Конспект открытого урока по математике во 2 классе для детей с ОВЗ.
Разработала: учитель начальных классов ОВЗ Черепанова Ирина Викторовна.
Повторение по теме: «Сложение однозначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд».
Цели урока: Закрепить и систематизировать знания учащихся по теме: «Сложение однозначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд».
Задачи:
Образовательная: закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд.
Воспитательная: умение выслушивать ответы одноклассников, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Коррекционно-развивающая: развивать навык правильного счёта, воображение, мышление, память, математическую речь, внимание.
Формировать БУУД:
- Личностные: интерес к математике, способность к самооценке, умение оценивать работу товарища.
-Регулятивные БУУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные БУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные БУУД: - выполнять сложение в пределах 20, сравнение чисел, знание основных геометрических фигур, умение построить отрезок.
- использовать приобретенные знания при выполнении различных заданий.
Планируемые результаты :
Предметные:
выполнять сложение в пределах 20, решать задачи,сравнение чисел, знание основных геометрических фигур, умение построить отрезок.
Личностные:
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы;
- позитивное отношение к результатам обучения,
- уметь проводить самооценку и объективно оценивать товарища.
Метапредметные:
Познавательные умения:
- выполнять сложение и вычитание в пределах 20, уметь обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания при выполнении различных заданий.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное действие в соответствии с правилом;
- проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку.
Коммуникативные умения:
- комментировать учебное задание с использованием математических терминов;
- комментировать действия сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- формулировать собственное мнение;
- работать в парах;
- согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога.
Предметно – развивающая среда
Цифры из магнитной азбуки, геометрические фигуры, герои сказки «Репка», карточки с индивидуальными заданиями, мяч, фишки – «смайлики».
Оформление доски:
Баба – Яга, Лесовичок, Цифрозавр- закрытый.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям! Наши гости пришли посмотреть как вы работаете на уроке, чему вы научились!
- И, так, внимание! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному лесу, в загадочную страну – Математику. А путь нам предстоит далёкий и трудный. Для того что бы нам вернуться назад потребуются все знания, которые мы получили на прошедших уроках математики.
- Так чем же мы будем заниматься?
- А поможет нам в этом дружба, помощь и умение внимательно слушать друг друга!
- Давайте проверим, всё ли готово к путешествию. Ручки есть? Карандаши есть? Линейки есть? Ну, в путь!
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ
-А вот и первое задание:
- Какой у нас урок?
- А какой по счёту урок?
- Вспомните, какое сегодня число?
- А какое было вчера?
- А какое будет завтра?
(Записываю число на доске)
Продолжаем наше путешествие.
- Ребята, а вы умеете считать? (Да)
- Это мы сейчас проверим!
2. ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК
- Посмотрите, к нам прикатился волшебный клубок!
Д/ игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧ» - прямой и обратный счёт, счёт парами (дети встают в круг, передают мяч из рук в руки), решение примеров (учитель бросает мяч ребёнку, даёт задание, ребёнок должен ответить и вернуть мяч учителю. Задания подбираются с учётом уровня развития ребёнка) За правильные ответы учащиеся получают фишки.
5+4= | 9+3= | Прямой и обратный счет: От 1 до 10; от 10 до 20; От 20 до 15; от 16 до 10, от 10 до 20. |
6+2= | 8+5= |
9+2= | 7+4= |
8+3= | 7+6= |
- Молодцы! Двигаемся дальше!
3. ЗАДАЧА
-И теперь мы попадаем в сказочный математический лес.
- Посмотрите Баба – Яга и Лесовичек спорят, не могут поделить грибы! Поможем им?
Задачи решать – нелёгкое дело,
Но за него возьмёмся смело.
А чтобы ошибок не допускать,
Будем думать, решать, вычислять.
ЗАДАЧА: Баба Яга собрала 10 грибов, а Лесовичок на 2 гриба меньше. Сколько грибов собрал Лесовичок? (Для более слабых учащихся – задача в одно действие).
(Разбираем и записываем условие задачи на доске. Самостоятельная работа детей по карточкам. Проверка решения (более сильные учащиеся проверяют у более слабых).
