СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению«Первичное знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным»,2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по литературному чтению «Первичное знакомство с произведением В.Ю.Драгунского«Тайное становится явным",2 класс, Школа России , ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению«Первичное знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным»,2 класс»

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 «Б» классе


Тема: «Первичное знакомство с произведением В.Ю.Драгунского

«Тайное становится явным»

Цели урока:

- познакомить детей с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

- совершенствовать навыки выразительного чтения, приемы понимания текста, обогащать активный словарный запас

- развивать навыки беглого выразительного чтения - формирование нравственных качеств учащихся на примере художественного произведения В.Драгунского.

Оборудование: презентация для урока, выставка книг, смайлики, компьютер, проектор, экран.


1.Оргмомент (слайд )

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Парта это не кровать

И на ней нельзя лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

2. Эмоциональный настрой на урок.


Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.


Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.


- Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко присядем за парты.


3.Проверка домашнего задания (пересказ рассказа Г.Остера «Будем знакомы»

4. Мотивация к учебной деятельности

-Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Часы состоят из деталей.

-А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?

-Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас все получится.

-Вспомните, какой раздел мы изучаем?

-А какие произведения мы уже читали?

-А хотели бы вы познакомиться еще с новым произведением из этого раздела?

-А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое?

5. Разминка.

Начинаем урок чтения с разминки.

Посмотрите на экран: перед вами четверостишье (слайд )


Ваня сливу съесть решил,

А что сделал – утаил.

Отец об этом разузнал.

Поступок Вани явным стал.


-прочитайте четверостишье жужжащим способом

прочитает четверостишье вопросительно

-прочитайте четверостишье жалостливо

- прочитает его быстро

6. Итог.

- Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишье разными способами и интонациями?

Совершенно верно подобные упражнения развивают быстроту чтения, чтение должно быть выразительным иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно? Всё зависит от того как вы к этому относитесь, как воспринимаете.

-А вы узнали героя?

-Из какого произведения и кто автор? (слайд )

-Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)

Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

Тайное становится явным (слайд )

-Как вы понимаете смысл этих слов?


7. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня мы будем читать произведение с таким названием. А кто же его автор?


Посмотрите очень внимательно на экран и попробуйте найти неповторяющиеся буквы (слайд ), назовите эти буквы (слайд )

Какая фамилия у вас получилась?

(Драгунский) появляется (слайд ) с его фотографией и биографией.

Совершенно верно, сегодня мы поговорим именно о писателе Викторе Драгунском.


Биографию читает учитель (слайд )

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

- И сегодня мы с вами в этом убедимся.

Итак, скажите ребята каким был человеком Виктор Драгунский.

(он был весёлым человеком и очень любил детей)

Совершенно верно поэтому множество своих рассказов он посвятил детям.



- Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.

Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?

(о детях и для детей)

Кто заинтересуется его жанром, то добро пожаловать в школьную библиотеку.


8. Итог. - Так каким человеком был Виктор Драгунский?

(он был весёлым человеком и очень любил детей)

- Как называется его главная книга? (Слайд )

(Денискины рассказы)

Совершенно верно, поэтому множество своих произведений он посвятил детям.

И сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений


9. Прочитайте название произведения (слайд )

( 1 ученик читает)

В. Драгунский

« Тайное становится явным»

Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква»)


-Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»

- А что такое тайна?

Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно

2. нечто неразгаданное, неясное.

3. скрытая причина чего-нибудь

- Назовите синоним к слову тайна. ( секрет)

- А что значит явное? ( не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

- Можете ли уже расширить свои предположения о чём будет рассказ?


Прежде чем приступить к чтению произведения разберем слава, которые вам встретятся.

10.Словарная работа: (посмотрите на экран)

Первое слово - «Грановитая палата» - Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем: (слайд )


Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.


Следующее выражение …..

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным . Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд) про себя


Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.


Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд )

Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами?

Ложь, враньё, выдумка, наговор.


И последнее слово язвительный – что это значит? (Слайд )

Злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы:

злой, обидный, резкий, ядовитый, , колкий.



11. Физминутка (слайд )

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

(Повторяйте за мной)

А теперь все дружно сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

12.Техника чтения

А сейчас подготовим чтение трудных слов из произведения, что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст.

Читай первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами. (парами)

Ста–но–вит–ся - становится

гра–но–ви–той - грановитой

о–ру –жей–ной - оружейной

ин –те –рес-но–го - интересного

о –ста –но –ви –лось - остановилось

вы–плес–нул - выплеснул

ми-ли-ци–о–нер - милиционер

ин –тел–ли–ге –тный - интеллигентный

го–су–дар–ство - государство

му–со–ро–про–вод - мусоропровод

по–стра–дав–ший - пострадавший

яз–ви–тель–но - язвительно

фо–то–гра–фи–ро–вать–ся - фотографироваться


13. Знакомство с текстом.

