СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе Тема: «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Поэзия Великой Отечественной войны»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучение нового материала с использованием ИКТ 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе Тема: «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Поэзия Великой Отечественной войны»»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЖЕВСКОЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»








Открытый урок по литературе

Тема: «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Поэзия Великой Отечественной войны»










Разработчик: Чепчугова

Наталья Викторовна,

преподаватель.




















г. Реж, 2017

Открытый урок по литературе

Тема: «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Поэзия Великой Отечественной войны»


Цели и задачи:

-дать обзор поэзии времен ВОВ;

-показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;

-развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи;

-воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

Ожидаемые результаты:

-вызвать эмоциональный отклик в сердцах студентов;

-желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны на материале русской литературы того времени;

-желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.


Формы и методы реализации поставленных задач:

Устный журнал. Урок – презентация.

Основные умения и навыки:

-развивать навыки работы с текстом,

-навыки связной речи,

-умение слушать,

-делать записи, выводы.

Оборудование:

Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.

Презентация « Поэзия Великой Отечественной войны»

Видеозапись - песня «Огонек»

Выставка книг о Великой Отечественной войне.

Песни на стихи: А.Сурков «Землянка», Лебедев-Кумач « Священная война», Р.Гамзатов « Журавли».

Приложение:

ТСО: Компьютер. Мультимедиапроектор. Видеомагнитофон.

Литература:

1.Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987.

2.Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.

3.Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988..

4.Хрестоматия « Русская советская литература» 10 кл

5.Хрестоматия народов СССР


Технологическая карта занятия


Время

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемый результат

КМО урока

1мин







Организационный

момент

Приветствие студентов

Организация внимания.

Настрой на урок, отметка посещаемости.

Приветствие преподавателя, сосредоточение внимания.

Готовность к совместной деятельности.


5 мин

1 стадия. Вызов

Ознакомление студентов с темой и целями урока.

Вводное слово преподавателя.

Озвучивание темы и целей урока.

Слушают, записывают тему урока, эпиграф.

Осмысление целей урока.

Доска, проектор,


32мин

2 стадия. Осмысление содержания.

Изучение нового материала.


Слушают сообщения студентов.

Отвечают на вопросы.

Записывают тезисы.

Заполняют таблицу ( работа в группе) .

Формирование

ОК4-5,6,8

Приложения, презентация,

видеоролики.

5мин

3 стадия. Рефлексия

Вывод по теме урока.

Подведение итогов.

Актуализация знаний студентов.

Выставление оценок.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.


Повышение мотивации и активности на последующий урок.

Формирование

ОК 8

приложения

2 мин

Домашнее задание


Запись домашнего задания в тетрадь.

Формирование ОК5

Рабочие тетради









Технологическая карта занятия


Ф.И.О. педагога - Чепчугова Н.В.

Урок по литературе

Специальность: группа ТО-2, (23.02.03 « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).

1.Изучаемая тема: « Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия».

2.Тип урока: Изучение нового материала.

3.Цели урока:

- дидактическая- познакомить обучающихся с особенностями поэзии военных лет;

-развивающая – развивать умение читать, слушать, анализировать стихи;

-воспитательная- формировать у обучающихся чувство патриотизма, умение сочувствовать, сопереживать.

Внутрипредметные связи: Тематика стихов последующих десятилетий.

Межпредметные связи: История, русский язык.

4. Методическое обеспечение урока: план урока, сборники стихов, книжно-иллюстрированная выставка, презентация, видеозапись, песни военных лет, сообщение студентов.

5. Технические средства обучения: интернет-ресурсы.

6. Литература:

1.Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987.

2.Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.

3.Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988..

4.Хрестоматия « Русская советская литература» 10 кл.

5.Хрестоматия народов СССР.

7. Деятельность преподавателя и обучающихся с учетом фактора времени и оснащения.

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время урока,

мин.

1.Организационный момент.

Приветствие, отметка посещаемости

Подготовка к уроку

1 мин

2. Изучение нового материала.

1. Объявление темы, цели занятия, постановка проблемы: определить тематику стихотворений, индивидуальное задание.

2.Из истории ВОВ

3. Чтение стихов:

- К. Симонов « Родина»,

« Жди меня»;

- анализ стихотворения « Жди меня».

-В.Лебедев-Кумач

« Священная война»;

- А.Сурков « В землянке»;

- М.Исаковский «Русской женщине»;

- М.Исаковский « Огонек»

- Ю. Друнина « Зинка».

4. Сообщение о Ю. Друниной.

Сообщение о создании песни « Журавли».

Запись темы.



Сообщение студента, иллюстрация кадрами презентации.

Читает студент



Сообщение студента

Музыкальная запись песни



Читает студент


Видеозапись

Читают студенты


Сообщение студента

5 мин





32 мин

3. Вывод по теме

Актуализация знаний студентов.

Ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

5 мин

4.Домашнее задание

1. Выучить стихотворения ВОВ.

2. Написать эссе

« Нравственные уроки военной поэзии» (100-200 слов).

Запись домашнего задания.

1мин

5.Подведение итогов

Выставление оценок.


1мин



Урок:

    Литература ,2 курс.

Тема:

Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия.

Цели урока:

1.Дать обзор поэзии времен ВОВ.
2.Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
3.Развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи. 
4. Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Форма проведения:

Урок – презентация.

Эпиграф урока:

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Р.Гамзатов.



Оборудование:

  1. Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.

  2. Презентация (КОМПЬЮТЕР)

  3. Видеозапись - песня «Огонек»

  4. Выставка книг. Музыка.

  5. Компьютерная презентация о войне :

           Содержание «Поэзия Великой Отечественной войны».
1 страница. Из истории Великой Отечественной войны.
2 страница. Особенности поэзии военных лет.
3 страница. Военная песня.
4 страница. Языковые особенности военной поэзии.
5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.
6 страница. У войны не женское лицо.

Ход урока:
слайд № 1

слайд № 2

                     Первые кадры презентации

  • 1 слайд. Поэзия Великой Отечественной войны.

  • 2 слайд.      1941-1945

  Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе,
За Россию, за народ,
И за все на свете.
А.Твардовский

Из истории ВОВ. 
Историк (сообщение подготовленного студента)

          

 

 

слайд № 3

                               Из истории ВОВ.
     22 июня 1941 г. началась ВО война –фашистская Германия вероломно напала на СССР. В ходе первых месяцев войны враг проник глубоко внутрь  нашей страны. Под угрозой оказалась столица. В 1943 году произошел переломный момент – Курская битва, после которой инициатива перешла в руки Красной Армии. 16 апреля 1945 года войска вошли в Берлин. 8 мая Германия капитулировала.
Цена победы очень велика:  погибло около 27 млн. человек. 
Параллельно рассказу – слайды:

  • 3 слайд.    Никто не забыт, ничто не забыто.

                                                            О. Бергольц

  1. 22 июня 1941 года началась война.

  2. В Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою независимость.

  3. Война унесла около 27 млн. жизней советских людей.

          Преподаватель:
2. Вступительное слово

          
слайд № 4

  1. В годы военных испытаний 1215 писателей  ушли воевать с врагом.

  2.  Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.

 

  • 4 слайд.

    Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.
А.Сурков

   « Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек.

Так, прежде всего, звучали стихи военных лет, доходившие до сердца читателей.
Тема нашего урока

ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

(запись темы в тетрадь)

Поэзия военного времени обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, вселяла веру и надежду.

- Какими были эти люди? Что переживали? Что давало им сил? Постараемся ответить на эти вопросы, охарактеризовать лирический род литературы военного времени и доказать, что это самый оперативный, популярный  жанр военного  периода.

2.Особенности поэзии военных лет.
Составление тезисного плана статьи.  
Проверка – презентация.

слайд № 5.

 

 

 

 





слайд № 6.

 

 

 




слайд № 7.

 

 

 

 






слайд № 8.

 






 

 




 

 

 

 

 






Чтение наизусть. К.Симонов «Родина»

слайд №9.

 



 

Чтение наизусть. К.Симонов «Жди меня».

 

слайд № 10.


слайд № 11.

слайд № 12.

 

Анализ стихотворения.




 

ВЫВОД.

2. Особенности поэзии военных лет.
На каждой парте  статья «Особенности поэзии военных лет». 

 Задание: составить тезисный план. ( 5-7мин)
Проверка: заранее подготовленный студент называет тезисы, иллюстрируя их  кадрами презентации

                           Продолжение  презентации:

  • 5 слайд. Мотивы военной лирики:

    • Родина,

    • война,

    • смерть и бессмертие,

    • ненависть к врагу,

    • боевое братство и товарищество,

    • любовь и верность,

    • мечта о победе,

    • раздумья о судьбе народа.

