Прием «Шпаргалка». Анализ текста. Создаем образ литературного произведения. Учитель. Молодцы, вы отлично справились. Вопрос: как связаны эти герои в романе? Ответ: все они участники партизанского движения. Хорошо, ребята. И наш следующий этап – создание «шпаргалки»: «Партизанская война в романе Л.Н.Толстого». Учитель: Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам». Толстой же к этому добавил: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей». Толстой славит «дубину народной войны», прославляет народ, поднявший ее на врага. Важную роль в войне 1812 г. сыграло партизанское движение. Сейчас мы с вами проследим и определим этапы развития партизанского движения в романе и охарактеризуем их. Учитель: определите главную причину партизанской войны. Учащиеся: «Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека и всего русского народа, породило партизанскую войну…» Дополнительные вопросы для обсуждения. Учитель: Когда впервые Толстой изобразил массовый патриотизм русского народа? (Ответ: под Смоленском) Ответ: Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события. Толстой показывает проявление «скрытой теплоты патриотизма» русских людей. Купец Ферапонтов, который жалел сначала трех рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! Решилась Рассея!.. Сам запалю. Решилась...». Наряду с Ферапонтовым автор рисует единодушие двух солдат, поджигавших дом купца, людей из толпы, с изумленно - радостными лицами смотревшими на пожар. Толстой напишет, что партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск. Вывод: этап 1. Войска оставляют Смоленск. Жители поджигают дома и уходят. Учитель: Спасибо. Почему жители покидали Москву? Ответ: «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Учитель: В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России? Ответ: Раньше во всех войнах победа одного войска над другим автоматически влекла за собой порабощение народа побежденного войска. В России же «французами одержана победа под Москвой, Москва взята, но Россия не перестала существовать, а перестала существовать 600-тысячная армия, потом наполеоновская Франция». Этот факт доказывает, «что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом». Вывод: этап 2. Оставление Москвы. Пожар в Москве. Учитель к классу: Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница? Ответ: Враждебность населения армии завоевателей, нежелание подчиниться ей решают, по мысли Толстого, участь войны. Толстой пишет: «...дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Ответ учащихся: В этих словах – гордость Толстого и преклонение его перед народной силой, которую он любил именно как силу стихийную. Вопрос: Как относится Толстой к такому способу ведения войны? Ответ: «И благо тому народу, который … в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Он воспевает «дубину народной войны», считает партизанскую войну выражением справедливой народной ненависти к врагу. Учитель: Продолжим. Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан? Ответ: «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались из иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево», - пишет автор. Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между французами» и считавших, «что теперь уже все было возможно». Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона». Учитель: О каких партизанских отрядах рассказывает писатель? «Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова. Вывод: этап 3. Появление партизанских отрядов. Учитель выводит слайд. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какое священное чувство росло у русского народа? (слайд 6) Ответ: рост патриотизма. Упражнения на глаза и шею. Индивидуальные сообщения. Учитель: сейчас мы поговорим о героях, которых вы определили во время мозгового штурма. Итак, сообщение №1 «Крестьянин-партизан Тихон Щербатый». Ученик: моя задача состояла в том, чтобы проследить, как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ? И какие черты русского народа показаны в нем? - В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью. Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда. Учитель: спасибо. Сообщение № 2. О Платоне Каратаеве. Ученик: мой герой – Платон Каратев. - В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого». Учитель. Спасибо. И сообщение №3. Петя Ростов в партизанском отряде. Ученик: Мое сообщение о Пете Ростове. Петя Ростов – это образ, который воплощает в себе самые лучшие и благородные черты дворянской молодежи того времени. Юноша отдает свою жизнь в бою, защищая Родину. Его мечтой всегда было желание стать офицером, оказаться в партизанском отряде, и эта мечта исполнилась. Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых. Учитель: Спасибо. Давайте сделаем вывод. Сопоставьте эти образы. Ответ: В этих, подчас столь разных, образах Толстой создаёт ёмкий образ народа – некое единство духа. Каждый из этих героев вносит свою лепту в общее святое дело, причём не только практическую – участие в борьбе, но и более значимую - нравственную красоту, добро и теплоту души. Щербатый – народный мститель. Он и есть «дубина народной войны» Каратаев - олицетворение «духа простоты, доброты и правды» является в романе солдат Платон Каратаев. Платон – воплощение доброты русского народа. Петя Ростов – предупреждение молодежи, что война не несет никакой романтики, но и он отдает свою жизнь за Отчизну. Ребята, вы очень хорошо поработали. Нам пора подводить итоги урока. Подумайте и подберите слова, которые характеризуют наш урок сегодня. Напишите их на листах. Ответы: НАРОД, ВОЙНА, ИСТОРИЯ, ГЕРОИЗМ, РОМАН Сделаем вывод: Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея. Вопрос: Что воплощает народ в романе? Что пробуждает война в народе? Кем является народ для истории? Определите толстовские мерки мира. (слайд 7) Народ – воплощение нравственных идеалов. Война – проверка глубины патриотизма и силы духа. Движущая сила истории – народ. Только личность, близкая к народу, может влиять на события. Человек, Народ, История – толстовские мерки мира. Учитель: в чем же главная мысль романа? Ответ: Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа. А это и есть «мысль народная». Ребята, удалось ли нам достигнуть поставленных целей? (слайд 8) Учитель: итак, «народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в: Ответ: 1. В утверждении, что народ – ведущая сила истории; 2. В утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств. Учитель: оба этих плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни. Занесем это в тетради. Дополните высказывание: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… (слайд 9) |