СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе "Особенности сказовой манеры повествования в произведении Н.С. Лескова "Левша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по литературе с использованием раздаточного материала (рабочие листы)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе "Особенности сказовой манеры повествования в произведении Н.С. Лескова "Левша"»

Конспект открытого урока по литературе.

Фомина Виктория Владимировна.

Класс: 6а.

Тема: Особенности сказовой манеры повествования в произведении Н.С. Лескова «Левша».

Тип урока – урок объяснения нового материала; формирования знаний, умений и навыков.

Цели урока:

1. Выяснить особенности сказа как жанра литературы. Показать мастерство Н.С. Лескова в изображении своеобразия русского национального характера.

2. Сравнить героев повести. Дать характеристику каждому из них.

Образовательный результат: понимание концепции автора в изображении русского народа; умение давать характеристику литературному герою.

3. Развивать умение выделять главное в тексте: портрет, речевую характеристику, детали, предметы быта.

Метапредметный результат: научиться выделять главную информацию, понимать проблемы, а также грамотно выстраивать устные ответы.

4. Воспитывать чувства гражданственности, уважения и бережного отношения к русской истории и культуре.

Личностый результат: воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающим.

Оборудование: учебное пособие, презентация, раздаточный материал (рабочие листы)

Ход урока:

I. Оргмомент (1 мин.)

II. Мотивация и актуализация знаний. Вступительное слово учителя (5 мин.)

III. Чтение и анализ текста (30 мин.)

IV. Подведение итогов. Рефлексия (6 мин.)

V. Домашнее задание (3 мин.)

I. Оргмомент.

Приветствие класса, проверка готовности к уроку.

II. Мотивация и актуализация знаний. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.

Язык, которым написаны многие страницы моих работ,

подслушан у мужика, я собирал его много лет по словечкам, в толпе. Я внимательно прислушивался к выговору и произношению русских людей...Они все говорят у меня по-своему, а не по-литературному.

Н.С. Лесков

Работа с эпиграфом:

- Ребята, откройте тетради. Запишите число, классная работа, оставьте строчку для темы урока. Сегодняшний урок я хочу начать со слов Н.С. Лескова о его творчестве, прочитайте эпиграф.

- Но в нашем эпиграфе нет некоторых слов, как вы думаете, какие слова могут быть пропущены здесь?

- Как вы понимаете слова Лескова?

- Что значит «они все говорят по-своему, а не по-литературному»?

- Как вы считаете, для чего Лесков приближает язык произведения к народному?

- Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?

- Об особой роли языка мы и будем сегодня говорить.

- Ребята, тема сегодняшнего урока Особенности сказовой манеры повествования в произведении Н.С. Лескова «Левша».

- Исходя из темы, определите цели нашего урока. Запишите в рабочие листы.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с писателем Н.С. Лесковым. Давайте вспомним факты из его биографии.

- В какой семье и где родился писатель?

- Какое образование получил?

- Как начинает литературную деятельность?

- Каково отношение к русскому народу?

- Молодцы! А теперь давайте перейдем к анализу произведения и выясним, чем обусловлен выбор такого языка повествования.

III. Чтение и анализ текста

- Жанр сказа вам уже встречался. Вспомните, какой сказ вы изучали в пятом классе. Кто его автор? (П.П. Бажов "Медной горы Хозяйка").

- Сегодня мы продолжим знакомство с этим жанром и узнаем, каковы особенности сказа.

- Важно не путать понятие сказа и сказки, давайте вспомним, что такое сказка? Какие сказки мы знаем?

- А что же такое сказ? Давайте прочитаем определение (стр. 269 учебника). Посмотрите на слайд.

(Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером, складом речи.

Сказка - жанр эпоса, занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки – присутствие чуда, фантастики, вымысла

Исследовательская работа:

- Давайте заполним сравнительную таблицу в ваших рабочих листах и выведем особенности сказа.


СКАЗ

СКАЗКА

особенности

опирается на народные предания и легенды.

занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.

событие

реальное

вымышленное

герои

Исторические, реальные и вымышленные

Вымышленные, фантастические существа

место действия

Реальные города, страны (Англия, Россия, Тула)

Вымышленные (в некотором царстве, в некотором государстве)

Особенности языка

Живой разговорный язык с использованием просторечий («Народный»).

Литературный язык, разговорный («народный»)


- Что же такое сказ, исходя из опорных слов?

- Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность. Когда вы читали, то наверняка обратили внимание на новые, необычные слова сказа. Назовите их, приведите примеры.

 Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;

 Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;

 Дансе – танец;

 Мелкоскоп – микроскоп;

 Тугамент – документ;

 Грандеву – встреча, свидание.

- Приведите примеры слов из ваших рабочих листов.

- Давайте посмотрим, в чем особенности сказа Лескова, найдем приметы этого жанра в тексте 1 главы. (Это и просторечные, разговорные обороты ("через свою ласковость", "дерябнул хороший стакан"); каламбуры ("на свою сторону преклонять хотели" - "Платов... этого склонения не любил"); повторы ("проездиться" - "объездил"); наконец, необычное употребление слов ("междоусобные разговоры" вместо "междоусобные войны"), а также словообразование ("чужестранность")

Буреметры морские  – барометры морские
Преламут – перламутр
Верояции –  вариации
Мелкоскоп –  микроскоп
Египетская  керамида –  египетская пирамида
Нимфозории –  инфузории
Валдахин –  балдахин
Пистоля — пистолет

– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов? (Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик, являясь простым, малограмотным человеком,
искажает  их названия  согласно  своему  представлению  о них. Лесков  вкладывает в них  юмористический  смысл  в духе  народного понимания)

- В первом издании сказ имел предисловие: “Я записал эту легенду по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца…” Но прошло время, и автор убрал предисловие из дальнейших изданий.

- Как вы думаете, зачем Лесков ссылается на рассказ старого оружейника?

(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).

- Жанровой особенность сказа является и особый рассказчик. Кем, по-вашему, мог быть повествователь? Каким вы видите сказителя? Нарисуйте его словесный портрет.

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи – Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина)

- Давайте с вами вспомним, с чего начинается «Левша»?

– Как проявляет себя Александр I во время поездки? Каким он нам показан?

- Кто был в поездке вместе с Александром Павловичем?

- Как себя вел Платов?

- Чем смогли англичане удивить царя? Что ему подарили?

- Как на это отреагировал Платов?

- Кому досталась блоха после смерти Александра I?

- Как отреагировал Николай Павлович на эту блоху? Сразу ли они поняли, что это за диво? Кто им разъяснил?

- Что сказал казак о такой работе иностранных мастеров? Где, по его мнению, есть мастера ничуть не хуже?

- Куда отправили Платова?

- Как Николай Павлович относится к русским умельцам? Верит ли в их мастерство?

- А теперь давайте составим характеристику героям по плану и сопоставим ее: 1й вариант – Платову, 2 – Александру Павловичу, 3- Николаю I. Запишите в рабочие листы.

Характеристика учащимися героев произведения.

Александр Павлович. “Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми”. “Мы, русские со своим значением никуда не годимся”, “Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может”, “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”, “Пожалуйста, не порть мне политики”, “Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут”, “Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве”.

- Николай I. “Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил”, “Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают”, “Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал”, “Я знаю, что мои меня не могут обманывать”, “Тут что-нибудь сверх понятия сделаю”

- Платов Матвей Иванович – граф, атаман донских казаков, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, сопровождавший императора Александра I во время поездки в Лондон. По определения Лескова “мужественный старик”. “Хитро по-донски заговаривал”, “пальцы у него были куцапые”, “начал ругаться словами на казацкий манер”, “ вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный”, “говорил: “Вот вам тугомент, царедворцы его терпеть не могли за храбрость”, “Платов, чувствуя, что зрн нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: “Прости меня братец, что я тебя за волосья отодрал”.

- Итак, что мы можем сказать о героях?

- Как характеризует двух царей их отношение к русским мастерам? Кто из них больше ориентирован на русскую культуру?

- Для чего, по-вашему, автор так противопоставляет образы государей? Кто больше обращает внимание на народ?

Физминутка.

- Итак, Платов отправляется к тульским мастерам. Как раскрываются характеры народных умельцев в разговоре с Платовым? Почему умельцы взялись за выполнение столь трудной работы? 

- Сколько было взявшихся за дело мастеров? Как они приступили к делу? Кому помолились?

- Где работают мастера? Кого особо выделяет автор? Как они ведут себя во время работы?

- Главный герой произведения – Левша появляется только в шестой главе. Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

Дайте ему характеристику. Как он выглядит? Какой работой занимался? Назовите черты его характера.

- Левша – главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он – лучший мастер, косой, да ещё левша Его глаза настолько пристрелявши, что никакой “мелкоскоп ему не нужен”. Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся”. Черты характера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество.

