СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению на тему: В.М. Гаршин"Сказка о жабе и розе" 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению на тему: В.М. Гаршин"Сказка о жабе и розе" 4 класс»

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Поединок добра и зла. (второй урок)

Цель урока: формирование уверенности учащихся в том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен на примере произведения В. М. Гаршина «Сказка о Жабе и Розе»

Задачи:

- обучающие: - формировать навык выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

- обучать анализу художественного произведения;

- формировать внимательное отношение к языку художественного произведения;

-развивающие - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

- развивать речь учащихся;

- развивать воображение, мышление, творческие способности учащихся.

-воспитательные - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности, сопереживать;

- воспитывать любовь к музыке и литературе.

Планируемые результаты:

- предметные: умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь);

- метапредметные:

Р: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;

П: поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге;

К: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;

- личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.







Оборудование:

-мультимедиа оборудование;

-презентация к уроку;

-учебник «Литературное чтение» 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В.

-листы для работы в группе;

-портрет В.М. Гаршина;

-музыка – А.Г. Рубинштейн «Мелодия»;

-иллюстрированный материал с изображением жабы, розы;

-картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии)

































Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

На уроке не зеваем,

Слушаем, запоминаем,

И, конечно, отвечаем!

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. И прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. И пусть  хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.

3. Разминка.

Речевая разминка.

Розовая роза в розовом садочке

В росы распустилась .. роза этой ночкой

С розовым рассветом сразу распустилась,

Розовой росою в листик покатилась!

Релаксация. Упражнение на дыхвние.

А вы любите розы?

- Вам нравится их запах?

- Давайте выполним дыхательное упражнение.

АХ, КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК! (2-3 раза)



4. Актуализация опорных знаний.

«Если ты оставил после себя след

красоты души, то будь уверен, что

выполнил свою миссию на земле…»

В.М. Гаршин.



- Прочтите эпиграф к нашему уроку.

- Как вы понимаете смысл прочитанного?

- Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.

- Кто же автор этих строк?

- А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся)



Биография В.М. Гаршина.

В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.

Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.

Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.

Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.

Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»

Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница»
и «Сказка о жабе и розе».

5. Постановка темы и целей урока.

Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомство с творчеством…..(портрет).

С каким произведением Гаршина мы познакомились?

-Какие впечатления вы получили от прочитанного?

- Кто ее главные герои?

- Что подразумевал автор под образами главных героев? ( мир добра и мир зла)

- Эту загадку нам предстоит разгадать.

Предположим, что…



ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС 

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить.

- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

Обратите внимание на последнюю строку стихотворения

(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").





6. Работа по теме урока.

- Что такое добро, по вашему мнению?

- Что такое зло?

(заслушиваются ответы детей)

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

-Давайте попытаемся понять причину поступков героев, почувствовать движение души, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности. Нам нужен план(на пару по одному)

План исследования: 

1. Выделить в произведении сюжетные линии

2. Раскрыть образ героев произведения.

3. Сравнить образы этих героев

4. Сделать вывод

Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает)

- Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Это разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывался сюжет будущей сказки.



Работа над содержанием текста:

Сколько в произведении сюжетных линий?

(1 – роза и жаба, 2 – мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, жили вместе).

Сколько действующих лиц? (4)

Что обьединяло всех героев произведения ? ( Цветник)

1) Выборочное чтение.

- Прочитайте описание цветника.

- Скажите коротко, каким вы его представили?

- Найдите описание розы.

- Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

- Как автор раскрывает нам образ жабы?

- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

- Чей это был цветник?

- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

- Как автор нам говорит о жизни розы?

- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?

- Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

- Что спасло розу от жабы?

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу? (Бледное создание).

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

- Что случилось с мальчиком? (Он умер)

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

- Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.)

- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.

- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему?

Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)

- Какой мы видим жабу? (зачитывают 2-3 человека)

- Подробно ли описана безобразность жабы? (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)

- Какой литературный прием использует автор? (Эпитеты)

-Как описывает автор действия жабы? (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она наглая « не посмела»)

- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)

- Какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека)

- Легко ли было составить портрет розы? (Сложно)

- Подробно ли описана красота розы? (Нет, кратко, скромно. Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)

- О чем это говорит? (Роза счастлива)

- Что для нее главное? (Счастье жить)

- Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить)

- Разве могут розы плакать, молиться? (Нет. Эти душевные переживания присущи человеку)

- Какой литературный прием использует автор? (Олицетворение)

- Что помогает понять счастье розы? (тонкий аромат)

- Какой литературный прием использует автор? (эпитет)

- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)

-Какой вывод можно сделать? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)

- Кто еще является главным героем? (Мальчик)

- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)

- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)

- Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)

- Что это значит? (он был очень добрый)

- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)

- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)

- Как возникла идея написания сказки? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)

- В каком жанре написано произведение? (Сказка)

- Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)

-Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают)

- В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?

ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»

(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)

- Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.

- Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам УРОК. )

- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

- Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.

- Подходят ли они к нашему произведению?

- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)

- Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)

Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом?

- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?

- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)

- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)

- Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)

- А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.

(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

– Понравилась ли вам мелодия?

– Какие чувства она вызвала у вас?

7. Физминутка.

8. Работа по теме урока (работа в группах)

- А сейчас мы поработаем в группах (слайд4)

1группа: Как автор описывает внешний вид розы?

2группа: Как автор описывает внешний вид жабы?

3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу?

4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу?

5группа: Чем похожи роза и мальчик?

Сделаем вывод: В чём состоит счастье жабы и розы?

1группа (У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.)

2 группа (Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.)

3 группа (Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.)

4 группа (Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.)

- В чём состоит счастье розы и жабы?

5 группа (Они не были свободны.

У них была недолгая жизнь.

Роза-бледное создание, мальчик–бледный от болезни.

Они являются частью жизни друг друга)

Сделаем вывод: В чем состоит счастье жабы и розы?

(Роза молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях. А жаба мечтала поесть и отдохнуть, погубить прекрасное).



9. Итог урока. Домашнее задание.

-Но у меня остался один вопрос: А жаба – она плохая или хорошая?

(В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит, плохая.)

-Я хочу вам напомнить о том , что у Гаршина Жаба – символ.

-Какой вы представляете себе обычную жабу?

Жаба-земноводное животное , скользкая , холодная, вся в пупырышках , безобразная .Жаб обычно люди не любят из-за этого часто уничтожают, не подозревая , что живя в саду , они приносят пользу, Взрослые жабы питаются различными безпозвоночными животными , истребляя часто тех , которые не трогают птицы – ярко окрашенных , с резким или неприятным запахом.



-Как же ответить на вопрос :Жаба- она плохая или хорошая?

(Надо смотреть по делам. Добрые дела- доброе отношение . В природе жаба полезна)

-Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить сочинение :

« Несколько слов в защиту Жабы» , а так же подготовить творческий пересказ

1 ряд – от лица Розы

2 ряд – от лица Жабы

3 ряд – от лица мальчика







10.Рефлексия

-Заканчивая урок , мне хочется вас оценить. И , чтобы каждый, уходя домой , прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза ) , которая отражала бы ваше представление о мире добра.



Пусть ваша душа будет также прекрасна , как этот удивительный цветок. Учитесь у

мира только хорошему.



-Наш урок хочу закончить словами Сергея Островского .

В жизни по разному можно жить

В горе можно , и в радости

Вовремя есть , вовремя пить

Вовремя делать гадости.



А можно и так :

На рассвете встать и , не помышляя о чуде

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям ,



Дарите людям добро !




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!