СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению 2 класс. Тема: Э.Н.Успенский "Чебурашка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий к открытому уроку

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению 2 класс. Тема: Э.Н.Успенский "Чебурашка"»

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тымская основная общеобразовательная школа»







Сценарий урока
по литературному чтению
на тему:
Э.Н.Успенский «Чебурашка»







Автор: Домковская Мария Петровна,
учитель начальных классов.



















Тымск, 2020г.


Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Цели: 


1. Формирование познавательной компетентности:

  1. Познакомить и вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

  2. Развивать навыки выразительного беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление, творчество.

  3. Воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.


2. Формирование личностной компетентности:

  • развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание)

  • развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

  • воспитывать любовь к родной литературе

  • воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты


3. Формирование социальной компетентности

– уметь принимать решение, делать выбор с учетом мнения одноклассников.


Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор в произведении; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам.


Оборудование: портрет Э.Н.Успенского, выставка книг, запись ”Песенки Чебурашки”, презентация, физкультминутки, ноутбук, проектор, экран.

Учебник “Литературное чтение”, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2 класс, 2 часть, карточки для работы в парах, для рефлексии, тест.




















ХОД УРОКА:

      1. Мотивация к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Хочется пожелать вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

      1. Введение в урок. Настрой на работу на уроке.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

– Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки.

– Прочитайте сначала глазками (“внутренним голосом”). А теперь читаем вслух:


Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли ,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле .



- А теперь, представьте, что у вас день рождения и вам подарили большой вкусный торт и вам нужно задуть свечи.
Упражнение «Именинный пирог».

Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следите, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух (количество порций выдохов может быть разным).


- Вы все, наверное, любите сладкое. Предлагаю вам представить, что у вас во рту конфета.
Упражнение «Конфетка»
Просим ребенка представить, что у него во рту конфетка (в данном случае роль конфетки выполняет язык). Просим спрятать ее в правой щечке, потом в левой. Чередуем 5 – 6 раз. Следим за тем чтобы язык как можно сильно надавливал на щечку.


      1. Актуализация знаний.

  1. Фронтальный опрос.

– Над каким большим разделом мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков? (И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ)

– Произведения какого автора мы уже прочитали? (Б.В. ЗАХОДЕРА)

– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (ВЕСЁЛЫЕ, ЗАБАВНЫЕ, СМЕШНЫЕ, ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ)
- Что вам особенно запомнилось об этом авторе? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

– Отгадайте загадку:

Он и весел, и не злобен,

Пухлый, милый чудачок.

Вместе с ним хозяин Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

А на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник-

Медвежонок…(ВИННИ-ПУХ)


2.Чтение наизусть.

– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (АЛАН МИЛН)

– Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски?

(Б. ЗАХОДЕР)

– Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением.


Микроитог: Все прочитали ярко, выразительно, весело. Молодцы!


      1. Определение темы. Целеполагание.

  1. Объявление темы урока. Определение границ знания/незнания.

– Ребят, а вам понравилось изучать новый раздел учебника?
- Ваше желание для меня закон.
- Тогда, сегодня мы продолжим его изучать и познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг.

–Послушайте, песенку, и скажите о ком она. (О Чебурашке)

- Вы знаете этого героя?
- А кто его папа? Кто придумал Чебурашку?
- Не знаете ? А хотите узнать?
- Итак, знакомьтесь! Эдуард Николаевич Успенский, папа Чебурашки.

– Сформулируйте тему нашего урока. (Э.Н.Успенский «Чебурашка»)

– Ребят, какие задачи мы поставим для себя на этот урок? (Познакомиться с биографией Э.Н.Успенского, познакомиться с произведением «Чебурашка»)

V.Открытие новых знаний.

1. Знакомство с биографией писателя (физминутка)

– Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске. Его отец был кинологом, поэтому вокруг него всегда было животных. В семье росли также два его брата – Юрий и Игорь. Эдик рос озорным ребёнком, но учился плохо. Но однажды оказавшись в больнице со сломанной ногой, он взялся за ум. Начал хорошо заниматься в школе, очень хорошо ему давалась математика. Сочинять стихи начал ещё в школьные годы, а учась в институте продолжил это дело. Большую известность ему принесли именно детские книги. Его книги переводились и издавались на разных языках, он популярен, как в России, так и за её пределами. В Японии, к слову, существует фан-клуб Чебурашки, японские девочки и мальчики просто помешаны на этом сказочном герое, которого можно увидеть и на ручках, и на тетрадках, и даже на продуктах питания. Успенский участвовал в создании телепередач, таких как «АБВГДейка» и «Спокойной ночи, малыши!» Жизнь писателя оборвалась совсем недавно, 14 августа 2018 года.

2.Выставка книг Э. Н. Успенского

– Посмотрите на выставку его книг, здесь представлены только некоторые из них, самые известные и любимые его произведения.
- Посмотрите, пожалуйста, на наш план. Мы выполнили какой-нибудь пункт?
-Начнём наше путешествие в удивительный мир Э. Успенского и выполним второй пункт нашего плана. Вы готовы, дети?
- Тогда начинаем!


А. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.


Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Сначала, мы как обычно, прочитаем сложные слова, которые нам встретятся в тексте. Про себя читаем по слогам, вслух целыми словами.

