СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению 1 класс Звук[щ]. Буквы Щ, щ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению 1 класс Звук[щ]. Буквы Щ, щ.»

Технологическая карта урока по обучение грамоте (литературному чтению)

УМК Школа России 1 класс

Учитель: Гарш А.А.

Дата : 16.01.2020г.


Тема урока: Звук[щ]. Буквы Щ, щ.

Цель урока: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ`],буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: умения осознанно и правильно строить свои ответы, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать прочитанное, умение работать со звуковыми схемами, умение устанавливать причины следствия связи, объяснять, доказывать.

 - Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание любви и уважения к своей Родине, смыслообразование.

- Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого слово, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.

- Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учиться оценивать свою работу.

Предметные:

Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ`], особенностями его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.

Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ`] и букву его обозначающую, опознавать новый звук и новую букву в словах и текстах, определять место изученной буквы на «ленте букв».



Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей.

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки все сели.

Тихо мальчики все сели.

На меня все посмотрели.

Дети встают возле парты, приветствуют гостей.


Актуализация знаний









Проблемная ситуация



Целеполагание


Дети, а давайте вспомним, что мы знаем.

Назовите буквы, которые вы видите на доске?

На какие группы вы можете их разделить?

А согласные буквы бывают какие?


Назовите согласные звуки, которые всегда твердые?

Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие?

А что это за буква у нас осталась?

Вы ее знаете? Кто догадался, с каким звуком и с какими буквами мы сегодня познакомимся?



Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? Верно.

Ж, ш, ц, й, ч, и, а, щ

Гласные, согласные

Твердые, мягкие, звонкие, глухие

Ж, ш, ц

Й, ч

Мы ее не знаем

[щ’], Щ, щ

Познакомиться с новым звуком и буквами, научиться читать слоги, слова, предложения и тексты с этим звуком. Дать характеристику этому звуку


Ребята, давайте посмотрим фрагмент мультфильма (включаю фрагмент).

Ребята, кто догадался, что это за сказка? Правильно.

Как звали главного героя этой сказки?

Верно, ребята а чему учит эта сказка?

А мы с вами тоже должны быть такими, как Емеля?

Правильно, ребята. Вы молодцы! А какую рыбу поймал Емеля, кто помнит?

Верно. А с какого звука начинается это слово?







По щучьему велению



Емеля

Емеля был ленивый и лежал на печи

Нет, мы должны учиться и не лениться



Щуку

[щ’]


Изучение нового материала.

Выделение звука в процессе слого-звукового анализа

Вы мне сказали, что Емеля поймал щуку.

Давайте составим схему этого слова

Произнесите слово щука.

Сколько слогов в этом слове?

Какой слог ударный?

Произнесите первый слог. Из каких звуков он состоит? обозначим на схеме

Назовите второй слог и охарактеризуйте его. Обозначим на схеме

Какой звук слышится в начале?

Характеристика звука

Какой это звук? Давайте его охарактеризуем.

Произнесите звук [щ’]

Выделение звука в процессе слого-звукового анализа.

А давайте поиграем в игру. Я буду произносить слова. Если вы услышите звук [щ’] , то-хлопаете, если его в этом слове нет, то-сидите тихо. (карась, налим, пескарь, сом, лещ)

Правильно, давайте составим схему слова лещ

Составим схему слова:

Сколько слогов в этом слове? Из чего состоит слог. (лещ) Какой звук слышится на конце?

Характеристика звука

Какой это звук? Давайте его охарактеризуем.

Произнесите звук [щ’]

— Как произносим звук [щ’] в этих словах, твердо или мягко?

Ребятишки, давайте обратим внимание, что в слове «щука» звук [щ’] стоит в начале слова, а в слове «лещ» стоит в конце слова. Он тоже мягкий? Значит, какой вывод мы с вами можем сделать?




(на доску креплю звуковичка)

Какие еще вы знаете буквы которые обозначают всегда мягкий звук? Назовите ещё одну особенность этого звука [щ’]?

(подвожу итог)

Ребята, а на что похожа буква Ща?

На расческу щ похожа.

Три зубца всего. Ну что же!



На письме звук [щ’] обозначается буквой Ща (больш.) и ща (мал.)

А давайте напечатаем эту букву на маркерн. доске (я печатаю на доске и показываю образец распеч букв). Ребята, поработайте в парах, найдите и рассмотрите эту букву в Азбуке на с. 62.





Ребята, гласные хотят познакомиться с буквой ща (на доске креплю гласные буквы и читаем слоги)

Прибежал веселый  А, почитали дети – …(ща)
Прибежал игривый И, прочитали дети – ... (щи)
Прибежал смешливый Е, почитали дети – …(ще)
С забиякой буквой Ё, прочитали дети – …(щё)
А с упрямым гласным У, прочитали дети – …(щу)

Давайте напишем эти слоги печатными буквами на маркерной доске.

Откройте учебник на с.63 и прочитаем слоги еще раз сверху вниз, а теперь снизу вверх ( хором и по очереди)



Да

Произносят хором слово щука

- Два слога, потому что два гласных звука

- Первый ударный. Потому что произносится с большей силой голоса.

- щу. Состоит из слияния согласного Щ и гласного У

Дети составляют схему к слову.



- Воздух при произношении встречает препятствие — звук согласный, произносится без голоса — звук глухой, мягкий.

Произносят хором звук [щ’]









Хлопают после слова лещ



оставляют схему

- Слог один, потому что один гласный звук

- Слог состоит из слияния согласного Л и гласного Э .

