СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературоному чтению в 3 классе. Н. Н. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературоному чтению в 3 классе. Н. Н. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Городовиковская средняя общеобразовательная школа№3»















Открытый урок литературного чтения

в 3 классе

Тема: Н.Н.Некрасов

« Дедушка Мазай и зайцы»











Учитель: Украин Л.П.







г.Городовиковск







Тема: Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

Учебник «Литературное чтение», 1ч, «Просвещение», 2013г, Москва, с.170-173.

Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий.

Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.

Цель: совершенствовать навык вдумчивого чтения на основе изучения стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Задачи:

Обучающая: совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать формированию читательской компетенции учащихся, формировать умение понимать внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному, учить обобщать и делать выводы с опорой на текст;

Развивающая: способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении, способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления;

Воспитывающая: создавать условия для формирования бережного отношения к природе, способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому, сильнее азарта человеческое чувство- милосердие, воспитание культуры общения в группе со сверстниками

Планируемые результаты

Предметные:

познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;

совершенствовать технику чтения, развивать речь, расширять словарный запас учащихся.

Личностные- демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

Метапредметные:

познавательные – научатся в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи, оценивать и анализировать результат своего труда, осуществлять поиск необходимой информации;

коммуникативные- излагать и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника и вести диалог;

регулятивные- работать в группе, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями,

Аудиозапись стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Толковый словарь Ожегова, сердечко из бумаги, фото сюжетов из стих-я.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Нам урок начать… пора! (хором)

-Желаю удачи на уроке и хорошего настроения!

2. Речевая разминка.

- Урок литературного чтения начинаем с речевой зарядки:

А) Игра на звукоподражание «На птичьем дворе» ( читаю)

Наша уточка с утра…(кря-кря-кря)!

Наши гуси у пруда…(га-га-га)!

Наши курочки в окно…(ко-ко-ко)!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет…(ку-ка-ре-ку)!

Б) Игра «Лесенка» - по рядам хором: (слайд 1)

ох ух ива

осы ухо игра

окна урок искра

окунь укроп иголка

огурец ученик игрушка

В) Прочитать текст (в парах по карточкам)

Зимний день.

тиотС йынседуч йинмиз ьнед. теадаП йикгёл йытсишуп генс. яьвереД ытедо в еылеб икбуш. ( появляется слайд с нормальным текстом)(слайд 3):

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. (проверка по слайду)

- Продолжите текст подходящим к сегодняшнему дню предложением.

3.Актуализация знаний

а)Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Стихотворением Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»)

Расскажем наизусть. (3человека с каждого ряда по1 желающие. Оценивают сами себя, потом-дети, потом-я.)

-Вывод: Только очень хороший человек мог написать эти стихи, которые затронули наши души. Таков Некрасов.

4. Самоопределение к деятельности Слайд 4

А)- Прочитайте стихотворение Е.А. Евтушенко. Читаем про себя,громко выразительно

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)

- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

Б)-Предположите, о чем будем говорить на уроке?

Какие цели и задачи поставим?

5.Работа над темой урока.

А) Сообщение темы - Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы природы и ознакомимся еще с одним из произведений Николая Алексеевича Некрасова. Слайд 5

- Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения произведения сказать, о чем будет текст?


-Тема урока… Слайд6


-Чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представили описанную поэтом ситуацию, сначала давайте посмотрим на экран. (слайды 7)Что вы увидели? Как наз-ся это время в природе?

Чем оно опасно?


Б) Знакомство с историей написания стих-я «Дедушка Мазай и зайцы».

- Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию. - В деревне Малые Вежи жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем. Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу. Деревня, где жил Мазай была особенная. Каждую весну река выходила из берегов и затопляла дома и огороды, поэтому жители догадались поставить дома на столбы. Зато летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта тихая, зеленая деревня. Каждый год он приезжал туда поохотиться, побродить по лесу, отдохнуть. Его неизменным спутником был старый Мазай. Он знал много забавных историй. А Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»

В) Прослушивание отрывка. Первичное восприятие

-Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения в исполнении настоящего артиста .( Аудиозапись), вы следите по учебнику.

… – О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай? - Какие чувства вы переживали, когда слушали его?(чувство страха за зайцев, их было жалко…) – Каким вы себе представляете Мазая?


Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем куда? (в словарь учебника ) и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун (читают вслух, показываю слайды) Аршин-старая русская мера длины, равная 71см, Сажень- старинная русская мера длины, равная 3 аршинам (213см), Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна



Г) Словарная работа - Не все слова есть в учебнике. Где найдем значение непонятных слов? (в Толковом словаре) – Я уже посмотрела в Толковый словарь.

Посмотрите на эти слова. Что они означают? (читают с места по цепочке)


Силки'

петли для ловли птиц и мелких животных

Багры'

шесты с металлическим крючком

Тягота'

тяжесть, груз

Поте'ха

забава, веселье

Лопо'чут

говорить быстро, много, неясно

Гуто'рить

беседовать

У'хнул

издавать резкий звук





Слайд

(выключить интерактивную доску!)


– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
– Назовите синонимы к словам к данным на доске (листочек) Кабы –
Гинут
Этак гуторя
Д) Вторичное восприятие текста – Прочитаем по цепочке наше стихотворение. Е) Беседа по содержанию - С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)

-В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова? - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.) - От чьего лица ведется рассказ?(От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.) – Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.(Было потехи у баб, ребятишек), ….

- Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев?(купчиха, горемыка…)

-Жалко ли вам зайчиху? Почему?( ей было тяжелее других)

- Как размещались зайцы на бревне? ( сидя, и стоя, и лёжа пластом…) – Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.) – Ради забавы спасал он зайцев?
– Как относился он к родной природе?
– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?

- О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов?(Был удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

Ж)Игра-тест (в группах по карточкам)

-Найдите ошибки-опечатки

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы мешками ее не ловили... (сетями)

Только осенние воды нахлынут… (весенние)

Сами ни с места: я взял одного,

прочим скомандовал: плывите за нами... (прыгайте сами)

... Только уселась команда босая,

весь островок пропал под водой…(косая)

Глядь, у куста копошится лосиха... (зайчиха)

мои зайчики точно сбесились,

Смотрят, на задние лапы встают,

Дружно кричат, грести не дают... (лодку качают) (Проверка – листочек)

6.Рефлексия

-Какую же самую главную тайну открыли мы сегодня на уроке? (тайну человеческого сердца) Оно вот такое (показываю сердечко из бумаги, прикрепляю на доску)

-Напишите на листочках-сердечках, какими же качествами должен обладать человек с таким сердцем и прикрепите свои листочки к сердечку.

-А вам хотелось ли быть похожим на дедушку Мазая? 7.Итог урока - Ребята, какой вывод для себя вы сделали на этом уроке?

8.Домашнее задание (по желанию) (на листочке вывесить на доску)

1.Выразительное чтение стихотворения

2.Отрывок наизусть.

3. Составить рассказ на тему «Мы спасены!» Начни словами

« Однажды, мама Зайчиха рассказала своим деткам вот такую историю…» 9. Составление плана по иллюстрациям (на всякий случай) – Посмотрите на рисунки и подумайте, как их можно озаглавить? Найдите названия в тексте и поставьте рисунки в порядке следования содержания.

Вижу один островок небольшой – зайцы на нем собралися гурьбой.

Столбик не столбик, зайчишко на пне.

Глядь, у куста копошиться зайчиха.

Мимо бревно суковатое плыло. Сидя и стоя, и лежа на пластом, зайцев с десяток спасалось на нем.

Как прокатил я деревней зайчишек.

Старый Мазай разболтался в сарае.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!