Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению в 4 классе: "В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"»
МКОУ «Нечаевская СОШ №2» Кизилюртовского района РД.
Учитель: Магомедова Б.Х.
2017 г.
Программа: «Школа России»
Предмет: литературное чтение
Класс: 4-й
Цели:
Предметные: -познакомить учащихсяс жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,
-развивать умение понимать прочитанное,
-формировать понимание единства автора и его произведений,
-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.
2.Метапредметные:
- учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную
информацию,
-формировать умения формулировать тему урока;
-ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии.
3.Личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,
-развивать мотивы учебной деятельности,
-стимулировать проявления эмпатии.
Тип урока: ОНЗ
Формы организации:
традиционные: беседа, разные виды чтения,
нетрадиционные: работа в парах, в группах,
Оборудование:
индивидуальное:карточки с биографией, карточки для актуализации.
общеклассное: АРМ, слайды.
Структура урока.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивация | Слайд 1.Зачем мы живём? -Объясните. После знакомства с произведением узнаем, как на этот вопрос отвечал автор нового для нас произведения. Стр. 35 – тема. Слайд 2. Сформулируйте тему урока. Какова учебная задача сегодняшнего урока? Слайд 3. | Мотивируют свою деятельность Формулируют тему, ставят учебную задачу | -мотивация деятельности, -построение высказываний, понятных собеседнику, -формулировка темы, -целеполагание, |
2. | Актуализация. | 1.-Что можно сказать о произведении, рассмотрев страницу? Слайд 4. Заполните таблицу «Общий анализ текста» (см. Приложение 1) По каким критериям будем оценивать свои ответы? 2.Что вы можете сказать о жабах? О розах? Слайд 5. | Вырабатывают критерии оценивания работы. Заполняют таблицу в парах, проверка – фронтально, оценивают свою работу по выработанным критериям. Вспоминают сведения из области окр. мира. | -работа с терминологией, -контроль, самоконтроль, самооценка, -построение высказываний, понятных собеседнику, |
3. | Открытие нового знания | 1.Знакомство с биографией автора. -Что нужно знать об авторе, чтобы лучше понять его произведения? Прочитайте текст о жизни В.М. Гаршина, найдите ответы на вопросы (см. Приложение 2). Выводы сделаем все вместе. По каким критериям оцениваем? 2.Чтение сказки по цепочке. По частям, комментированное. - Ответ на какой вопрос ищем в тексте? | Биографию. Работа в группах. Обсуждают, отвечают. Проверка – фронтально. Оценивание по критериям: -полнота и правильность ответа на вопрос, -правильность и красота речи. Читают по цепочке; после прочтения отрывка останавливаются, формулируют возникшие вопросы и помогают друг другу на них ответить. | -исследование информации, -анализ информации, -формулировка выводов, -контроль, самооценка, -ознакомительное чтение, -выборочное чтение, -формулировка вопросов, |
4. | Первичное закрепление | Докажите, что наше произведение - сказка. Можем ли ответить наключевой вопрос? | Доказывают фронтально | -построение высказываний, понятных собеседнику |
5. | Рефлексия | Всё ли успели? Что осталось сделать? Закончите предложения:… Слайд 6. Д/З: перечитать сказку, составить план. | Рефлексируют | -анализ результатов своей деятельности, -построение высказываний, понятных собеседнику |
Приложение 1.
Общий анализ текста
Автор | |
Название | |
Род литературы |
эпос | лирика | драма |
Жанр литературы |
стихотворение | рассказ | сказка | повесть | роман |
Тип текста |
описание | рассуждение | повествование |
Стиль |
художественный | научный, научно-популярный | публицистический |
Тема | |
Идея | |
Приложение 2.
В.М.Гаршин
Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в семье дворян. Отец его был офицером, мать – дочерью морского офицера.
Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму: его мать оставила семью, полюбив другого человека, и мальчик до 9 лет жил с отцом.
В день объявления войны Турции Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. Писатель получил годовой отпуск по ранению, был произведён в офицеры, потом по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учёбу в университете.
Война наложила неизгладимый отпечаток на впечатлительного юношу и стала материалом для его рассказов. О Гаршине говорили, что «он пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический порыв и осознание жестокости войны, чувство долга и попытки уклонения от него.
Умер Гаршин в Петербурге в 1888 году.
Вопрос | Ответ | Вывод |
1.В какой семье родился писатель? | | |
2.Какое событие детства повлияло на мальчика? | | |
3.Какое образование получил Гаршин? | | |
4. Какой литературный приём использовал Гаршин? | | |
6