Открытый урок во 2 классе по литературному чтению. УМК ПНШ. 14.03.2017г.
Тема: Ю. Мориц. «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом». Рассматривание иллюстраций.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
-учить соотносить название произведения с его содержанием, работать с иллюстрацией, читать стихотворения наизусть;
-учить детей осознавать сложное понятие «точка зрения» через разные способы взгляда вокруг.
Формирование УУД:
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации для решения учебных заданий.
Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение задавать вопросы.
Личностные: умение понимать разницу между ложью и фантазией.
Методы и приемы организации учебной деятельности: проблемный, исследовательский, практический, словесный, наглядный; наблюдение, беседа, дискуссия, чтение, работа с книгой и толковым словарем.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. Часть 2» авт. Чуракова Н.А., рамки, лупы, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Ну, скорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Наш урок мы начинаем
Смело, чётко отвечаем.
Актуализация знаний.
*Вступительная беседа.
– Вспомним, какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения. (Точка зрения. Мы по-разному видим одно и то же).
-Почему так бывает? (Потому что каждый человек имеет свою точку зрения)
- В чем секрет особого зрения? (Умение наблюдать и фантазировать)
- Мы говорили, что люди, которые умеют наблюдать и фантазировать – это по-настоящему богатые люди.
Самоопределение. Целеполагание.
- И сегодня мы снова с вами будем говорить об этих богатых людях.
-Откройте учебники. Предположите, кто эти люди? С какими произведениями мы познакомимся на уроке?
-Обратите внимание на условные обозначения. Как мы будем работать?
- Какие цели мы поставим на урок?
-Верно, мы познакомимся со стихотворениями Ю. Мориц «Хвостики» и «Букет», а также отправимся в поход в «Музейный дом», чтобы познакомиться с картинами Д. Арчимбольдо.
- И наша главная цель - выяснить, что объединяет стихотворения Ю. Мориц и картины Д. Арчимбольдо. Как помогает воображение поэтессе и художнику видеть мир по-новому?
Изучение нового материала.
*Знакомство с творчеством Ю.Мориц.
Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц- детская писательница родилась 2 июня 1937 года в Киеве. Закончила школу и поступила на филологический факультет
Киевского университета. Затем Юнна Петровна поступила в Литературный институт в Москве. В 1961 году вышла первая книга поэтессы. Юнна Мориц- великолепный художник, в книгах опубликованы сотни её иллюстраций.
На стихи Юнны Мориц написано много песен. Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский и китайский.
Лауреат премий им. А. Д. Сахарова – «за гражданское мужество писателя», премий «Триумф» (Россия), «Золотая роза» (Италия), премии Международной Московской книжной ярмарки в номинации «Книга года» – «Поэзия 2005», премии им. А. Дельвига – 2006, премии Международной книжной ярмарки в номинации «Вместе с книгой мы растем» – 2008 год.
*Работа по учебнику над стихотворениями Ю.Мориц.
– С.75. Просмотрите и предположите, о чем это стихотворение.
- Прочитайте его.
Учащиеся читают стихотворение Ю. Мориц «Хвостики».
- Подтвердились ваши предположения?
– Чем это стихотворение похоже на стихотворение Петра Синявского «Федина конфетина»?
- Найдите стихотворение П. Синявского и перечитайте его. (В стихотворении Юнны Мориц действуют не сами животные, а их хвосты; именно хвосты являются главными действующими лицами. В стихотворении Петра Синявского действующее лицо- конфета).
– А что еще необычного в стихотворении Юнны Мориц?
– Прочитайте заглавные буквы каждой строчки сверху вниз. Ничего не замечаете? (Заглавные буквы каждой строчки складываются в слово «хвостики».)
- В каком значении автор употребляет это слово? Докажите строчками из текста.
- Какие животные встречаются в тексте?
- Есть ли у слова «хвостик» ещё какое-нибудь значение?
- Что советует нам автор? Прочитайте. («И пора иметь давно, кстати, хвостик кой-кому и гулять не одному»).
- Как понимаете эту фразу?
- Какое настроение будем передавать в этом стихотворении при чтении?
*Выразительное чтение стихотворения. (Слушание образца учителя, тренировочное самостоятельное чтение детей, чтение вслух детьми и анализ детского чтения (паузы, ударение, интонация, темп и ритм, передача настроения)).
Разминка. Капитан Краб. (Дети танцуют под музыку, повторяя движения разных животных).
Продолжение работы по теме урока. Стихотворение Ю. Мориц «Букет...».
-Вам понравилось стихотворение Ю. Мориц «Хвостики»?
-Давайте познакомимся ещё с одним.
Учащиеся читают стихотворение Ю. Мориц «Букет».
БУКЕТ...