- На конце слышится звук [щ’]













Ученики дают полную характеристику звука

- Воздух при произношении встречает препятствие — звук согласный, произносится без голоса — звук глухой, мягкий

Звук [щ’] всегда мягкий

- й,ч



- Он шипящий.







Ответы







Повторяют за учителем

Находят эту букву



Читают слоги ща, щи, ще, щё, щу







Пишут слоги





Читают слоги

Физ.минутка

Рыбки весело плескались В чистой свеженькой воде. То согнутся, разогнутся. То зароются в песке. 8 рыбок здесь у нас Приседаем столько раз. 9 чаек здесь у насСтолько мы подпрыгнем раз.


Первичное закрепление






- Ребятишки, я открою вам секрет, буква ща дружит не со всеми гласными. Вот послушайте сказку.

Жила-была на свете щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Начала водить Щ и позвала себе на помощь Ч, а гласные побежали прятаться. Щ и Ч  хорошо ищут,  во все щели заглянули, шуршат кругом –  нашли уже почти всех. Вот только никак не могут найти две гласные  – Ю и Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, обиженные, усталые, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. 
Проходят мимо соседнего домика и видят, что  Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай пьют с пряниками. Обиделись буквы Щ и Ч –  с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе с ними!

– С какими буквами не дружит буква Ща и Ч?

Значит слог ЩА мы напишем с какой гласной буквой?

А слог ЩУ мы напишем с буквой? А какой еще звук мы пишем с гласной А и У?

Давайте прочитаем правило на с.63 и сравним правильно ли мы определили написание этих слогов.

-А давайте вместе прочитаем слова на с.63 в учебнике ( креплю слова на доску и помогаю детям читать их)

- Ребята, а что такое чаща? Правильно, молодцы

Дети, а про щуку есть скороговорка. Давайте прочитаем ее с.62

Рассмотрите иллюстрацию. Скажите, мог Емеля сказать такие слова щуке?

Почему он ей так говорил?





Слушают сказку и готовятся отвечать на вопросы























С Ю и Я



А

У

Ч

Читают правило

Читают слова



Густой лес



подчёркивают

Да



Он был ленивый

Работа по теме урока

Ребята, а вы знаете стихотворение про щуку?

Давайте прочитаем его с.63

Чтение и анализ стихотворения. (если успеем!!!!)

Рассмотрите рисунок ниже. Что мы видим? Разве щуки питаются щетками? Прочитаем забавное стихотворение Григория Павловича Виеру. О ком стихотворение? Что сделала щука? (проглотила щетку) Почему щетка щекочет ей глотку? (щетинистая, колючая) С кем щука перепутала щетку? (с рыбкой) .






нет







- Щука держит в зубах/ест/проглотила щетку. Рыбки над ней смеются/ удивлены

Сначала хорошо читающий ученик., потом по цепочке

- О щуке

- Проглотила щетку

- Щетка щетинистая колючая




Итог урока. Рефлексия

– Ребятишки, давайте вернемся к началу урока и вспомним, что мы должны были узнать и чему научиться?

С какими буквами мы познакомились?



Какой звук она обозначает?

Хорошо, молодцы!Дайте ему характеристику.


– Какое правило узнали?



- Щука приготовила для вас сюрприз. (На доске море) Ребята, вы сегодня замечательно работали на уроке. Сейчас вы оцените свою работу на уроке и определите все ли на уроке вам было понятно. Если вам было на уроке всё понятно ( мы читали слоги, слова, предложения и тексы ), то прикрепите рыбку сверху, если вы читали только (слоги слова и предложения), то посередине моря, если (только слоги и вам надо ещё поработать над новой темой, то внизу.


Познакомиться с новым звуком и буквами, научиться читать слоги, слова, предложения и тексты с этим звуком. Дать характеристику этому звуку.

Буква щ


Звук [щ’]

- Звук [щ] – согласный, глухой, мягкий



ЩА пиши с буквой А, ЩУ пиши с буквой У.



Нет



Дети крепят рыбок






Самоанализ открытого урока по обучение грамоте (литературному чтению)

УМК Школа России 1 класс

Данный урок по типу является уроком открытие новых знаний.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. Цель урока: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ`],буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: умения осознанно и правильно строить свои ответы, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать прочитанное, умение работать со звуковыми схемами, умение устанавливать причины следствия связи, объяснять, доказывать.

 - Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание любви и уважения к своей Родине, смыслообразование.

- Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого слово, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.

- Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учиться оценивать свою работу.

Предметные:

Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ`], особенностями его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.

Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ`] и букву его обозначающую, опознавать новый звук и новую букву в словах и текстах, определять место изученной буквы на «ленте букв».

Я считаю, что цель урока и задачи достигнута. Тем, что учащиеся легко и безошибочно справлялись с заданиями.

Урок проводился в занимательной форме( стихотворения, дидактическая игра), что способствовало вовлечению всех учащихся класса в процесс обучения. Начало позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность.

На уроке прослеживалась активность учащихся благодаря использованию разнообразных видов деятельности(индивидуальная, фронтальная, парная), все эти виды чередовались, и вызвали у детей интерес, желание выполнять задания.

Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствовало познавательной активности учащихся. Материал излагался доступно. Задания соответствовали программным требованиям.

На протяжении всего урока использовались такие методы обучения(словесные, наглядные), которые помогли привлечь внимание учащихся.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности (на уроке надо было уделить больше времени для изучения и закрепления новой темы); применялись здоровье сберегающие технологии (физкультминутка общего воздействия). При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!