Дата: 22.10.2013
Тема урока: И.З.Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы.
Цели: познакомить учащихся со стихотворением И.Сурикова «Детство»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передовая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Тип урока: комбинированный
Методы:
Наглядные;
Словесные;
Практические;
Частично – поисковые;
Проблемные.
Приёмы:
Общие учебные умения и навыки:
Технология обучения:
Оборудование: маршрутные листы с заданиями; компьютер, проектор, экран для проецирования, презентация к уроку.
Ход урока
Ι. Организационный момент Слайд № 1
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Давайте поприветствуем их!
Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!
Прозвенел звонок весёлый,
Приглашает на урок.
Встали все у парт спокойно,
Начинаем ровно в срок.
Тихо сядем, не нарушим тишину,
И тихонечко, тихонько
Я сейчас урок начну.
— На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!
ΙΙ. Речевая разминка. Слайд № 2
Умные совята
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
И.Котляр
- Прочитайте жужжащим способом.
- Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)
- Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем –сов-?
(Совет.)
- Прочитайте с интонацией удивления (ещё: сердито, радостно, с вопросительной интонацией).
- Сейчас прочитайте выразительно.
ΙΙΙ. Работа по теме урока
Введение в тему урока. Кроссворд Слайд № 3
- Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ на ухо.
Выгляну в оконце Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит. (снег) | 2 Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но всё же Без него мы жить не можем (Воздух) |
3. Не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней) | 4. Гуляет в поле, Да не конь. Летает на воле, Да не птица. (ветер) |
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72.
- Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.
Биография поэта. Слайд № 4
Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему
было только 39 лет.
Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».
Слайд № 5
- Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
- Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение. Откройте свои учебники на странице ( стр.72.) «Детство».
3. Прослушивание стихотворения в записи.
Слайд № 6
— Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.
4. Беседа по содержанию:
— Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
— Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
— Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.
Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться.
ΙV. Словарная работа в парах.
Слайд № 7 - 12
Словарная работа будет проводиться следующим образом:
В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за каждый правильный ответ)
V. Физкультминутка Слайд № 13
1, 2, 3, 4, 5 — будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
VΙ. Работа с текстом.
1. Работа над 1 частью
- Прочитаем 1 часть на стр. 72.
- Какую картину вы себе представили при чтении этой части?
— А где происходило событие?
- От чьего имени ведётся повествование? (от имени мальчика)
- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
(– Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...)
Учитель: - И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
(Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб).
— А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
(“Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”)
- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
— А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством
или с огорчением?
(Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека.)
Учитель: - Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
2. Работа над 2 частью (Сказка)
Читаем дальше.
— А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?
(О сказках.)
- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
- Я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
— А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
( – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.)
– Да, я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает.
Прочитайте в тексте.
(– “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...)
Учитель. - А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?
( – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной. )
- Запишите в ваши маршрутные листики название сказки которую рассказывала бабушка мальчику.
(«Иван-Царевич и Серый Волк») Слайд № 14
Работа над 3 частью (Сон)
Учитель: - прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.
— Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
Учитель. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль.
(Ученики читают последнее четверостишие.)
(– Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.)
Учитель. А как надо эти слова понимать?
(– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.)
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
VΙΙ. Подведение итогов:
Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.
— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
– Поднимите руку, кому захотелось научиться читать это стихотворение выразительно?
Слайд № 15
- Я, объявляю конкурс на лучшего чтеца этого стихотворения. Поэтому на следующем уроке мы с вами выясним кто из нас лучше прочитает выразительно это произведение.
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе.
— Ребята, спасибо за урок!
Домашнее задание: с.72 -75 читать выразительно
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект
урока литературного чтения
в 3 классе по теме:
« «И.З.Суриков «Детство».
Сравнение как средство создания картины природы».
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
Ι квалификационной категории
Герасименко А.И.
2013-2014 учебный год