  • 6 слайд. Поэты военного времени:

    • Н.Тихонов

    • А.Сурков

    • М.Исаковский

    • А.Твардовский

    • А.Прокофьев

    • С.Щипачев

    • К.Симонов

  • 7 слайд. Тема Родины:

    • Образ Родины (М.Исаковский)

    • Стихи о Москве (А.Сурков)

    • О Ленинграде (О. Берггольц)

    • о Смоленском крае (М.Исаковский)

    • деревенские проселки

    • кресты русских могил

    • три березки (А.Прокофьев, К.Симонов)

    • подвиг народа

  • 8 слайд. Но эти три березы  при жизни никому нельзя отдать.

                                                        К.Симонов


Студент читает наизусть стихотворение К.Симонова «Родина»

  • 9 слайд. Лирический герой:

  1.  земной

  2. близкий

  3. переживания общенародного характера

  4. терпит лишения и страдания

  5. ненависть к врагу

 

        Студент читает наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня» ( на фоне видеозаписи)

Вы услышали 2 стихотворения одного автора - Константина Симонова.
Чем отличаются они друг от друга?

 (В первом стихотворении лирический герой выражает переживания общенародного характера, а во втором – он  более земной, близкий.)

  Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня». Опережающее индивидуальное задание.
Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой.

Жанр стихотворения – послание, лирический герой обращается к любимой: «жди, ты». 

Основная мысль заключена в первой  строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата,  эта строчка звучит как рефрен, призывАнафора «Жди» помогает  подчеркнуть надежду.

Сочетание звуков (Ж, ЖД) – аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни (желтые дожди, жара)), усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог-послание.


  • 10 слайд. Жанры:

  • Собственно- лирические (ода, элегия, песня)

  • сатирическая (басня, эпиграмма)

  • лиро-эпическая (поэма, баллада)

  • 11 слайд. Сатира военных лет

  • 12 слайд. Лиро-эпическая поэзия (стихотворный эпос):

  1. П. Антокольский «Сын»

  2. М.Светлов «28»

  3. М.Алигер»Зоя»

  4. О.Берггольц «Февральский дневник»

  5. А.Твардовский «Василий Теркин»

ВЫВОД по составлению тезисов. Подведение итогов.

Песня.
Слово преподавателя.
слайд 13

 

 








Вопрос преподавателя:


слайд14.


ВИДЕОЗАПИСЬ- 2 мин.




слайд15

ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯНКА»

Слово преподавателя:  

Военная песня. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства в борьбе с врагом,- « Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача (отрывок из песни)

13слайд. Военная песня.

              В.Лебедев-Кумач «Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!


Почему эта песня стала легендарной? (ответы студентов)

Слово преподавателя:

Образ России, желание сберечь родную землю, связывала воюющих и оставшихся в тылу людей. Связь с домом, уверенность в том, что тебя ждут, давала силы и веру в победу.


  • 14 слайд. М.Исаковский «Огонек»

Видеозапись- хроника, песня «Огонек»

  • 15 слайд. А.Сурков «Землянка»

(звучит песня).

4 .  Языковые особенности военной поэзии.


Практическая работа.

слайд 16 .

 

 

 

 

 

 

 

 











 17слайд.

Слово преподавателя: Мы прослушали песню «Землянка».

Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.
4 . Языковые особенности военной поэзии.

  • 16слайд – задание для практической работы.

 Практическая работа по стихотворению. А.Суркова «Землянка»
Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств ( пустые клетки в шахматном порядке). Заполненная таблица:

Языковые средства

 Примеры

Олицетворения

Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует

Эпитеты

Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь

Лексический повтор

Далеко-далеко, снега и снега

Сравнение 
Противопоставление

Смола, как слеза.
В холодной землянке – негасимой любви.

Выводстихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.


  • 17 слайд– проверка .

5 . Слово преподавателя:




Поэты, не вернувшиеся с войны.

 

18 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 . Молодые поэты уходили на фронт, но многие из них не вернулись. Остались их талантливые стихи. Это……. ( продолжение показа слайдов)


Поэты, не вернувшиеся с войны.

  • 1 – Поэты, не вернувшиеся с фронта. 

             Я знаю, никакой моей вины,
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там….
А.Твардовский

  • 2Павел Давидович Коган 1918 -1942

Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!

  • 3Михаил Валентинович Кульчицкий 1919 – 1943

 Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.
Война ж совсем не фейерверк,
           А просто – трудная работа,
          Когда –
                                  Черна от пота-
                                                              Вверх
          Скользит по пахоте пехота.

  • 4. Николай Петрович Майоров 1919 – 1942

Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
             Нам страх и подлость были не к лицу.
             Мы пили жизнь до дна,
             И умирали,
             За эту жизнь.
             Не кланяясь свинцу.

