СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе "Мысль народная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" (по ФГОС) 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе по произведению Л.Н.Толстого "Война и мир" (по ФГОС) в 10 классе с применением ИКТ и разных форм работы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе "Мысль народная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" (по ФГОС) 10 класс»

Конспект по литературе Попковой И.В.

Дата: 16.02. 2021 г. Класс: 10 Урок № 63

Тема: Л. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Партизанская война в романе. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Петя Ростов в партизанском отряде.


Цели:

  1. Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года.

  2. Показать роль народа и личности в истории

  3. Понять и показать характер русского народа, характер, особенно проявившийся в острый исторический момент.

Ответ учеников: Нельзя забывать о партизанском движении. Это важный этап в войне 1812 г.

  1. Партизанское движение в романе. Платон Каратаев, Тихон Щербатый, Петя Ростов.


Планируемые результаты:

Личностные результаты 

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.


Метапредметные результаты 

Регулятивные

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Познавательные

  • Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух

  • Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема)

  • Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

  • Осуществлять анализ и синтез

  • Устанавливать причинно-следственные связи


Коммуникативные

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

  • Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы

  • Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

  • Оформлять свои мысли в форме с учётом речевой ситуации; 

  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения

  • Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

  • Задавать вопросы


Предметные результаты 

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX в.

  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап



  1. Актуализация знаний.





















































Тема урока.







  1. Постановка целей и задач урока.


Организационный этап.

Приветствие. Наличие тетрадей, принадлежностей

Актуализация знаний. Целеполагание.

Постановка сценки (диалога) из стихотворения    М.Ю.Лермонтова «Бородино».


1-ый ученик:
– Скажи – ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!


2-ой ученик:
– Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!


Отрывок из к\ф «Война и мир» (битва)


Вопросы: кто автор этих строк? Чему посвящены эти строки? (Лермонтов, Бородинское сражение)

Что за отрывок вы посмотрели? Кто автор этого фильма? (Война и мир, Сергея Бондарчука 1967 года, о Бородинском сражении 1812 г.)

Кто главный герой строк Лермонтова и Бородинского сражения? (русский народ)


Давайте вспомним ход событий 1812 года.

  1. Переход армии Наполеона через р. Неман

  2. Отступление русской армии в глубь страны

  3. Сдача Смоленска

  4. Назначение Кутузова главнокомандующим

  5. Бородинское сражение (крупнейшее сражение войны 1812 г.)

  6. Совет в Филях (решение оставить Москву)

  7. Оставление Москвы. Пожар в Москве.

  8. Тарутинское сражение (перелом в ходе войны 1812 г.)

  9. Партизанская война

  10. Победоносное завершение войны.


Итак, о каких событиях мы будем говорить? Как это связано с произведением, которое мы изучаем? (Ответ: о событиях 1812 года и об их развитии в романе)

Кто основные действующие лица? Как они связаны? (Ответ: Действующие лица в романе и исторические личности, и семьи Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных. И самое главное – народ, который встал на защиту Отечества. Развитие событий в романе связано движением самой истории, все действующие лица участвуют в историческом процессе, их судьбы связаны. Но самым главным остается народ и его значение для истории).


Момент истины: какой мыслью связан весь это огромный материал, который сам Толстой вложил в роман?

(Ответ: этот огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как «мысль народную».

Итак, определите тему урока.

Тема урока: «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (слайд 1)


Давайте сформулируем цели урока: (отвечают дети)

  1. Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года.

  2. Показать роль народа и личности в истории

  3. Понять и показать характер русского народа, характер, особенно проявившийся в острый исторический момент.

Ответ учеников: Нельзя забывать о партизанском движении. Это важный этап в войне 1812 г.

  1. Партизанское движение в романе.

Назовите основных народных героев, образы которых создал Толстой. Дополните цель 4.

Ответы учеников: Партизанское движение в романе. Платон Каратаев, Тихон Щербатый, Петя Ростов.

(слайд 2)


Эпиграфом к нашему уроку будут слова Л.Н.Толстого:

Эпиграф.

«Дубина народной войны поднялась

со всей своей грозной и величественной силой…»

Л. Н. Толстой.

(Слайд 3,4)

Запишем в тетрадь число, тему и эпиграф к уроку.




Приветствуют учителя. (1 мин)













1 мин





2 мин.

Ответы учащихся

2 мин.





(сообщение)

1 мин.











Определение темы урока, постановка целей

3 мин















3 мин.













Записывают тему урока, эпиграф, формулируют цель и задачи урока. (этапы 15 мин)

4.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мозговой штурм.

Вопрос учащимся: Сколько в толстовской эпопее действующих лиц? (Ответ: около 600).

Учитель: И каждый персонаж, благодаря мастерству писателя создавать человеческие характеристики, поистине неповторим.

Предлагаю каждой группе, а их у нас 3, по цитатам определить, кто есть кто. Вот вам лист А4, клей и маркер.

Сейчас каждая группа получит свои карточки. На выполнение у вас 3-4 минуты.

Задание. «Кто есть кто?»

Карточка №1

Тихон Щербатый.

"...Он был мужик из Покровского под Гжатью..." (в Смоленской области)

"...Это наш пластун. Я его посылал языка взять..."
(зачислен в отряд казаков-разведчиков)

"...улыбку, открывшую недостаток зуба»


"...Что ему, черту, делается, меренина* здоровенный, – говорили про него..." (*меренина, или мерин - крепкий рослый молодой человек обычно с грубыми манерами поведения)


"...большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом..."

«…был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов..."

"...он, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов..." "...он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину..."

Карточка №2

Платон Каратаев

"...его звали соколик …»

«Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет..."

"...Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу..." "...возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу..."


"...вся фигура (его) в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что‑то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые..."

"...Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек..."

"...Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати..."

"...Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги..."


"...Французы звали ее Азор, солдат‑сказочник звал ее Фемгалкой, (…) другие звали ее Серый, иногда Вислый..."

Карточка №3

Петя Ростов

"...погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами..."

"...уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом‑мужчиной..."


"...люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль..."

«А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего‑нибудь поесть… может…"

"Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё..."

"...был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия..."


Каждая группа зачитывает цитаты и определяет героя.

Тихон Щербатый. Платон Каратаев. Петя Ростов.

(слайд 5)

Работа в группах









































































































Работа в группах

5-7 мин

  1. Первичное закрепление .

























































































































































  1. Физминутка.



  1. Творческий этап.

























































































  1. Рефлексия.
















Прием «Шпаргалка». Анализ текста. Создаем образ литературного произведения.

Учитель. Молодцы, вы отлично справились.

Вопрос: как связаны эти герои в романе?

Ответ: все они участники партизанского движения.

Хорошо, ребята. И наш следующий этап – создание «шпаргалки»: «Партизанская война в романе Л.Н.Толстого».

Учитель: Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам». Толстой же к этому добавил: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей». Толстой славит «дубину народной войны», прославляет народ, поднявший ее на врага. Важную роль в войне 1812 г. сыграло партизанское движение.

Сейчас мы с вами проследим и определим этапы развития партизанского движения в романе и охарактеризуем их.

Учитель: определите главную причину партизанской войны.

Учащиеся: «Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека и всего русского народа, породило партизанскую войну…»

Дополнительные вопросы для обсуждения.

Учитель: Когда впервые Толстой изобразил массовый патриотизм русского народа? (Ответ: под Смоленском)

Ответ: Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события. Толстой показывает проявление «скрытой теплоты патриотизма» русских людей. Купец Ферапонтов, который жалел сначала трех рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!  Решилась Рассея!.. Сам запалю. Решилась...». Наряду с Ферапонтовым автор рисует единодушие двух солдат, поджигавших дом купца, людей из толпы, с изумленно - радостными лицами смотревшими на пожар. Толстой напишет, что партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

Вывод: этап 1. Войска оставляют Смоленск. Жители поджигают дома и уходят.

Учитель: Спасибо. Почему жители покидали Москву?

Ответ: «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

Учитель: В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России? 

Ответ: Раньше во всех войнах победа одного войска над другим автоматически влекла за собой порабощение народа побежденного войска.

В России же «французами одержана победа под Москвой, Москва взята, но Россия не перестала существовать, а перестала существовать 600-тысячная армия, потом наполеоновская Франция». Этот факт доказывает, «что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом».

Вывод: этап 2. Оставление Москвы. Пожар в Москве.

Учитель к классу: Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница? 

Ответ: Враждебность населения армии завоевателей, нежелание подчиниться ей решают, по мысли Толстого, участь войны.

Толстой пишет: «...дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Ответ учащихся: В этих словах – гордость Толстого и преклонение его перед народной силой, которую он любил именно как силу стихийную.

