Методическая разработка урока математики
Класс: 3 «А»
Учитель: Михайлова С.А.
Дата:18.03.2010года.
Тема урока: Нахождение однозначного частного.
Тип урока: Обобщение.
Цели:
- обобщить знания учащихся о способах нахождения однозначного
частного;
- развивать воображение, логическое мышление и речь;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Задачи:
- отработать алгоритм нахождения однозначного частного;
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
- развивать умение решать задачи, содержащие умножение и деление.
Умения:
- применять на практике алгоритмы нахождения однозначного
частного.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная,
дифференцированная.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки с цифрами и буквами (двусторонние);
Записи примеров на доске.
У каждого ребёнка разрезные цифры «Считаем до 1000».
Карточки с дополнительными заданиями для детей с высоким уровнем подготовки.
I.ВВОДНО – МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент.( Психологический настрой учащихся)
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Сегодня за окном немного разнепогодилось, но я думаю,
что это на нас не повлияет: мы бодры, энергичны, полны сил и задора.
Я думаю, что урок математики пройдёт очень продуктивно.
II.ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1. Сообщение темы урока
Учитель:
- Сегодня на уроке мы повторим устные приёмы умножения на однозначное число и обобщим знания о способах нахождения однозначного частного.
а пока…
Ну-ка, в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И кругом- только умные лица,
Потому что считаем в уме!
2.Устный счёт проходит в виде игры «Молчанка».
Детям предлагается решение примеров на умножение двузначного числа на однозначное(устные приёмы вычисления, на темы: «Умножение суммы на число», «Умножение вида 30x2, 20x8».
Учащиеся считают в уме каждый пример и показывают ответы с помощью разрезных цифр.
Запись на доске:
13x4= 52 П 31x3=93 Д 20x4=80 О
17x5=85 Щ 14x5=70 Л 30x3=90 А
12x9=108 48x2=96 Ь 50x2=100
Учитель даёт 1-е задание для детей с низким уровнем подготовки, ученик выходит к доске и самостоятельно выполняет задание.
Учитель:
- Расположите и запишите на доске числа в порядке возрастания.
Ученик:
52, 70, 80. 85, 90, 93, 96.
Учитель:
- Дети посмотрите, правильно выполнил Максим?
Ученики:
-Максим выполнил без ошибок.
Учитель:
- Молодец, Максим, пять! Садись на место.
2-е задание предназначается для детей с высоким и средним уровнем подготовки.
Учитель:
- Назовите число, в котором цифра десятков больше цифры единиц в 3 раза.
Ученик отвечает с места:
- Это число 93, т.к. 9:3= 3 , значит 9 больше 3 в 3 раза.
Учитель:
-Правильно, молодец!
-А теперь откроем буквы и прочитаем слово(каждому ответу соответствует буква).
52, 70, 80. 85, 90, 93, 96.
Ученики(хором): П Л О Щ А Д Ь
Учитель:
-Что такое площадь?
Ученик :
-Это произведение длины на ширину.
Учитель:
-Запишем формулу, она нам пригодится для решения задачи №453 страница112.
S= а x в ( а- длина, в – ширина,S- площадь)
3.Решение задачи.
(Учитель записывает ход решения задачи на доске, а дети у себя в тетрадях).
Учитель:
-Прочитайте задачу.
Ученик:
-Детская площадка площадью в 117 кв.метров имеет длину 13 метров. Какова ширина площадки?
Учитель:
- Как найти ширину?
- Как использовать формулу?
Ученик:
-Нужно площадь разделить на длину, т.е. в=S : а
Учитель:
-Подставляем значения вместо букв.
Запись в тетрадях:
В=117: 13=9 метров
Проверка: 13x9=117, значит число 9 подходит.
Ответ: ширина площадки 9 метров.
Задание для учащихся с высоким уровнем подготовки:
Учитель:
-Давайте изменим вопрос так, чтобы задача решалась по-другому.
Ученица:
- Сколько метров изгороди потребуется, чтобы огородить детскую площадку?
Учитель:
- Что мы будем находить, задав такой вопрос?
Ученик:
- Периметр.
Учитель:
- А как находится периметр?
Ученик:
- нужно сложить длины сторон фигуры.
Учитель:
- Катя, молодец!
Учитель:
-Записываем формулы нахождения периметра.
Ученик:
1-й способ: Р= а+в+а+в
Ученик:
2-й способ: Р = а x 2 + в x 2
Ученик:
3-й способ: Р=(а+в)x 2
Учитель:
-Какой формулой удобнее воспользоваться? Почему?
Ученик:
Р=(а+в)x 2, т.к. выполняется два действия.
Учитель:
-Подставляем числа в формулу.
Ученица:
Р= (13 + 9)x 2= 22 x 2= (20+2)x2= 20x2+2x2=40+4=44метра.
-При решении выражения (20+2)х2, я воспользовалась правилом умножения суммы на число. Чтобы сумму умножить на число, нужно каждое слагаемое умножить на число и результаты сложить.
Ответ: Р = 44метра.
Учитель:
- Катя, молодец! Садись на место, пять!
Учитель:
-Хорошо. А как нужно вести нам людям на детской площадке, на улице и вообще в природе?
Ученики:
- Не мусорить;
- не ломать ветки;
- Не ломать качели;
- Бережно относится к окружающему миру;
- Уважать труд других людей.
Учитель:
- Правильно, молодцы ребята.
- А теперь все встали и выполните физминутку
ФИЗМИНУТКА
Учитель произносит текст физминутки, а учащиеся выполняют действия.
«Быстро руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело».
4.Решение примеров.