ТРО-ПИ-ЧЕС-КОМ – ТРОПИЧЕСКОМ

ГИП-ПО-ПО-ТАМ – ГИППОПОТАМ

ОТ-ПРА-ВИЛ-СЯ – ОТПРАВИЛСЯ

А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ – АПЕЛЬСИНАМИ

ПЕ-РЕ-ДВИ-ГАТЬ-СЯ – ПЕРЕДВИГАТЬСЯ

ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е – ПУТЕШЕСТВИЕ

НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ – НЕИЗВЕСТНЫМ

СОБ-СТВЕН-НО-ГО – СОБСТВЕННОГО


Читайте целыми словами:

– А сейчас будем читать сразу целыми словами.

ФРУКТ – ФРУКТОВЫЙ

ГРУЗ – ПОГРУЗИЛИ

БРАК – БРАКОВАННУЮ

ЗВЕРЬ – ЗВЕРЁК

ГОРОД – ГОРОДСКОЙ


Б. Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.


– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Продолжают чтение хорошо читающие дети.)

-Ребят, а вы когда-нибудь видели Чебурашку вживую? Настоящего Чебурашку ? А по телевизору?
- Вы знаете как Эдуард Успенский придумал этого героя? У меня есть небольшая история, которая нам об этом расскажет.

– Как рассказывает Эдуард Успенский, однажды в Одесском порту, о котором он писал сценарий для кино, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось ввести в повесть какого-нибудь уютного, но незнакомого зверька.

– В конце концов, вспомнив хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик из-под апельсинов. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за её неуклюжих падений. Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей в разных странах мира.


В. Словарная работа


– Какие слова вам непонятны? Выясняется их значение.


Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном, травоядное, млекопитающее.

Тропический лес – лес в которым всегда жарко, и зимой, и летом.

Каюта – помещение на корабле.

Уценённые товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Бракованная игрушка -

Телефонная будка – будка с телефоном автоматом.

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).

Г. Закрепление и обобщение

1. Анализ отрывка

- Как у Чебурашки появилось имя? Найдите этот отрывок в тексте.
- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? Найдите этот отрывок в тексте.

- А теперь, взгляните на иллюстрацию к этому произведению на стр. 143, что мы здесь видим? Найдите этот отрывок в тексте.

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У НЕГО НЕ БЫЛО ДРУЗЕЙ)

– Как вы думаете, как живётся без друзей? (ПЛОХО) Почему?

– Нашёл ли друзей Чебурашка?

– Какие пословицы о дружбе вы знаете?


  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.

  • Друг познаётся в беде.

  • Человек без друзей, что дерево без корней.

  • Человек без друга – что земля без воды. (Собрать части пословиц на доске)


– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А. Итог урока.

– Какое произведение мы читали на уроке?

– Кто его автор?

– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (ТРУДНО ЖИТЬ ОДНОМУ, ХОРОШО, КОГДА РЯДОМ ЕСТЬ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ)

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте её дома.

- Мы выполнили все задачи, которые ставили в начале урока?
- Значит, урок можно считать успешным!


Б .Тест. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

– Сейчас я предлагаю нам пройти небольшой тест, который поможет определить самого внимательного читателя и слушателя. Я раздаю каждому по карточке, вы думаете минутку, а буквы верных ответов вы должны сказать мне, если все ответы будут верными, мы сумеете прочесть получившееся слово.


В.

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя. (Видео слов Кота Леопольда)
Кого? (КОТА ЛЕОПОЛЬДА)
– Только у добрых людей бывает много друзей.


VII. Рефлексия.


- Кто помнит, какой любимый фрукт у Чебурашки? (Апельсин)
- А сейчас, уважаемые ребята, попробуйте оценить свои успехи на уроке. У вас на столах апельсины разного размера.

  • большой– получилось отлично,

  • маленький– получилось не так, как хотелось.

Если у вас получилось всё отлично, то возьмите большой апельсин, а если получилось, не так как хотелось, то возьмите маленький и поместите его в корзинку на доске, тем самым мы угостим Чебурашку.


VIII. Домашнее задание

Обязательная часть:

  1. с.139 -144, читать

Вариативная часть:

2. Нарисовать Чебурашку.

3. Написать синквейн к этому отрывку.


1 строчка – одно существительное. Тема.

2 строчка – два прилагательных. Описание темы.

3 строчка – три глагола. Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчкаодно слово – синоним, обычно существительное.

- Оценки за работу на уроке.

- А закончить наш урок я хочу словами Э. Успенского: «За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров. И, если ребенок завален книгами, у него появляется воображение. А если он завален телевизорами, у него появляются шишки. Ребята, читайте больше и больше»
- Спасибо большое за урок, вы отлично потрудились!




































Список литературы.

  1. Кутявина В.С./ Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: вако, 2012. -384 с. – (В помощь школьному учителю).

  2. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л./ Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1900.-144с.

  3. Уроки чтения во 2 классе: Пособие для учителей нач. шк. / Сост. и отв. ред. В.Г.Горецкий. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 1900. – 160 с.

  4. Гаркунова И.Л., Голенкина К.Т./ Задания по чтению для учащихся малокомплектной школы: 2 кл.: Пособие для учащихся трехлет. нач. шк. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1900. – 142 с.

  5. Интернет-ресурсы.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя