Урок 23
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Задача».
Основные цели:
1) Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.
2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.
Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9.
3) Воспитывать положительную учебную мотивацию, коммуникативные способности, адекватную самооценку деятельности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности:
|
|
Математике учиться - всегда пригодится!
|
|
- Прочитайте предложение. Как вы его понимаете? (Знания помогут нам в жизни, умному человеку в жизни легче.)
- Как это предложение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться и т.д.)
- Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)
- Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке. Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (мы узнали как называются компоненты сложения)
- Какие задания вы выполняли с компонентами сложения? (мы составляли выражения для нахождения части и целого)
- В математике еще очень много интересного. Сегодня на уроке вы столкнетесь с новыми заданиями. Пожелайте друг другу удачи! В путь!
- С чего должны начать работу? (С повторения.)
- Все ли вы будете повторять? (Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Тренинг вычислительного навыка.
Работа организуется фронтально.
- Сосчитайте от 1 до 9, от 4 до 8, от 7 до 2.
- Назовите последующее число 9.
- Расскажите все, что знаете о числе 5.
2) Актуализация взаимосвязи части и целого.
Учитель открывает на доске геометрические фигуры
- Что перед вами?
- На какие части можно разбить эти фигуры?
- Составьте все возможные равенства.
Один учащийся, комментируя, работает у доски, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.
- Проверьте, что у вас получилось.
- Какое действие выполняете, когда находите целое? (Сложение.)
- С помощью какого действия находили неизвестную часть? (С помощью действия вычитания.)
3) Составления выражения по рисунку.
Учитель открывает на доске задание
- Посмотрите на рисунок. Что можете узнать? (Сколько всего деревьев, целое.)
- Почему? (Нам известно, что елок 3 – это часть, берёзок 4 – это тоже часть, неизвестно целое, чтобы его найти, надо части сложить.)
- Запишите это выражение и найдите его значение, обозначьте компоненты действия.
Учащиеся выполняют задание на листиках.
сверим результаты.
- Сверим результаты. Сколько же деревьев? (7.)
- Итак, что вы повторили? (Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.)
- Какое задание вы получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем.)
4) Пробное действие.
- Послушайте два рассказа и сравните их.
а) На рынке купили 2 морковки и 1 свёклу. Сколько всего овощей купили?
б) На рынке купили 2 морковки и 1 свёклу. Овощи очень полезны.
- Как вы думаете, какой рассказ можно поместить в учебник математики, а какой в учебник по окружающему миру?
- Кто знает, как называется рассказ на математическом языке? (задача)
- Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу, расположив тексты в соответствии с буквами.
- Что нового для вас в этом задании? (Мы не составляли раньше задачи.)
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться составлять задачи.)
- Как назовете урок? (Задача.)
- Учитель открывает тему урока.
- Выполните план самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Итак, кто готов представить решение?
- Кто не смог выполнить это задание?
Учащиеся поднимают руки.
- Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли составить задачу.)
- Кто составил задачу? Прочитайте.
Учащиеся читают составленные тексты задач.
- Обоснуйте свои результаты. Почему именно так составили? (Мы не можем обосновать свои результаты.)
- Итак, следующий шаг разобраться, в чем затруднение.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу.)
- Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы не составляли задачи.)
- В чем же затруднение? (В выборе частей, из которых состоит задача.)
- Почему же возникло затруднение? (Не знаем, из каких частей состоит задача.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же цель дальнейшей деятельности? (Построить правило, в котором заключаются части задачи.)
- Поможет ли вам рисунок из повторения в решении проблемы?
- Как это задание может помочь? (Это задание напоминает задачу, только в этом задании был рисунок, а мы работали с карточками с текстами.)
- Как же вы можете по рисунку узнать, из чего состоит задача? (Мы сопоставим выполненное нами задание с карточками.)
5. Реализация построенного проекта.
- Предлагаю выполнить эту работу в парах. Напомню основные правила.
- Приступайте.
- Итак, кто готов представить задачу?
В своей защите учащиеся называют карточки, из которых должна состоять задача, и обосновывают свое мнение.
- Кто думает так же?
Подводящий диалог.
- Как было представлено задание с выражением при повторении? (В виде рисунка.)
- Как представлено здесь? ( В виде текста)
- Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача?
Учащиеся отбирают карточку условием.
- Прочитайте текст, записанный на этой карточке. (У Тани 4 гриба, а у Саши -2.)
- Какая карточка похожа на эту? (У Тани 4 гриба.)
- Почему вы не выбрали эту карточку? (К этому тексту нельзя поставить вопрос.)
Учитель вывешивает на доске карточку с условием.
- То, что нам известно – это УСЛОВИЕ.
Карточка вывешивается на доске рядом с текстом условия.
- Что же делать с этим условием? Какой должна быть следующая карточка? (Должен быть вопрос.)
- Найдите эту карточку. Прочитайте текст.
Учащиеся находят соответствующую карточку, один из учащихся читает текст.
- То, что вы должны найти – это ВОПРОС.
Карточка вывешивается на доске рядом с текстом вопроса.
- Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.)
- Назовите их? (Условие и вопрос.)
- Справились ли вы с заданием на повторение? (Да.)
- Помог рисунок? (Да.)
- Можем ли вы сделать рисунок и к задаче? (Да.)
- Нарисуйте столько треугольников, сколько грибов у Тани и столько квадратиков, сколько грибов у Саши.
Один из учащихся делает рисунок на доске, остальные учащиеся на листиках.