(На доске запись примеров)
80 ׃ 10 600 ׃ 100 100 ׃ 100 20 ׃ 10
50 ׃ 10 800 ׃ 100 90 ׃ 10 400 ׃ 100
Учитель:
- Как решить эти примеры?
- Какие правила нужно вспомнить?
Ученик:
_ Если мы делим на 10, то у делимого отбрасываем 0 и получаем частное.
- Если мы делим на 100, то у делимого отбрасываем 00 и получаем частное.
Учитель:
- Выполним эти примеры по вариантам:
1в. – Записывает и решает примеры, в которых делитель 10.
2в.- Записывает и решает примеры, в которых делитель 100.
Дети выполняют в тетрадях.
1в. 80 ׃ 10 2в. 600 ׃ 100
50 ׃ 10 800 ׃ 100
90 ׃ 10 100 ׃ 100
20 ׃ 10 400 ׃ 100
Учитель:
- Проверяем. Назовите ответы.
Ученик:
1в. – 8, 5, 9. 2.
Ученик:
2в. – 6, 8, 1, 4.
Учитель:
-Правильно решили, молодцы!
5. Выполнение деления № 480 стр.117
Учитель:
- А сейчас откройте страницу 117,выполним №480.
- Каким способом можно найти однозначное частное?
Ученик:
- Способом подбора.
Дети с высоким уровнем подготовки решают самостоятельно.
Остальные выполняют письменное деление с объяснением на доске
под руководством учителя.
Ученик:
90 : 15
Чтобы найти цифру частного, нужно подобрать такое число, при умножении которого на делитель получится делимое. Начинаем подбор с 5.
15 ∙ 5=75 это мало.
Возьмём по 7.
15 ∙ 7 = 105 это много.
Возьмём по 6.
15 ∙ 6 = 90 – подходит.
Значит 90: 15 = 6.
Ученик:
240 : 48
Чтобы найти цифру частного, нужно подобрать такое число, при умножении которого на делитель получится делимое. Начинаем подбор с 5.
48 ∙ 5 = 240 – подходит.
Значит 240 : 48 = 5
Ученик:
231 :33
Чтобы найти цифру частного, нужно подобрать такое число, при умножении которого на делитель получится делимое. Начинаем подбор с 5.
33 ∙5 =165 это мало.
Возьмём по 7.
33 ∙ 7 = 231 – подходит.
Значит 231 :33 =7
Ученик:
891 :99
Чтобы найти цифру частного, нужно подобрать такое число, при умножении которого на делитель получится делимое. Начинаем подбор с 5.
99 ∙ 5 = 495 – это мало
Возьмём по 7.
99 ∙ 7 =693 – это мало.
Возьмём по 9.
99 ∙9 =891 – подходит.
Значит 891 : 99 =9.
Учитель:
- Молодцы.
6.Самостоятельная работа (выполнение №480 с.117 --3-ий и 4-ый столбики).
Учитель:
- А теперь остальные примеры выполните в тетрадях самостоятельно по вариантам.
1в. Решает третий столбик
2в.Решает 4-ый столбик
1 вариант | 2 вариант |
804 :402 402 ∙2=804 Значит 804 / 402 =2 744 :248 248 ∙ 3=748 Значит 744 : 248 = 3 | 528 :132 132 ∙ 4=528 Значит 528 /132 =4 900 :450 450 ∙ 2 = 900 Значит 900 :450 = 2 |
7. Индивидуальная работа по карточкам
Задание для детей с высоким уровнем подготовки:
- А тем, кто выполнил весь номер, я даю карточки:
Карточка №1 | Карточка№2 |
Выдели части и реши выражение по действиям: 356- (150:75+768:192) -48:8= Убери скобки и реши новое выражение. Результаты сравни. | Выдели части и реши выражение по действиям: 211+(999:111- 235:47) +80:10= Убери скобки и реши новое выражение. Результаты сравни. |
Карточка№1 | Карточка№2 |
Решение 1: (356- (150:75+768:192)) –(48:8)=344 1)150:75=2 5)48:8=6 2)768:192=4 6)350-6=344 3)2+4=6 4) 356-6=350 Решение 2: ((356- 150:75)+768:192) –(48:8)=352 1)150:75=2 5)48:8=6 2)356 -2=354 6)358-6=352 3)768:192=4 4)354+4=358 Результаты решений разные | Решение 1: (211+(999:111- 235:47)) +(80:10)=223 1)999:111=9 5)80:10=8 2)235:47=5 6) 215+8=223 3)9-5=4 4)211+4=215 Решение 2: ((211+999:111)- 235:47) +80:10=223 1) 999:111=9 5)80:10=8 2)211+9=220 6) 215+8=223 3)235:47=5 4)220-5=215 Результаты решений одинаковые |
8. Выполнение взаимопроверки
Учитель:
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте.
9.Проверка выполнения работ по карточкам. Выставление оценок
III РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНАЯ ЧАСТЬ
Учитель:
- Ребята, подведём итог нашему уроку.
Давайте сделаем это вместе.
Ученики:
-Сегодня мы вспоминали алгоритмы умножения и деления.
- Решали примеры самостоятельно и выполняли взаимную проверку. - Считали устно.
-Решали задачи на нахождение площади и периметра.
- Изменяли вопрос и решали новую задачу.
- Говорили о том, что нужно беречь окружающий нас мир.
Учитель:
- Все ребята молодцы, хорошо работали. Особенно мне хотелось отметить Надю, Дашу, Максима, Вову, Катю и Машу. Эти дети очень активно работали. Им я ставлю пятёрки. Остальным, кто работал, ставлю четвёрки, потому что они были менее активны на уроке.
- Урок окончен.
-Вы свободны.