- Молодцы, помогли Бабе – Яге и Лесовичку сосчитать грибы!
- А сейчас покажем Бабе – Яге и Лесовичку, как мы умеем отдыхать!
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
5. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
- Ребята, посмотрите, какой – то чудесный мешочек у меня на столе оставил Лесовичок. Давайте посмотрим, что в нём?
(Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»).
Задания разной степени сложности: для более слабых учащихся – по осязанию, с завязанными глазами, исключая зрительный анализатор, узнать цифру или геометрическую фигуру, для более сильных учащихся – прибавить или вычесть однозначное число без перехода через разряд).
- Молодцы, ребята! Вы правильно назвали все цифры и геометрические фигуры. (За правильный ответ приз – фишка).
- И с этим заданием справились. Отправляемся дальше.
6. ДОМИК НА КУРЬИХ НОЖКАХ
-Ребята, а чей это домик на курьих ножках? Посмотрите, а крыша – то у домика Бабы Яги прохудилась. Давайте её починим. Какие нам для этого нужны фигуры из чудесного мешочка? (Дети рассматривают на доске избушку и называют геометрические фигуры. Затем им предлагается каждому починить избушку Бабы Яги).
- У доски чинит крышу Рамис!
- А все остальные за партами.
(Дети выполняют работу на столах. Проверка, индивидуальная помощь). Молодцы! Починили избушку! И она стала прежней.
- Баба –Яга и Лесовичок мне шепнули на ушко, что вы им сильно понравились и они вам очень благодарны.
7. ЦИФРОЗАВР
- Идем дальше по сказачному лесу!
- Ребята, посмотрите, а что это за чудище? Вы его знаете? (Ответы детей).
-Нет, это не Динозавр. Это Цифрозавр.
Не откладывать на завтра, срочно нужен ваш ответ!
Исполина – Цифрозавра победим мы или нет?
- А победить его можно так: внимательно посмотреть и увидеть какие цифры он прячет? Кто смелый? Кто хочет победить чудовище? Попробуйте составить несколько примеров с этими цифрами, например 6+5=11, 9+5=14, 7+7=14,8+7=15.
(Дети работают у доски – 2 человека. Остальные- по индивидуальным карточкам за партами Затем «эксперты» проверяют работу детей у доски… Оценка работы «Экспертами».
- Молодцы справились!
- Но Цифрозавр нас отпустит, если выполним еще одно задание!
8. КАРТОЧКИ БОЛЬШЕ МЕНЬШЕ
(Раздаю карточки с заданиями – расставить знаки «больше», «меньше», «равно»). Проверка. Выборочно дети более с высоким уровнем проверяют задания других детей.
9. ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ (ВОВА)
- Ребята, осталось последнее задание. Нам надо найти обратную дорогу. А для этого надо её построить: начертите отрезок длиной 2 см и 5 см.
(Построение отрезков разной длины – 2, 5 см. Для более сильной группы учащихся задание усложняется: первый отрезок – 5 см, а второй на 2 см длиннее, чем первый). Проверка. За правильное выполнение задания – фишки.
- Вот мы и вернулись из нашего путешествия по прекрасной стране – Математике. Вам понравилось? А с какими заданиями вам пришлось справиться? Какое задание было самым трудным?
- На доске
Прекрасна Математики страна!
Ведь сколько знаний дарит нам она!
Великое дело задачи решать
Мне очень хотелось вам всё подсказать.
С работой прекрасно вы справились сами. МОЛОДЦЫ!
Отметки выставляются фишками.
ИТОГОВОЕ оценивание урока.
КАРТОЧКИ.
ЦИФРОЗАВР.
ПОЯСНЕНИЕ: Распечатать необходимых размеров (у меня формат А3), сделать прорези для цифр и знаков для составления примеров.
ДОМИК НА КУРЬИХ НОЖКАХ.
ПОЯСНЕИЕ. Распечатать необходимых размеров (у меня один формата А3, и три домика формата А 4), в крыше домика вырезать несколько прямоугольников, один домик на доске (индивидуальная работа со слабым учеником), остальные на партах (работа в парах).