СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе на тему "Ю.Мориц "Хвостики", "Букет". Поход в Музейный Дом. Рассматривание картин".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соотвествии с УМК ПНШ. Ребятаа исследуют стихотворения  Ю.Мориц (литературноые произведения), репродукции итальянского художника Д.Арчимбольдо (художественные произведения) и разгадывают секреты особого зрения авторов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению во 2 классе на тему "Ю.Мориц "Хвостики", "Букет". Поход в Музейный Дом. Рассматривание картин".»

Открытый урок во 2 классе по литературному чтению. УМК ПНШ. 14.03.2017г.

Тема: Ю. Мориц. «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом». Рассматривание иллюстраций.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

-учить соотносить название произведения с его содержанием, работать с иллюстрацией, читать стихотворения наизусть;

-учить детей осознавать сложное понятие «точка зрения» через разные способы взгляда вокруг.

Формирование УУД:

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации для решения учебных заданий.

Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение задавать вопросы.

Личностные: умение понимать разницу между ложью и фантазией.

Методы и приемы организации учебной деятельности: проблемный, исследовательский, практический, словесный, наглядный; наблюдение, беседа, дискуссия, чтение, работа с книгой и толковым словарем.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. Часть 2» авт. Чуракова Н.А., рамки, лупы, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ну, скорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Наш урок мы начинаем

Смело, чётко отвечаем.

  1. Актуализация знаний.

*Вступительная беседа.

– Вспомним, какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения. (Точка зрения. Мы по-разному видим одно и то же).

-Почему так бывает? (Потому что каждый человек имеет свою точку зрения)

- В чем секрет особого зрения? (Умение наблюдать и фантазировать)

- Мы говорили, что люди, которые умеют наблюдать и фантазировать – это по-настоящему богатые люди.

  1. Самоопределение. Целеполагание.

- И сегодня мы снова с вами будем говорить об этих богатых людях.

-Откройте учебники. Предположите, кто эти люди? С какими произведениями мы познакомимся на уроке?

-Обратите внимание на условные обозначения. Как мы будем работать?

- Какие цели мы поставим на урок?

-Верно, мы познакомимся со стихотворениями Ю. Мориц «Хвостики» и «Букет», а также отправимся в поход в «Музейный дом», чтобы познакомиться с картинами Д. Арчимбольдо.

- И наша главная цель - выяснить, что объединяет стихотворения Ю. Мориц и картины Д. Арчимбольдо. Как помогает воображение поэтессе и художнику видеть мир по-новому?

  1. Изучение нового материала.

*Знакомство с творчеством Ю.Мориц.

Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц- детская писательница родилась 2 июня 1937 года в Киеве. Закончила школу и поступила на филологический факультет

Киевского университета. Затем Юнна Петровна поступила в Литературный институт в Москве. В 1961 году вышла первая книга поэтессы. Юнна Мориц- великолепный художник, в книгах опубликованы сотни её иллюстраций.

На стихи Юнны Мориц написано много песен. Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский и китайский.

Лауреат премий им. А. Д. Сахарова – «за гражданское мужество писателя», премий «Триумф» (Россия), «Золотая роза» (Италия), премии Международной Московской книжной ярмарки в номинации «Книга года» – «Поэзия 2005», премии им. А. Дельвига – 2006, премии Международной книжной ярмарки в номинации «Вместе с книгой мы растем» – 2008 год.

*Работа по учебнику над стихотворениями Ю.Мориц.

– С.75. Просмотрите и предположите, о чем это стихотворение.

- Прочитайте его.

Учащиеся читают стихотворение Ю. Мориц «Хвостики».

- Подтвердились ваши предположения?

– Чем это стихотворение похоже на стихотворение Петра Синявского «Федина конфетина»?

- Найдите стихотворение П. Синявского и перечитайте его. (В стихотворении Юнны Мориц действуют не сами животные, а их хвосты; именно хвосты являются главными действующими лицами. В стихотворении Петра Синявского действующее лицо- конфета).

– А что еще необычного в стихотворении Юнны Мориц?

– Прочитайте заглавные буквы каждой строчки сверху вниз. Ничего не замечаете? (Заглавные буквы каждой строчки складываются в слово «хвостики».)

- В каком значении автор употребляет это слово? Докажите строчками из текста.

- Какие животные встречаются в тексте?

- Есть ли у слова «хвостик» ещё какое-нибудь значение?

- Что советует нам автор? Прочитайте. («И пора иметь давно, кстати, хвостик кой-кому и гулять не одному»).

- Как понимаете эту фразу?

- Какое настроение будем передавать в этом стихотворении при чтении?

*Выразительное чтение стихотворения. (Слушание образца учителя, тренировочное самостоятельное чтение детей, чтение вслух детьми и анализ детского чтения (паузы, ударение, интонация, темп и ритм, передача настроения)).

  1. Разминка. Капитан Краб. (Дети танцуют под музыку, повторяя движения разных животных).

  2. Продолжение работы по теме урока. Стихотворение Ю. Мориц «Букет...».

