Конспект открытого урока по литературе.
Фомина Виктория Владимировна.
Класс: 6а.
Тема: Особенности сказовой манеры повествования в произведении Н.С. Лескова «Левша».
Тип урока – урок объяснения нового материала; формирования знаний, умений и навыков.
Цели урока:
1. Выяснить особенности сказа как жанра литературы. Показать мастерство Н.С. Лескова в изображении своеобразия русского национального характера.
2. Сравнить героев повести. Дать характеристику каждому из них.
Образовательный результат: понимание концепции автора в изображении русского народа; умение давать характеристику литературному герою.
3. Развивать умение выделять главное в тексте: портрет, речевую характеристику, детали, предметы быта.
Метапредметный результат: научиться выделять главную информацию, понимать проблемы, а также грамотно выстраивать устные ответы.
4. Воспитывать чувства гражданственности, уважения и бережного отношения к русской истории и культуре.
Личностый результат: воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающим.
Оборудование: учебное пособие, презентация, раздаточный материал (рабочие листы)
Ход урока:
I. Оргмомент (1 мин.)
II. Мотивация и актуализация знаний. Вступительное слово учителя (5 мин.)
III. Чтение и анализ текста (30 мин.)
IV. Подведение итогов. Рефлексия (6 мин.)
V. Домашнее задание (3 мин.)
I. Оргмомент.
Приветствие класса, проверка готовности к уроку.
II. Мотивация и актуализация знаний. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.
Язык, которым написаны многие страницы моих работ,
подслушан у мужика, я собирал его много лет по словечкам, в толпе. Я внимательно прислушивался к выговору и произношению русских людей...Они все говорят у меня по-своему, а не по-литературному.
Н.С. Лесков
Работа с эпиграфом:
- Ребята, откройте тетради. Запишите число, классная работа, оставьте строчку для темы урока. Сегодняшний урок я хочу начать со слов Н.С. Лескова о его творчестве, прочитайте эпиграф.
- Но в нашем эпиграфе нет некоторых слов, как вы думаете, какие слова могут быть пропущены здесь?
- Как вы понимаете слова Лескова?
- Что значит «они все говорят по-своему, а не по-литературному»?
- Как вы считаете, для чего Лесков приближает язык произведения к народному?
- Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?
- Об особой роли языка мы и будем сегодня говорить.
- Ребята, тема сегодняшнего урока Особенности сказовой манеры повествования в произведении Н.С. Лескова «Левша».
- Исходя из темы, определите цели нашего урока. Запишите в рабочие листы.
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с писателем Н.С. Лесковым. Давайте вспомним факты из его биографии.
- В какой семье и где родился писатель?
- Какое образование получил?
- Как начинает литературную деятельность?
- Каково отношение к русскому народу?
- Молодцы! А теперь давайте перейдем к анализу произведения и выясним, чем обусловлен выбор такого языка повествования.
III. Чтение и анализ текста
- Жанр сказа вам уже встречался. Вспомните, какой сказ вы изучали в пятом классе. Кто его автор? (П.П. Бажов "Медной горы Хозяйка").
- Сегодня мы продолжим знакомство с этим жанром и узнаем, каковы особенности сказа.
- Важно не путать понятие сказа и сказки, давайте вспомним, что такое сказка? Какие сказки мы знаем?
- А что же такое сказ? Давайте прочитаем определение (стр. 269 учебника). Посмотрите на слайд.
(Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером, складом речи.
Сказка - жанр эпоса, занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки – присутствие чуда, фантастики, вымысла
Исследовательская работа:
- Давайте заполним сравнительную таблицу в ваших рабочих листах и выведем особенности сказа.
| СКАЗ | СКАЗКА |
особенности | опирается на народные предания и легенды. | занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. |
событие | реальное | вымышленное |
герои | Исторические, реальные и вымышленные | Вымышленные, фантастические существа |
место действия | Реальные города, страны (Англия, Россия, Тула) | Вымышленные (в некотором царстве, в некотором государстве) |
Особенности языка | Живой разговорный язык с использованием просторечий («Народный»). | Литературный язык, разговорный («народный») |
- Что же такое сказ, исходя из опорных слов?
- Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность. Когда вы читали, то наверняка обратили внимание на новые, необычные слова сказа. Назовите их, приведите примеры.
Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Дансе – танец;
Мелкоскоп – микроскоп;
Тугамент – документ;
Грандеву – встреча, свидание.
- Приведите примеры слов из ваших рабочих листов.
- Давайте посмотрим, в чем особенности сказа Лескова, найдем приметы этого жанра в тексте 1 главы. (Это и просторечные, разговорные обороты ("через свою ласковость", "дерябнул хороший стакан"); каламбуры ("на свою сторону преклонять хотели" - "Платов... этого склонения не любил"); повторы ("проездиться" - "объездил"); наконец, необычное употребление слов ("междоусобные разговоры" вместо "междоусобные войны"), а также словообразование ("чужестранность")
Буреметры морские – барометры морские
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоскоп – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Пистоля — пистолет
– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов? (Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик, являясь простым, малограмотным человеком,
искажает их названия согласно своему представлению о них. Лесков вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания)
- В первом издании сказ имел предисловие: “Я записал эту легенду по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца…” Но прошло время, и автор убрал предисловие из дальнейших изданий.
- Как вы думаете, зачем Лесков ссылается на рассказ старого оружейника?
(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).
- Жанровой особенность сказа является и особый рассказчик. Кем, по-вашему, мог быть повествователь? Каким вы видите сказителя? Нарисуйте его словесный портрет.
(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи – Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина)
- Давайте с вами вспомним, с чего начинается «Левша»?
– Как проявляет себя Александр I во время поездки? Каким он нам показан?
- Кто был в поездке вместе с Александром Павловичем?
- Как себя вел Платов?
- Чем смогли англичане удивить царя? Что ему подарили?
- Как на это отреагировал Платов?
- Кому досталась блоха после смерти Александра I?
- Как отреагировал Николай Павлович на эту блоху? Сразу ли они поняли, что это за диво? Кто им разъяснил?
- Что сказал казак о такой работе иностранных мастеров? Где, по его мнению, есть мастера ничуть не хуже?
- Куда отправили Платова?
- Как Николай Павлович относится к русским умельцам? Верит ли в их мастерство?
- А теперь давайте составим характеристику героям по плану и сопоставим ее: 1й вариант – Платову, 2 – Александру Павловичу, 3- Николаю I. Запишите в рабочие листы.
Характеристика учащимися героев произведения.
- Александр Павлович. “Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми”. “Мы, русские со своим значением никуда не годимся”, “Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может”, “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”, “Пожалуйста, не порть мне политики”, “Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут”, “Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве”.
- Николай I. “Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил”, “Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают”, “Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал”, “Я знаю, что мои меня не могут обманывать”, “Тут что-нибудь сверх понятия сделаю”
- Платов Матвей Иванович – граф, атаман донских казаков, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, сопровождавший императора Александра I во время поездки в Лондон. По определения Лескова “мужественный старик”. “Хитро по-донски заговаривал”, “пальцы у него были куцапые”, “начал ругаться словами на казацкий манер”, “ вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный”, “говорил: “Вот вам тугомент, царедворцы его терпеть не могли за храбрость”, “Платов, чувствуя, что зрн нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: “Прости меня братец, что я тебя за волосья отодрал”.
- Итак, что мы можем сказать о героях?
- Как характеризует двух царей их отношение к русским мастерам? Кто из них больше ориентирован на русскую культуру?
- Для чего, по-вашему, автор так противопоставляет образы государей? Кто больше обращает внимание на народ?
Физминутка.
- Итак, Платов отправляется к тульским мастерам. Как раскрываются характеры народных умельцев в разговоре с Платовым? Почему умельцы взялись за выполнение столь трудной работы?
- Сколько было взявшихся за дело мастеров? Как они приступили к делу? Кому помолились?
- Где работают мастера? Кого особо выделяет автор? Как они ведут себя во время работы?
- Главный герой произведения – Левша появляется только в шестой главе. Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?
Дайте ему характеристику. Как он выглядит? Какой работой занимался? Назовите черты его характера.
- Левша – главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он – лучший мастер, косой, да ещё левша Его глаза настолько пристрелявши, что никакой “мелкоскоп ему не нужен”. Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся”. Черты характера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество.
- Мы можем сказать, что истинным патриотом в произведении является главный герой.
