Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 «Б» классе
Тема: «Первичное знакомство с произведением В.Ю.Драгунского
«Тайное становится явным»
Цели урока:
- познакомить детей с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
- совершенствовать навыки выразительного чтения, приемы понимания текста, обогащать активный словарный запас
- развивать навыки беглого выразительного чтения - формирование нравственных качеств учащихся на примере художественного произведения В.Драгунского.
Оборудование: презентация для урока, выставка книг, смайлики, компьютер, проектор, экран.
1.Оргмомент (слайд )
Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок
Парта это не кровать
И на ней нельзя лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
2. Эмоциональный настрой на урок.
Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко присядем за парты.
3.Проверка домашнего задания (пересказ рассказа Г.Остера «Будем знакомы»
4. Мотивация к учебной деятельности
-Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Часы состоят из деталей.
-А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?
-Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас все получится.
-Вспомните, какой раздел мы изучаем?
-А какие произведения мы уже читали?
-А хотели бы вы познакомиться еще с новым произведением из этого раздела?
-А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое?
5. Разминка.
Начинаем урок чтения с разминки.
Посмотрите на экран: перед вами четверостишье (слайд )
Ваня сливу съесть решил,
А что сделал – утаил.
Отец об этом разузнал.
Поступок Вани явным стал.
-прочитайте четверостишье жужжащим способом
прочитает четверостишье вопросительно
-прочитайте четверостишье жалостливо
- прочитает его быстро
6. Итог.
- Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишье разными способами и интонациями?
Совершенно верно подобные упражнения развивают быстроту чтения, чтение должно быть выразительным иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно? Всё зависит от того как вы к этому относитесь, как воспринимаете.
-А вы узнали героя?
-Из какого произведения и кто автор? (слайд )
-Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)
Прочитайте высказывание, записанное на слайде:
Тайное становится явным (слайд )
-Как вы понимаете смысл этих слов?
7. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы будем читать произведение с таким названием. А кто же его автор?
Посмотрите очень внимательно на экран и попробуйте найти неповторяющиеся буквы (слайд ), назовите эти буквы (слайд )
Какая фамилия у вас получилась?
(Драгунский) появляется (слайд ) с его фотографией и биографией.
Совершенно верно, сегодня мы поговорим именно о писателе Викторе Драгунском.
Биографию читает учитель (слайд )
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.
Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
- И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Итак, скажите ребята каким был человеком Виктор Драгунский.
(он был весёлым человеком и очень любил детей)
Совершенно верно поэтому множество своих рассказов он посвятил детям.
- Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.
Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?
(о детях и для детей)
Кто заинтересуется его жанром, то добро пожаловать в школьную библиотеку.
8. Итог. - Так каким человеком был Виктор Драгунский?
(он был весёлым человеком и очень любил детей)
- Как называется его главная книга? (Слайд )
(Денискины рассказы)
Совершенно верно, поэтому множество своих произведений он посвятил детям.
И сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений
9. Прочитайте название произведения (слайд )
( 1 ученик читает)
В. Драгунский
« Тайное становится явным»
Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква»)
-Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»
- А что такое тайна?
Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно
2. нечто неразгаданное, неясное.
3. скрытая причина чего-нибудь
- Назовите синоним к слову тайна. ( секрет)
- А что значит явное? ( не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)
- Можете ли уже расширить свои предположения о чём будет рассказ?
Прежде чем приступить к чтению произведения разберем слава, которые вам встретятся.
10.Словарная работа: (посмотрите на экран)
Первое слово - «Грановитая палата» - Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем: (слайд )
Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.
Следующее выражение …..
Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным . Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Слайд) про себя
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд )
Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Подберите синонимы к этому слову.
Какие слова мы называем синонимами?
Ложь, враньё, выдумка, наговор.
И последнее слово язвительный – что это значит? (Слайд )
Злобно-насмешливый, стремящийся досадить
Подберём синонимы:
злой, обидный, резкий, ядовитый, , колкий.
11. Физминутка (слайд )
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
(Повторяйте за мной)
А теперь все дружно сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
12.Техника чтения
А сейчас подготовим чтение трудных слов из произведения, что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст.
Читай первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами. (парами)
Ста–но–вит–ся - становится
гра–но–ви–той - грановитой
о–ру –жей–ной - оружейной
ин –те –рес-но–го - интересного
о –ста –но –ви –лось - остановилось
вы–плес–нул - выплеснул
ми-ли-ци–о–нер - милиционер
ин –тел–ли–ге –тный - интеллигентный
го–су–дар–ство - государство
му–со–ро–про–вод - мусоропровод
по–стра–дав–ший - пострадавший
яз–ви–тель–но - язвительно
фо–то–гра–фи–ро–вать–ся - фотографироваться
13. Знакомство с текстом.
