Открытый урок по литературе в 11 «А» классе
МАОУ СОШ № 4
Тема: «Итоговый урок по лирике Александра Александровича Блока»
(30 ноября 2013 года)
Региональный семинар:
Учитель высшей квалификационной категории
Ненартавичене Нина Ивановна
Цель урока: актуализация знаний учащихся, обобщение знаний о лирике А.А.Блока.
Тип урока: интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.
Задачи урока:
1.Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций на основе локализованных интерактивных форм обучения, отметить своеобразие поэтического мира от раннего Блока к старшему Блоку, проявление его творчества в символизме и реализме; подытожить основные темы и образы от первого сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1903) до поэм «Соловьиный сад»(1914) и «Возмездие»(1914) и от цикла стихотворений «На поле Куликовом» (1908) и до «Страшный мир»(1910). Проследить, как раскрывается тема «страшного мира» в лирике поэта. Подвести к теме России в творчестве поэта (работа в группах).
2.Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости.
3.Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку и родной природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентации, выполненные учениками;
Компьютер; портрет А.А.Блока;
музыкальное сопровождение: музыка Рахманинова (соч.39), Свиридова и др. современников поэта. Листы формата А 3 и А 4 для работы в группах; фломастеры, магнитные кнопки, цветные полоски бумаги, канцелярский клей.
Оформление урока:
1.Раздаточный материал:
а) распечатка тестов,
б) тексты стихотворений у каждого учащегося свои.
Стена
а) иллюстрации детей к стихам, изученным ранее.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: в центре записана тема урока, эпиграф:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
А.Блок
После вступительного слова учителя в центре – экран для демонстрации презентаций.
Слева: записано число – 30 ноября 2011 года; расположен портрет А.А.Блока
Справа: на оборотной стороне доски – домашнее задание: 1. НА ЛИСТАХ С ТЕСТАМИ; 2. Подготовиться рассказать «Жизнь и творчество С.А.Есенина» (с. 239 – 260 по учебнику)
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вступительное слово учителя:
А. Блок – модернист, выросший, однако, из классики века предшествующего, сын гармонии и очевидец катастроф.
А.Блок – романтик, но романтик с особыми принципами: «Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека, носителя культуры, на новую связь со стихией». Подобное соединение – трагическое, подобные узы – катулловские, когда любовь пропитана ненавистью, а ненависть пропитана – любовью. Причем стихия не ограничивается для поэта сферами природными – она вибрирует и от потрясений социальных. Новизна его художественного мира именно в объединении: символ вовлечен в Историю, идеальное таится, просвечивает и бьётся в миру.
Для широкого читателя творчество поэта открывается «Стихами о Прекрасной Даме», самыми символистскими, но, может быть, и самыми классическими у него.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1.
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ ИЗ ЦИКЛА «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»
3. Его зрелая любовная лирика еще более противоречива, чем «Стихи о Прекрасной Даме», но поскольку конфликты совершенно неразрешимы, то основные образы — и лирического героя, и его возлюбленной — становятся не столько двойственными, сколько синтетическими (стихотворения «Ангел-хранитель», «Ушла. Но гиацинты ждали...», «Черный ворон в сумраке снежном...»), животворящими и гибельными, пошлыми и идеальными, хаотическими и гармоническими одновременно.
«Страшный мир», по Блоку, явление не только социальное, но и психологическое, и национальное, и космическое («Миры летят. Года летят. Пустая...», «Грешить бесстыдно, непробудно...», «Черный ворон в сумраке снежном...»):
Страшный мир! Он для сердца тесен!
В нем — твоих поцелуев бред,
Темный морок цыганских песен,
Торопливый полет комет!
Вот на какую орбиту безумными вращениями выносит вихревая, нечеловеческая сила и лирического героя, и его возлюбленную. Это роковой взлет или, наоборот, это «провал в вечность», это огонь сжигающий и очищающий.
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА « СТРАШНЫЙ МИР»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 О ЦИКЛЕ « СТРАШНЫЙ МИР»
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА « СТРАШНЫЙ МИР»
4. Поэма «Соловьиный сад» строится конфликтно: сладкие грезы и тяготы будней, призывное пение, кружение и «Призывающий жалобный крик» осла, забвение и долг противостоят друг другу.
А. Горелов в своей известной книге «Гроза над соловьиным садом: Александр Блок» (2-е изд., доп.—Л., 1973. — С. 412) зорко подметил: «Герой блоковской поэмы преодолел соблазн, но, вырвавшись из женственного колдовского плена, он выпал и из жизни. И другой рабочий, погоняя осла, повторяет знакомый уже нам путь. Поэму можно начинать вновь, в дурной бесконечности...»
Эту мысль подхватывает и развивает в небольшой, но чрезвычайно емкой статье (Или — или...: О поэме «Соловьиный сад» А. Блока // Литературная учеба.— 1983. — № 5) Л. Колобаева: «Возвращение героя на круги своя, к суровому долгу, труду и самообузданию — не торжество, а трагедия, или, точнее, торжество ценой трагических потерь. Потому что это потери действительных, необходимых человеку благ — свободы чувств, счастья любви, наслаждения красотой, искусством, многообразием жизни» (с. 207). В поэме «Соловьиный сад» наиболее зримо, по ее мнению, проявляется концепция блоковского трагического гуманизма. Действительно, как и в других зрелых произведениях (в стихотворениях «Земное сердце стынет вновь...», «И вновь — порывы юных лет...»), в поэме герой не может остаться в мире личного счастья, но и не способен расстаться с ним, отречься от него.