- Открыли учебники на стр.

- Взяли указки и следим за моим чтением.

Чтение рассказа вслух учителем, все дети следят, до слов: «А я остался с кашей наедине»

- Как вы думаете, что может произойти дальше?


Продолжают читать 2 ученика.

Чтение до слов: «А в это время вошла мама».

- Как вы думаете, мама догадалась, что Дениска вылил кашу?


Заканчивает рассказ читать учитель.

- Понравилось вам произведение?

- Чем понравилось?

-Какой жанр этого произведения? (жанр- юмористический рассказ) (слайд

14. Анализ произведения.

- Кто главный герой?

- Что о нём узнали?

- Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?

- Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

-Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.

-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?


- Рассмотрите иллюстрацию с.163

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.


- Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

- В какой момент вам было смешно?

- А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

- А кому вы сочувствовали? Почему?


-Рассмотрите иллюстрацию с.166

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.


-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?

Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?

- Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? ( совесть)

- Была ли у Дениса совесть? Докажите.

- Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.


- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

- Почему мама не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

- Какая же главная мысль рассказа? ( нельзя врать, правда станет известной)

- Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? ( честным)

- Каким человеком вырастет Денис? ( честным, совестливым)


15.Работа с текстом произведения

А) Чтение в парах с заданием.

- Дочитайте часть до конца в парах.

- Сначала читает один, потом другой, по 1 предложению.

- После окончания чтения ответьте на вопрос:

- Как мама уговаривала Дениску есть кашу?

- Что она ему предложила?

- Почему Дениска не хотел есть кашу?

- Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

- Подумайте, что может произойти дальше?


Б) Чтение – разведка.

- А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.

- Вы прочитаете вторую часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.

- Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.

- Кто первым возвращается из разведки, молча встает.

- Что Дениска сделал с кашей?

- Чем, по-вашему, закончится рассказ?


Физкультминутка

(выполняют упражнения для глаз)


В) «Читай, как я».

- Начинаем читать вместе со мной вслух. Когда я остановлюсь, вы продолжите чтение.

- По окончании чтения вы должны будете ответить на вопрос:

- Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?


Г) Выборочное чтение.

- Прочитайте, как выглядел дяденька. (стр. 163)

- Найдите отрывки в этой части, которые мог бы прочитать вот этот человечек?

- Найдите отрывок, который нужно прочитать строго. (стр. 163)

- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

(глаза стали зеленые, как крыжовник)


Д) Чтение по ролям.

- Прочитайте по ролям диалог мамы и Дениса в конце рассказа (мама, Денис, автор).

- Почему мама так долго смотрела на Дениса?

(хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок)

- Понял ли он мамины слова?

- Почему вы так считаете?

16.Работа в группах.

Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:

Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)

- Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

План: КАРТОЧКИ

  • Денис задумался над словами «Тайное становится явным».

  • Завтрак.

  • Предложение мамы.

  • Мучения с кашей и избавление от неё.

  • Возмущённый милиционер.

  • Пострадавший дяденька.


  • Рассерженная мама.

  • Урок на всю жизнь.


Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.

- Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания: КАРТОЧКИ

Тайна

Плохой поступок

Наказание

Нечестно

Каша

Кощей

Кремль

Царь-пушка

Баночка с хреном

Сахар соль

Кипяток

Окно улица

Обидно

Стыдно

Мусоропровод

Гадость

Пострадавший

Шляпа

Каша на шляпе

Рассердилась

Почистить

Правильно

Запомним


17. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни, когда тайное становилось явным? Расскажите об этом.


18. Тест. ( слайд ) А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Прочитайте и выберите правильный ответ.

1. Как зовут главного героя?

- Мишка

- Дениска

- Вовка.

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

- в Мавзолей

- в Грановитую палату

- в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

- манная

- гречневая

- овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

- съел

- выбросил в окно

- отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

- в магазин за покупками

- в театр на спектакль

- фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

- обрадовалась

- заплакала

- ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

- Я все равно пойду в Кремль!

- Тайное всегда становится явным.

- Я весь вечер проведу в углу.


Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.



18. Итог.

- Какое произведение мы читали на уроке?

- Кто его автор?

- Какой урок для себя вы извлекли из этого произведения?


19. Дом. задание.

Перечитать рассказ и найти подтверждение отрывками из произведения на вопрос - «Дениска он какой ? »


20. Рефлексия.

Продолжите фразы: (Слайд )

- На этом уроке я похвалил бы себя за……..

- Мне было сложно…………

- После урока мне захотелось……..

- А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли б лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик (слайд )


Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский.»

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

- Спасибо вам за сегодняшний урок. Оценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!