Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме: "Решение задач".(Слайд 5)
Тип урока: Закрепление материала
Педагогические задачи:
- учить дополнять условие задачи,
- ставить вопрос к условию задачи;
- развивать умение анализировать и решать задачи;
- отрабатывать вычислительные навыки.
Планируемые предметные результаты:
- научатся дополнять условие задачи и ставить вопрос;
- анализировать и решать текстовые задачи;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- оценивать себя, границы своего знания и незнания;
- работать в паре и оценивать товарища.
Регулятивные:
- уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный),
- контроль результата по просьбе учителя;
- отличать верно выполненное задание от неверного
Коммуникативные:
- уметь осуществлять взаимопроверку.
Познавательные:
- уметь выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез,
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- относить объекты к известным понятиям на основе выполнения универсальных логических действий.
Личностные:
- обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности;
- соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке;
- действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами.
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые умения (УУД)
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Приветствие.
– Мы друг друга понимаем? (Да, !)
– Хорошо всегда считаем? (Да!)
– Мы хороший дружный класс? (Да, да, да!)
– Всё получится у нас?? (Да, да, да!)
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
УУД: Коммуникативные
Настрой на продуктивную деятельность
Установление дружеских контактов
УУД Личностные: Положительное отношение к учебной деятельности
УУД Регулятивные: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
II Актуализация знаний.
Устный счет:
1) Счет чисел от 1 до 10, от 10 до 1 по таблице «Веселый счет» (Слайд 1)
2) Упражнения со счетным материалом.
Начнём с устного счёта.
- Назовите число, стоящее перед числом 4. 3
- Какое число получится, если 7 увеличить на 2? 9
- 7 уменьшить на 2. 5
- Покажите наименьшее однозначное число. 1
- Какое число стоит между числами 6 и 8? 7
- Назовите число, которое идёт при счёте за числом 10. 11
- первое слагаемое 6, второе – 4, какова сумма этих слагаемых 10
- 6 увеличить на 2
- 7 уменьшить на 1
- из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получить 2
- сколько нужно прибавить к 8, чтобы получить 10
Посчитайте от 0 до 10 через один (0,2,4,6,8,10)
Какие это числа (четные)
Почему (их можно разделить поровну)
А теперь посчитайте с 1 до 10 через один (1,3,5,7,9), а это, какие числа (нечетные). Молодцы!!!
1.1 Индивидуальная работа(Слайд 2)
- дети на листочках заполняют домики
–у доски работают 2 учащихся:
1 ученик- задание состав числа 8 "Заполнить домик"
2 ученик- решение примеров:
…+1=1
5+ …=7
6+3=…
8-4=…
9-9=…
Проверяем работу учащихся, работающих у доски.
И сравниваем с ответами на листочках
-Считаем, ответы вы показываете на карточках.
2. Работа с классом
Выполняют задания, используют карточки с числами.
Проверяют выполненные задания.
III. Определение целей урока
Ребята, приготовьтесь внимательно сейчас меня слушать и давайте с вами решим примеры. Тогда вы узнает ключевое слово, которое и будет темой нашего урока. Попробуем расшифровать слово(примеры на Слайде 3):
8-5=3 ( А) 7- 7+1 =1 (А) 6-4+2=4 (Д ) 10-5=5 (А) 4+2=6 (З) 3+3-4=2 (Ч)
Расположите ответы в порядке убывания
6 , 5 , 4 , 3 , 2, 1(Слайд 4)
-Какое слово получилось? (Задача)
– Чему же посвятим наш урок? (Задачам). Тема урока: Решение задач (Слайд 5)
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием «задачи»
-Как вы думаете, мы уже в достаточной мере научились с вами решать задачи или нужно закрепить эти наши умения? (составлять и решать задачи) Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Правильно, сегодня мы будем отрабатывать навыки решения задач.
-Кто помнит, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)(Слайд 6)
На экране написан текст:
-
Мама помыла 5 тарелок, Маша дала ей еще две испачканные тарелки.
Это задача? – нет. Почему? (нет вопроса) (Слайд 7).
-
Мама помыла 5 тарелок. Сколько тарелок у нее стало?
А это задача? – тоже нет. Почему? (не полное условие) (Слайд 8).
-
Мама помыла 5 тарелок, Маша дала ей еще 2 испачканные тарелки. Сколько всего тарелок помоет мама? (Слайд 9).
Это задача? Да!
- Как вы определили? Есть полное условие и вопрос, мы можем составить схему, записать решение и дать ответ.
- Давайте разберем еще несколько текстов и выясним, можно ли эти тексты назвать задачами.
1.«На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?». Этот текст можно назвать задачей? (Нет)(Слайд 10)
- В этой задаче есть условие: «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду». Есть вопрос: «Сколько лягушек прыгнуло в воду?».
- Однако, в этом тексте ошибка. Число лягушек, прыгнувших в воду, есть в условии – «одна». То есть в вопросе просят узнать то, что известно.
- Уберем ошибочный вопрос и изменим вопрос так, чтобы надо было найти неизвестное.
- «Сколько лягушек осталось на кочке?». В результате получилась задача:
- «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?».
2. «Мама купила 5 пачек соли. Две съели за обедом. Сколько пачек соли осталось?»(Слайд 11)
- В этой задаче есть условие: «Мама купила 5 пачек соли. Две съели за обедом».
