IV.Открытие нового знания а) Сообщение темы урока. - О каком поэте здесь говорится? В этом имени - слово «есень». Осень, ясень, осиный свет, Что-то есть в нем От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь - рассвет. Что-то есть в нем И от весенней . Грусти, юности И чистоты... - Услышали ли вы эту фамилию? - Догадались ли вы кто этот поэт? - Откройте 52страницу учебника. - Что знаете об этом авторе? Какие стихи помните? ПРЕЗЕНТАЦИЯ Великий русский поэт - Сергей Александрович Есенин родился я 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии Рязанского уезда, Кузьминской волости в семье крестьянина Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. В своих стихах воспел красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей. Любовь к России, её природе зародилась в нём ещё в детстве. Деревенское детство Сергея Есенина прошло на широких рязанских просторах в пойме реки Оки. Чарующие закаты над Окой были дороги ему с детства. С молоком матери впитал поэт запахи свежескошенного сена, медовых сот, берез и кленов. Воспринимая природу как живое существо, он сумел открыть и передать в своих стихах ее красоту. Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. Семнадцатилетним пареньком Есенин приехал в Москву, работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Вскоре, оказавшись в Петрограде, талантливый самородок быстро приобретает громкую славу среди поэтов того времени. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться. - А вот сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и детально его изучив, посмотрим, как автор передал красоту зимнего пейзажа. Речевая разминка: Раз- скорее улыбнись Два язык опустим вниз Три –язык наверх потянем, на четыре поболтаем, пять-по зубкам постучим, шесть -на лошади поскачем, семь-как горка язычок, восемь-ротик на замок. б) Работа с текстом до чтения. - Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием. Какие могут быть песни у зимы? -Прочитайте ключевые слова: зима поёт, аукает, баюкает мохнатый лес, седые облака, ковёр шелковый, метелица стелется, воробышки озябли, вьюга стучит с бешеным рёвом. - Уточните свои предположения. в) Чтение стихотворения про себя. - Сейчас мы узнаем, кто был близок к истине. Прочитайте стихотворение про себя. При чтении отмечайте слова, смысл которых затрудняетесь объяснить. - Понравилось вам произведение? Чем именно? - К какому жанру относится это произведение? ( стихотворение) жанр - Как определили? - Найдите рифмы. - Как называют автора стихотворения? Поэт. -Какая тема раскрывается? ЗИМА - Оправдались наши предположения? г) Первичное чтение. - Будем читать вслух. Акцентируйте внимание на образах. - Какие образы вы открыли для себя? Физминутка. - Сейчас давайте встанем и немного отдохнём под музыку Г.Свиридова «Метель», вообразим, что мы снежинки. И выполним, те движения, которые напоминают нам, как кружатся снежинки в метель. д) Чтение вслух по смысловым частям. 1строфа. - Кого напоминает зима в этом отрывке?( живое существо) - Какие слова помогают оживить предметы? - Как зима может петь, аукать, баюкать? - Как называется такой литературный приём? Олицетворение - В каком лесу оказался автор? ( сосняк, сосновый). Сосняк – собирательное слово, народное. Есенин долгое время жил сельской местности. - Какое слово использует Есенин описывая лес? Мохнатый. - Что обозначает это слово? Засыпан пушистым снегом. - Как называется такой приём? Эпитет - Какое ещё необычное слово встретили? Стозвон. Представьте мохнатый сосновый лес под снегом. Он звенит на морозе, деревьев много- поэт нашёл удивительное слово «стозвон». 2строфа. -Увидели эти облака? - Седые – значит какого цвета? ( бело-сероватого, тусклого) -Какой приём использует автор? Эпитет. - Какие чувства вызывают облака? -Найдите ещё эпитеты - О чём тоскуют облака? 3строфа. - Какой звук чаще других повторяется в этом отрывочке? -Звук (л) повторяется и как бы усиливает ощущение холода. -С чем сравнивается метелица? - Как называется этот приём? Сравнение. Сравнение это не случайно: шелк – прохладная, холодящая ткань. 4строфа. - Представили себе этих пташек? - Как к ним относится автор? - С кем сравнивает? Как называется такой приём? Сравнение. Автор использует слово « озябли» - подберите к этому лову синонимы ( замёрзли, продрогли, окоченели, застыли). -Какие образные средства для большей выразительности использует Есенин, чтобы описать их? Эпитеты. 5строфа. Вот и ещё одна песня зимы - бешеный рёв вьюги, стук открывающихся ставен. Это дощатые створки для прикрытия окон. Заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга. Можно ли вьюгу представить в виде живого существа? Какой приём используется? Олицетворение. 6строфа. - Как называет воробышков? Нежные. - О чём мечтают воробышки? (о весне, учитель записывает слово ВЕСНА на доске рядом со словом ЗИМА) - Какая она у Есенина? (прекрасная, ясная, красавица) - Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? (противопоставляет зиме) -Для чего автор использует этот литературный приём? ( Весна всё равно победит зиму, всё в природе меняется, грусть и тревога- сменяется на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек) . Противопоставление -Вначале С.Есенин назвал стихотворение «Воробышки». -Как вы думаете, почему поэт изменил название? д) Беседа после чтения. Наблюдение над языком, подготовка к выразительному чтению. - Скажите, стихи, в которых передаются чувства переживания автора как называются? Лирические. - Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется? - Как будем читать? Где будет меняться интонация? | Слайд 8
Углубление знаний.
Применение ИКТ.
Работа с учебником.
Решение устной задачи и обсуждение проекта её решения. Поиск информации. Под звуки метели.Аудиозапись. Работа с текстом. 4. Словарная работа. Поет – сильно дует Аукает – перекликается Стозвоном – звон 100 сосен (автор.) Сосняк – собирательное, сосновый лес. Ковром шелковым – мягким ковром Сиротливые – без родителей Озябли – сильно замерзли Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол Вихри – порывистые круговые движения ветра Олицетворение-перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Эпитет-художественное определение. Выражается преимущественно именем прилагательным Здоровьесберегающая технология. Фронтальная работа. Сравнение - сопоставление явления и качеств предметов. Сино́нимы (от др.-греч. σύν – вместе + ὄνομα – имя) — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.(спать-дремать) Противопоставление — выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения Аргументирование. Связь с жизнью. Аргументирование. |