СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению по теме "К.Г. Пустовский "Корзина с еловыми шишками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению по теме "К.Г. Пустовский "Корзина с еловыми шишками"»

Конспект открытого урока по литературному чтению (4 класс)

Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель: формирование у учеников представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе совокупного изучения литературных и музыкальных произведений на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.

Задачи: - познакомить детей с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и проанализировать его; - сформировать навык выразительного чтения и умение определять идею произведения; - способствовать развитию речи, художественного вкуса детей и их интереса к чтению; - развивать воображение, мышление, творческие способности учащихся; - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать; - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности, любить музыку и литературу.

Планируемые результаты:

Личностные: у ученика будут сформированы - навыки сотрудничества, осознание важности ответственного отношения к результатам своей и чужой работы.

Метапредметные: у ученика будут сформированы умения - проводить поиск информации, сравнивать, обобщать, применять знания к конкретной задаче; проявлять волевые усилия и выбирать действия для достижения цели, вносить коррективы в процесс деятельности, прогнозировать результаты, распределять время для самостоятельной работы; презентовать собственную работу, принимать участие в учебном диалоге.

Предметные: ученик научится – производить анализировать текст, выделять его главную мысль, работать с цитатным материалом.

Тип учебного занятия: интегрированный урок изучения нового материала.

Оборудование: аудиозапись музыкального произведения Э.Грига «Утро», портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига, толковый словарь Ожегова, карточки с отрывком из стихотворения А. Фёдоровой «Добрый след оставьте на Земле», короткие сообщения о жизни и творчестве писателя и композитора.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Учитель: - Добрый день, ребята! Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуем их. Поэтому постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, а также слушать, понимать языки литературы и классической музыки.

  1. Самоопределение к деятельности:

Учитель: - Урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами, написанными на доске. Давайте прочитаем их вместе.

« …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,

И своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…

Торопитесь все отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,

Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть.»

Учитель: - То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. В них автор дает совет каждому человеку, как нужно правильно пройти свой жизненный путь. По его мнению, каждый человек без исключения обязан оставить свой след на Земле. Именно так прожили свою жизнь Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ, а «следом», который они оставили после себя являются их известные всем литературные и музыкальные шедевры. Вот этим великим люди и изучению одного из произведений, а именно рассказа «Корзина с еловыми шишками», посвящён наш урок.

Но перед знакомством с ними и новым литературным произведением, нам необходимо настроиться на чтение. У вас на столах лежат карточки с отрывком стихотворения Алевтины Фёдоровой «Добрый след оставьте на Земле».


У каждого на свете есть возможность,

Оставить на Земле хороший след!

Быть добрым человеком разве сложно?

Жить честно и достойно много лет.

Своё великодушие проявляя,

Идти по жизни правильным путём,

Детей своих, родных благословляя,

Довольствоваться каждым новым днём!

Вам нужно прочитать его:

  • «птичьим базаром»;

  • вслух с вопросительной интонацией;

  • с интонацией радости, восхищения;

  • выразительно.

Учитель: - Скажите дети, а вы любите гулять в лесу? Чем вас привлекают эти прогулки? Какие мысли и мечты посещают Вас во время неё? Я тоже очень люблю гулять по лесу, в особенности в осеннюю и зимнюю пору. Ведь в эти времена года лес необычайно красив. Сегодня мы также необычайно начнем знакомство с новым произведением. Загляните в конец рассказа. Прочитайте последние четыре слова.

Дети: - «…чем должен жить человек…»

Учитель: - Какой знак препинания стоит после этих слов?

Дети: - Многоточие

Учитель: - Для чего автор поставил многоточие?

Дети: - Допускается какое-то продолжение или имеется недосказанность, что-то нужно домыслить.

Учитель: - В литературе это называется - риторический вопрос. Давайте посмотрим в толковом словаре значение данного термина. Там сказано, риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься над чем-то. Дети, с учётом такого толкования, попробуйте сформулировать цель урока.

Дети: - Задуматься: чем должен жить человек, найти ответ автора на этот вопрос в тексте, выразить свое мнение на поставленный вопрос.

  1. Работа по теме урока:

Учитель (вешает на доску портрет К.Г. Паустовского): - Ребята, Вы уже ранее изучали произведения К.Г.Паустовского. Давайте, вспомним их названия.

Дети: - «Заячьи лапы», «Какие бывают дожди», «Стальное колечко», «Барсучий нос».

Учитель: - Ну, а сейчас (имя ученика) нам расскажет о жизни Константина Георгиевича (рассказ об авторе). К. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях, так как был знаком со многими композиторами, художниками, писателями. Часто Константин Георгиевич описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся. Следует отметить, что с человеком, упомянутом в рассказе, автор познакомился через музыку. Давайте и мы прослушаем это музыкальное произведение и представим себе композитора, написавшего его (звучит музыка Э. Грига «Утро»).

Учитель: - Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что вы представляли, когда её слушали?

Дети: - Плеск волн, звуки пастушьего рожка, шествие волшебных существ.

Учитель (вешает на доску портрет Э. Грига): - Автор этого музыкального произведения – великий норвежский композитор Эдвард Григ. Сейчас мы прослушаем небольшой рассказ о нём, который приготовила для нас (имя ученика) (рассказ ребёнка о композиторе).

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Работа с текстом:

Учитель: - Вот об этом человеке и будет идти речь в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Давайте прочитаем его и постараемся увидеть композитора таким, каким он был в представлении автора (1 часть – читает учитель, 2,3 и 4 часть – читают дети «по цепочке»).

Учитель: Дети, ответьте мне на вопросы - Где происходят события рассказа? Что делал в лесу Э. Григ? Для чего отправилась в лес дочь лесника? (ответы детей)

Расскажите о встрече маленькой Дагни с композитором, при этом используйте в слова автора.

Найдите в тексте и прочитайте отрывок о том, как Григ сочинял свое, посвященное девочке, произведение. А теперь ответьте мне: Какие мысли посещали, и какие картины виделись композитору во время игры? Что говорил Э. Григ о жизни? Почему он чувствовал себя счастливым человеком? С какими чувствами и мыслями слушала музыку, созданную для неё композитором Дагни? Почему она сразу вспомнила того седого человека, встретившегося ей в лесу и помогшего отнести домой корзину с еловыми шишками? Что она думала о композиторе? Как называла его?

  1. Закрепление изученного материала:

Учитель: - Ребята, а вы знаете, что в жизни ни Паустовский, ни Григ не встречались. Как вы думаете, почему? Почему же тогда писатель решил написать рассказ о композиторе? Могли бы они подружиться? Объясните свое мнение. Какое чудо случилось в жизни Дагни? Какую главную истину открыла для себя девочка, слушая музыку Э. Грига? (ответы детей)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия:

Учитель: - Так давайте же подведём итог урока и ответим на вопрос, поставленный Паустовским: «Чем же должен жить человек?» Кто из Вас заинтересовался творчеством К.Г.Паустовского, Э.Грига и захотел после урока прочитать и прослушать другие произведения писателя и композитора?

За что могли бы себя похвалить после урока? Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни? Какие выводы сделали для себя?

Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.

  1. Домашнее задание:

Учитель: - На следующий урок Вам необходимо подготовить пересказ наиболее понравившейся вам той части рассказа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!