СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению 1 класс. Начальная школа XXI века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 1 классе

по УМК «Начальная школа XXI века»

 

Дата: 29.02.2016

Класс: 1

ФИО: Капустина Юлия Викторовна

Место работы: МБОУ «Школа №110» г. Нижний Новгород

Должность: учитель начальных классов

Урок: литературное чтение

Тема:  Г.В.Сапгир «Людоед и принцесса, или Все наоборот»

Учебник:  « Букварь» (II часть) 1 класс Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова - М.: Вентана - Граф, 2013 (Начальная школа XXI века)

Цель: познакомить с произведением Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».  Уметь выражать своё отношение к прочитанному и прослушанному произведению, к героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; читать стихотворение выразительно, соблюдая интонацию пунктуационных знаков.

Задачи:

Образовательные:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения;

– совершенствоватьумение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

– формировать навыки техники чтения, приёмов понимания и анализа юмористического стихотворного текста

Воспитательные:

– воспитываем бережное отношение к своим вещам;

–  формируем умение работать в паре,  слушать и понимать речь других;

–  совместно договариваться о правилах поведения и общения;

– воспитывать культуру смеха.

    Развивающие:

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), критическое мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам).

–  развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Тип урока: изучение нового материала.

Материально-техническое оснащение урока:

ИД, ИМ, КВ, словарь литературоведческих терминов, словарь к уроку.

 

Этап урока

Содержание

Сопров-е

Время

  1. Организа-ционный этап.

 

Доброе утро, дорогие ребята!

 

Слайд 1

30 с

  1. Мотивация к уроку.

 

Что за «ли»?

Что за «мон»?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

ЛИ

МОН –

сразу

станет

кисло.

Но я очень надеюсь, что нам сегодня не будет кисло, а будет весело, потому что мы совершим путешествие в юмористическую страну Смеха. А как вы думаете почему страна так называется? ( потому что Сапгир писал юмористические произведения)

Слайд 2

1 мин

  1. Проверка домашнего задания.

 

А для того, чтобы наше путешествие было интересным и удобным, мы должны с вами вспомнить поговорки, это ключ который поможет открыть дверь в страну Смеха и который находится у одного из наших гостей. Дома должны были выучить поговорку. Помните, что главная особенность при произношении поговорки – это темп.

Для начала давайте все вместе произнесем поговорку шепотом, теперь прокричим ее. Произнесем очень медленно, ускорим темп, а теперь очень быстро. (несколько человек спросить)

Чтение поговорок

Слайд  3

3 мин

  1. Актуализация знаний учащихся.

 

В стране Смеха нас встречает Генрих Вениаминович Сапгир. Знаком ли он вам?

Какие его произведения вы читали? (мой друг зонтик, садовник, нарисованное солнце, как стать большим)

Прозаик – писатель, пишущий прозой, не в стихотворной форме. (сл.работа)

Одно из его произведение «Туча»

Прочтите.

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

Слайды 5.6

30 с

  1. Этап усвоения новых знаний

Однажды он услышал, как маленький мальчик декламировал (т.е. выразительно читал):

Не могу уже сидеть!

Не могу уже лежать!

Надо будет поглядеть,

Не смогу ли я висеть…

 

Тут Сапгир и подумал:

А напишу-ка я стихи

О том,

Как я пишу стихи о том,

Как я пишу стихи о том,

Как я пишу стихи…

Стихи получились

ДЛИННЫЕ,

Длиннее

Шеи

Жирафа.

Их можно читать

Со стула,

Но лучше всего –

Со шкафа.

А если говорить серьёзно (а только так и надо говорить), Сапгир был одним из тех, кто вернул в стихи для малышей поэзию.

А ведь вы, дети, народ очень суровый. Если вам начинают читать нравоучениями, если вы услышите в стихах (и не только) хоть одну фальшивую ноту (т.е. обман, ложь), вам тут же станет скучно. Но фальшивых нот не бывает, когда взрослые играют с детьми на равных, если они играют не понарошку, а взаправду.