-Вам понравилось стихотворение Ю. Мориц «Хвостики»?

-Давайте познакомимся ещё с одним.

Учащиеся читают стихотворение Ю. Мориц «Букет».

БУКЕТ...

Была у феи клумба волшебной красоты,

У ней на этой клумбе росли одни коты,

Коты росли с усами, хвостами всех цветов,

Едва ли вы видали котов таких сортов,

Таких цветущих мяу, пушистеньких котов.

– Хочу вам сказать, что это стихотворение состоит из двух частей. Но здесь напечатана только первая часть.

– И название этого стихотворения тоже состоит из двух частей. Как вы думаете, каково полное название стихотворения?

– Это букет кого или чего? Если вам удалось догадаться, значит, вы поймете, сколько строк во второй части и с какой буквы начинается каждая строка! (Это букет котов, а значит, первая строчка второй части начинается на букву К, вторая строчка – на букву О, третья – на букву Т, четвертая – на букву О, пятая – на букву В.)

– Если вам не терпится узнать продолжение этого стихотворения, давайте прочитаем на слайде.

Продолжение стихотворения такое:

Котов таких букетик вам шляпу освежит,

Он именно на шляпке особенно визжит.

Таких котов на сцену бросай большой букет –

Обрадуешь артиста, и зрителям привет!

Всегда котов букетик украсит ваш портрет.

- Как к котам относится Ю. Мориц?

- Значит, какое настроение надо передать при чтении стихотворения?

*Выразительное чтение. (Образец чтения, подготовительное самостоятельное чтение, выразительное чтение вслух детьми и анализ этого чтения, чтение в парах тренировочное, лучшее чтение).

- С помощью чего автор делится с нами своими открытиями? (С помощью слова, это литературное произведение)

- А теперь давайте посмотрим, как свою точку зрения открывает нам итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо.

- Если это художник, значит, с помощью чего он показывает свои открытия? (С помощью кисти).

  1. Поход в «Музейный Дом».

– А теперь отправляемся в «Музейный Дом».

- Найдите два портрета итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо.

- Что такое портрет? (Из стихотворения А.Кушнера «Что я узнал»)

-Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется: портрет.

- Как называется первый портрет? Почему? (Портрет называется «Лето», поскольку он составлен из тех ягод и плодов, которые созревают летом.)

- Назовите все, что узнаете. (Вишни, яблоки, груши, сливы, лук, кабачок, колоски пшеницы.)

– Как называется второй портрет? Почему? (Другой портрет называется «Осень», потому что состоит из всего того, что созревает осенью: здесь тоже есть яблоки и груши, но кроме этого еще и тыква, брюква (или репа), белая редька, виноград, грибы.)

- Что необычного в картинах Джузеппе Арчимбольдо?

- Кто изображен на картинах «Лето» и «Осень»? Мужчина или женщина? Докажите.

*Работа в парах.

- Объединимся в пары.

- На столе у доски лежат лупы, пройдите и каждый возьмите себе одну. (Динамическая пауза)

- Задание:

Ученик 1- Возьмите лупу и найдите дату написания картины «Лето». Она состоит из четырех цифр. (Дата вышита на плече кафтана, шитого золотом: 1573.)

Ученик 2 - С помощью лупы найдите, где художник написал свое имя. По-итальянски это будет так: ARCIMBOLDO. (На воротничке кафтана вышиты имя и фамилия художника: GIUSEPPE ARCIMBOLDO (Джузеппе Арчимбольдо.)

*Фронтальная проверка. (Пара выступает, все слушают, добавляют, исправляют)

- Какой сейчас идет год? Сравните две даты. Давно ли была написана эта картина?

*Самостоятельная работа.

– А теперь возьмите рамочку и постарайтесь сделать из каждого портрета просто натюрморт.

- Вспомним, что такое натюрморт. (Стихотворение А.Кушнера «Что я узнал»)

-Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, —

Знай, что это: натюрморт.

Получилось? (Рамочку надо расположить в верхней трети репродукций: слева (в картине «Лето») и справа (в картине «Осень»).)

- С вашей точки зрения, что хотел нам сказать художник Д. Арчимбольдо? Почему портреты людей он написал, состоящими из фруктов, овощей, ягод и колосьев?

  1. Итог урока.

– С какими произведениями познакомились? Кто автор?

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Что объединяет стихотворения Ю.Мориц и репродукции картин Д.Арчимбольдо?

- Что помогает поэту и художнику видеть мир по-новому?

  1. Домашнее задание. Выучить стихотворение Ю.Мориц (по выбору) наизусть.

  2. Рефлексия. Самооценка.

- Что понравилось? Что вызвало затруднения?

- Оценим свою работу.

- На столе у доски лежат разноцветные листочки: зеленые – все понятно, я справился; желтые – испытывал трудности, но цели добился; красные – было трудно, не совсем справился.

- Выходите, выбирайте свой цвет и прикрепите к доске магнитиками.

(Учитель подводит итог, благодарит детей за работу, выставляет оценки)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!