СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению ТЕМА: Н.Языков «Мой друг!...». С.Романовский «Русь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению ТЕМА: Н.Языков «Мой друг!...». С.Романовский «Русь»»

Открытый урок по литературному чтению

ТЕМА: Н.Языков «Мой друг!...».

С.Романовский «Русь»



Цель: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

предметные: умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р – умение откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока),

П – умения анализировать лирический текст, находить опорные слова,

К – осмысление правил взаимодействия в паре;

личностные: формирование системы нравственных ценностей.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, репродукция картины «Пейзаж с рекой», рисунки, карточки с трудными словами



Ход урока

  1. Организационный момент

Посмотрите на доску и прочитайте слова. Составьте из них пословицу.

Родина, нет, краше, в мире, нашей.

- О чем эта пословица?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О родине, о родном крае)

- Как еще называют нашу родину? (Россия, Отечество, отчизна)



2.Речевая разминка

- Прочитайте шепотом и медленно,

- громко и уверенно

- Прочитайте с ускорением;

- интонацией восхищения.

Эта пословица и будет девизом нашего урока.









3. Актуализация знаний (проверка Д/З)

Дома вы читали произведения Ушинского «Наше Отечество» и Пескова «Отечество». Ответьте на вопросы по этим произведениям.

ВОПРОСЫ:

1.Что означает для вас слово Отечество?

2.Как по-другому можно назвать Отечество?

3.Как называется наша Родина?

4.Что общего у этих произведений?



Так же вы готовили проект на тему: «Моя малая родина». К доске приглашается руководитель проекта: Кравцова А. (Озвучивает задание, которое было дано по группам).

Выступление групп.

1группа (Проект «Как не любить мне эту землю»)-сочинение;

2 группа (Проект «Моя малая родина – п. Прямицыно»)-творческий проект;

3 группа (Проект «Мы будущее нашей Родины»)-презентация;

4 группа (Проект «Что значит для меня понятие Родина).

Обобщение учителем работы групп.



4. Работа по теме урока

1.Постановка учебной задачи

- Откройте учебник на с. 60-61. Рассмотрите их внимательно. Как называются произведения, которые мы сегодня прочтем?

Назовите тему урока

Определите цели урока:

- мы будем читать выразительно стихотворение Н. Языкова «Мой друг!...»

- уметь работать с рассказом Романовского «Русь»

-развивать память, мышление, воспитывать любовь к Родине, к родному краю

2. Сообщение учителя о писателе Н. Языкове

Сначала познакомимся с жизнью и творчеством Николая Михайловича Языкова.

Портрет (Слайд )

- Родился Николай Михайлович Языков 4 марта 1803 года на Волге в Симбирске (сегодняшний Ульяновск) на Московской улице, в доме деда по материнской линии Александра Федоровича Ермолова. Дом, где родился поэт, - один из лучших старинных домов в городе, он сохранился до наших дней; сейчас в нем располагается городской военный комиссариат, а на фасаде устанавливают мемориальную доску. 

Отец поэта Михаил Петрович Языков, оставив военную службу в звании гвардии прапорщика, посвятил себя устройству усадьбы. Матерью поэта была Екатерина Александровна Ермолова, родственница Алексея Петровича Ермолова, генерала, который прославился в Отечественной войне 1812 года.

Учиться будущий поэт начал дома, а в двенадцать лет его отдали на воспитание в Петербург. Продолжил образование Николай Михайлович в Дерптском университете (ныне г. Тарту "Эстония), который считался в те времена одним из лучших учебных заведений России.

В детские годы по-настоящему развернулся его талант. В этот период были созданы лучшие стихи. Они стремительны, задорны. "Вдохновенный" - таково его прозвище в кругу друзей.

Летом 1826 года в Тригорском Языков познакомился с А. С. Пушкиным, который жил в ссылке по соседству, в селе Михайловском. До личной встречи поэты переписывались в стихах.

Он очень гордился дружбой с Пушкиным.

В 1838 году по совету врачей Языков уехал для лечения за границу. Там он прожил около пяти лет, сильно тоскуя по родине.

Но ни в Симбирск, ни в Языково поэт больше не вернулся. Последние три года жизни он провел в Москве, где умер 26 декабря 1846 года (7 января 1847 года).



3. Знакомство с произведением Н.М.Языкова "Мой друг!...»

-Послушайте стихотворение, которое написал Языков. Слушая, подчеркивайте слова, которые нужно выделить логическим ударением (милее, светлее, радостнее).

-Определите тему произведения. (О любви поэта к родному краю)

- Определите главную мысль. ( Ничего не может быть милее и бесценнее родного края)



4. Анализ первичного чтения

- Каким словом поэт называет родной край? (Бесценным)

- Как объясните значение данного слова?