- Мы можем сказать, что истинным патриотом в произведении является главный герой.

- А что значит патриотизм? Патриотизм – это любовь к родине, к родной культуре, истории.

- Что вкладывает Левша в понятия «отечество, родина»? (Прежде всего для него – это дом и семья: «…у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма)

- Именно левша окажется у государя. Каким образом?

- Как ведет себя Платов по отношению к тульским мастерам? Как характеризует героя такое поведение?

- Почему мастера отказываются выдавать Платову секрет блохи? Какие особенности характера русских мастеров отмечены в эпизоде разговора с казаком об изменённом изделии? 

- Кого казак везет к царю? Почему матера испугались за левшу? О чем они переживали?

- Поверил ли Николай Павлович, что что мастера ничего не смогли сделать? Почему?

- Почему спокоен император Николай, чем он отличается от своего предшественника Александра? Можно ли сказать, что он иначе смотрит на простого человека? А насколько царь внимателен к мастеру?

- Что было не так с блохой? Как на это отреагировали герои?

- Как реагирует Левша на бьющего его Платова?

- Велели левшу привести к царю. Испугался ли этого герой? Почему ему не было стыдно за свой наряд?

- Как разговаривал левша с царем?

- Оскорбило ли это государя? Почему?

- В чем же был секрет блохи?

- Почему на подковах не было имени Левши?

- Как работали мастера? Был ли у них микроскоп?

- Почему Лесков обращает на отсутствие техники и образования у умельцев, несмотря на их мастерство? Что этим хотел сказать автор?

- Давайте запишем в тетради. Главный герой повести – умелец Левша. Он необыкновенно талантлив, но в работе действует без знаний, по интуиции. Лесков сожалеет о том, что хотя народ одарен невероятными способностями, но не образован, унижен из-за невнимания со стороны государства.

Работа с иллюстрацией Кукрыниксов на стр. 251:

1. Определите, в какой момент изображен герой.
2. На что художник обращает внимание во внешнем облике левши?
3. Как вы думаете, что хотел передать художник?

- Прокомментируйте слова Н. С. Лескова: «...там, где написано “левша”, надо читать “русский народ”!»

- Чем завершается аудиенция? Куда отправляют Левшу? Спрашивают ли его желания?

- Обратите внимание на слайд. В Туле открыли памятник Левше.

Легендарный мастер в рабочей одежде тульского оружейника отлит в бронзе в полный рост, с подвязанными тесьмой волосами и открытым лбом, в его руке - кузнечный молоток. Прототипом литературного Левши был оружейник Алексей Сурнин. Уникальна история жизни этого талантливого русского самоучки, биография которого дала писателю Николаю Лескову материал для знаменитого "Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе". Отправленный в молодости в Англию учиться механике, Алексей Сурнин именным указом Екатерины II был назначен главным механиком императорского Тульского оружейного завода и многое сделал для совершенствования заводского производства.

IV. Подведение итогов. Рефлексия

- Итак, что же было с Левшой за границей мы узнаем на следующем уроке, а пока давайте подведем итоги.

- Каковы особенности сказа как жанра литературы?

- Для чего Н.С. Лесков использует в произведении народную речь?

- Как изображает Лесков народных умельцев?

- Что нового вы узнали на уроке?

V. Домашнее задание

- подготовить пересказ 16 главы (эпизод отъезда Левши из Англии) – это не выше 4;

На 5: включить в пересказ цитаты, устойчивые выражения, слова из текста, которые употребляют герои (Левша, либо англичане)



Рабочий лист

Язык, которым написаны многие страницы моих работ,

Подслушан у _____, я собирал его много лет по словечкам, в толпе. Я внимательно прислушивался к выговору и произношению _____...Они все говорят у меня_______, а не по-литературному.

Н.С. Лесков.

Цель:

Словарь:

Буреметры морские – барометры морские
Верояции – вариации
Мелкоскоп –  микроскоп
Египетская  керамида –  египетская пирамида
Пистоля — пистолет

Характеристика героя (1в- Платов, 2в- Александр Павлович, 3в-Николай I):

Кем является в произведении -

Характер –

Отношение героя к российским и зарубежным достижениям науки и культуры -

Реакция на подаренную англичанами блоху –

Отношение к русским умельцам -



Отличие сказа от сказки.


СКАЗ

СКАЗКА

особенности





событие



герои





место действия





Особенности языка





- Что нового я узнал на уроке?

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!