Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Поединок добра и зла. (второй урок)
Цель урока: формирование уверенности учащихся в том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен на примере произведения В. М. Гаршина «Сказка о Жабе и Розе»
Задачи:
- обучающие: - формировать навык выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;
- обучать анализу художественного произведения;
- формировать внимательное отношение к языку художественного произведения;
-развивающие - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
- развивать речь учащихся;
- развивать воображение, мышление, творческие способности учащихся.
-воспитательные - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности, сопереживать;
- воспитывать любовь к музыке и литературе.
Планируемые результаты:
- предметные: умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь);
- метапредметные:
Р: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;
П: поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге;
К: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;
- личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.
Оборудование:
-мультимедиа оборудование;
-презентация к уроку;
-учебник «Литературное чтение» 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В.
-листы для работы в группе;
-портрет В.М. Гаршина;
-музыка – А.Г. Рубинштейн «Мелодия»;
-иллюстрированный материал с изображением жабы, розы;
-картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии)
Ход урока
Орг. момент.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
На уроке не зеваем,
Слушаем, запоминаем,
И, конечно, отвечаем!
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. И прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. И пусть хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.
3. Разминка.
Речевая разминка.
Розовая роза в розовом садочке
В росы распустилась .. роза этой ночкой
С розовым рассветом сразу распустилась,
Розовой росою в листик покатилась!
Релаксация. Упражнение на дыхвние.
- А вы любите розы?
- Вам нравится их запах?
- Давайте выполним дыхательное упражнение.
АХ, КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК! (2-3 раза)
4. Актуализация опорных знаний.
«Если ты оставил после себя след
красоты души, то будь уверен, что
выполнил свою миссию на земле…»
В.М. Гаршин.
- Прочтите эпиграф к нашему уроку.
- Как вы понимаете смысл прочитанного?
- Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.
- Кто же автор этих строк?
- А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся)
Биография В.М. Гаршина.
В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.
Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.
Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.
Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.
Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»
Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница»
и «Сказка о жабе и розе».
5. Постановка темы и целей урока.
Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомство с творчеством…..(портрет).
С каким произведением Гаршина мы познакомились?
-Какие впечатления вы получили от прочитанного?
- Кто ее главные герои?
- Что подразумевал автор под образами главных героев? ( мир добра и мир зла)
- Эту загадку нам предстоит разгадать.
Предположим, что…
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Мир жабы злобен; Нам предстоит его раскрыть. А роза, милое созданье, Она сотворена любить. | Вот эти два противоречья Без них никак нельзя нам быть. Задача наша на сегодня - Добро и зло разоблачить. |
- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
Обратите внимание на последнюю строку стихотворения
(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").
6. Работа по теме урока.
- Что такое добро, по вашему мнению?
- Что такое зло?
(заслушиваются ответы детей)
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.
-Давайте попытаемся понять причину поступков героев, почувствовать движение души, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности. Нам нужен план(на пару по одному)
План исследования:
1. Выделить в произведении сюжетные линии
2. Раскрыть образ героев произведения.
3. Сравнить образы этих героев
4. Сделать вывод
Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает)
- Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Это разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывался сюжет будущей сказки.
Работа над содержанием текста:
Сколько в произведении сюжетных линий?
(1 – роза и жаба, 2 – мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, жили вместе).
Сколько действующих лиц? (4)
Что обьединяло всех героев произведения ? ( Цветник)
1) Выборочное чтение.
- Прочитайте описание цветника.
- Скажите коротко, каким вы его представили?
- Найдите описание розы.
- Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?
- Как автор раскрывает нам образ жабы?
- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?
- Чей это был цветник?
- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?
2) Беседа по содержанию сказки.
- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?
- Как автор нам говорит о жизни розы?
- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?
- Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?
- Что спасло розу от жабы?
- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?
- Как автор показывает розу? (Бледное создание).
- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).
- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)
- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).