- Подберите синонимы? (Очень дорогой, не имеющий цены).

- Чем же мила поэту Родина? Какие слова доказывают любовь к родине? (Он говорит, что там все лучше и прекрасней)

-Какие литературные приемы использует автор? (эпитеты - весна златая, легкий ветерок, бесценного родного края; сравнения дни как молния летят)

  1. Подготовка к первичному чтению

Чтение трудных слов по слогам (на слайде)

Бесценного, весна златая, холмы, сладостней

- Какие слова при чтении необходимо выделить логическим ударением? (Милее, светлее, радостней

- Назовите рифмующиеся строки.

- В каком темпе будете читать? (Умеренный)

- С какой интонацией? (с интонацией восхищения)

-Передайте интонацию доверительной беседы.

2. Чтение про себя

3. Чтение вслух (САМООЦЕНКА)

4. Беседа по содержанию.

- Какие чувства вызывает у вас стихотворение? (чувства любви к родному краю)

- Какую картину нарисовали бы к стихотворению, если бы были художниками?



4.Работа по картине А.Рылова «Пейзаж с рекой»

-Рассмотрите репродукцию картины А.Рылова «Пейзаж с рекой». Расскажите, что вы на ней видите.

(На переднем плане белоствольные березы, река, на заднем плане березовая роща)



V. ФИЗМИНУТКА для глаз

Написать глазами слово Дом - Родина – закрыть глаза на 5 секунд – Россия – посмотреть вдаль –Русь

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Рассказ (Слайд )

Мы прочитаем еще одно произведение о родине С. Романовского «Русь»

  1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Портрет писателя.

РОМАНОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ТИМОФЕЕВИЧ (19 сентября 1936 – 1996)

Родился 19 сентября 1936 года в городе Елабуга Республики Татарстан, здесь прошли детские и юношеские года писателя. Увлекался он очень многим. Прекрасно играл в городки. Знал все созвездия, все цветы в лугах. 

С самого раннего детства он начал писать. Причем писал постоянно. Но делал это тайно. Никому не показывал. Когда не было бумаги, использовал старые газеты. Первой напророчила ему судьбу писателя учительница начальных классов.Через всю жизнь Станислав Романович пронес любовь к своему родному краю, к дорогой его сердцу Елабуге, к любимому Прикамью. В рассказе "Речная жемчужина" он пишет: "Всю землю с одинаковой силой любить нельзя - не получится, не запомнить ее всю. Но милые моему сердцу поля, леса, реки, родники и овраги и малые впадинки люблю я со жгучей силой и нежностью". 

Герои и персонажи Романовского влюблены в свой край и делают все, чтобы наш город и села были более красивыми, поля плодородными, луга обильными на травы, реки и озера чистыми и рыбными, леса здоровыми, населенными зверями и птицами.
Романовский много писал для детей, был связан с редакциями журналов "Смена", "Юность", "Пионер", "Мурзилка»

Он написал мжество рассказов для детей, среди них рассказы о жизни сельских ребят, «Медведь и бабочка», «Дружище Тобик» и многие другие

3Первичное чтение произведения





4.Беседа по прочитанному

О чем это произведение?

(Объясняется, откуда поя­вилось название «Русь»).

Как автор объясняет слово «Русь»?

(«Страна, где много рек и озер»).

А что такое «русь» на севере?

(Светлое место).

Отчего заплакал автор?

(От радости).

Что вызвало такие эмоции?

(Автор понял, что его Родина - это страна света).

Найдите в тексте диалог автора и Анны Ивановны.

-Что такое диалог?

(Диалог - это разговор двух или нескольких героев произ­ведения).

РАБОТА В ПАРЕ

Подготовка диалога для чтения самостоятельно

Прочитайте диалог по ролям. -Прочитайте вслух последние сложения. Попробуйте передать выраженную в них любовь автора к своей Родине.




-Как вы понимаете ряд слов «Русь, Родина, Родительница моя»?

(В них заключены любовь и уважение к своей Родине).



Сравнение произведений Н.Языкова "Мой друг!...» и Романовского «РУСЬ».

1.Что общего у этих произведений?

2. Чем они отличаются?



VIII.Рефлексия

Выберите любое начало предложения и продолжите его:

  • Сегодня на уроке я познакомился с …..

  • Сегодня на уроке мне удалось….

  • Мне было трудно …..

  • На уроке я похвалил бы себя …..

IX. Итог урока

-Вспомните все произведения, которые изучали на уроке. Что можете сказать о них.

X. Оценка знаний

С помощью светофора

Домашнее задание

Учить наизусть стихотворение Рылова «Мой друг» с. 60, рассказ Романовского «Русь» читать по ролям с. 61






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!