Вопрос: Как относится Толстой к такому способу ведения войны? 

Ответ: «И благо тому народу, который … в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Он воспевает «дубину народной войны», считает партизанскую войну выражением справедливой народной ненависти к врагу.

Учитель: Продолжим. Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?

Ответ: «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались из иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево», - пишет автор. Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между французами» и считавших, «что теперь уже все было возможно».

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

Учитель: О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

«Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

Вывод: этап 3. Появление партизанских отрядов.

Учитель выводит слайд.



















Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какое священное чувство росло у русского народа? (слайд 6)

Ответ: рост патриотизма.

Упражнения на глаза и шею.



Индивидуальные сообщения.

Учитель: сейчас мы поговорим о героях, которых вы определили во время мозгового штурма.

Итак, сообщение №1 «Крестьянин-партизан Тихон Щербатый».

Ученик: моя задача состояла в том, чтобы проследить, как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ? И какие черты русского народа показаны в нем?

- В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью. Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.

Учитель: спасибо. Сообщение № 2. О Платоне Каратаеве.

Ученик: мой герой – Платон Каратев.

- В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

Учитель. Спасибо. И сообщение №3. Петя Ростов в партизанском отряде.

Ученик: Мое сообщение о Пете Ростове.

Петя Ростов – это образ, который воплощает в себе самые лучшие и благородные черты дворянской молодежи того времени. Юноша отдает свою жизнь в бою, защищая Родину. Его мечтой всегда было желание стать офицером, оказаться в партизанском отряде, и эта мечта исполнилась.

Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых.

Учитель: Спасибо. Давайте сделаем вывод. Сопоставьте эти образы.

Ответ: В этих, подчас столь разных, образах Толстой создаёт ёмкий образ народа – некое единство духа. Каждый из этих героев вносит свою лепту в общее святое дело, причём не только практическую – участие в борьбе, но и более значимую - нравственную красоту, добро и теплоту души.

Щербатый – народный мститель. Он и есть «дубина народной войны»

Каратаев - олицетворение «духа простоты, доброты и правды» является в романе солдат Платон Каратаев. Платон – воплощение доброты русского народа.

Петя Ростов – предупреждение молодежи, что война не несет никакой романтики, но и он отдает свою жизнь за Отчизну.

Ребята, вы очень хорошо поработали. Нам пора подводить итоги урока. Подумайте и подберите слова, которые характеризуют наш урок сегодня. Напишите их на листах.

Ответы: НАРОД, ВОЙНА, ИСТОРИЯ, ГЕРОИЗМ, РОМАН

Сделаем вывод: Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея.

Вопрос: Что воплощает народ в романе? Что пробуждает война в народе? Кем является народ для истории? Определите толстовские мерки мира.

(слайд 7)

  • Народ – воплощение нравственных идеалов.

  • Война – проверка глубины патриотизма и силы духа.

  • Движущая сила истории – народ.

  • Только личность, близкая к народу, может влиять на события.

  • Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.

Учитель: в чем же главная мысль романа?

Ответ: Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа. А это и есть «мысль народная».

Ребята, удалось ли нам достигнуть поставленных целей? (слайд 8)

Учитель: итак, «народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в:

Ответ:

1. В утверждении, что народ – ведущая сила истории;

2. В утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Учитель: оба этих плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни.

Занесем это в тетради.

Дополните высказывание:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… (слайд 9)

Изучают предложенный материал, создают шпаргалку.

Вносят коррективы в «шпаргалки» при коллективном обсуждении по вопросам учителя



1 мин.

















1 мин

















1 мин



























Книга, цитата, найти

Ответ из класса

3-4 мин







































1 мин.





















1 мин



1 мин



Заслушивают сообщения учащихся класса с нарисованным портретом





1 мин













1 мин

















1 мин











Вывод 2 мин







Ответ из класса

2 мин











Ответы из класса





1 мин





Ответ из класса 1-2 мин







Запись в тетрадь













2 мин

  1. Дз, оценивание

  1. Написание эссе.

  • «Патриотизм состоит не в пышных возгласах...» В. Г. Белинский (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

  • «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

  • «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

  1. В учебнике на стр. 157 выбрать тему проекта и составить план (слайд 10)

1 мин

  1. Резервное задание

Просмотр ролика (задание на опережение)

Песня пленных французов Vive Henri IV "Война и мир (что за песня? Почему французы ее поют? Кто этот герой? Как относятся к нему русские?)

2 мин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!