  • 5  Муса Мустафович  Джалиль 1906 -1944

             Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944 г. казнен. Посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза.
Сердце с последним дыханием жизни,
             Выполнит твердую клятву свою:
            Песни всегда посвящал я Отчизне,
            Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

 6. Иосиф  Павлович Уткин   1903- 1944

Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с  переднего края в 1944г
На улице полночь. Свеча догорает.
  Высокие звезды видны.
 Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
  В пылающий адрес войны.

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.

6 . Женщины на войне.

Слово преподавателя:








Чтение стихотворения
М.Исаковский «Русской женщине»
(на фоне кадров)


Сообщение о Ю. Друниной


Чтение наизусть.
Ю. Друнина «Зинка»

( чтение по ролям)

6 . У войны не женское лицо.


Женщины на войне. Говорят: «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. Они были  медсестрами- выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. 
Их стихи знала вся страна.

  •  Анна Ахматова

  •  Ольга Берггольц

  •  Вероника Тушнова

  •  Юлия Друнина.



 В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.

                  Сообщение о Юлии Друниной.
   17 летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда

Их семью эвакуировали из Москвы в Заводоуковск Тюменской области, едва они там устроились, как Юля, единственный ребенок в семье, сообщила о своем решении.
Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой было посвящено стихотворение «Зинка», (чтение по ролям).


Рефлексия.


Давайте послушаем историю создания еще одного стихотворения, которое посвящено всем погибшим во время ВОВ, (сообщение), существует поверье, что желание человека исполнится, если он сложит из цветной бумаги журавликов; у вас на столах лежат схемы, которые помогут сделать журавликов из бумаги; давайте попробуем загадать желание и воплотить его в реальность.

7 . Итоговое слово.

Опорные слова – вывод на доске.

7 .Итоговое слово. Поэзия в годы войны –  оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы. Давайте назовем черты военной лирики, в том числе и военной песни. Это……


    • Оперативность

    • Эмоциональность

    • Доходчивость

    • Патриотические чувства

    • Глубоко личные переживания





Домашнее задание.

На выбор:
1.Выучить стихотворение о ВОВ.

2. Эссе «Нравственные уроки военной поэзии» - 100-120 слов.


Подведение итогов.

1.   Оценки за урок. 

2. В память об уроке каждый гость получает бумажного журавлика.

























Приложение к уроку.

Конспект.

Особенности поэзии военных лет.

«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны»,- заметил Алексей Сурков в одном из своих публичных выступлений во время войны, и был совершенно прав. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.

Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941 -1945 гг. Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали её,- это горькая штука»,- признается Константин Симонов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа – вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.

Поэзия 1941 – 1945гг. необыкновенно быстро нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Николая Тихонова, Алексея Суркова, Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Асеева, Александра Прокофьева, Дмитрия Кедрина, Сергея Щипачева, Ильи Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за Отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое осознание жестокости войны…

Своеобразную и углубленную разработку получает тема Родины, родной земли, нации, народа. В довоенной лирике Родина трактовалась в революционном плане. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение в поэзии. Количество абстрактных и риторических стихов на патриотические темы пошло на убыль. Появились проникновенные стихи о Москве(А.Сурков, В.Гусев), о Ленинграде (Н.Тихонов, О.Берггольц, А.Прокофьев, В.Инбер), о Смоленщине (М.Исаковский) и т.д.Поэты пристально вглядываются в лицо родной земли, пишут о деревенских проселках, о зябком осиннике, о незатейливых крестах русских могил, о трех березках, что стоят на родном, до боли с детства знакомом клочке земли, где ты родился и рос (стихи А.Суркова, А.Прокофьева, А.Твардовского, К.Симонова и др.).

Видоизменился в лирике военных лет и характер лирического героя. Прежде всего он стал более земным, интимно близким, чем в лирике предшествующего периода. В стихах А.Твардовского («За Вязьмой», «Две строчки»), А.Прокофьева («Товарищ, ты видел», «Мама»), К.Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Дом в Вязьме»), С.Щипачева («Опять весна над русскими полями», «Партизанка») и других поэтов конкретные, личные чувства и переживания несли общенародное значение.

В лирике военных лет можно выделить три основные группы стихов: собственно лирическая (ода, элегия, песня), сатирическая (надписи под карикатурой, басня), лиро-эпическая (баллады, поэмы).

  • Ода: М.Исаковский «Наказ сыну», П.Антокольский «Мщение», Д.Бедный «1942».

  • Элегия: А.Твардовский «Я убит поло Ржевом», К.Симонов «Жди меня».

  • Песня: В.Лебедев-Кумач «Священная война», А.Сурков «Песня смелых», А.Фатьянов «Соловьи» А.Сурков «В землянке», М.Исаковский «Огонек».

