СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению "П. Бажов. «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: П. Бажов. «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения.

Задачи:

  • формировать умение давать характеристику главным героям произведения, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения на основе характеров главных героев;
  • развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь;
  • способствовать воспитанию умения работать в мини-группе, развивать навык самоконтроля, объективной самооценки; коммуникативные навыки, ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению "П. Бажов. «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения"»

План-конспект открытого урока

Литературное чтение

Дата проведения: 19.12.2017

Тема: П. Бажов. «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения.

Задачи:

  • формировать умение давать характеристику главным героям произведения, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения на основе характеров главных героев;

  • развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь;

  • способствовать воспитанию умения работать в мини-группе, развивать навык самоконтроля, объективной самооценки; коммуникативные навыки, ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент

Кто улыбкою жизнь встречает,

Кто с улыбкой детей пеленает,

Кто с улыбкой проблемы решает,

Чья улыбка, как луч мудреца,

Тот, как солнце, все согревает,

Тот улыбкою зло побеждает,

Тот великую тайну знает!

Суть улыбки – радость Творца!

2.Постановка цели урока

-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

 В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.  В такой шкатулке у нас хранятся задания.

Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе.

Озера и реки здесь – как зеркала,

Нам песню споет пожилая ветла

И много расскажет нас басен

Уральский лес чуден, прекрасен.

А горы до неба почти достают,

Красива природа – покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…(показ портрета писателя)

 Дети: Павел Петрович Бажов.

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. А чем по-вашему отличается сказ от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.

В его сказах встречаются люди, которые могли  бы жить рядом с нами, но рядом с обычными – сказочные. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас  с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью знаменитого Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.

3.Актуализация знаний

3.1.Тест-контроль П.П.Бажов «Серебряное копытце»

1.Назовите жанр произведения П. П. Бажова "Серебряное копытце"

а) сказ;

б) повесть;

в) сказка.

2. Чем сказ отличается от сказки?

а) реальным описанием жизни героев; 
б) волшебными событиями; 
в) участником событий является автор.

3. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку - сиротку?

а) Ваня;

б) Кокованя;

в) Григорий.



4. Чем занимался дед Кокованя?

а) пески промывал, золото добывал;

б) рыбу ловил, ягоды собирал;

в) за козлом бегал.

5. Имя главной героини сказки?

а) Мария;

б) Дарёнка;

в) Настя.

6. Сколько лет было девочке?

а) 6;
б) 7;
в) 8.

7. Как звали кошку, которая жила у девочки?

а) Мурка;

б) Муська;

в) Мурёнка.

8. Какого цвета была кошка Мурёнка?

а) Серая;

б) Белая;

в) Бурая;

9. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?

а) с баяном;

б) с барабаном;

в) с балалайкой.

10. Почему Дарёнка пошла с Кокованей в лес?

а) страшно дома одной;

б) любопытно было;

в) повеселиться захотела.

11. Чем занималась Дарёнка, когда Кокованя с утра на работу уходил?

а) плясала, песни пела;

б) прибирала, кашу варила;

в) вязать садилась.

12. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?

а) лису;

б) волка;

в) козлика.

13. Что взяла с собой Дарёнка в лес?

а) камешки, бусины, проволоку;

б) нитки, иголки, лоскутки;

в) куклы, мишки, наклейки.

14. Для чего Дарёнка взяла с собой верёвку?

а) дрова завязать;

б) к Коковане привязать;

в) Серебряное копытце поймать.

15. На какой ножке у козлика было серебряное копытце?

а) правая передняя нога;

б) обе передние ноги;

в) левая передняя нога.



16. Из скольких веточек были рога у козлика?

а) 5;
б) 2;
в) 6.

17. Как позвала девочка козла?

а) Ме-ка, ме-ка;

б) Бе-ка, бе-ка;

в) Те-ка, те-ка.

18. Сколько камней нагрёб дед Кокованя?

а) полмешка;

б) полшапки;

в) полведра.

19.Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?

а) белые;

б) зелёные;

в) чёрные.

20. Куда делась Мурёнка?

а) съели волки;

б) пропала;

в) спряталась дома.

4.Работа по теме урока

4.1.Работа с деформированным текстом

Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

( Кокованя, сиротка; поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

4.2. Характеристика главных героев.

- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце».

На доске: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк

Опишите их по плану.

                                       План.             

  1. Где герой живёт?

  2. Какие поступки совершает?

  3. Чем занимается герой?

  4. Какой характер у героя?

  5. Как вы относитесь к герою?

Вспомним правила «Как правильно работать в группах»

1. Прочитать внимательно задание.

2. Все время работать над заданием, не отвлекаться и не отвлекать других членов группы.

3. Быть вежливым со всеми членами группы.

4. Командир группы должен распределить речь выступающим.

5. Выступать должны все участники группы.

-Что общего вы заметили, когда давали характеристику Коковане и Даренке?(Они одинокие, трудолюбивые, любят природу и т.д.)

-Чем заинтересовал Кокованя Даренку? (Рассказами о Серебряном копытце)

-О чем мечтали Кокованя и Даренка? (Хотели увидеть Серебряное Копытце)

-Для чего они хотели увидеть Серебряное Копытце? (Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.)

-Почему же произошло чудо с Даренкой и Кокованей? (Они были добрыми и бескорыстными, не желали богатства).

- Ребята, зачем мы с вами характеризовали героев? (Чтобы уточнить, как автор относится к главным героям и их поступкам.)

- Пригодится ли это нам в жизни? (Да, чтобы лучше разбираться в людях, чтобы нам не оступиться, чтобы нас не подставили или не сделали плохо.)

-Как автор относится к своим героям? В чем это проявляется? (Любит их, гордится ими. Он называет их ласково. Показывает их добрые поступки, отношения).

- Для чего Павел Петрович Бажов написал произведение «Серебряное копытце»? (Чтобы люди жили счастливо, у них должны быть общие интересы, дела… Как Кокованя с Даренкой - любили природу, животных, сказки, верили в чудеса. Их сблизила одна беда – одиночество, которое привело их к счастью.)

4.3. Выразительное чтение отрывка сказки

- Ребята, мы очень много говорили о сказке «Серебряное копытце» и, наверное, у каждого из вас есть отрывок, который особенно нравится и хочется прочитать ещё раз.

- Ваше мнение, помогло ли чтение ваших товарищей почувствовать настроение сказки? (Отвечают ребята)

4.4.Работа с пословицами

- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.

– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа?

  • Богатство не синоним счастья.

  • Желаешь себе добра – делай добро другим.

  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

  • Каких только чудес не бывает на свете.

  • Чёрствое сердце не знает благодарности.

4.5.Легенда о козлике

А знаете ли вы, какая легенда лежит в основе произведения?

Об этом нам расскажет подготовленный ученик (небольшой доклад ученика)

Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

5. Итог урока

Какую цель ставили на урок? (Дать характеристику героям и их поступкам. Для чего Павел Петрович Бажов написал произведение «Серебряное копытце» и как он относится к своим героям.)

-Достигли ли мы цели?

-Чему нас учат герои Павла Бажова? ( Доброте, чуткости и др.)

6. Рефлексия

Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова приклейте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг. Сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.

-Я раздам каждому волшебный свиток и вы напишите в нем то качество, которое вы бы хотели перенять у героя и поделиться им с товарищем. Обменяйтесь с соседом по парте. 

-Спасибо вам всем за работу. На этом уроке вы трудились не только головой, но и сердцем. И напоследок несколько слов:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

7. Домашнее задание 
1.Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям;
2.Подготовить пересказ от 1 лица;
3.Придумать задания для теста или викторины по сказам Бажова.

4.Прочитать другие сказы Бажова. Подготовить пересказ понравившегося отрывка.

























1.Восстанови текст

Так и стали жить вместе, дед ______________________, ____________________Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-________________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ______________ уходил, Дарёнка в избе __________________,похлёбку да _________________варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ___________________. К вечеру соберутся, и _______________ им.

2.Опиши героя по плану.


План

  1. Где герой живёт?


  1. Какие поступки совершает?


  1. Чем занимается герой?


  1. Какой характер у героя?


  1. Как вы относитесь к герою?






  • Богатство не синоним счастья.

  • Желаешь себе добра – делай добро другим.

  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

  • Каких только чудес не бывает на свете.

  • Чёрствое сердце не знает благодарности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!