Во что можно играть? Можно в прятки, можно в салочки или в казаков-разбойников. А ещё играть можно так, чтобы слова заплясали, загудели, запели…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

  1. Физминутка

 

Слайд 7

2 мин

 Этап усвоения новых знаний

А начиналось все так.

В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!»

– О чем? – спросил Сапгир.

– О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.

– А если апрель, то можно я напишу про котов?

– Хорошо, – сказал дядя Юра.

И получились такие стихи:

 

Мяу! Наконец тепло. Весна.

В апреле кошкам не до сна.

Не понимаю, как в апреле

Ребята могут спать в постели.

Гуляли бы себе по крышам

Под месяцем большим и рыжим.

 

И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появилось на белый свет стихотворение «Людоед и Принцесса, или Всё наоборот». С 167

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

Слайд 10

1 мин 30 с

 

Просмотр мультфильма

Слайд 11

5 мин

1.Работа с текстом произведения

  1. Вам понравилось произведение, поделитесь своими впечатлениями, ребята.
  2. Как вы думаете, сколько частей в стихотворении? Почему?

- Оно построено на противопоставлении.

     3) Какие слова повторяются чаще всего? (прекрасная, ужасная) Это ключевые слова стихотворения.

     4) Скажите, пожалуйста, как называются такие слова. (антонимы) (Слова, имеющие противоположное значение.)

     5) Кто главные герои  стихотворения? (принцесса и людоед)

     6) Каким вы представляете себе портрет прекрасной принцессы – принцессы в 1 части?

    7) А каким вы представляете себе портрет ужасной принцессы – принцессы во 2 части?

- Слова «прекрасная» и «ужасная» в литературе называются эпитеты.

Эпитет – яркое образное прилагательное, употребленное в переносном значении.

 

2 мин

 

    8)Давайте сейчас прочитаем стихотворение и посмотрим, только ли к принцессе относятся слова «прекрасная» и «ужасная». Возьмите в руки простой карандаш и отметьте к каким ещё существительным относятся эти эпитеты.

(чтение учителем стихотворения)        

      9) Назовите существительные, которые вы отметили. (погода, полянка, землянка, аппетит, вид, легенда). 

       10) И аппетит у людоеда тоже был разным. Посмотрите, каким он был в 1 части, а каким – во 2. (ужасный – прекрасный)

       11) А каким вы представляете людоеда, если даже для поэта «дело ясное»?(…)

       12) Почему людоеду стало худо в 1 части? (вид прекрасный, потому что аппетит ужасный)

        13) А во второй? (наоборот аппетит прекрасный, потому что вид ужасный)

 

3 мин

  1. Проверка усвоения учащимися нового материала.

 

Прекрасный – ужасный. А давайте ребята проверим, как вы сможете соотнести существительные с эпитетами. Первый вариант – работает только с первой частью стихотворения, а второй вариант – со второй. На выполнение задания даю вам две с половиной – три минуты.

Слайд 12

Тест «Соотнеси существительное и эпитет»

3 мин

  1. Физминутка.

1-подняться, потянуться

2-согнуться, разогнуться

3-в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре – ноги шире

5-руками помахать

6-на месть сесть опять.

Слайд 13

1 мин

  1. Домашнее задание.

 

Подготовьте выразительное чтение: 1 вариант – первая часть стихотворения, 2 вариант – вторая часть и ответьте на вопрос: «Как вы думаете, почему стихотворение так называется?»

Слайд 14

1 мин

  1. Рефлексия. 

 

Вот и подошло на сегодня к концу наше путешествие в страну Смеха, но я думаю мы еще сюда вернемся. Правда? Ребята, мне очень понравился наш урок. Мы замечательно поработали. Я говорю вам спасибо. А сейчас поднимите одну руку, кому было смешно и интересно. Молодцы, спасибо. Кто продолжит свое путешествие вперед, к знаниям – две руки. Благодарю. А кто хочет сказать: « Спасибо, потрудились на славу», - хлопайте в ладоши.

Слайд 15

Аудиозапись «Усатый нянь»

2 мин

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!