? («Никита так же, как и вчера, смотрел в лицо…»)

- Какую работу дал отец Никите? Как мальчик отреагировал? (выпрямить гвозди, начал работать с охотой, как большой)

- Скажите, почему гвоздь-человечек оказался добрым, а не злым, какими до этого Никите казались предметы? Кто объяснил это в рассказе? (те были выдуманы, а этого Никита сделал собственными руками, своим трудом, вложил частичку себя и своей доброты, оттого гвоздь – человечек и добрый, это отец объяснил Никите)

- Что предложил Никита отцу? Как вы это понимаете? (трудом работать, чтобы все были живыми и добрыми. Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».)

- Ребята, как объяснить то, что предметы оживали, когда уходила мама? (Мама для ребёнка – это защита, самый главный и дорогой человек на земле, который любит вас)

- Почему Никита старался превратить в людей неодушевленные предметы окружающего мира? (ему хотелось общения, боялся оставаться один)

- Как объясняет это отец? (объясняет фантазии Никиты тем, что у него доброе сердце)

- Согласны ли вы с отцом мальчика, что у Никиты доброе сердце? Почему? (Да, в характере Никиты есть сострадание, любовь, сочувствие, доброта, смелость, ответственность за свои поступки)

- Скажите, а что нужно для того, чтобы все эти качества проявились в ребёнке? (Родительские защита и любовь, которые помогут проявиться всему хорошему, что заложено в ребёнке)

- Ребята, а кто из вас знает, что обозначает имя Никита? (Никита (с греч.) - победитель)

-Можем ли мы назвать героя рассказа победителем? Какую победу он одержал? (Никита победил свои страхи, на смену злым образам приходит образ доброго человечка, олицетворяющий победу героя)

- Давайте проанализируем характер героя, составив синквейн. Кто из вас знает, что это такое?

- Прочитайте с ваших листочков, что такое синквейн. Запишите определение в тетрадь.

Синквейн – короткое стихотворение из пяти строк без рифмы. Возникла такая форма стихотворения в начале XX века в США под влиянием японской поэзии.

Существуют определённые правила составления синквейна:

1-я строчка – одно слово (имя существительное) – название стихотворения, тема.

2-я строчка – два слова (прилагательные), которые характеризуют или описывают тему стихотворения.

3-я строчка – три слова (глаголы) – действия, относящиеся к теме.

4-я строчка – фраза или предложение из текста, раскрывающие основную мысль темы.

5-я строчка – одно слово – ассоциация, синоним к 1-й строчке.

- Итак, давайте попробуем написать синквейн на черновиках, потом перепишем его в тетради.

- Что напишем в первой строчке? О ком мы составляем синквейн? (Никита)

- Как мы можем охарактеризовать Никиту? Что напишем во второй строчке? (Любопытный, маленький, добрый, хозяйственный, трудолюбивый)

- Итак, какие действия совершает наш герой? Что будем писать в 3-й строке? (Фантазирует, наблюдает, трудится, рассуждает, узнаёт)

- Подберите фразу из текста, которая характеризовала бы героя и запишите в 4ю строчку. («У тебя доброе сердце…», «Давай все трудом работать, и все живые будут»).

- Какой синоним мы можем подобрать к первой строчке? (Мальчик, человек, ребёнок)

- Итак, зачитайте, что у вас получилось. Перепишите свой синквейн в тетрадь.

Никита.

Любопытный, добрый.

Наблюдает, рассуждает, фантазирует.

У тебя доброе сердце.

Мальчик

- Когда мы с вами читали биографию Андрея Платонова, нам встретилась такая фраза «Рассказ «Никита» - не сказка, но и в нём есть фантастическое». Скажите, что в рассказе фантастического, а что реального? (фантастика: все фантазии Никиты (солнышко – дедушка, бочка – маленький человечек с бородой, в колодце – водяные люди, земляные норы – змеи, которые укусят мать; пень – голова человека; баня – бабушка; петух – мертвый пастух; цветок – маленький ребёнок; колья – лица людей); реальность – события происходят после войны, описание деревенского быта)

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, а в чём заслуга Андрея Платонова? Что он нам показал? (Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка)

- Какой это мир? (Это мир, где в каждом предмете он видит живое существо.  Мир враждебный, он пугает его. Оказавшись дома один, Никита не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают мальчику о родных и близких: о дедушке, о матери, тогда легче становится герою, он чувствует защиту).

- Скажите, тяжело ли ребёнку без взрослых? Почему? (Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения).

- Что нового вы узнали на уроке?

V. Домашнее задание.

- подготовиться к контрольной работе по всем пройденным произведениям из 2-й части учебника. Повторить авторов, названия произведений, содержание, идеи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!