СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 11 «А» классе МАОУ СОШ № 4 Тема: «Итоговый урок по лирике Александра Александровича Блока»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. Блок – модернист, выросший, однако, из классики века предшествующего, сын гармонии и очевидец катастроф.

А.Блок – романтик, но романтик с особыми принципами: «Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека, носителя культуры, на новую связь со стихией». Подобное соединение – трагическое, подобные узы – катулловские, когда любовь пропитана ненавистью, а ненависть пропитана – любовью. Причем стихия не ограничивается для поэта сферами природными – она вибрирует и от потрясений социальных. Новизна его художественного мира именно в объединении: символ вовлечен в Историю, идеальное таится, просвечивает и бьётся в миру.

   Для широкого читателя творчество поэта открывается «Стихами о Прекрасной Даме», самыми символистскими, но, может быть, и самыми классическими у него.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 11 «А» классе МАОУ СОШ № 4 Тема: «Итоговый урок по лирике Александра Александровича Блока»»

Открытый урок по литературе в 11 «А» классе

МАОУ СОШ № 4


Тема: «Итоговый урок по лирике Александра Александровича Блока»


(30 ноября 2013 года)


Региональный семинар:



Учитель высшей квалификационной категории

Ненартавичене Нина Ивановна


Цель урока: актуализация знаний учащихся, обобщение знаний о лирике А.А.Блока.


Тип урока: интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.


Задачи урока:

1.Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций на основе локализованных интерактивных форм обучения, отметить своеобразие поэтического мира от раннего Блока к старшему Блоку, проявление его творчества в символизме и реализме; подытожить основные темы и образы от первого сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1903) до поэм «Соловьиный сад»(1914) и «Возмездие»(1914) и от цикла стихотворений «На поле Куликовом» (1908) и до «Страшный мир»(1910). Проследить, как раскрывается тема «страшного мира» в лирике поэта. Подвести к теме России в творчестве поэта (работа в группах).

2.Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости.

3.Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку и родной природе.


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентации, выполненные учениками;

Компьютер; портрет А.А.Блока;

музыкальное сопровождение: музыка Рахманинова (соч.39), Свиридова и др. современников поэта. Листы формата А 3 и А 4 для работы в группах; фломастеры, магнитные кнопки, цветные полоски бумаги, канцелярский клей.


Оформление урока:

1.Раздаточный материал:

а) распечатка тестов,

б) тексты стихотворений у каждого учащегося свои.

Стена

а) иллюстрации детей к стихам, изученным ранее.


ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: в центре записана тема урока, эпиграф:

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

А.Блок

После вступительного слова учителя в центре – экран для демонстрации презентаций.


Слева: записано число – 30 ноября 2011 года; расположен портрет А.А.Блока

Справа: на оборотной стороне доски – домашнее задание: 1. НА ЛИСТАХ С ТЕСТАМИ; 2. Подготовиться рассказать «Жизнь и творчество С.А.Есенина» (с. 239 – 260 по учебнику)


ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вступительное слово учителя:

А. Блок – модернист, выросший, однако, из классики века предшествующего, сын гармонии и очевидец катастроф.

А.Блок – романтик, но романтик с особыми принципами: «Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека, носителя культуры, на новую связь со стихией». Подобное соединение – трагическое, подобные узы – катулловские, когда любовь пропитана ненавистью, а ненависть пропитана – любовью. Причем стихия не ограничивается для поэта сферами природными – она вибрирует и от потрясений социальных. Новизна его художественного мира именно в объединении: символ вовлечен в Историю, идеальное таится, просвечивает и бьётся в миру.

Для широкого читателя творчество поэта открывается «Стихами о Прекрасной Даме», самыми символистскими, но, может быть, и самыми классическими у него.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1.


ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ ИЗ ЦИКЛА «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»


3. Его зрелая любовная лирика еще более противоречива, чем «Стихи о Прекрасной Даме», но поскольку конфликты совершенно неразрешимы, то основные образы — и лирического героя, и его возлюбленной — становятся не столько двойственными, сколько синтетическими (стихотворения «Ангел-хранитель», «Ушла. Но гиацинты ждали...», «Черный ворон в сумраке снежном...»), животворящими и гибельными, пошлыми и идеальными, хаотическими и гармоническими одновременно.

«Страшный мир», по Блоку, явление не только социальное, но и психологическое, и национальное, и космическое («Ми­ры летят. Года летят. Пустая...», «Грешить бесстыдно, непро­будно...», «Черный ворон в сумраке снежном...»):

Страшный мир! Он для сердца тесен!

В нем — твоих поцелуев бред,

Темный морок цыганских песен,

Торопливый полет комет!

Вот на какую орбиту безумными вращениями выносит вихревая, нечеловеческая сила и лирического героя, и его воз­любленную. Это роковой взлет или, наоборот, это «провал в вечность», это огонь сжигающий и очищающий.

ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА « СТРАШНЫЙ МИР»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 О ЦИКЛЕ « СТРАШНЫЙ МИР»

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА « СТРАШНЫЙ МИР»


4. Поэма «Соловьиный сад» строится конфликтно: сладкие грезы и тяготы будней, призывное пение, кружение и «Призывающий жалобный крик» осла, забвение и долг про­тивостоят друг другу.

А. Горелов в своей известной книге «Гроза над соловь­иным садом: Александр Блок» (2-е изд., доп.—Л., 1973. — С. 412) зорко подметил: «Герой блоковской поэмы преодолел соблазн, но, вырвавшись из женственного колдовского плена, он выпал и из жизни. И другой рабочий, погоняя осла, по­вторяет знакомый уже нам путь. Поэму можно начинать вновь, в дурной бесконечности...»