- Что случилось с мальчиком? (Он умер)
- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)
- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).
- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).
- Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.)
- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.
- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему?
- Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)
- Какой мы видим жабу? (зачитывают 2-3 человека)
- Подробно ли описана безобразность жабы? (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)
- Какой литературный прием использует автор? (Эпитеты)
-Как описывает автор действия жабы? (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она наглая « не посмела»)
- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)
- Какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека)
- Легко ли было составить портрет розы? (Сложно)
- Подробно ли описана красота розы? (Нет, кратко, скромно. Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)
- О чем это говорит? (Роза счастлива)
- Что для нее главное? (Счастье жить)
- Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить)
- Разве могут розы плакать, молиться? (Нет. Эти душевные переживания присущи человеку)
- Какой литературный прием использует автор? (Олицетворение)
- Что помогает понять счастье розы? (тонкий аромат)
- Какой литературный прием использует автор? (эпитет)
- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)
-Какой вывод можно сделать? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)
- Кто еще является главным героем? (Мальчик)
- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)
- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)
- Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)
- Что это значит? (он был очень добрый)
- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)
- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)
- Как возникла идея написания сказки? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)
- В каком жанре написано произведение? (Сказка)
- Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)
-Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают)
- В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?
ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»
(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)
- Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.
- Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам УРОК. )
- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.
- Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?
Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело питает душу и тело.
- Подходят ли они к нашему произведению?
- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)
- Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)
- Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом?
- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?
- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)
- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)
- Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)
- А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.
(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)
Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»
– Понравилась ли вам мелодия?
– Какие чувства она вызвала у вас?
7. Физминутка.
8. Работа по теме урока (работа в группах)
- А сейчас мы поработаем в группах (слайд4)
1группа: Как автор описывает внешний вид розы?
2группа: Как автор описывает внешний вид жабы?
3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу?
4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу?
5группа: Чем похожи роза и мальчик?
Сделаем вывод: В чём состоит счастье жабы и розы?
1группа (У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.)
2 группа (Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.)
3 группа (Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.)
4 группа (Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.)
- В чём состоит счастье розы и жабы?
5 группа (Они не были свободны.
У них была недолгая жизнь.
Роза-бледное создание, мальчик–бледный от болезни.
Они являются частью жизни друг друга)
Сделаем вывод: В чем состоит счастье жабы и розы?
(Роза молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях. А жаба мечтала поесть и отдохнуть, погубить прекрасное).
9. Итог урока. Домашнее задание.
-Но у меня остался один вопрос: А жаба – она плохая или хорошая?
(В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит, плохая.)
-Я хочу вам напомнить о том , что у Гаршина Жаба – символ.
-Какой вы представляете себе обычную жабу?
Жаба-земноводное животное , скользкая , холодная, вся в пупырышках , безобразная .Жаб обычно люди не любят из-за этого часто уничтожают, не подозревая , что живя в саду , они приносят пользу, Взрослые жабы питаются различными безпозвоночными животными , истребляя часто тех , которые не трогают птицы – ярко окрашенных , с резким или неприятным запахом.
-Как же ответить на вопрос :Жаба- она плохая или хорошая?
(Надо смотреть по делам. Добрые дела- доброе отношение . В природе жаба полезна)
-Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить сочинение :
« Несколько слов в защиту Жабы» , а так же подготовить творческий пересказ
1 ряд – от лица Розы
2 ряд – от лица Жабы
3 ряд – от лица мальчика
10.Рефлексия
-Заканчивая урок , мне хочется вас оценить. И , чтобы каждый, уходя домой , прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза ) , которая отражала бы ваше представление о мире добра.
Пусть ваша душа будет также прекрасна , как этот удивительный цветок. Учитесь у
мира только хорошему.
-Наш урок хочу закончить словами Сергея Островского .
В жизни по разному можно жить
В горе можно , и в радости
Вовремя есть , вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно и так :
На рассвете встать и , не помышляя о чуде
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям ,
Дарите людям добро !