СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению 3 класс "И.З. Суриков Детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературе в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению 3 класс "И.З. Суриков Детство"»

Дата: 22.10.2013

Тема урока: И.З.Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы.

Цели: познакомить учащихся со стихотворением И.Сурикова «Детство»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передовая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Тип урока: комбинированный

Методы:

  • Наглядные;

  • Словесные;

  • Практические;

  • Частично – поисковые;

  • Проблемные.

Приёмы:

  • Разъяснение;

  • Рассуждение;

  • Сравнение;

  • Олицетворение;

  • Работа с наглядным материалом.

Общие учебные умения и навыки:

  • Умение анализировать;

  • Умение сравнивать;

  • Умение делать выводы;

  • Умение самостоятельно работать с новым материалом.

Технология обучения:

  • Проблемно – поисковый.

  • Деятельно- развивающий подход.

Оборудование: маршрутные листы с заданиями; компьютер, проектор, экран для проецирования, презентация к уроку.

Ход урока


Ι. Организационный момент Слайд № 1

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Давайте поприветствуем их!

Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!
Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

— На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!

ΙΙ. Речевая разминка. Слайд № 2


Умные совята

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

И.Котляр

- Прочитайте жужжащим способом.

- Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)

- Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем –сов-?

(Совет.)

- Прочитайте с интонацией удивления (ещё: сердито, радостно, с вопросительной интонацией).

- Сейчас прочитайте выразительно.


ΙΙΙ. Работа по теме урока

  1. Введение в тему урока. Кроссворд Слайд № 3

- Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ на ухо.


2



























1


Р

3

К

О

4






























  1. Выгляну в оконце
    Лежит белое суконце.
    Всю зиму лежит,
    А весной убежит. (снег)

2 Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем (Воздух)



3. Не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)


4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (ветер)

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72.
- Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.


  1. Биография поэта. Слайд № 4


Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему

было только 39 лет.
Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».


Слайд № 5

- Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.

- Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение. Откройте свои учебники на странице ( стр.72.) «Детство».
3. Прослушивание стихотворения в записи.

Слайд № 6




— Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

4. Беседа по содержанию:
— Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
— Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
— Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться.
ΙV. Словарная работа в парах.  


Слайд № 7 - 12



Словарная работа будет проводиться следующим образом:

В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за каждый правильный ответ)


V. Физкультминутка Слайд № 13


1, 2, 3, 4, 5 — будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

VΙ. Работа с текстом.

1. Работа над 1 частью

- Прочитаем 1 часть на стр. 72.
 - Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

— А где происходило событие?

- От чьего имени ведётся повествование? (от имени мальчика)
 - Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
(– Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...)
Учитель:  - И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
(Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб).
А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

(“Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!..”)

 - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

 - И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

— А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством

или с огорчением?

(Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека.)

Учитель:  -  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

2. Работа над 2 частью (Сказка)
Читаем дальше.
 А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

(О сказках.)
 - А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

- Я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?


( – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.)

– Да, я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает.

Прочитайте в тексте.
(– “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...)

Учитель. - А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

( – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной. )

- Запишите в ваши маршрутные листики название сказки которую рассказывала бабушка мальчику.


(«Иван-Царевич и Серый Волк») Слайд № 14

  1. Работа над 3 частью (Сон)

Учитель: - прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.
— Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
Учитель. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль.

(Ученики читают последнее четверостишие.)

(– Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.)
Учитель. А как надо эти слова понимать?

(– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.)
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
VΙΙ. Подведение итогов:
Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.
— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
– Поднимите руку, кому захотелось научиться читать это стихотворение выразительно?

Слайд № 15



- Я, объявляю конкурс на лучшего чтеца этого стихотворения. Поэтому на следующем уроке мы с вами выясним кто из нас лучше прочитает выразительно это произведение.
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе.
— Ребята, спасибо за урок!
Домашнее задание: с.72 -75 читать выразительно































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»








План-конспект

урока литературного чтения

в 3 классе по теме:


« «И.З.Суриков «Детство».

Сравнение как средство создания картины природы».















Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Ι квалификационной категории

Герасименко А.И.




2013-2014 учебный год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!