- Есть вопрос: «Сколько пачек соли осталось?». Значит, это задача.
- Но в этой задаче нереальное условие: за обедом съели 2 пачки соли. Это невозможно, поэтому нет смысла решать эту задачу.
Какой вывод можно сделать? (Задача должна быть с реальным вопросом и ответом).
3.«У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика».(Слайд 12)
- В этом тексте есть условие: «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика», – но нет вопроса.
- Для того, чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос: «Сколько всего мячиков у мальчиков?»
- Теперь получилась задача: «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько всего мячиков у мальчиков?».
4.«Сколько стоят 2 матрешки?»(Слайд 13)
- В этом тексте есть вопрос: «Сколько стоят 2 матрешки?». Однако, в этом тексте нет условия.
- Для того чтобы сделать задачу из этого текста, добавим к вопросу условие: «Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля».
- В результате получим задачу: «Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля. Сколько стоят 2 матрешки?»
5.«Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем?» (Слайд 14)
- В этом тексте есть условие: «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой».
- Есть вопрос: «Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем?».
- Однако условие задачи не связано с вопросом, значит, его нужно изменить. - В результате получим задачу: «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько всего мешков крупы перебрала Золушка?».
Определяют тему урока.
Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.
Под руководством учителя определяют задачи урока.
УУД Познавательные: Составление алгоритма действий умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
УУД Коммуникативные:умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).
IV. Закрепление материала.
Физкультминутка
Быстро мы на стол накрыли, 1-2, 3-4. (наклоны)
Ничего не позабыли, 1-2, 3-4 (наклоны)
Сели, встали, сели, встали.
И ни капли не устали.
Работа с учебником стр. 116. №1
Разберем задачу:
У Милы было 4 игрушки для елки, ей подарили еще 3 такие же. Можно ли этот текст назвать задачей? Что это за часть задачи? Сформулируйте вопрос к задаче. ( Сколько всего игрушек для елки стало у Милы ?)
Какое решение будет у данной задачи? (4+3=7) Сформулируйте ответ: Ответ: У Милы стало 7 елочных игрушек.
Откроем тетради и запишем условие в виде схемы, поставим вопрос, запишем решение задачи и ответ.
4+3=7
Ответ: 7
Молодцы!
- Задание №2 на стр. 116
- Прочитаем задание.
- Сравни картинки и составь по ним задачу, чтобы в ее условии были слова - - «Стало на … меньше». Реши эту задачу.
Какое условие можно составить к этой картинке? (На одной ветке было 6 слив, а на другой стало на 2 меньше. Сколько слив на второй ветке? Сколько слив на двух ветках?)
6-2=4 (стало на 2 ветке)
6+4= 10 (на двух ветках)
Запишите решение в тетрадь.
Задание №3 на стр. 116
Павлик сорвал 6 орехов. Сколько орехов осталось у Павлика, если он съел 3 ореха. Каким действием решается эта задача.
6-3=3
Ответ:3 ореха осталось у Павлика.
Задание №4 на стр. 116
У бабушки были черные и белые кролики. Сколько всего кроликов было у бабушки?
Нужно дополнить текст задачи цифрами. У бабушки было 5 черных и 3 белых кролика. Сколько всего кроликов было у бабушки?
Запишем решение в тетрадь и сделаем взаимопроверку, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
Задание №5 на стр. 117
Потренируемся в счете. В задании №5 предлагают примеры, которые нужно решить.
Один ученик работает у доски.Остальные записывают в тетради.
Проверка решения примеров.
Читают задачу, выделяют структурные элементы задачи.
Отвечают на вопросы.
Составляют математические выражения- решения задач.
Записывают в тетрадь решение задачи.
Работают в парах. Выполняют задания.
УУД Регулятивные
Умение удерживать своё внимание, слушать как говорят другие.
УУД Познавательные
Общие учебные умения
УУД Коммуникативные
Согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний.
V. Включение в систему знаний и повторений
Работа в группах
- А сейчас будем работать в группах. Каждая группа получает рисунок. По этому рисунку необходимо составить задачу (условие, вопрос), а затем решить ее. После выполнения задания заслушаем выступление представителей от каждой группы.
Работают в группах.
УУД Коммуникативные
Обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в группе.
VI. Итог урока. Рефлексия
- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разными видами задач, а именно: с задачами с нереальными условиями, с неполными и лишними данными. В ходе урока мы разобрали разные способы преобразования таких задач с целью их дальнейшего решения.
– Чему сегодня был посвящен урок?
-Какую тему повторяли?
-Назовите из каких частей состоит задача?
-Продолжите высказывания:
• У меня получилось…
• Я научился…
• Сегодня на уроке я смог…
• Урок дал мне для жизни…
• За урок я…
- У вас на столе лежат смайлики. Дорисуйте смайлику улыбку, которая соответствует вашему настроению (Слайд 16).
- Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
- Продолжают высказывания:
• У меня получилось…
• Я научился…
• Сегодня на уроке я смог…
• Урок дал мне для жизни…
• За урок я…
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Использованная литература:
-
Методические разработки к учебнику М.И. Моро программа "Школа России".
-
Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
-
Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
-
Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М7: Русское слово, 2012.