- Сверьтесь
- Как еще вы можете представить условие задачи, кроме рисунка? (В виде схемы.)
- Постройте схему к данной задаче.
Один ученик строит и заполняет схему у доски с комментированием, остальные учащиеся работают на листиках.
- Что вы построили для решения задачи? (Схему, рисунок.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
- Как же решить эту задачу? С помощью какого действия? (С помощью действия сложения.)
- Обоснуйте свой ответ. (Мы ищем целое, чтобы найти целое, нужно части сложить.)
- Составьте выражение к этой задаче. (4+2.)
Выражение фиксируется на доске и на листиках).
- Что вы составили для решения задачи? (Выражение.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
- Найдите его значение? (4+2=6.)
Один из учащихся с места комментирует решение.
- Полученное равенство называют РЕШЕНИЕМ задачи.
Учитель вывешивает соответствующую карточку на доску.
- Итак, решили ли вы задачу? (Да.)
- Прочитайте вопрос задачи.
Один из учащихся читает вопрос к задаче.
- Ответьте на вопрос. (Всего 6 грибов.)
- Запишите ответ.
Один из учащихся записывает ответ на доску, остальные учащиеся на листиках.
- Итак, как вы завершаете решение задачи? (Мы записываем ОТВЕТ.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
- Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)
- Что вам помогает решить задачу? (Схема, выражение, решение и ответ.)
- Проверьте наш вывод. Откройте учебник на с.88. попробуем сравнить свой вывод с выводом в учебнике. (Читаю, дети следят)
- Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что позволяет вам открытие? (Мы теперь можем составлять задачи и их решать.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
- А теперь немного отдохнем!
Физминутка
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Обратите внимание на задание на карточках и на доске.
- Соедините линиями части задачи и их названия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У Иры 5 кукол.
Она подарила 2 куклы.
|
|
|
|
|
|
|
|
Сколько кукол у Иры стало?
|
|
|
Один у доски комментирует, другие учащиеся работают на карточках.
- Проверьте правильность выполнения. У кого ошибка? В чем?
2) Работа в парах.
№ 1 стр.88
- Найдите № 1 на этой же странице. Перед вами решенная задача. Читаем ее.
- Как вы думаете, что вам надо сделать? (Назвать части задачи.)
- Определите в парах части задачи.
Учащиеся в парах выполняют задание, проверка организуется фронтально. Учащиеся с места называют части задачи.
- Назовите условие задачи. (В коробке 6 карандашей, на столе еще 2 карандаша.)
- Назовите вопрос задачи. (Сколько всего карандашей?)
- Какое составлено выражение? (6+2)
- Почему? (Мы ищем целое, значит, части нужно сложить.)
- Что еще вы не назвали? (Решение и ответ.)
- Назовите решение. В скобках в решении указывается наименование предмета речи, записываем сокращенно, ставим точку.
- Назовите ответ.
- Составлена ли была схема? (Нет.)
- Как составим? (Отрезок разделим на части, внесем данные.)
- Чтобы убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок, нужно выполнить самостоятельную работу.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Рабочая тетрадь № 1(1), стр. 33.
- Найдите № 1(1) на странице 33. Начертите схему к задаче и запишите решение.
Задача составляется фронтально.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
Учитель открывает на доске эталон для самопроверки, правильность выделения условия и вопроса определяется устно.
Далее организуется вербальная поэтапная проверка выделения остальных частей задачи. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач.)
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выделять части задачи, решать задачи.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- В конце урока я предлагаю потренироваться в решении задач.
Рабочая тетрадь. № 1(1), стр. 34
- Найдите номер № 1(1) на странице 34.
- Рассмотрите второй рисунок.
- Каково условие? (Было 4 красных квадрата, добавили еще 1 желтый квадрат)
- Что известно? (Это части)
- Как представлена первая часть? (4 квадрата.)
- Как представлена вторая часть? (1 жёлтый квадрат)
- Как вы думаете, каков вопрос задачи? (Сколько стало квадратов всего?)
- Что же неизвестно? (Целое)
- Как найдём целое? (Части сложим)
- Какое получим выражение? (4+1)
- Запишите.
- Что обозначает это выражение? (Ищем целое.)
- Назовите решение.
- Запишите решение.
- Задача спрашивала- сколько всего. Как ответим на вопрос?
- Запишите цифру ответа в рамочку.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Итак, ребята, вы- молодцы. Пришла пора подводить итоги работы.
- Какую цель вы ставили перед собой? (Построить правило построения задачи.)
- Достигли ли вы цели?
- Из каких частей состоит задача? Что помогает ее решить?
- Пусть каждый из вас подумает и скажет, как работалось на уроке, начиная со слов «Я …»?
Дети проводят рефлексию, затем учитель рефлексирует их работу.
- Молодцы, ребята. Из ваших «я» сложилось дружное «мы»- каждый из вас сегодня внес в общее дело свою маленькую лепту, которая стала для всех новым знанием.
- На доске представлено творческое домашнее задание.
|
|
Домашнее задание:
ð придумать свою задачу на сложение или на вычитание; найти в них условие, вопрос, нарисовать схему, записать решение и ответ.
|
|
- А сейчас цените свою работу на уроке,- возьмите клей, смажьте лучик солнца им и приклейте к солнышку. Если удалось все- возьмите желтый лучик, если не совсем все удалось, возьмите зеленый лучик, если ничего сегодня не удалось, возьмите красный лучик.