Наряду с собственно лирическими и сатирическими жанрами в поэзии военного времени получили развитие различные жанры стихотворного эпоса: эпические миниатюры, поэмы, баллады. Особое значение имела поэма – самый универсальный лироэпический жанр. История советской поэзии не знает другого такого периода, когда бы за 4 неполных года было создано столько значительных сюжетных поэм: В.Инбер «Пулковский меридиан», М.Алигер «Зоя», О.Берггольц «Февральский дневник», А.Твардовский «Василий Теркин» и другие.

Таким образом, русская поэзия военных лет носит многожанровый характер. Поэзия, как и вся литература, стремилась передать настроения и переживания современников.

Поэзия – самый оперативный, самый популярный жанр военных лет.



















Приложение к уроку

Практическая работа по стихотворению А.Суркова «Землянка».

Алексей Сурков «Землянка»

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло.

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви. 1941г.










Практическая работа по стихотворению А.Суркова «Землянка»

Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств.

Языковые средства

Примеры

Олицетворения










Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь

Лексический повтор





Сравнение








В холодной землянке – от твоей негасимой любви


Вывод:

.









Поэзия Великой Отечественной войны


    • Оперативность


    • Эмоциональность


    • Доходчивость


    • Патриотические чувства


    • Лиризм




Содержание презентации «Поэзия Великой

Отечественной войны».

1 страница. Из истории Великой Отечественной войны.

2 страница. Особенности поэзии военных лет.

3 страница. Военная песня.

4 страница. Языковые особенности военной поэзии.

5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.

6 страница. У войны не женское лицо.






Приложение к уроку

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там….

А.Твардовский

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать!

П.Коган

Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

Когда –

Черна от пота-

Вверх

Скользит по пахоте пехота.

М. Кульчицкий

Пусть помнят те, которых мы не знаем:

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна

И умирали

За эту жизнь.

Не кланяясь свинцу.

Н.Майоров

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твердую клятву свою:

Песни всегда посвящал я Отчизне,

Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

М.Джалиль

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

И.Уткин


Оперативный – способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел.



Приложение к уроку

История создания песни « Журавли»

На Кавказе есть поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в журавлей. В 1968 году в свет вышла песня "Журавли" на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева и музыку Яна Френкеля. Исполнил песню Марк Бернес. Песня посвящена погибшим во время Великой Отечественной войны солдатам, которых авторы сравнили с клином летящих журавлей.

Р. Гамзатов написал стихотворение «Журавли» на родном языке, по-аварски. Тема журавлей была навеяна посещением расположенного в Хиросиме памятника японской девочке по имени Садако Сасаки, страдавшей от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме. Садако Сасаки надеялась, что вылечится, если смастерит тысячу бумажных «журавликов», пользуясь искусством оригами. В Азии существует поверье, что желание человека исполнится, если он сложит из цветной бумаги тысячу оригами - журавлей.

С другой стороны, журавли имеют свой образ в русской культуре, с которой Гамзатов был очень близко знаком, как переводчик русской классической поэзии. Как вспоминает Гамзатов, когда он летел из Японии домой, в СССР, он думал о своей матери, весть о кончине которой пришла в Японию, думал о старшем брате Магомеде, погибшем в боях под Севастополем, думал о другом старшем брате, без вести пропавшем военном моряке Ахильчи, думал о других близких людях, погибших в Великой Отечественной войне. «Не потому ли с кличем журавлиным от века речь аварская сходна?», писал он в стихотворении «Журавли» в переводе Гребнева.
























« Русской женщине»

Михаил Исаковский

1.Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

2.В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

3.Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

4.Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

5А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

6Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

7.В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

8.Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

9.За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

10Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

11.Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

12.И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое.




































Юлия Друнина « Зинка»

1.Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее,
На продрогшей, гнилой земле.

— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

2.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей,
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью,
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели,
О рязанских глухих садах.

3

— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье,
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!





































«РОДИНА» К. Симонов

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.


Но в час, когда последняя граната

Уже, занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,


Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую, ты, изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.


Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.


Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.


Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

1941















  Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня».

Опережающее индивидуальное задание.
Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой.

Жанр стихотворения – послание, лирический герой обращается к любимой: «жди, ты». 

Основная мысль заключена в первой  строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата,  эта строчка звучит как рефрен, призывАнафора «Жди» помогает  подчеркнуть надежду.

Сочетание звуков (Ж, ЖД) – аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни (желтые дожди, жара)), усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог-послание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!