- Открыли учебники на стр.
- Взяли указки и следим за моим чтением.
Чтение рассказа вслух учителем, все дети следят, до слов: «А я остался с кашей наедине»
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
Продолжают читать 2 ученика.
Чтение до слов: «А в это время вошла мама».
- Как вы думаете, мама догадалась, что Дениска вылил кашу?
Заканчивает рассказ читать учитель.
- Понравилось вам произведение?
- Чем понравилось?
-Какой жанр этого произведения? (жанр- юмористический рассказ) (слайд
14. Анализ произведения.
- Кто главный герой?
- Что о нём узнали?
- Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?
- Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)
-Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.
-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?
- Рассмотрите иллюстрацию с.163
-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.
- Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?
- В какой момент вам было смешно?
- А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться)
- А кому вы сочувствовали? Почему?
-Рассмотрите иллюстрацию с.166
-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.
-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?
Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?
- Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? ( совесть)
- Была ли у Дениса совесть? Докажите.
- Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.
- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)
- Почему мама не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается)
-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.
- Какая же главная мысль рассказа? ( нельзя врать, правда станет известной)
- Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? ( честным)
- Каким человеком вырастет Денис? ( честным, совестливым)
15.Работа с текстом произведения
А) Чтение в парах с заданием.
- Дочитайте часть до конца в парах.
- Сначала читает один, потом другой, по 1 предложению.
- После окончания чтения ответьте на вопрос:
- Как мама уговаривала Дениску есть кашу?
- Что она ему предложила?
- Почему Дениска не хотел есть кашу?
- Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
- Подумайте, что может произойти дальше?
Б) Чтение – разведка.
- А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.
- Вы прочитаете вторую часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.
- Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.
- Кто первым возвращается из разведки, молча встает.
- Что Дениска сделал с кашей?
- Чем, по-вашему, закончится рассказ?
Физкультминутка
(выполняют упражнения для глаз)
В) «Читай, как я».
- Начинаем читать вместе со мной вслух. Когда я остановлюсь, вы продолжите чтение.
- По окончании чтения вы должны будете ответить на вопрос:
- Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?
Г) Выборочное чтение.
- Прочитайте, как выглядел дяденька. (стр. 163)
- Найдите отрывки в этой части, которые мог бы прочитать вот этот человечек?
- Найдите отрывок, который нужно прочитать строго. (стр. 163)
- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?
(глаза стали зеленые, как крыжовник)
Д) Чтение по ролям.
- Прочитайте по ролям диалог мамы и Дениса в конце рассказа (мама, Денис, автор).
- Почему мама так долго смотрела на Дениса?
(хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок)
- Понял ли он мамины слова?
- Почему вы так считаете?
16.Работа в группах.
Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:
Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)
- Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.
План: КАРТОЧКИ
Рассерженная мама.
Урок на всю жизнь.
Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.
- Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.
Опорные слова и словосочетания: КАРТОЧКИ
Тайна
Плохой поступок
Наказание
Нечестно
Каша
Кощей
Кремль
Царь-пушка
Баночка с хреном
Сахар соль
Кипяток
Окно улица
Обидно
Стыдно
Мусоропровод
Гадость
Пострадавший
Шляпа
Каша на шляпе
Рассердилась
Почистить
Правильно
Запомним
17. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни, когда тайное становилось явным? Расскажите об этом.
18. Тест. ( слайд ) А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Прочитайте и выберите правильный ответ.
1. Как зовут главного героя?
- Мишка
- Дениска
- Вовка.
2. Куда хотела мама отвести Дениску?
- в Мавзолей
- в Грановитую палату
- в цирк.
3. Какая каша была предложена на завтрак?
- манная
- гречневая
- овсяная.
4. Что сделал Дениска с кашей?
- съел
- выбросил в окно
- отдал собаке.
5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?
- в магазин за покупками
- в театр на спектакль
- фотографироваться.
6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?
- обрадовалась
- заплакала
- ужасно рассердилась.
7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?
- Я все равно пойду в Кремль!
- Тайное всегда становится явным.
- Я весь вечер проведу в углу.
Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.
18. Итог.
- Какое произведение мы читали на уроке?
- Кто его автор?
- Какой урок для себя вы извлекли из этого произведения?
19. Дом. задание.
Перечитать рассказ и найти подтверждение отрывками из произведения на вопрос - «Дениска он какой ? »
20. Рефлексия.
Продолжите фразы: (Слайд )
- На этом уроке я похвалил бы себя за……..
- Мне было сложно…………
- После урока мне захотелось……..
- А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите желтый смайлик, а если вы считаете, что могли б лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик (слайд )
Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:
« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский.»
- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.
- Спасибо вам за сегодняшний урок. Оценки.