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ПОЭМЫ «СОЛОВЬИНЫЙ САД»
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ПОЭМЫ «СОЛОВЬИНЫЙ САД»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ПОЭМЫ «СОЛОВЬИНЫЙ САД»
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ПОЭМЫ «СОЛОВЬИНЫЙ САД»
5. Из дневника поэта: «Поэма «Возмездие» была задумана в 1910 году и в главных чертах была набросана в 1911 году. Что это были за годы?
Все факты, казалось бы столь различные, для меня имели один музыкальный смысл. Я привык сопоставлять факты из всех областей жизни, доступных моему зрению в данное время, и уверен, что все они вместе всегда создают единый музыкальный напор.
Я думаю, что простейшим выражением ритма того времени, когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политические и военные мускулы, был ямб. Вероятно, поэтому повлекло и меня, издавна гонимого по миру бичами этого ямба, отдаться его упругой воле на более продолжительное время.
Тогда мне пришлось начать постройку большой поэмы под названием «Возмездие». Её план представлялся мне в виде концентрических кругов, которые становились всё уже и уже, и самый маленький круг, съёжившись до предела, начинал опять жить своею самостоятельной жизнью, распирать и раздвигать окружающую среду и, в свою очередь, действовать на периферию».
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ ПОЭМЫ «ВОЗМЕЗДИЕ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 о ПОЭМе « ВОЗМЕЗДИЕ»
6. Тема России, Родины в творчестве Блока начинается со "Стихов о Прекрасной Даме". В основе символизма лежит философия Владимира Соловьёва, именем которого ознаменовано было для Блока начало девятисотых годов, то есть период "Прекрасной Дамы". Учение Вл.Соловьёва можно определить как воплощение духовного в жизненном. ("Знайте же, Вечная Женственность ныне // В теле нетленном на землю идёт") Драматургия поэзии Блока - эволюция вечно женственного. Он шёл от культа к культуре. От "Прекрасной Дамы" и "Незнакомки", через "Балаганчик" и "Снежную маску" к России и русской культуре.
Открытие России началось для Блока с древних преданий, заклинаний и заговоров, с которыми он знакомится по книжным сборникам и научным статьям. Первое стихотворение, посвящённое России, "Русь"(было написано в том же 1906 году, что и "Незнакомка"), навеяно народными легендами. Мотив сна, с которого начинается и которым завершается стихотворение, строки:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна.
Цикл "Родина"(1907-1916) в собрании стихотворений, составленном самим Блоком, расположен прямо после произведений, посвящённых Кармен, Любови Александровне Дельмас. Вступление к циклу "Родина" посвящено Любови Дмитриевне Блок.
О том, что было, не жалея,
Твою я понял высоту,
Да. Ты - родная Галилея
Мне, - невоскресшему Христу.
И пусть другой тебя ласкает,
Пусть множит дикую молву:
Сын Человеческий не знает,
Где приклонить ему главу.
Здесь оказались слиты воедино облик страны и облик женщины.
Цикл "На поле Куликовом" (1908) - об историческом пути России, о её прошлом и будущем; не случайно символическим событием на этом пути для Блока оказывается именно Куликовская битва, которая стала началом духовного возрождения. И в жизни современной ему России поэт прозревает такое же "начало высоких и мятежных дней". Строфы, завершающие цикл, выражают не просто готовность героя к активному действию, но жажду высокого, рыцарского подвига во имя возрождения родной страны: "Не может сердце жить покоем, // Недаром тучи собрались. // Доспех тяжёл, как перед боем. // Теперь твой час настал. - Молись!". Меняются лики образа Родины - сначала картина русской природы ("Река раскинулась. Течёт, грустит лениво..."), потом Русь - жена, наконец, Родина святая.
"Из сердца кровь струится" - так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ИЗ ЦИКЛА РОДИНА.
ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 5 О ЦИКЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»
Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.
7. РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ.
1) создание обложки книга того цикла стихотворений или той поэмы, над которой работала группа.
2) работа с тестами: отвечая на вопросы, группа создает «тканый коврик». У каждого ответа свой цвет, при выборе ответа необходимо наклеить на лист А 4 цвет той полоски, которая соответствует правильному ответу. При проверке легко определить ошибочные ответы (отличаются по цвету)
8. Оценивание работ. Домашнее задание на листах с тестами.
9. Итог урока:
Каждая группа показывает свой «коврик», учитель вывешивает контрольный лист. Каждая группа вывешивает свой проект обложки книги. Краткая защита мини-проекта.
РЕФЛЕКСИЯ:
- Что нового Вы открыли в творчестве А.А.Блока?
- Если Вам понравился урок, прикрепите к краю стола стикер зеленого цвета. Если Вы чувствовали себя на уроке дискомфортно, прикрепите стикер желтого цвета.
- Спасибо за урок. Урок закончен, Вы свободны.