Литературное чтение 2 класс
Учитель: первой квалификационной категории Магомедова Ирина Викторовна
Тема: С .А. Есенин «Берёза»
Цели урока:
Образовательные
ознакомить детей с краткой биографией и стихотворением С.А.Есенина «Берёза», продолжить формировать умение видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связано рассказывать о своих впечатлениях; расширять словарный запас учащихся;
Развивающие
развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение; способствовать развитию художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов;
Воспитательные
воспитывать познавательную активность учащихся; чувство прекрасного, интерес к слову, любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, музыку, живопись;
Тип урока
комбинированный
Форма урока
фронтальная, индивидуальная, парная
УУД:
Личностные УУД
- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности);
- смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»);
- оценка художественного текста с точки зрения этических ценностей, ценностей гражданина России.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Логические универсальные действия:
Коммуникативные УУД
- планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником);
- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;
Регулятивные УУД
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; последовательности действий);
Опорные понятия, термины
стихотворение, Родина, синквейн.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока : фронтальная, индивидуальная, парная ,групповая
Оборудование: ИТК, презентация
Ход урока
-
Организационный момент
Учитель:
Посмотрите друг на друга – улыбнитесь.
Улыбнитесь себе мне и друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
II. Введени в тему. Постановка целей.
Рассказ о Есенине
Мы с вами познакомимся с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта:
В этом имени слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты:
Только скажут – Сергей Есенин,
Всей России встают черты.
Учитель. О творчестве, какого поэта пойдёт сегодня речь?
Сергей Есенин.
Рассказ об авторе.
Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля, и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…
В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
Выставка книг.
Все эти книги посвящены творчеству С. А. Есенина. Вы их можете найти в библиотеке. А я буду рада, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно.
Мы сегодня познакомимся с его стихотворением, но как оно называется, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.
(Открыть тему.)
Загадка про березу
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке
В белом сарафане
( берёза) ( слайд)
Беседа о берёзе
Береза растет в России с незапамятных времен и считается самым любимым деревом. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. После свадьбы молодожены сажали около дома две березы с надеждой, что защитят они от молнии и, отпугнут зло, принесут здоровье и счастье всей семье.
Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. В поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. О ней сложено много песен, былин, сказок , стихотворений, пословиц, поговорок.
Берёза ребята растёт и у нас в области, и в нашем районе, и в нашем селе, около школы, в парке Покровском, а может у кого – то из вас растет это прекрасное дерево.
Ребята , а может кто из вас знает стихотворение про берёзу?
Физминутка
Путешествие в зимний лес
(слайд 1 с музыкой)
Закройте глаза. Расслабьтесь. Мы отправляемся на прогулкув берёзовую рощу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.На ваши ладошки упали снежинки.Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.Закружились снежинки в хороводе.
Остановитесь на мгновение и оглядитесь вокруг. Вся земля покрыта белым пушистым снегом.Но нам пора возвращаться. Медленно идём назад. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.
Сохраните в себе это чувство тишины, покоя, красоты зимней природы.
Изучение нового материала
Первичное ознакомление с произведением
- Сейчас вы прослушаете стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». Послушайте.(прослушивание аудиозаписи)
Прослушав, стихотворение скажите:
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда)
- Какие картины вы представили, слушая это прекрасное произведение?
Словарная работа
Что бы при прочтении стихотворения, вам все слова были понятны, мы проведём словарную работу. И узнаем значение некоторых слов.
Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани ит.п., отличающаяся цветом, узором, материалом
Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
(Проверка на слайде)
Работа над стихотворением по вопросам
Анализ стихотворения.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса, еще раз и ответьте на вопрос, о чем говорится в стихотворении? (О березе)
- Какое время года описано в произведении? (зима)
- Что удивило вас в описании берёзы? (прочитайте)
- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая.
- Как говорит автор о кистях берёзы? прочитайте
- Какое время дня рисует поэт? (Утро.)
- Солнечное это утро, или пасмурное?
- С чем сравнивает поэт снег? – выборочное чтение
-Как вы думаете, когда снег похож на серебро, когда на золото? (в разное время суток, при разном освещении).
- Как понимаете выражения? Заря обсыпает ветви новым серебром (заря изменяет цвет снега), “горят…. в золотом огне”?
- В какое время суток бывает заря?
- Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание. (Прочитайте)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.
- Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.
Работа над выразительностью
- С какой интонацией читать этот стих?
- Какая строка подсказывает нам, как надо читать это стихотворение? (И стоит берёза в сонной тишине)
- Как надо читать стихотворение – быстро или неторопливо?
- Громко или не очень громко?
(Негромко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу. Неторопливо, так, чтобы все слышали, а также постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)
Работа в парах (2 команды)
Игра «Поэты»
Ребята, а как вы считаете, трудно ли быть поэтом? Мы сейчас посмотрим, сумеете ли вы подобрать нужные рифмы и слова к стихотворению
Береза
_____________ береза
Под моим ____________
Принакрылась ___________,
Точно ________________.
На пушистых ______________
____________ каймой
Распустились ____________
Белой _____________.
И стоит ____________
В сонной ____________,
И ___________ снежинки
В золотом _____________.
А заря, ____________
Обходя _____________,
обсыпает ____________
Новым _____________.
Рефлексия
Составление синквейна
1. Береза
2. Кудрявая Белая
3. Принакрылась, распустились, стоит.
4Люблю березку русскую (Это истинно русское дерево.)
5.Символ России.
Итог урока
-С творчеством, какого поэта мы сегодня начали знакомство?
-Какова тема стихотворения, прочитанного нами.
-Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой?
-Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи.