Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного
Русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики.
В.Ф. Базарный разработал «Систему сенсорной свободы и раскрепощения».
Целью модели подвижного урока
является создание здоровьесберегающих условий
обучения на уроке через увеличение
двигательной активности.
Задачи модели подвижного урока:
- Осуществление оптимальной двигательной
активности учащихся на уроке;
- Соблюдение режима динамических поз для
оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учащихся на уроке;
- Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.
« Здоровье - это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных . И они не даются изначально, а взращиваются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика.»
В.Ф.Базарный.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Режим смены динамических поз
Режим динамических поз позволяет эффективно развивать и функционировать внутренние органы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость, дети раскрепощены, свободны
Гимнастика для глаз
Смена ближнего зрения на дальнее способствует снятию напряжения с глаз, улучшает зрение. Для этого в классах на потолке размещена схема универсальных символов (СУС) - комплекс геометрических фигур в виде эллипсов, кругов, креста.
Карточки с заданиями
Сюжетные картинки
В классе по углам расставлены картинки, которые напоминают сюжет какой-нибудь сказки.
Экологическое панно
Широкоформатное природно-экологическое панно используется на каждом уроке и является основой, вокруг которой разворачивается сюжет урока. Оно повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, гармонизирует развитие личности в целом.
На панно наносятся макеты, манекены и карточки.
Игра в весёлых человечков
Здоровьесберегающие упражнения
Пальчиковая гимнастика
Массажер для рук су-джок.
«Пальминг»
Прикрывание глаз ладонями.
Коврики-тренажеры
На переменах дети с удовольствием ходят по массажной дорожке, которая используется для профилактики плоскостопия
Что дают технологии В.Ф.Базарного?
1.Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья учащихся.
2.Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3.Психологический комфорт в образовательном учреждении.
4.Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервнопсихических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой сугубо патологии.
Здоровьесберегающие технологии профессора В.Ф. Базарного апробированы, дают хорошие результаты в укреплении здоровья и развития детей.
Легенда
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»