Эту мысль подхватывает и развивает в небольшой, но чрезвычайно емкой статье (Или — или...: О поэме «Соловь­иный сад» А. Блока // Литературная учеба.— 1983. — № 5) Л. Колобаева: «Возвращение героя на круги своя, к сурово­му долгу, труду и самообузданию — не торжество, а трагедия, или, точнее, торжество ценой трагических потерь. Потому что это потери действительных, необходи­мых человеку благ — свободы чувств, счастья любви, наслаж­дения красотой, искусством, многообразием жизни» (с. 207). В поэме «Соловьиный сад» наиболее зримо, по ее мнению, проявляется концепция блоковского трагического гуманизма. Действительно, как и в других зрелых произведениях (в сти­хотворениях «Земное сердце стынет вновь...», «И вновь — по­рывы юных лет...»), в поэме герой не может остаться в мире личного счастья, но и не способен расстаться с ним, отречь­ся от него.


ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ПОЭМЫ «СОЛОВЬИНЫЙ САД»


ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ПОЭМЫ «СОЛОВЬИНЫЙ САД»


ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3


ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ПОЭМЫ «СОЛОВЬИНЫЙ САД»



ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ПОЭМЫ «СОЛОВЬИНЫЙ САД»


5. Из дневника поэта: «Поэма «Возмездие» была задумана в 1910 году и в главных чертах была набросана в 1911 году. Что это были за годы?

Все факты, казалось бы столь различные, для меня имели один музыкальный смысл. Я привык сопоставлять факты из всех областей жизни, доступных моему зрению в данное время, и уверен, что все они вместе всегда создают единый музыкальный напор.


Я думаю, что простейшим выражением ритма того времени, когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политические и военные мускулы, был ямб. Вероятно, поэтому повлекло и меня, издавна гонимого по миру бичами этого ямба, отдаться его упругой воле на более продолжительное время.


Тогда мне пришлось начать постройку большой поэмы под названием «Возмездие». Её план представлялся мне в виде концентрических кругов, которые становились всё уже и уже, и самый маленький круг, съёжившись до предела, начинал опять жить своею самостоятельной жизнью, распирать и раздвигать окружающую среду и, в свою очередь, действовать на периферию».


ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ ПОЭМЫ «ВОЗМЕЗДИЕ»


ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 о ПОЭМе « ВОЗМЕЗДИЕ»



6. Тема России, Родины в творчестве Блока начинается со "Стихов о Прекрасной Даме". В основе символизма лежит философия Владимира Соловьёва, именем которого ознаменовано было для Блока начало девятисотых годов, то есть период "Прекрасной Дамы". Учение Вл.Соловьёва можно определить как воплощение духовного в жизненном. ("Знайте же, Вечная Женственность ныне // В теле нетленном на землю идёт") Драматургия поэзии Блока - эволюция вечно женственного. Он шёл от культа к культуре. От "Прекрасной Дамы" и "Незнакомки", через "Балаганчик" и "Снежную маску" к России и русской культуре.



Открытие России началось для Блока с древних преданий, заклинаний и заговоров, с которыми он знакомится по книжным сборникам и научным статьям. Первое стихотворение, посвящённое России, "Русь"(было написано в том же 1906 году, что и "Незнакомка"), навеяно народными легендами. Мотив сна, с которого начинается и которым завершается стихотворение, строки:


Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И с мутным взором колдуна.


Цикл "Родина"(1907-1916) в собрании стихотворений, составленном самим Блоком, расположен прямо после произведений, посвящённых Кармен, Любови Александровне Дельмас. Вступление к циклу "Родина" посвящено Любови Дмитриевне Блок.


О том, что было, не жалея,

Твою я понял высоту,

Да. Ты - родная Галилея

Мне, - невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает,

Пусть множит дикую молву:

Сын Человеческий не знает,

Где приклонить ему главу.


Здесь оказались слиты воедино облик страны и облик женщины.

Цикл "На поле Куликовом" (1908) - об историческом пути России, о её прошлом и будущем; не случайно символическим событием на этом пути для Блока оказывается именно Куликовская битва, которая стала началом духовного возрождения. И в жизни современной ему России поэт прозревает такое же "начало высоких и мятежных дней". Строфы, завершающие цикл, выражают не просто готовность героя к активному действию, но жажду высокого, рыцарского подвига во имя возрождения родной страны: "Не может сердце жить покоем, // Недаром тучи собрались. // Доспех тяжёл, как перед боем. // Теперь твой час настал. - Молись!". Меняются лики образа Родины - сначала картина русской природы ("Река раскинулась. Течёт, грустит лениво..."), потом Русь - жена, наконец, Родина святая.


"Из сердца кровь струится" - так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.


ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ИЗ ЦИКЛА РОДИНА.


ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»


ПРЕЗЕНТАЦИЯ 5 О ЦИКЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»


Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.


7. РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ.

1) создание обложки книга того цикла стихотворений или той поэмы, над которой работала группа.

2) работа с тестами: отвечая на вопросы, группа создает «тканый коврик». У каждого ответа свой цвет, при выборе ответа необходимо наклеить на лист А 4 цвет той полоски, которая соответствует правильному ответу. При проверке легко определить ошибочные ответы (отличаются по цвету)


8. Оценивание работ. Домашнее задание на листах с тестами.


9. Итог урока:

Каждая группа показывает свой «коврик», учитель вывешивает контрольный лист. Каждая группа вывешивает свой проект обложки книги. Краткая защита мини-проекта.


РЕФЛЕКСИЯ:

- Что нового Вы открыли в творчестве А.А.Блока?

- Если Вам понравился урок, прикрепите к краю стола стикер зеленого цвета. Если Вы чувствовали себя на уроке дискомфортно, прикрепите стикер желтого цвета.


- Спасибо за урок. Урок закончен, Вы свободны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!