- А что значит патриотизм? Патриотизм – это любовь к родине, к родной культуре, истории.
- Что вкладывает Левша в понятия «отечество, родина»? (Прежде всего для него – это дом и семья: «…у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма)
- Именно левша окажется у государя. Каким образом?
- Как ведет себя Платов по отношению к тульским мастерам? Как характеризует героя такое поведение?
- Почему мастера отказываются выдавать Платову секрет блохи? Какие особенности характера русских мастеров отмечены в эпизоде разговора с казаком об изменённом изделии?
- Кого казак везет к царю? Почему матера испугались за левшу? О чем они переживали?
- Поверил ли Николай Павлович, что что мастера ничего не смогли сделать? Почему?
- Почему спокоен император Николай, чем он отличается от своего предшественника Александра? Можно ли сказать, что он иначе смотрит на простого человека? А насколько царь внимателен к мастеру?
- Что было не так с блохой? Как на это отреагировали герои?
- Как реагирует Левша на бьющего его Платова?
- Велели левшу привести к царю. Испугался ли этого герой? Почему ему не было стыдно за свой наряд?
- Как разговаривал левша с царем?
- Оскорбило ли это государя? Почему?
- В чем же был секрет блохи?
- Почему на подковах не было имени Левши?
- Как работали мастера? Был ли у них микроскоп?
- Почему Лесков обращает на отсутствие техники и образования у умельцев, несмотря на их мастерство? Что этим хотел сказать автор?
- Давайте запишем в тетради. Главный герой повести – умелец Левша. Он необыкновенно талантлив, но в работе действует без знаний, по интуиции. Лесков сожалеет о том, что хотя народ одарен невероятными способностями, но не образован, унижен из-за невнимания со стороны государства.
Работа с иллюстрацией Кукрыниксов на стр. 251:
1. Определите, в какой момент изображен герой.
2. На что художник обращает внимание во внешнем облике левши?
3. Как вы думаете, что хотел передать художник?
- Прокомментируйте слова Н. С. Лескова: «...там, где написано “левша”, надо читать “русский народ”!»
- Чем завершается аудиенция? Куда отправляют Левшу? Спрашивают ли его желания?
- Обратите внимание на слайд. В Туле открыли памятник Левше.
Легендарный мастер в рабочей одежде тульского оружейника отлит в бронзе в полный рост, с подвязанными тесьмой волосами и открытым лбом, в его руке - кузнечный молоток. Прототипом литературного Левши был оружейник Алексей Сурнин. Уникальна история жизни этого талантливого русского самоучки, биография которого дала писателю Николаю Лескову материал для знаменитого "Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе". Отправленный в молодости в Англию учиться механике, Алексей Сурнин именным указом Екатерины II был назначен главным механиком императорского Тульского оружейного завода и многое сделал для совершенствования заводского производства.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
- Итак, что же было с Левшой за границей мы узнаем на следующем уроке, а пока давайте подведем итоги.
- Каковы особенности сказа как жанра литературы?
- Для чего Н.С. Лесков использует в произведении народную речь?
- Как изображает Лесков народных умельцев?
- Что нового вы узнали на уроке?
V. Домашнее задание
- подготовить пересказ 16 главы (эпизод отъезда Левши из Англии) – это не выше 4;
На 5: включить в пересказ цитаты, устойчивые выражения, слова из текста, которые употребляют герои (Левша, либо англичане)
Рабочий лист
Язык, которым написаны многие страницы моих работ,
Подслушан у _____, я собирал его много лет по словечкам, в толпе. Я внимательно прислушивался к выговору и произношению _____...Они все говорят у меня_______, а не по-литературному.
Н.С. Лесков.
Цель:
Словарь:
Буреметры морские – барометры морские
Верояции – вариации
Мелкоскоп – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Пистоля — пистолет
Характеристика героя (1в- Платов, 2в- Александр Павлович, 3в-Николай I):
Кем является в произведении -
Характер –
Отношение героя к российским и зарубежным достижениям науки и культуры -
Реакция на подаренную англичанами блоху –
Отношение к русским умельцам -
Отличие сказа от сказки.
| СКАЗ | СКАЗКА |
особенности | | |
событие | | |
герои | | |
место действия | | |
Особенности языка | | |
- Что нового я узнал на уроке?
9