Была у феи клумба волшебной красоты,
У ней на этой клумбе росли одни коты,
Коты росли с усами, хвостами всех цветов,
Едва ли вы видали котов таких сортов,
Таких цветущих мяу, пушистеньких котов.
– Хочу вам сказать, что это стихотворение состоит из двух частей. Но здесь напечатана только первая часть.
– И название этого стихотворения тоже состоит из двух частей. Как вы думаете, каково полное название стихотворения?
– Это букет кого или чего? Если вам удалось догадаться, значит, вы поймете, сколько строк во второй части и с какой буквы начинается каждая строка! (Это букет котов, а значит, первая строчка второй части начинается на букву К, вторая строчка – на букву О, третья – на букву Т, четвертая – на букву О, пятая – на букву В.)
– Если вам не терпится узнать продолжение этого стихотворения, давайте прочитаем на слайде.
Продолжение стихотворения такое:
Котов таких букетик вам шляпу освежит,
Он именно на шляпке особенно визжит.
Таких котов на сцену бросай большой букет –
Обрадуешь артиста, и зрителям привет!
Всегда котов букетик украсит ваш портрет.
- Как к котам относится Ю. Мориц?
- Значит, какое настроение надо передать при чтении стихотворения?
*Выразительное чтение. (Образец чтения, подготовительное самостоятельное чтение, выразительное чтение вслух детьми и анализ этого чтения, чтение в парах тренировочное, лучшее чтение).
- С помощью чего автор делится с нами своими открытиями? (С помощью слова, это литературное произведение)
- А теперь давайте посмотрим, как свою точку зрения открывает нам итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо.
- Если это художник, значит, с помощью чего он показывает свои открытия? (С помощью кисти).
Поход в «Музейный Дом».
– А теперь отправляемся в «Музейный Дом».
- Найдите два портрета итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо.
- Что такое портрет? (Из стихотворения А.Кушнера «Что я узнал»)
-Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется: портрет.
- Как называется первый портрет? Почему? (Портрет называется «Лето», поскольку он составлен из тех ягод и плодов, которые созревают летом.)
- Назовите все, что узнаете. (Вишни, яблоки, груши, сливы, лук, кабачок, колоски пшеницы.)
– Как называется второй портрет? Почему? (Другой портрет называется «Осень», потому что состоит из всего того, что созревает осенью: здесь тоже есть яблоки и груши, но кроме этого еще и тыква, брюква (или репа), белая редька, виноград, грибы.)
- Что необычного в картинах Джузеппе Арчимбольдо?
- Кто изображен на картинах «Лето» и «Осень»? Мужчина или женщина? Докажите.
*Работа в парах.
- Объединимся в пары.
- На столе у доски лежат лупы, пройдите и каждый возьмите себе одну. (Динамическая пауза)
- Задание:
Ученик 1- Возьмите лупу и найдите дату написания картины «Лето». Она состоит из четырех цифр. (Дата вышита на плече кафтана, шитого золотом: 1573.)
Ученик 2 - С помощью лупы найдите, где художник написал свое имя. По-итальянски это будет так: ARCIMBOLDO. (На воротничке кафтана вышиты имя и фамилия художника: GIUSEPPE ARCIMBOLDO (Джузеппе Арчимбольдо.)
*Фронтальная проверка. (Пара выступает, все слушают, добавляют, исправляют)
- Какой сейчас идет год? Сравните две даты. Давно ли была написана эта картина?
*Самостоятельная работа.
– А теперь возьмите рамочку и постарайтесь сделать из каждого портрета просто натюрморт.
- Вспомним, что такое натюрморт. (Стихотворение А.Кушнера «Что я узнал»)
-Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, —
Знай, что это: натюрморт.
Получилось? (Рамочку надо расположить в верхней трети репродукций: слева (в картине «Лето») и справа (в картине «Осень»).)
- С вашей точки зрения, что хотел нам сказать художник Д. Арчимбольдо? Почему портреты людей он написал, состоящими из фруктов, овощей, ягод и колосьев?
Итог урока.
– С какими произведениями познакомились? Кто автор?
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
- Что объединяет стихотворения Ю.Мориц и репродукции картин Д.Арчимбольдо?
- Что помогает поэту и художнику видеть мир по-новому?
Домашнее задание. Выучить стихотворение Ю.Мориц (по выбору) наизусть.
Рефлексия. Самооценка.
- Что понравилось? Что вызвало затруднения?
- Оценим свою работу.
- На столе у доски лежат разноцветные листочки: зеленые – все понятно, я справился; желтые – испытывал трудности, но цели добился; красные – было трудно, не совсем справился.
- Выходите, выбирайте свой цвет и прикрепите к доске магнитиками.
(Учитель подводит итог, благодарит детей за работу, выставляет оценки)